Что является нарушением эмоционально волевой сферы

Возможностями развития.

  1. Обучение
    и развитие детей с ограниченными
    возможностями развития– это
    целенаправленный
    процесс передачи и усвоения знаний,
    умений и навыков интеллектуальной и
    предметно-практической деятельности,
    основное средство подготовки к жизни
    и труду
    .

В
ходе обучения осуществляются цели
образования и воспитания. Дефектология
занимается вопросами специальной
дидактики
(теории образования и обучения детей с
ограниченными возможностями). Задачи,
содержание, принципы, организация
учебного процесса разрабатываются для
каждого конкретного типа специального
учебного заведения с учетом характера
и степени тяжести нарушения развития.

Развитие
детей с ограниченными возможностями в
большей степени, чем нормально
развивающихся детей, зависит от обучения.
Поэтому при отсутствии обучения или
его несвоевременном начале наносится
непоправимый ущерб развитию детей с
ОВР, тормозится формирование психических
функций, углубляется отставание от
нормальных сверстников; при сложных
дефектах возможности интеллектуального
развития могут оказаться нереализованными.

  1. В систему социальных
    институтов коррекционной направленности
    входят организации и учреждения
    образования, здравоохранения, социальной
    защиты населе- ния, культуры и спорта,
    а также межведомственные структуры.

Процесс становления
отечественной государственной системы
социальных институтов практической
дефектологии начался в конце 20-х –
начале 30-х гг. ХХ века. В настоящее время
в нашей стране она представлена достаточно
широкой, разветвленной сетью дошкольных
и школьных учреждений специального
назначения.

2.2 В систему
дошкольных специальных учрежденийвходят: ясли-сады, детские сады, дошкольные
детские дома, коррекционные группы при
яслях-садах, детских садах и детских
домах общего назначения, а также
дошкольные отделения при специальных
школах и школах-интернатах. Комплектование
специальных дошкольных учреждений
базируется на следующих организационных
принципах:

  • по принципу
    ведущего отклонения в развитии.
    Такой подход позволил создать следующие
    дошкольные учреждения (группы) для
    детей:

  • с нарушениями
    слуха (неслышащих /глухих/, слабослышащих);

  • с нарушениями
    зрения (незрячих /слепых/, слабовидящих,
    для детей с косоглазием и амблиопией);

  • с нарушениями
    речи (для детей с заиканием, общим
    недоразвитием речи (ОНР),
    фонетико-фонематическим недоразвитием
    (ФФН);

  • с нарушениями
    познавательного развития (для умственно
    отсталых детей и детей с ЗПР);

  • детей с нарушениями
    опорно-двигательного аппарата;

  • по принципу меньшей
    наполняемости групп
    (до 12 воспитанников);

Специфическими
особенностями организации работы
специальных (коррекцион- ных) дошкольных
учреждений являются:

  • введение в штат
    специалистов-дефектологов
    :
    олигофренопедагога, сурдопедагога,
    тифлопедагога, логопеда, дополнительно
    – медицинских работников.

  • осуществление
    образовательного процесса в соответствии
    со специальными комплексными
    программами
    обучения и воспитания;

  • перераспределение
    видов занятий
    между воспитателями
    и дефектологами (так, занятия по развитию
    речи проводит педагог-дефектолог);

  • организация
    специальных видов занятий
    (занятия
    по развитию слухового, зрительного
    восприятия, по развитие и коррекцию
    речи, ЛФК и др.);

  • бесплатное
    пребывание
    ряда категорий детей с
    ОВЗ в ДОУ(письмо Министерства
    просвещения СССР от 04.06.1974г. № 58-М «О
    содержании за государственный счет
    детей с дефектами физического или
    психического развития», действие
    которого продолжается и по настоящее
    время).

Принятые в 1992 г.
Закон Российской Федерации «Об
образовании» и в 1995 г. Федеральный Закон
«О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации «Об
образовании» ввели новые государственные
принципы организации образования в
России, новую технологию образовательных
учреждений. Для семей, воспитывающих
детей с нарушениями развития, детский
сад может оказаться прак- тически
единственным местом, где созданы
необходимые условия для развития ребенка
с ограниченными возможностями.

Согласно Типовому
положению о дошкольном образовательном
учреждении (постановление Правительства
РФ от 01.07.1995 г. №677) дошкольное образовательное
учреждение (ДОУ) обеспечивает воспитание,
обучение, уход и оздоровление детей в
возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с
нарушениями развития принимаются в ДОУ
при наличии условий для коррекционной
работы, на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК), с согласия родителей или лиц, их
заменяющих.

В детских образовательных
учреждениях организуются также группыкратковременного пребывания для детей
с нарушениями развития, которые в силу
каких-либо причин не могут на постоянной
основе посещать дошкольные учреждения.
(Инструктивное письмо Министерства
образования Российской Федерации от
29.06.1999 г.

№ 129/23-16 «Об организации в
дошкольных образовательных учреждениях
групп кратковременного пребывания для
детей с отклонениями в развитии».) Здесь
могут оказать психолого-педагогическую
помощь проблемным детям, а для их
родителей организуется консультирование
по вопросам обучения и воспитания.
Занятия с такими детьми проводятся
индивидуально или малыми группами в
присутствии родителей.

В условиях
отечественного дошкольного образования
интегрированное обучение пока еще
только внедряется, а для успешной
реализации его задач необходимо
соответствующие материально-техническое
снабжение и кадровый потенциал. Для
обеспечения коррекционного воздействия
и лечебно-оздоровительной работы такие
условия могут быть обеспечены в
коррекционных группах детских садов
комбинированного вида, где имеются
компенсирующие группы, и центры развития
ребенка.

Многие специалисты придерживаются
мнения, что существующая форма дошкольной
организации «начальная школа – детский
сад» также достаточно удобная вариативная
форма для обучения и воспитания детей
с нарушениями развития дошкольного
возраста. Посещая этот комплекс, ребенок
имеет возможность безболезненно начать
школьную жизнь в привычной обстановке
и в окружении знакомых детей.

    1. Дети школьного
      возраста
      , имеющие особые образовательные
      потребности, получают образование в
      различных образовательных учреждениях
      или на дому. Отбор детей с нарушениями
      развития во все виды и типы образовательных
      учреждений также осуществляет
      психолого-медико-педагогическая
      комиссия, которая дает квалифициро-
      ванное заключение о состоянии
      психофизического развития ребенка и
      рекомендации о дальнейших формах
      обучения.

На сегодняшний
день в Российской Федерации существуют
девять видов специальных школ для детей
с различными нарушениями развития.
Каждая из этих школ имеет свой видовойпорядковый номер:

  • специальное
    (коррекционное) образовательное
    учреждение Iвида – школа
    (школа-интернат) для неслышащих (глухих)
    детей;

  • специальное
    (коррекционное) образовательное
    учреждение IIвида – для
    слабослышащих и позднооглохших;

  • специальное
    (коррекционное) образовательное
    учреждение IIIвида – для
    незрячих (слепых) детей;

  • специальное
    (коррекционное) образовательное
    учреждение IVвида – для
    слабовидящих детей;

  • специальное
    (коррекционное) образовательное
    учреждение Vвида – для
    детей с тяжелыми нарушениями речи;

  • специальное
    (коррекционное) образовательное
    учреждение VIвида – для
    детей с нарушениями опорно-двигательного
    аппарата;

  • специальное
    (коррекционное) образовательное
    учреждение VIIвида –
    школа или школа-интернат для детей с
    задержкой психического развития;

  • специальное
    (коррекционное) образовательное
    учреждение VIIIвида –
    школа или школа-интернат для детей с
    нарушением интеллекта (умственной
    отсталостью);

  • специальное
    (коррекционное) образовательное
    учреждение IХ вида – школа-интернат
    для лиц с комплексными нарушениями в
    развитии.

Предполагается
создание специальных образовательных
учреждений и для других категорий детей
с ограниченными возможностями здоровья
и жизнедеятельности: для детей с аутизмом
и другими нарушениями эмоционально-волевой
сферы, детей с болезнью Дауна.

В системе
здравоохранения имеются также санаторные
(лесные) школы для хронически болеющих
и ослабленных детей.

Во всех специальных
школах (школах-интернатах) детям
обеспечиваютсянеобходимые
условия для обучения, воспитания,
лечения, социальной адаптации и интеграции
в общество. Помимо образования
специальная школа обеспечивает
медицинское и психологическое
сопровождение, в школах соблюдаетсяохранительный режим, уделяется
значительное внимание трудовой, пред-
профессиональной подготовке учащихся.

Что является нарушением эмоционально волевой сферы

Выпускники
специальных школ (за исключением
специальной школы VIIIвида) получаютцензовоеобразование,
которое соответствует государственному
образова- тельному стандарту массовой
общеобразовательной школы.

В школах VIIIвида могут комплектоваться классы для
детей с глубокой умственной отсталостью
(имбецилы), в школахI-IVвидов – классы для детей со сложными
нарушениями (например, глухие умственно
отсталые, слабослышащие умственно
отсталые и т.д.). Для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей и
имеющих особые образовательные
потребности, создаются специальные
детские дома и школы-интернаты в
соответствии с профилем нарушенного
развития.

Обучение на дому
организуется в случае, если ребенок-инвалид
не в состоянии посещать специальную
школу. Основанием для надомного обучения
является медицинское заключение. Так,
специальные школы и школы-интернаты
VIIIвида ведут надомное
обучение детей-инвалидов, имеющих
нарушение интеллекта с сопутствующими
заболеваниями, которые препятствуют
ежедневному посещению школы. В последнее
время стали функционировать школы
надомного обучения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector