Заикание у детей 5 лет лечение

Общие сведения

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС.

Заикание у детей

Заикание у детей

Классификация

  • Органическое (неврозоподобное)
  • Функциональное (логоневроз)
  • Смешанное

Неврозоподобное состояние возникает у детей с особенностями развития мозга, травмами или инфекциями нервной системы, то есть в основе лежит конкретный дефект строения или функционирования органов. Такие малыши заикаются постоянно и почти одинаково, часто имеют сопутствующие болезни, задержку умственного и физического развития. В более позднем возрасте может присоединяться невротическая реакция, тогда форма заикания становится смешанной.

Логоневроз – нарушение речевой активности без внутренних причин. Он появляется у здоровых детей после психотравмирующей ситуации (испуг, неблагополучие в семье), чаще – при невротических особенностях психики. Такие дети развиваются по возрасту или даже опережают сверстников. При этом ранняя речевая нагрузка может быть фактором риска.

Признаки Логоневроз Органическая форма Смешанная форма заикания
Активность речи Низкая Обычно высокая Высокая, после появления невроза — снижается
Эпицентр судорог Дыхательные, голосовые Артикуляционные Во всех группах мышц
Скорость речи Любая Высокая Высокая
Выразительность речи Любая Монотонная, невыразительная Монотонная, невыразительная
Психомоторное развитие Без особенностей Движения однообразны и неуклюжи, мимика вялая, почерк невнятный Любое
Течение болезни Волнообразное, ухудшение на фоне психологических стрессов Постоянное, с периодическими ухудшениями Любое
Стремление преодолеть заикание Выраженное, порой чрезмерно Не выражено Встречается
Боязнь говорить Выражена резко Чаще не выражена Встречается
Возраст и обстоятельства возникновения болезни В любом возрасте после психологической травмы, чаще у детей 3-7 лет В период формирования речи В период формирования речи, к подростковому возрасту наслаивается логоневроз
Интеллект Сохранен, часто — высокий Часто снижен Часто снижен
  • артикуляционные
  • дыхательные
  • голосовые

Артикуляционные судороги внешне выглядят как спазмы языка, перекашивание его в сторону, вытягивание губ и другие ненужные движения речевого аппарата.

При дыхательных судорогах человеку как будто бы мало воздуха, возникает так называемый «комок в горле».

Голосовая локализация встречаются гораздо реже. При ней появляется резкий срыв голоса, то есть на середине слова возникает попытка издать звук, но она является безуспешной.

Степень тяжести

Тяжесть болезни определяется степенью нарушения социализации. При легкой форме человек заикается совсем немного, редко, это практически незаметно для окружающих, а потому никак не сказывается на его общении в коллективе. Средняя степень тяжести приводит к затруднению общения, так как дети стесняются дефекта, стараются его исправить, что часто усугубляет ситуацию. При тяжелой форме общение с окружающими резко затруднено или даже невозможно.

  • постоянное
  • волнообразное
  • рецидивирующее

Постоянное течение характерно для неврозоподобных состояний, при этом параметры, частота и тяжесть дефекта практически не меняются.

Волнообразная форма характеризуется периодами улучшений и ухудшений, последние могут быть спровоцированы стрессом.

Рецидивирующее течение похоже на волнообразное, но с более яркими проявлениями при обострении и почти полными отсутствием симптомов в остальное время.

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Почему возникает речевая судорога

Точные причины проблемы назвать сложно. Всегда существуют предрасполагающие факторы, при которых риск возникновения дефекта увеличивается. Но если при этом нет грубого поражения мозга или серьезных психотравм, то он может никогда не возникнуть.

Факторы риска

  • неврозы у родителей
  • другие неврозы (энурез, навязчивые состояния)
  • аналогичные дефекты  у ближайших родственников
  • болезни или травмы головного мозга
  • длительно текущие хронические заболевания

Причины

  • психологические травмы (острые и длительно существующие)
  • неправильная постановка речи с детства
  • избыточная нагрузка информационным материалом в раннем детстве
  • ускоренное или запаздывающее речевое развитие
  • подражание людям, имеющим заикание
  • переучивание леворукости

Фактор психологической травмы необязательно связан с острой проблемой (испугом, жестоким обращением, угрозой жизни). У предрасположенных детей развод родителей, рождение младшего брата или сестры, смена коллектива могут быть достаточной причиной для появления заикания.

Перегрузка информацией, которая часто встречается в наш технологичный век, также не идет на пользу малышу. Телевизоры, планшеты, компьютеры в совокупности с активными стараниями родителей побыстрее «разговорить» дитя ведут к обратному эффекту.

Заикание у детей, его причины и тактика лечения

Для левшей большой проблемой может быть их переучивание, которое встречается сейчас редко. Конфликт между активным правым полушарием мозга и стимулируемым левым ведет к нарушению речевых навыков.

Все вышеперечисленные факторы относятся скорее к логоневрозам, на них можно повлиять и предотвратить. Органические речевые проблемы, возникшие после болезни или травмы, предупредить бывает сложно.

Причины развития

Затруднение речи у малышей в виде повторения буквы или слова возникают в возрасте от 2 до 5 лет. Логопеды успешно осуществляют лечение заикания у детей. Дома родители помогают делать малышу дыхательную гимнастику и упражнения.

Как вылечить заикание у ребёнка? Сегодня существуют дополнительные методы преодоления речевого дефекта – компьютерные программы, логоритмика.

  • занятия с логопедом (составляют 80% успеха в вылечивании);
  • компьютеризированные программы;
  • физиотерапевтические процедуры – электрофорез с йодидом калия или спазмолитическими препаратами;
  • лечебная физкультура;
  • дыхательная гимнастика;
  • мануальная терапия;
  • артикулярная гимнастика;
  • массаж.

Как лечить заикание у ребенка 5 лет или младше? В комплексном лечении применяются расслабляющие хвойные ванн. Иногда, старшим детям применяют гипноз. Используется также электросон (Электросон- это физиотерапия, при которой, ток низкой частоты воздействует на головной мозг). Заболевание успешно лечится, когда специалисты, родители и малыш работают слаженно в одной команде.

Комплексный подход логопедов к заиканию помогает ослабить судороги речевого аппарата. Помимо того, в целом воздействует на поведение запинающихся детей.

На первом этапе, специалисты сдерживают речь несколько дней. На следующем этапе, учат говорить короткими фразами. Логопеды обучают медленному произношению отдельных букв при правильном дыхании. На занятиях используется ручной труд – лепка, рисование. Уроки у логопеда эффективны, если проводятся на протяжении 8 месяцев и больше.

Для исправления заикания применяются логоритмические упражнения. Новый метод сочетает произношение слов и фраз с музыкой. Способ базируется на том, что слова легче распевать, чем говорить. Логоритмика включает чтение стихов, движения под музыку, пение. Занятия расслабляют речевой аппарат, повышают самооценку малыша, ускоряют выздоровление.

Медикаментозное лечение не является терапией первой линии логоневроза.

Важно! Не существуют специальные препараты для лечения заикания. Транквилизаторы и противосудорожные средства применяются при тяжёлом поражении мозга. Курс лечения длится месяцами и даже годами.

В качестве дополнения к общему курсу лечения применяется витаминные комплексы, ноотропные препараты – Пирацетам, Актовегин. Логопеды рекомендуют возбудимым детям успокоительные средства для облегчения занятий.

Постепенно малыш подстраивается под плавное произношение слов. После занятий мышцы речевого аппарата малыша утрачивают невротический характер. У детей пропадают комплексы при общении, что положительно влияет на процессы выздоровления.

У родителей закономерно встаёт вопрос, как лечить заикание у детей дома. Помимо занятий с логопедом, маме и папе нужно уделять малышу много времени. Взрослые разучивают с дитем стихи только по рекомендации логопеда.

Ребёнку периодически понадобится консультация психолога или невролога. Основные виды лечения – занятия по лечебной физкультуре, гимнастику, дети проводят дома с родителями.

Слабые мышцы диафрагмы наряду с неправильной постановкой дыхания провоцируют судороги. Это можно исправить с помощью специального комплекса упражнения. Дети дошкольного возраста уже в 4 года способны повторять за родителями простые движения в домашних условиях.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей упражнения:

  • Малыш стоит с опущенными руками. Мама наклоняет голову и корпус малыша несколько вперёд и просит сделать шумный вдох. Выпрямляясь не до конца, малыш делает выдох.
  • Стоя в той же позе, ноги устанавливают на ширине плеч. Теперь поворачивают голову вправо и влево. В конце движения нужно делать вдох, а во время поворота – выдох.

Заикание у детей 5 лет лечение

Упражнения при заикании у детей повторяют несколько раз. Комплекс дыхательной гимнастики разработала Стрельникова специально для восстановления речи у запинающихся детей. Гимнастика укрепляет диафрагму, устанавливает правильное дыхание, улучшает мозговое кровообращение.

В лечебно-оздоровительном комплексе применяют упражнения и массаж при заикании у детей. Исправляет логоневроз акупрессура – точечный массаж. Воздействие на биологические точки быстрее восстанавливает речь.

Метод заключается в надавливании на активные точки подушечками пальцев с последующими круговыми движениями. Важно! Занятия проводит специалист, который активирует 17 точек, располагающихся в области спины и лица.

Кроме этого, делают массаж воротниковой зоны и плечевого пояса. Его цель – устранение спазма и усиление кровообращения мышц речевого аппарата. Процедуры повторяют 4 раза в год по 10 сеансов.

Интересно! У некоторых детей проблема появляется только во время волнения или разговора с незнакомыми людьми в непривычной обстановке. Дома в кругу семьи малыш говорит более уверенно без вынужденных остановок речи.

Мальчики в 4 раза чаще подвергаются недугу. В школьном возрасте у подростков запинание усиливается. Затруднение речи приводит к эмоциональному перенапряжению. Дефект речи бывает врождённым или приобретённым. Если малышу досталось врождённое заболевание, это связано со здоровьем матери и самого малыша.

Заикание у детей причины:

  • поражение центра речи в мозге;
  • перенесённые инфекционные заболевания – корь, коклюш, менингоэнцефалит;
  • употребление алкоголя и курение будущей матери;
  • токсикозы беременности;
  • генетическая предрасположенность определяется слабостью речевого аппарата;
  • гемолитические заболевания плода.

Повреждение речевого центра мозга происходит в результате внутриутробных инфекций, асфиксии плода или травмы во время родов. Сотрясение мозга также провоцирует заикание.

Одной из причин приобретённого логоневроза является хроническое нарушение питания. Дистрофия приводит к заиканию, нарушению дыхания и сердечной деятельности.

Психологические причины приобретённого заболевания:

  • неправильное воспитание с телесным наказанием, запугиванием;
  • перенесённый сильный испуг;
  • невротические детские страхи темноты;
  • желание привлечь к себе внимание родителей;
  • неблагополучная обстановка в семье, конфликты со сверстниками.

Признаки могут появиться в результате социальных факторов. Если в доме есть заикающийся член семьи, малыш может подражать людям.

Внимание! Недостаток общения с родителями в период формирования речи, семейные скандалы также провоцируют заикание

Способствующими факторами являются перегрузки в школе, длительные игры на компьютере. За последние годы прослеживается увеличение случаев заикания, связанных с бурным внедрением видеоигр. Многочасовой раздражитель приводит к срыву несовершенной нервной системы, провоцируя затруднения речи.

Важно! Большое значение для лечения имеет правильное питание. Прежде всего, следует исключить вредные продукты – фастфуд, чипсы, газированную воду, колу.

Заикание у детей 5 лет лечение

Меню при логоневрозе:

  • богатые витаминами и минералами фрукты и овощи;
  • белковая пища – мясные и рыбные продукты;
  • кисломолочные продукты – творог, кефир.

Должное внимание к ребёнку со стороны родителей повышает шансы выздоровления. Чаще обнимайте и хвалите малыша. Проводите с детьми много времени в парке на свежем воздухе. Кислород улучшает мозговое кровообращение, способствует здоровому сну.

В период формирования детской речи могут возникать различные нарушения. Одним из таких нарушений речи является заикание (логоневроз). Чаще патология развивается в возрасте от 2 до 5 лет. Реже обнаруживается у детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет). Обычно наблюдается у мальчиков. Заикание у детей излечимо, главное своевременно обратиться за консультацией и лечением к неврологу, логопеду, психологу.

В статье рассмотрим причины логоневроза, его признаки, диагностику и какие способы лечения существуют.

Прежде чем бороться с заиканием, нужно понять откуда оно взялось. Рассмотрим причины, которые могут вызвать логоневроз у ребенка.

  • поражение нервной системы новорожденного во время родов;
  • курение, алкоголь при беременности;
  • наследственность;
  • травма головного мозга;
  • болезни органов речи — носа, гортани, глотки;
  • заболевания (рахит);
  • переучивание левши на правшу.
  • стрессы, депрессии;
  • смерть близкого родственника;
  • детские страхи (боязнь наказания, героев сказок, темноты);
  • обиды, ревность;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг грозы, собаки.

Социальные причины

  • чрезмерная строгость родителей;
  • повторение ребенком речи заикающегося члена семьи;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • недостаточное внимание родителей в период формирования речи малыша;
  • смена детского сада, школы, места жительства.
  • частые скандалы в семье;
  • неудачи в школе;
  • чрезмерное употребление белковых продуктов питания (мясо, рыба, морепродукты, икра, яйца, молоко, кефир, йогурт, соя, бобовые, мучные изделия, орехи, семечки тыквы, морская капуста.);
  • прорезывание зубов у ребенка;
  • нарушения эндокринной системы (увеличение щитовидной железы, раннее начало менструального цикла, ожирение, сахарный диабет, нарушение физического развития);
  • инфекционные заболевания.

Виды патологии

Различают заикание у детей по форме судорог, клиническим проявлениям и течению.

По форме судорог выделяют:

  • Клоническое — характеризуются несколькими кратковременными судорогами, следующие друг за другом и ведущие к непроизвольному повторению звуков, слогов.
  • Тоническое — характерно длительное, сильное сокращение мышц. В результате этого и наступает задержка речи.
  • Смешанная форма — сочетание двух вышеописанных видов.

Заикание у детей 5 лет лечение

По течению заикание классифицируется на постоянное, волнообразное, возвратное. В последнем случае, нарушение речи может исчезнуть, но затем появиться вновь.

По клиническим формам логоневроз делится на:

  • Невротическая форма развивается неожиданно в возрасте 2-5 лет. Эта форма заикания лучше поддается лечению, поскольку при ней не нарушаются мозговые структуры.
  • Неврозоподобная форма возникает в 3-4 года. Начинается постепенно и без видимых причин. Причины кроются в органическом поражении мозга, поэтому данный вид сложнее поддается лечению.

Врачи считают, что повторение какого-либо звука более двух раз является начальным признаком заикания. К примеру, ребенок может повторять не слова: «Дай, дай, дай мне воды», а произносить лишь звуки: «Д-д-дай мне воды».

Проявления патологии могут быть самыми разными — от весьма характерных до неявных. Так, ребенок может повторять просто звуки, а может целые слова. Кроме того, возникает внезапная остановка речи, нередко в речи малыша начинают встречаться звуки-паразиты: «Э-э-э…», «М-м-м…». Таким способом он пытается внутри себя справиться с заиканием.

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС. Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами и т. д. Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей. Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.), ЧМТ, гипотрофия, рахит, интоксикации и пр. К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п. К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии.

Симптомы заикания у детей

Внешние проявления дефекта могут отличаться в зависимости от его причины, степени тяжести и активности лечения. Но почти во всех случаях есть общие признаки. Помимо запинок в речи существует множество сопутствующих проблем, мешающих развиваться, общаться и реализовывать себя.

К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т—рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.

Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

Дополнительные обследования

В некоторых случаях может понадобиться помощь ЛОР-врача, так как увеличение аденоидов способно провоцировать трудности в общении. Это же относится к любой патологии органов дыхания и артикуляционного аппарата. Иногда нужна консультация психиатра, чтобы вовремя выявить невротические тенденции.

Заканчивается обследование походом к логопеду, который и определит дальнейшую тактику лечения.

Физиологические запинки

Заикание у детей 5 лет лечение

Часто родители путают речевые судороги с вполне естественным для 3-летнего карапуза явлением – физиологическими запинками. Это паузы в речи малыша, возникающие из-за возрастной неспособности оформить словами сложные предложения. Такие эпизоды не стоит воспринимать как серьезные дефект, они требуют не лечения, а коррекции системы занятий с малышом.

Физиологические запинки Речевые судороги
Вид Повторение звуков, слогов, слов или даже предложений. Паузы в процессе речи (когда малыш не в состоянии выразить мысль словами). Повторение звуков и слогов. Паузы в процессе речи (из-за судороги).
Расположение запинок В любом месте предложения, особенно в сложных конструкциях. Чаще в начале фразы или при произношении определенных звуков.
Влияние посторонних людей и незнакомой обстановки При попадании в непривычные условия и общении с чужими людьми запинки уменьшаются. В аналогичных условиях частота и интенсивность увеличивается.
Отношение человека к дефекту Чаще всего не замечает либо не придает большого значения. Замечает, переживает по поводу дефекта, что усугубляет логоневроз.
Принципы коррекции Работа по развитию речи и перестройке распорядка дня. В некоторых случаях – консультация невролога. Работа с логопедом, неврологом, внимательное отношение родителей и воспитателей. Сочетание педагогических и лечебных мероприятий.

Чтобы не спровоцировать переход запинок в настоящее заикание, нужно соблюдать обычные меры профилактики:

  • Нельзя перегружать детей информацией – на время лучше отложить просмотр новых книжек и заучивание стихов, ограничить просмотр телевизора.
  • Важно следить за манерой общения в семье, так как привычка быстро говорить может вызывать перерастание безобидных пауз в серьезный дефект.
  • До улучшения разговорной речи лучше сделать акцент на неречевых занятиях: рисовании, лепке, играх с водой.

Таким образом, главный принцип профилактики – притормозить появление новых слов до более полного формирования центров мозга, так как избавиться от заикания гораздо сложнее, чем не допустить его.

Диагностика заикания

Обследование детей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.

В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи.

Логопедическое заключение должно отражать форму и степень заикания у детей; характер судорог; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальную диагностику заикания у детей необходимо проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией.

Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, реоэнцефалография, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

Ранняя диагностика заикания и начало лечения очень важны. Но многие родители не спешат прибегать к помощи логопедов, боясь, что это только разовьет в ребенке стыд за свое расстройство речи. Ученые уверены, что, если ребенку больше 3 лет и он заикается дольше 6 месяцев, родители должны отвести его к специалисту для постановки диагноза.

Признаки, на которые родителям следует обратить внимание и обратиться за профессиональной помощью:

  • заикание со временем становится сильнее и хуже;
  • заиканию сопутствуют активная жестикуляция (движения тела или лица);
  • затрудненная, напряженная или неестественная речь;
  • избегание ситуаций, требующих общения с окружающими людьми;
  • голосовое напряжение, в результате которого резко повышается тон голоса;
  • заикание не проходит у ребенка после достижения ним 5 лет.

Важно помнить, что заикание не является болезнью в обычном смысле слова, и полностью вылечить его невозможно. Мыслить следует другими категориями.

Заикание ребенка – это особенность его речи, с которой он должен научиться жить максимально комфортно и успешно общаться. А в этом помогут различные методы и техники лечения заикания.

Если есть подозрения, что ребенок заикается, то необходимо обратиться к педиатру, неврологу, логопеду, психологу. При диагностике заболевания большую роль играет анамнез ребенка, информация о том, как проходило и проходит его развитие, а также сведения о том, при каких обстоятельствах он начинает заикаться.

Для обнаружения патологий центральной нервной системы может понадобиться провести:

  • реоэнцефалография (исследование сосудов головного мозга);
  • Электроэнцефалография головного мозга (ЭЭГ);
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Рекомендации родителям

Заикание у детей 5 лет лечение

Во-первых, заикание – это не болезнь, а нарушение речи. И возникает оно, когда мышцы речевого аппарата ребенка судорожно напрягаются. В результате возникает повторение звука или его пролонгация. Вопросами лечения такого нарушения озадачивались еще древние ацтеки, которые видели причину заикания в том, что подросший ребенок продолжает сосать грудь матери. Первые методики по коррекции речи при заикании выработал еще Плутарх. Он предлагал заикам декламировать речи под громкий шум морских волн.

Врожденные факторы:

  • Наследственность. Если мама, папа или кто-то из бабушек, дедушек заикаются, есть вероятность, что малыш тоже начнет заикаться.
  • Внутриутробная гипоксия плода. Если крохе во время беременности мамы не хватало кислорода, нарушения речи – самое безобидное последствие такого состояния.
  • Инфекция, перенесенная крохой внутриутробно. Случается, что беременные переносят инфекционные заболевания. Вместе с мамами болеют и еще нерожденные карапузы. Следствием инфекции и может стать нарушение речи.
  • Недоношенность, преждевременные роды.
  • Гипоксия, возникшая в родовом процессе.

Приобретенные факторы:

  • Сильный испуг, который пережил малыш.
  • Большое и важное событие в жизни ребенка (это может быть и горе, и радость).
  • Перенесенное инфекционное заболевание. Заикание вполне может стать следствием кори, менингита, энцефалита и т.д.
  • Неблагополучная обстановка в семье, чаще связанная с проявлениями насилия.
  • Особенности речи мамы и папы. Если кто-то из родителей заикается, ребенок может просто подражать родителю, на самом деле заикой он не будет.

Существует несколько простых правил, которые позволят остановить развитие дефекта и сделать первые шаги к коррекции заикания.

  • Дети должны знать о природе своего недуга, но нельзя постоянно заострять на этом внимание.
  • При затруднениях малыша не надо подбадривать и стараться подсказать правильные артикуляционные движения.
  • Для некоторых людей характерна невнимательность или просто привычка переспрашивать смысл сказанного. В общении с заикающимся это просто непозволительно.
  • Если параллельно с речевыми судорогами существуют дефекты звукопроизношения, то их надо исправлять вместе с логопедом сразу, не дожидаясь результатов лечения заикания.
  • Нельзя допускать параллельного просмотра телевизора и приема пищи.
  • Необходимо ограничить или исключить развлечения на смартфонах и компьютерные игры при заикании
  • Для детей с невротическими особенностями очень важен четкий распорядок дня.
  • Если есть возможность отдать детей в секцию плавания, любого другого спорта или музыкальную школу – ею необходимо воспользоваться.
  • Не нужно перегружать ребенка занятиями, даже если его интеллект явно выше среднего. Чрезмерные умственные нагрузки могут усугубить дефект.
  • Направление в группу детского сада для детей с логопедическими особенностями – это вынужденная мера, ведь здоровые малыши легко перенимают все дефекты. Поэтому нужно подумать не только о своем чаде, но и о других, прежде чем спорить с руководством учреждения.

Родители и другие члены семьи могут сделать многое, чтобы помочь ребенку с заиканием преодолеть свои проблемы с речью. Психологи и логопеды рекомендуют родителям:

  1. Создать спокойную, приятную и веселую обстановку для разговора.
  2. Найти время для общения с ребенком, когда телевизор, компьютер, телефон и другие раздражители не мешают этому общению. Например, сделать привычкой ежедневную беседу во время ужина в кругу всей семьи или каждый день уделять время ребенку и общаться с ним одним в расслабленной атмосфере.
  3. Не критиковать речь ребенка, не исправлять и не требовать четкости произношения.
  4. Не заставлять ребенка выступать на публике (прочитать стихотворение, спеть песню) или вербально взаимодействовать с людьми, когда заикание стало серьезной проблемой. Необходимо поощрять социальную активность, которая не требует много словесного общения.
  5. Внимательно слушать, что говорит ребенок, и устанавливать обычный зрительный контакт, не выражающий нетерпения или разочарования.
  6. Избегать негативных реакций, когда ребенок заикается, не поправлять его, не завершать за него предложения. Важно, чтобы ребенок понял, что люди с заиканием могут эффективно общаться с другими людьми.
  7. Не употреблять фразы «Остановись и сделай глубокий вдох!», «Не торопись!» и другие. Хотя они и призваны помочь ребенку и формально не имеют отрицательного смысла, но на самом же деле они развивают в ребенке смущение и стыд за свое расстройство речи.
  8. Сделать свою речь максимально медленной и расслабленной, чтобы помочь ребенку замедлить скорость его собственной речи.

Очень важно, чтобы родители не боялись говорить с ребенком о заикании. Если он задает вопросы или делится переживаниями, выслушайте его внимательно и ответьте так, чтобы это помогло ему понять, что расстройства речи абсолютно нормальны и у каждого они есть в той или иной форме.

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа, ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.

Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.

На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).

Заикание у детей, его причины и тактика лечения

Доктор Комаровский рекомендует родителям сохранять спокойствие. Спокойствие – внешнее и внутреннее – и будет главным лекарством от заикания.

  • Нужно определить причину возникновения дефекта речи. После этого постараться ликвидировать ее. Если малыш заикается из-за того, что на него кричат родители, или они кричат друг на друга в присутствии ребенка, надо «сбавить обороты» и обеспечить ребенку нормальную спокойную домашнюю обстановку. Если причина заикания не понятна, обратитесь к специалисту, можно посетить детского психолога. Внимательно понаблюдайте за малышом, не подавая вида, что вы замечаете его проблему, и выясните, когда именно он начинает заикаться, какие факторы провоцируют его, какая погода стоит за окном, какие события предшествуют затруднению произношения. Из наблюдений составьте мини-дневник, который поможет специалисту выяснить истинные причины заикания.
  • Старайтесь говорить с малышом внятно, медленно, четко и понятно проговаривая слова. Попросите малыша попробовать произносить слова только на выдохе. Логопеды часто применяют этот прием.
  • Скажите «нет» телевизору, шумным играм, компьютеру. Помните про спокойствие. Лучше оградить ребенка от прослушивания громкой музыки, мультфильмов или, того хуже, выпусков новостей на ТВ, эмоциональных перегрузок. Разрешайте крохе смотреть любимый мультик не более 10 минут в сутки. Постарайтесь почаще включать ребенку аудиосказки, которые читаются медленно, монотонно. На пользу пойдет пение и дыхательная гимнастика, они способны расслабить мускулатуру речевого аппарата.
  • Детям – детское. Не выясняйте семейные отношения в присутствии ребенка, даже если кроха занят своими делами и делает вид, что не слышит взрослых, он всего лишь делает вид. На самом деле малыш как губка «впитывает» все ваши слова.
  • Посторонним вход воспрещен! Если малыш начинает заикаться в присутствии чужих, постарайтесь свести присутствие этих самых посторонних к минимуму.
  • Укрепляющие процедуры. Комаровский рекомендует заикающимся деткам ванны и игры в воде. Пусть для развлечения ребенок использует все имеющиеся у него игрушки, пусть пускает мыльные пузыри. Желательно, чтобы карапуз принимал ванну как минимум дважды в день. Очень важны и прогулки на свежем воздухе.
  • Питание ребенка. Доктор Комаровский советует чаще давать ребенку продукты, которые за счет большого содержания микроэлементов положительно сказываются на развитии речевой функции. Это морская рыба, сухофрукты, сметана, творог, кефир, йогурты.
  • Массаж. Массаж должен быть направлен на исправление проблем осанки, если таковые имеются. Подойдет и общеукрепляющий массаж, который можно проводить курсами по 2 недели с перерывом в 10 дней.

В следующем видеофрагменте доктор Комаровский и его коллеги более обширно рассматривают проблему заикания у детей.

Чем раньше будет проведена терапия заболевания, тем больше будет шанс навсегда избавиться от недуга. Лечение осуществляется комплексно и включает в себя несколько видов методик. О причинах и лечении заикания у детей поговорим в статье.

Заикание представляет собой речевой дефект, обусловленный определенными нарушениями центральной нервной системы.

Такая патология проявляется на фоне судорог артикуляционных органов и проявляется виде повторения отдельных звуков во время формулирования мысли.

Ребенку сложно произносить слова. Часть звуков может не только повторяться, но и сопровождаться специфическими и вынужденными остановками речи. В медицинской терминологии заикание обозначается «логоневрозом».

Заикание может быть врожденным или приобретенным. В первом случае ключевую роль играют период беременности, состояние здоровья родителей, родовая деятельность и заболевания, перенесенные в новорожденный период.

Развиваться заикание может не только на начальных этапах речевого развития, но и в школьном или подростковом возрасте. Например, такая патология нередко становится последствием переучивания левши.

Почему ребенок заикается? Причинами заикания у детей могут стать следующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • врожденная слабость артикуляционного аппарата;
  • последствия внезапных страхов;
  • повреждение головного мозга при родах;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гипотрофия или рахит;
  • последствия тяжелых инфекционных заболеваний;
  • перегрузка речевого материала и несоответствие его возрасту ребенка;
  • осложнения болезней, оказывающих негативное воздействие на гортань, язык и ротовую полость в целом;
  • осложнения во время беременности;
  • тяжелые психические потрясения (конфликтные ситуации, чрезмерная радость, регулярные нервные напряжения).

Формы и степени

В медицинской практике заикание подразделяется на несколько видов в зависимости от стадии развития патологии, ее этиологии, а также определенных типов симптоматики. По степени прогрессирования недуг может быть легким, средним и тяжелым.

Первая стадия сопровождается слабым проявлением признаков заикания, которые возникают под воздействием внешних факторов. Средняя степень патологии проявляется в виде запинаний в процессе речи. Тяжелая форма заикания характеризуется ярко выраженной симптоматикой.

Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период.

Логоневроз — это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

Рахит — нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза.

Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности.

Во время работы с логопедом, родителям необходимо реалистично оценивать свои ожидания. Лечения как такого от заикания не существует, как и прошедших клинические испытания медикаментов. Однако существует ряд методов, которые научат ребенка контролировать речь и уменьшат в той или иной степени проявления логоневроза.

Логопед работает с ребенком, чтобы развить у него индивидуальные модели поведения, которые смогут помочь произносить слова без усилий или научить разговаривать без заикания. Методы лечения варьируются и зависят от степени тяжести заикания и конкретных условий, в которых находится ребенок. Терапия должна подбираться каждому отдельному ребенку.

Выделяют два основных метода лечения заикания у детей. Первый сконцентрирован на том, чтобы развить у ребенка навык плавной речи. Этого можно добиться тогда, когда ребенок может следить за собой, имеет навык самонаблюдения. В начале работают над произношением одного слова максимально медленно и расслабленно.

Другой метод направлен на уменьшение вторичных признаков заикания, таких как подергивания, моргания, зажимами челюсти. Занятия с логопедом оказывают положительное влияние на большинство детей с длительным заиканием. В одних случаях проблема полностью исчезает, в других – речь становится значительно лучше. Независимо от результата, терапия укрепит у ребенка уверенность в себе, ведь он научился справляться с заиканием и улучшил навыки общения.

Благодаря прогрессу медицины заикание у детей полностью поддается излечению. В первую очередь, следует обратиться за помощью к врачам для установления причины данного нарушения речи и составления наилучшей программы лечения.

Занятия с логопедом

Логопедическое лечение заикания направлено на то, чтобы:

  • освободить речь заикающегося ребенка от напряжения;
  • устранить неправильность произношения;
  • воспитать четкую артикуляцию, а также ритмичную и выразительную речь.

На начальной стадии лечения ребенок выполняет задания вместе с логопедом, затем — самостоятельно практикуется в устной речи. Закреплять полученные навыки нужно в ежедневных разговорах с окружающими.

Прогноз и профилактика заикания у детей

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector