Высокофункциональный аутизм у взрослых

Симптоматика

Если ты – взрослый человек, которому со связанными с аутизмом симптомами удалось окончить школу и колледж, найти работу и удержаться на ней, то твой аутизм относительно лёгкий. Хотя высокофункциональный или лёгкий аутизм – весьма сложное состояние. Это вызвано тем, что большинство симптомов связаны с социальным общением и сенсорными реакциями, и в мире 21 века вне своего дома тебе нужно участвовать в социальной жизни и справляться с огромным количеством сенсорных атак почти в каждой среде.

• Трудности интерпретации контекста и неявных аспектов социальных ситуаций. Например, будто все, кроме тебя, понимают, что надеть, когда говорить или промолчать, каким тоном разговаривать.

• Трудности использования тона и громкости голоса, подбора уместных ситуации слов. Например, ты используешь официальный стиль речи в неформальном общении, громко говоришь, когда надо соблюдать тишину, высказываешься ровным тоном, испытывая при этом сильные эмоции.

• Проблемы интерпретации языка тела, тона голоса. Например, тебе улыбается человек, которого ты считаешь привлекательным, зовёт присоединиться к прогулке в компании. Это романтический интерес или дружеское расположение? Тон начальника выражает гнев или сарказм?

• Проблемы поддержания беседы, особенно на темы, которые не входят в круг твоих интересов. Нейротипичные люди обычно легко болтают обо всём: от телешоу до сплетен, даже если почти не интересуются ими. А вот люди с аутизмом предпочитают долго и подробно говорить только о лично им интересных вещах. Порой они не замечают, что их собеседникам скучно.

• Чрезмерная сосредоточенность на интересах. Некоторые взрослые люди с аутизмом настолько поглощены своими интересами, что не в состоянии переключиться на что-то другое. Если твои друзья и коллеги разделяют эти пристрастия, то проблема не особо актуальна. Но если семья и соседи интересуются чем-то другим, то общение существенно осложнится.

• Трудности понимания уместности вопросов (когда и как спросить), высказывания того, что кажется правдой. Например, когда можно сказать начальнику, что его идеи не сработают? Можно ли спросить человека о том, что стало причиной его развода? Людям с аутизмом сложно понять, когда и что говорить, в итоге они замыкаются и молчат.

• Трудности с принятием перемен. Большинство людей с аутизмом предпочитает точно знать, что произойдёт дальше. Многие делают одни и те же вещи одним и тем же образом каждый день, едят одну и ту же пищу, ходят одним и тем же маршрутом и т.д. Но жизнь часто преподносит “сюрпризы”. И аутичным людям трудно быстро приспособиться к переменам без значительных усилий и эмоциональных стрессов.

Сенсорные и поведенческие симптомыСамые последние критерии аутизма включают сенсорные проблемы, являющиеся общими для всех людей в спектре. Сенсорные проблемы (наряду с социальными проблемами, описанными выше) могут привести к неожиданному поведению.

• Чувствительность к свету, звуку, запаху, прикосновениям и вкусу. Как и многие люди с другими расстройствами (такими как мигрень), люди с аутизмом необычайно чувствительны. Большинство из них не может подобно нейротипикам спокойно провести весь день под флуоресцентным светом в шумной обстановке. Также аутичные люди могут сильно реагировать на запах или вкус или испытывать трудности с физической близостью.

• Потребность физического давления для успокоения. Темпл Грандин, лидер аутистов-самоадвокатов, создала “машину для объятий”, чтобы помочь себе сохранять спокойствие в колледже.

• Потребность привычных движений и/или вокализаций. Эта потребность называется “стимминг” и является формой самоуспокоения. Стимминг включает: расхаживание взад-вперёд, покачивание, наматывание волос на палец, долгое издавание гудящих звуков и т.д. Стимминг трудно контролировать, иногда он вызывает неодобрительные взгляды окружающих.

diagnosisadult

• Аутические срывы (мелтдаун). Некоторые взрослые люди с аутизмом (даже с высоким IQ) временами настолько расстраиваются или испытывают фрустрацию, что не могут контролировать свои слова и действия. Это состояние иногда называют “аутический срыв/мелтдаун”. Обычно взрослые с аутизмом редко ведут себя агрессивно, но даже лишённый элемента насилия мелтдаун может вызвать у окружающих испуг.

Как помочь ребенку с высокофункциональным аутизмом?

Новорожденный ребенок

Родовые травмы могут приводить к развитию аутизма

К возможным факторам, влияющим на развитие аутизма, относятся:

  • патологические отклонения во время вынашивания ребенка;
  • травмы при родовой деятельности;
  • асфиксия плода;
  • воздействие окружающей среды;
  • наследственность. Заболевание имеет предрасположенность на уровне генных отклонений. Что касается наследования, то ученые уверены, что у потомков воспроизводится не сама патология, а имеют место предпосылки, влияющие на ее развитие.

Структурированное обучение – основа эффективного лечения аутизма у взрослых.

Среда и ежедневная программа должны обеспечивать человеку уверенность, предсказуемость из-за слабой способности планировать, предвидеть.

Программа структурированного обучения – государственная программа Северной Каролины TEACCH – широко используется также в Европе. Основные принципы – индивидуальный подход, структурирование, визуализация.

Термином «аутизм» называют нарушения в развитии головного мозга, вследствие которых возникает дефицит социального взаимодействия и сложности в общении. Интересы аутистов ограничены, действия повторяются, контакт с внешним миром минимален.

Высокофункциональный аутизм – одна из форм заболевания, о которой ведутся активные медицинские дискуссии. Термин принято относить к людям с относительно высоким коэффициентом интеллекта (более 70). Уровень развития таких пациентов позволяет частично воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию. Однако пациенты с ВФА не избавлены от трудностей в освоении социальных навыков, они немного неуклюжи и зачастую имеют задержку речевого развития.

Несмотря на то что изучением заболевания занимается огромное количество ученых, выяснить общую причину возникновения аутизма пока не удается. По этому поводу ведутся дискуссии. Медики не могут найти общий язык даже в вопросе о том, вызывает ли аутизм единая причина, действующая на генетику, когнитивное развитие и нейронные связи, или это разные причины, действующие на организм одновременно.

Основную ответственность за появление аутизма возлагают на генетику. Но и здесь нет полной ясности. Поскольку присутствует взаимодействие множества генов и частичные генные мутации с сильным эффектом.

Причины высокофункционального аутизма также не установлены точно. Одно из последних исследований в этой области выявило возникновение структурных аномалий в определенных участках головного мозга, которые отвечают за социальное взаимодействие.

Высокофункциональный аутизм у взрослых

Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения. Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным.

Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:

  1. Составляйте расписание, придерживайтесь четкого режима дня, предупреждайте о любых изменениях заблаговременно, чтобы аутист привык к мысли об изменении привычного режима.
  2. Определите внешние раздражители. И ребенок, и взрослый с высокофункциональным аутизмом может впадать в агрессию от самых незначительных деталей. Этот может быть определенный цвет, звук или действие. Оградите аутиста от раздражающих факторов.
  3. Научитесь успокаивать истерики, которые бывают у пациентов с ВФА довольно часто. Не давайте аутисту сильно перенапрягаться и уставать.
  4. Заботьтесь о безопасности во время истерики. Убирайте все опасные предметы из зоны доступа.
  5. Не кричите и не пугайте аутиста, не критикуйте его действия. Такое поведение усилит стресс, и больной дольше не сможет успокоиться.

Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с высокофункциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном для него мире.

Самодиагностика и диагноз от профессионала

Процесс диагностики можно начать с самостоятельного тестирования, например есть тест AQ, разработанный в 2001 году доктором Саймоном Бароном-Коэном, или тест RBQ2 (доступен онлайн), который “измеряет ограниченное и повторяющееся поведение, такое как распорядок и ритуалы, повторяющееся моторное поведение, сенсорные интересы и повторяющиеся действия с предметами”.

Тесты для самодиагностики помогут тебе понять, являешься ли ты аутичным, но они не заменят медицинский диагноз, который можно получить только от профессионала. Большинство психиатров с опытом работы в области аутизма должны уметь проводить соответствующие тесты и выдать верный диагноз, хотя большинство из них работают с детьми.

Доктор Шана Николс из Центра аутизма Фэй Дж. Линднер (Лонг-Айленд, Нью-Йорк) специализируется на диагностике и лечении подростков и взрослых с симптомами, ассоциированными с высокофункциональным аутизмом (синдром Аспергера).

Пришедшим в центр на диагностику взрослым людям доктор Николс сперва проводит тест IQ. Также она делает оценку адаптивных навыков, показывающую способность пациента справляться со сложными социальными ситуациями.

Она использует несколько конкретных диагностических инструментов для выявления конкретных симптомов и, по её мнению, они несколько устарели.

“Если есть возможность опросить родителей, то мы проводим ADI-R (Интервью при Диагностике Аутизма Пересмотренное). Оцениваем текущее состояние человека, изучаем его ранее развитие, чтобы получить представление о навыках пациента в социальной, коммуникативной и поведенческой сферах”, – рассказывает Николс.

Высокофункциональный аутизм у взрослых

– “Ведь аутизм не возникает внезапно, когда тебе исполнилось 25 лет. Симптомы аутизма у большинства проявляются с раннего детства”. Если нет возможности опросить родителей, то Николс и её коллеги просят опрашиваемых вспомнить своё детство, задавая примерно такие вопросы “у тебя было много друзей?”, “что тебе понравилось делать?”.

“ты можешь поддержать социальный разговор?”, “тебя интересуют мысли и чувства спрашивающего?”, “ты каким-то образом показываешь понимание отношений?”, “ты используешь невербальные жесты и выражения лица?”, “У тебя есть странные или чрезмерно увлекающие тебя интересы?”. Тесты позволяют выставлять баллы в каждой области, чтобы определить, соответствует ли пациент критериям аутизма.

В настоящее время для диагностики взрослых доступен новейший тест 3Di-Adult, который по мнению исследователей столь же точен как и ADOS, но значительно проще и короче. Этот тест оценивает социальное общение и взаимодействие, а также ограниченные интересы и поведение. 3Di-Adult постепенно становится стандартным инструментом для оценки взрослых.

Определение понятия и классификация

Аутизмом называют заболевание, обусловленное генетическими дефектами в центральной нервной системе. Как правило, данное состояние диагностируется уже в первые годы жизни.

У взрослых выделяют ряд форм аутизма.

  1. Синдром Каннера. Присутствуют отклонения в речи, агрессивность, слабый уровень интеллекта. Практически невозможно отыскать подход к такому пациенту.
  2. Синдром Аспергера. Имеет схожие проявления с предыдущей формой заболевания. При этом может иметь, как легкую, так и сложную форму, но зачастую протекает мягко. Легкий аутизм не препятствует полноценной жизни в обществе, если человек способен преодолеть свою робость и страх. Однако, пациент может зацикливаться на определенном занятии, большую часть времени проводить в изоляции.
  3. Синдром Ретта. Наследуется по женской линии. Является одной из опаснейших форм данного недуга. Купировать поведенческую симптоматику удается при помощи медикаментов, тогда как внешние и речевые отклонения невозможно убрать лекарствами. К характерным проявлениям относят: отсутствие коммуникации, склонность к символизации, несоциабельность. Пациентов с данной формой крайне мало. Как правило, такие женщины не живут дольше тридцати лет.
  4. Атипичная форма. Отсутствуют характерные проявления, чем осложняется процесс диагностики. Могут наблюдаться двигательные и речевые отклонения.
  5. Высокофункциональный аутизм. Данная форма диагностируется у пациентов с уровнем интеллекта выше 70. Характерно наличие определенного или острого сенсорного восприятия, ослабленного иммунитета. Заболевание может сопровождаться периодическими приступами судорог в мышцах, раздражением кишечника, проблемами с поджелудочной железой. Также характерно наличие поведенческой деятельности, сопровождаемой внезапными вспышками агрессии, узким спектром интересов, затруднением процесса социализации.

Аутист с карандашом в руках. У него открыт рот

Медицина классифицирует аутизм по этиопатогенетическим факторам. Это значит, что учитывают совокупность причин и механизма развития заболевания. Поскольку клинические проявления всех типов аутизма сходны, их выделили в единую группу, которую назвали термином “расстройства аутического спектра”. РАС включают синдром Каннера, то есть тяжелую форму раннего аутизма, синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм), эндогенный аутизм, синдром Ретта, аутизм неясного генеза и другие виды.

Если диагностирован не аутизм

По словам Николс, нередко пациент ожидает получить диагноз “аутизм”, а уходит с другим диагнозом. “Не являющемуся специалистом человеку сложно провести различие между социальными фобиями или застенчивостью и действительным нарушением при аутизме”, – говорит она. Другие расстройства, такие как обсессивно-компульсивное расстройство (компульсии, накопление, необходимость делать что-то снова и снова), социально-коммуникативное расстройство или социальная тревожность иногда выглядят как аутизм. Если врачи выявят эти расстройства, то смогут порекомендовать соответствующую терапию и/или лекарства.

Представленный выше материал – перевод текста “How High Functioning Autism Is Diagnosed in Adults”.

Причины возникновения

Сегодня теория, используемая до 1960-х годов прошлого века, согласно которой аутизм возникает из-за эмоционального холода матери, отсутствия любви к ребенку, считается несостоятельной. На данный момент среди возможных причин аутизма принимаются во внимание другие теории:

  1. Генетический подтекст. Эта теория говорит о возможной дисфункции нескольких различных генов, участвующих в развитии мозга. Считается также, что расстройства аутистического спектра (РАС), к которым относится аутизм, могут вызывать нарушения в кишечной микрофлоре, передаваемые потомству.
  2. Повреждение мозга. Большинство взрослых аутистов имеют повреждения мозговой ткани, в основном, функциональные дефекты левого полушария, аномальные изменения мозгового ствола. Но результаты исследований неоднозначны, невозможно точно назвать эти нарушения причиной аутизма, его последствиями, сопутствующим явлением.
  3. Недостаточная взаимосвязь мозговых центров. МРТ показывает, что у аутистов отсутствует нейронная связь между мозговыми центрами. Поэтому считается, что расстройство связано с нарушением их координации.
  4. Мужской тип мозга. Британский эксперт Саймон Барон-Коэн считает, что аутизм во взрослом возрасте характерен исключительно мужским типам мозга, что вызвано высоким уровнем тестостерона в организме матери во время беременности. Мужской тип мозга характеризуется недостаточной взаимосвязью полушарий, приводящей к меньшей эмоциональной чувствительности.
  5. Монотропная гипотеза. Согласно этой гипотезе, аутизм у взрослых возникает из-за повышенной концентрации на одном стимуле. При этом типично гораздо меньшее сосредоточение на большем количестве вещей, что необходимо для понимания быстро меняющихся социальных ситуаций. Эта теория была впервые опубликована в британском журнале «Autism» в мае 2005 года.

Ни одна из теорий не доказана научно. Все они остаются гипотезами.

Еще один медицинский спор

Целый ряд ученых считает ошибочным утверждение, что высокофункциональный аутизм – это синдром Аспергера. Они утверждают, что это разные заболевания с похожими симптомами. Попробуем объяснить, на чем основаны эти сомнения:

  1. При ВФА наблюдается задержка развития речи, особенно это заметно до трех лет. При синдроме Аспергера задержки речи нет.
  2. Пациенты с синдромом Аспергера имеют лучшее конгниктивное функционирование, чем при ВФА.
  3. Для ВФА характерен более высокий коэффициент интеллекта.
  4. У пациентов с синдромом Аспергера более явное отставание развития мелкой моторики.
  5. У пациентов с ВФА меньше дефицит невербальных способностей.
  6. У пациентов с Аспергером более высокие вербальные способности.

Высокофункциональный аутизм у взрослых

И тем не менее эти два состояния многие считают одним заболеванием с незначительной разницей в симптомах и течении.

Симптоматика

Аутизм и РАС проявляются нарушением ряда функций, типичных для здорового взрослого человека: социальных, когнитивных, исполнительных и др.

Социальная картина

Как ведут и проявляют себя взрослые аутисты в социальной сфере:

  • дефицит длительных, конфиденциальных отношений;
  • трудности в понимании, соблюдении социальных правил, неподобающее поведение;
  • проблематичное восприятие перспективы другого человека, чрезмерная жесткость, формальность;
  • навязчивое исчерпывающее исследование социальных отношений, преследование;
  • трудности в принятии критики, сильный уклон к мнению других людей, граничащий с параноидальностью;
  • социальная незрелость;
  • наивное доверие;
  • неспособность адаптировать поведение к меняющимся социальным ситуациям, дефицит социальной интуиции;
  • трудности в оценке влияния собственных действий на других людей;
  • ограниченная, жесткая, механическая способность к эмпатии, несмотря на присутствие чувства сострадания.

Когнитивные проявления аутизма у взрослых:

  • неравномерное развитие навыков, низкая производительность;
  • сосредоточение на деталях, ограниченная способность суждения о важности вещи, события;
  • специфическое мышление, трудности с абстрактным мышлением, необходимость визуализации информации;
  • понимание частичных шагов, но не целей.

Коммуникативные нарушения:

  • полное отсутствие или нефункциональность речи;
  • возможность нарушения всех речевых сфер, при высокофункциональном расстройстве наиболее очевиден семантико-прагматический дефицит;
  • слабость речевых навыков по сравнению с другими способностями;
  • словарный запас, выражения – выше среднего, слишком формальный;
  • особые, жесткие, иногда странные выражения, неологизмы;
  • трудности с метакоммуникацией;
  • проблемы в понимании правил взаимного общения.

Внутренние проявления включают чувство недостаточного понимания определенной надстройки общения. Они «не читают между строк», несмотря на понимание слов.

Чувствительные признаки у взрослого аутиста:

  • гиперчувствительность к сенсорным раздражителям;
  • гиперакузия у 18% аутичных людей против 8% в общей популяции;
  • мизофония – неприязнь к определенным типам звуков;
  • фонофобия – повышенная чувствительность к звукам;
  • трудности в отделении существенного восприятия от незначительных, легких отвлекающих факторов от окружающих раздражителей, «перенасыщение» стимулами с последующей паникой;
  • увлечение определенными сенсорными ощущениями, самостимуляция сенсорной активности;
  • прозопоагнозия – проблемы с распознаванием лиц.

Эмоциональность:

  • гиперчувствительность или, наоборот, не дифференцированная сглаженная эмоциональность, признаком аутизма у взрослых женщин бывает слезливость;
  • низкая толерантность к фрустрации, эмоциональная лабильность, капризность, сильные аффективные негативные состояния, склонность к депрессии, частый признак аутизма у взрослых мужчин – импульсивность;
  • ограниченная способность к самоанализу;
  • тревога, нервозность.

Нарушение исполнительных функций, воображения:

  • предпочтение рутины: трудности при путешествии, изменениях маршрута, ежедневного расписания, появлении новых планов;
  • ригидное поведение при внезапных изменениях;
  • сложности с прерыванием деятельности, чрезмерная концентрация на определенном стимуле (гиперфокус);
  • нарушения функций внимания: монотропное внимание, быстрые изменения от одного стимула к другому;
  • время и планирование: беспокойство во время ожидания, изменения графика, переходов деятельности;
  • необходимость предсказуемости (визуализированные инструкции);
  • проблемы с использованием неструктурированного времени;
  • уменьшение беспокойства, замешательства посредством ритуалов, компульсий;
  • стереотипы движения: помогают справиться с перенасыщением сенсорными стимулами, гиперчувствительностью, улучшают мышление.

высокофункциональный аутизм

Моторные навыки:

  • трудности в деятельности, требующей мелкой моторики, дискоординация при сложных движениях;
  • сложности при планировании движений, их последовательности, точности.

У людей с РАС есть ряд особенностей, взрослые люди аутисты имеют ряд характерных признаков:

  • эхолалия – повторение услышанного;
  • использование причудливых монологов;
  • создание воображаемых друзей;
  • причинение себе вреда;
  • приступы ярости;
  • жалость к себе;
  • стереотипность и др.

Типично неумение использовать улыбку; часто люди привлекают внимание криком, аффектом.

Согласно 10-му пересмотру международной статистической классификации болезней (1993 г) РАС (МКБ-10 – F84) включают:

  1. Атипичный аутизм (F1). Неоднородная диагностическая единица. Пациенты имеют некоторые области менее затронутые (лучшие социальные навыки, способности общения).
  2. Синдром Аспергера (F5) – «социальная дислексия». Разнородный синдром, имеющий особенности, проблемы, качественно отличные от других РАС. Интеллект при синдроме Аспергера находится в стандартном диапазоне. IQ влияет на уровень образования, навыков самообслуживания, но не является гарантированным предиктором независимой взрослой жизни.
  3. Дезинтегративное расстройство (F3). Регресс приобретенных навыков после периода нормального развития (по неизвестной причине).
  4. Первазивные нарушения развития (F8). Качество общения, социального взаимодействия, игры ухудшается. Но ухудшение не соответствует степени диагноза аутизма. Иногда нарушается область воображения.
  5. Синдром Ретта (F2). Генетически обусловленный синдром, сопровождающийся тяжелым неврологическим расстройством, влияющим на соматические, двигательные, психологические функции. Основные симптомы – потеря когнитивных способностей, атаксия (потеря координации движений), нарушение целевых способностей рук. Заболеваемость встречается только у женщин.

Классифицируется несколько степеней тяжести расстройства:

  1. Легкая. Способность общения. Смущение в необычной среде. Легкая форма аутизма у взрослых характеризуется медленными движениями, речью.
  2. Средняя. Впечатление «отключения» человека. В отличие от легкой формы аутизма, признаки средней степени представлены способностью много говорить (особенно о хорошо изученной сфере), но слабо отвечать.
  3. Тяжелая.Приступы паники (вплоть до суицидальных мыслей) при посещении новых мест. Типична замена местоимений.

Высокофункциональный аутизм, признаки которого рассматриваются в этом разделе, имеет ряд физических и поведенческих проявлений. Наблюдения проводились у больших групп пациентов разными учеными, которые подметили определенную закономерность.

К физиологическим признакам, часто встречающимся у детей с ВФА, можно отнести:

  1. Притупленное или излишне острое сенсорное восприятие.
  2. Частые судороги.
  3. Слабый иммунитет.
  4. Проявление синдрома раздраженного кишечника.
  5. Нарушение функционирования поджелудочной железы.

Аутичный спекрт – признаки и разница между симптомами

Высокофункциональный аутизм у детей имеет целый ряд поведенческих особенностей:

  1. Проблемы с речью. До года дети почти не гулят, к двум годам словарный запас не более 15 слов, в три года заторможена способность комбинирования слов. Дети неспособны к обобщению и использованию личных местоимений. О себе они говорят в третьем лице.
  2. Слабый или полностью отсутствующий эмоциональный контакт с окружающими. Дети не смотрят в глаза, не просятся на руки, не улыбаются в ответ на улыбку. Они не выделяют родителей, не реагируют на обращения.
  3. Сложности в социализации. В окружении других людей высокофункциональная форма аутизма у пациента проявляется дискомфортом, желанием отгородиться, отойти, спрятаться. Взрослые аутисты ощущают безотчетный страх или тревожность.
  4. Всплески агрессии. Любое неудовольствие вызывает у аутистов гнев, агрессию или истерику. Пациент может ударить или укусить. Часто агрессия направлена на себя, это наблюдается в 30% случаев.
  5. Дети с высокофункциональным аутизмом почти не проявляют интереса к игрушкам. Они не способны к образному мышлению и не понимают, что делать с игрушками. Но может возникнуть сильная привязанность к одной игрушке или к любому предмету.
  6. Узкая сфера интересов. Способность достигнуть результата в одном направлении. Наблюдательность. Потребность доводить до конца начатое занятие.
  7. Стереотипность в поведении. Склонность к определенному порядку действий. Атипичный высокофункциональный аутизм, как и обычная форма аутизма, сопровождается многократным повторением одного и того же слова или действия. Кроме того, пациенты подчиняют свою жизнь строгому распорядку. Любые отклонения вызывают неуверенность или агрессию. Побороть агрессию в этом случае бывает очень сложно.

Высокофункциональный аутизм, симптомы которого рассматриваются в статье, дает возможность ребенку обучаться в обычной школе. Однако для этого родителям придется приложить массу усилий.

Спекуляции вокруг аутизма

На исследованиях проблемы аутизма сделали карьеру многие врачи и ученые. Но она же привлекла множество мошенников. Так, британский ученый Эндрю Уэйкфилд поднял огромную волну в обществе, опубликовав исследование о том, что прививки от паротита, краснухи и кори влияют на развитие аутизма у детей. Эта тема получила огромный резонанс.

Диагностика

Для постановки диагноза используются 2 диагностические системы:

  1. Первая система. Диагностическое и статистическое руководство, представленное американской психиатрической ассоциацией. Сегодня доступна 4-я версия DSM-I. Подробные рекомендации содержат критерии ICD-10, особенно в исследовательской версии, с которой работает большинство европейских врачей.
  2. Вторая система. Сегодня чаще всего используется относительно простая шкала наблюдения CARS. (CARS) Аутизм оценивается в 15 пунктах. Фактическое обследование продолжается около 20-30 минут, общее время (вместе с оценкой) составляет 30-60 минут. Первостепенное внимание уделяется основным и второстепенным клиническим проявлениям.

Проблемы в обществе, жизни, социализации, образовании

При просмотре фото взрослых аутистов кажется, что они выглядят отрешенными. Это так и есть. Люди, страдающие расстройством, иногда кажутся глухими. Они имеют проблемы в общении, создают впечатление безразличия к окружающей среде, избегают зрительного контакта, пассивно реагируют на объятия, ласки, редко ищут утешения у других.

В коллективе аутисты несчастливы. Они одиночки, живущие в своем мире. Нередкая черта – создание воображаемых друзей.

Социальная нерешительность предопределяет то, как живут взрослые аутисты, осложняет отношения в сфере занятости, брака, влияет на семейные отношения.

Люди с аутизмом получают базовое образование в специальных или практических школах, другие интегрируются в обычные заведения. По завершении начального образования они могут посещать различные типы учебных заведений. Некоторые люди с РАС посещают ВУЗы, но из-за проблем с социальным поведением не заканчивают учебу.

Переход от учебы к работе – серьезное бремя. Без достаточной поддержки семьи или учреждений, занимающихся трудоустройством людей с ограниченными возможностями, аутисты часто остаются безработными, не имеют денег, в некоторых случаях оказываются на улице. Иногда найти работу получается в рамках программ социальной реабилитации.

Истории аутистов служат неким «пособием» для здоровых людей, помогая им понять жизнь человека с РАС.

Моя семья воспринимала меня такой, какой я была. Все 3 сестры (включая меня) были по-своему невротичными, поэтому родители нас ни с кем не сравнивали. В детстве мы читали, рисовали…

Никому не казалось странным, что мы проводили дни в своих комнатах, в лесу, на реке, лошадьми, другими животными.

Я иногда игнорировала окружение, сосредотачиваясь на одном предмете. Но мы смеялись над этим. Никто никогда не наказывал меня, не говорил о необходимости изменений.

Все изменилось в школе. «Ты должна больше стараться… Ты должна сделать это лучше…». Мама была на моей стороне. При перенасыщении стимулами (это было часто), она оставляла меня читать дома, не требовала общения. Сейчас, просматривая старые дневники, я вижу, что пропуски составляли до 45 дней.

Эмма, 27 лет

Границы для меня всегда были проблемой, в основном потому, что я не могу понять, где они находятся. Это приводит к недоразумениям, социальным срывам. Либо я вообще не говорю, либо говорю слишком много.

Алиса, 35 лет

высокофункциональный аутизм признаки

Как себя чувствует человек с РАС? Здоровый человек этого не почувствует, но может понять из следующих историй.

Мои проблемы не выходили на поверхность, пока я не пошла в школу. Класс был сумасшедшим местом: люминесцентные лампы, шум, работа, либо слишком тяжелая, либо смехотворно простая. Школа была своего рода сочетанием тревоги и скуки. Я была полиглотом, читала на 2-х языках. Но математика была для меня темным лесом. Учителя этого не понимали. Я сдалась, мое поведение ухудшилось. Покинув школу в 15 лет, я присоединилась к культу, интересовалась колдовством…

Инга, 30 лет

Я часто понимаю, что я веду себя некорректно, но я не могу различить реакцию окружающих. Я воспринимаю шутки буквально, серьезно, включаю защитную реакцию, часто непропорциональную… В социальных ситуациях чувствую себя неуверенно. Встречаясь в столовой с человеком, которого однажды поприветствовал в киоске, я не знаю, следует ли приветствовать его, идущего на обед с женщинами-коллегами. Я боюсь показаться вызывающим. Поэтому предпочитаю не смотреть на них.

Александр, 40 лет

Мифы и факты

Мифы – это предрассудки, связанные не только с понятием аутизма, но и с принятием аутистов обществом.

Нет. Увеличение числа людей с диагнозом РАС связано с расширением диагностической категории, осведомленностью общественности.

Нет научных данных, свидетельствующих о существовании «триггера» для РАС. Расстройство имеет прочную генетическую основу, его не вызывает еда, тяжелые металлы, прививки, плохие родители.

Нет. Все люди, страдающие расстройством, отличаются друг от друга. Отличия заключаются в общении, движении, обработке сенсорной, социальной и другой информации, взаимодействия с окружающей средой.

Интересная информация

Ряд текущих исследований предлагает новые возможности, особенно раннюю диагностику РАС (функциональная МРТ, моторный анализ, анализ голоса, маркеры ЭЭГ, уровни металлопротеинов). Но ни один из этих методов не универсальный, хотя результаты ряда процедур многообещающие.

При разработке, определении отдельных форм РАС, часто обсуждается, а иногда вызывает споры новая версия диагностического руководства, представленная американским руководством по психическим заболеваниям, – DSM-5.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector