Вопросы пациенту при осмотре

а) какие
элементы включает общий осмотр;

б)
градации тяжести общего состояния
больного;

в) типы
температурных кривых.

а)
оценить общее состояния больного;

б)
провести исследование кожных покровов,
придатков кожи и видимых слизистых
оболочек;

в)
исследовать лимфатические узлы;

г)
провести исследование костно-мышечной
системы, суставов;

д)
провести исследование отдельных частей
тела (осмотр головы, шеи, носа).

Вопрос 1.Понятие «общее состояние больного», его разновидности, критерии тяжести.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Главными критериями оценки тяжести
состояния больного должны быть
трудоспособность больного, его способность
к самообслуживанию и показатели основных
жизненных функций, а именно дыхания и
кровообращения.

• удовлетворительное– больной
активен, симптомы заболевания не мешают
пациенту быть активным, свободно ходит,
испытывает желание к общению, сознание
ясное, выражение лица спокойное.
Трудоспособность полностью сохранена,
показатели жизненных функций хорошие;

• средней тяжести– больной
ограничивает движения, большую часть
времени находится в постели, часто
принимает вынужденное положение, не
стремится к общению, выражение лица
может быть страдальческим, встревоженным,
симптомы болезни выражены значительно,
способность к самообслуживанию сохранена
полностью. Трудоспособность утрачена.

• тяжелое– больной не ходит, лежит
в постели, положение малоподвижное,
часто вынужденное, сознание может быть
ясным, но чаще помрачено: заторможен,
вял, неадекватен (ступор, сопор), возможно
резкое возбуждение, выражение лица
страдальческое или амимичное, Снижена
способность к самообслуживанию. Основные
жизненные функции нарушены;

• очень тяжелое– положение больного
пассивное, сознание может оставаться
ясным, но часто значительно помрачено
(сопор) или полностью отсутствует (кома),
основные жизненные функции нарушены
настолько, что создается угроза жизни
больного.

Проводите опрос. Провоцирующий фактор. Что провоцирует боль? Какое положение тела комфортно для пациента? Как начинается приступ боли? Что его усиливает или облегчает?

Тип боли. Пусть пациент опишет характер боли своими словами. Тупая ли эта боль, давящая, острая, сжимающая или спастическая?

Проведение боли. В каком месте она появляется? Распространяется ли она куда-либо? Попросите пациента показать, где болит. Локализованный или диффузный характер болей позволяет судить об их происхождении.

Тяжесть боли. Попросите пациента оценить тяжесть боли по десятибалльной шка­ле или по картинкам с различными выражениями лица. Менялась ли тяжесть боли?

Продолжительность боли. Боль постоянная, или периодически возникает и ис­чезает?

https://www.youtube.com/watch?v=https:ImcQ5Br85iE

Терапия. Принимал ли пациент лекарства для уменьшения боли? Был ли эффект? Когда боль началась?

Также уточните, что пациент ел, связано ли появление боли с приемом пищи, когда пациент ел и пил перед обращением в ОНП, какие препараты (назначенные врачом, безрецептурные, фитопрепараты) или другие вещества (легкие наркотики) употреблял. Расспросите пациента о приеме алкоголя, предыдущих сходных присту­пах болей, аллергических реакциях (в том числе на пищевые продукты), поездках за пределы страны, сопутствующих симптомах, недавно проведенных эндоскопических исследованиях, хирургических вмешательствах, недавно полученных травмах (осо­бенно брюшной и грудной полостей).

Пациенток следует спросить о менструальном цикле, в том числе о дате последней менструации, нарушениях цикла, методе контра­цепции, вероятности наличия беременности, кровотечениях из влагалища, боли при половых контактах, факторах риска заражения инфекциями, передающимися поло­вым путем (ИППП). Если вы разговариваете с пациенткой наедине, спросите, не по­лучила ли она травму в результате полового контакта, или не была ли изнасилована.

оглушенное сознание сменяется ступором,
который переходит в сопор, после чего
наступает кома. При расспросе обращают
внимание на интеллект больного,
темперамент, особенности психического
статуса и поведения, наличие нарушений
эмоционального состояния, например,
депрессии (подавленности), апатии
(равнодушия), страха, тревоги, тоскливого
настроения, плаксивости либо, напротив,
речевого возбуждения, неадекватной
тяжести состояния приподнятости
настроения (эйфории), эмоциональной
лабильности, повышенной раздражительности.

О душевном состоянии часто можно судить
по выражению лица больного. Выраженные
нарушения эмоциональной сферы, а также
более серьезные психические расстройства
(бред, галлюцинации и др.) являются
основанием для осмотра больного
психиатром. О положении больного судят
по его способности самостоятельно
передвигаться, свободно принимать любую
позу и обслуживать себя.

Если такая
способность не нарушена, говорят об
активном положении. При активном
положении обращают внимание на осанку
и походку больного. Под телосложением
понимают соотношение роста и поперечных
размеров тела, симметричность и
пропорциональность отдельных его
частей, а также тип конституции.

Состояние
питания (упитанность) определяют уже
при первом осмотре больного, в частности,
по лицу и формам тела под одеждой. Затем
при осмотре обнаженного тела обращают
внимание на степень выраженности
подкожной жировой клетчатки и на
равномерность ее распределения. При
исследовании кожи определяют ее цвет,
чистоту, целостность, температуру,
влажность, гладкость поверхности,
плотность, толщину и эластичность. После
этого, пальпируют подкожную жировую
клетчатку. Затем осматривают волосы и
ногти.

ДиагностикаКлиническое обследование пациента основано на анализе зрительных, слуховых, тактильных и обонятельных ощущений врача. Основными методами исследования пациента являются осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация. Обследование пациента разными специалистами проводят по регионарному принципу – «с головы до пят» (конечно, перед этим проводят общий осмотр больного).

Метод осмотра пациента играет важную роль в диагностике, поскольку часто позволяет сразу установить диагноз без каких-либо специальных исследований или предположить отклонения здоровья внутренних органов и систем.

Осмотр нужно проводить в светлом, теплом и специально оборудованном помещении. Смотровая кушетка должна быть расположена так, чтобы врач мог удобно расположится возле пациента (как правило, справа от больного). Обследование пациентов противоположного пола из этических соображений следует проводить в присутствии среднего медицинского персонала (это позволит врачу избежать возможных обвинений в сексуальных домогательствах (харрассменте – от англ. harassment). Пациенту должен иметь возможность воспользоваться ширмой, полотенцем и простыней.

Большинство обследований проводят в положении пациента лежа (рисунок 1). Врач должен заранее продумать «хореографию» обследования, чтобы пациент многократно не менял положение тела (поворачивался, садился, вставал и т.д.). Например, для аускультации (выслушивании) митрального клапана пациент должен повернуться на левый бок, для аускультации аортального клапана – присел и т.д.

Рисунок 1. Положение пациента во время осмотра

Для проведения осмотра пациента у врача должны быть специальные инструменты: фонендоскоп, шпатель, сантиметровая лента, фонарик, неврологический молоточек, отоскоп, офтальмоскоп и др. Такой диагностический набор инструментов хранится в «сумке врача общей практики». Специалисты в области доказательной медицины утверждают, что качество информации, полученная с помощью этих инструментов, во многих случаях не уступает диагностическим возможностям современных средств так называемой имидж-диагностики.

По мере накопления опыта врач может проводить «рутинное» клиническое обследование всего за 10-15 минут (у неопытного специалиста такое обследование занимает гораздо больше времени). Отметим, что практикующий врач должен постоянно совершенствовать навыки клинического обследования пациента, в независимости от своего опыта работы.

В медицине, как и в любом другом искусстве, только постоянная практика позволяет сделать трудное – привычным, привычное – легким, а легкое – прекрасным.

Перечислите факторы, затрудняющие осмотр пациента с болью в животе.

Прежде всего осмотрите живот, и только потом проводите пальпацию, по­скольку она может усилить перистальтику. Оцените симметричность живота, наличие видимых перистальтических волн, вид кожных покровов. Отметьте наличие кровоподтеков, расширенных вен, вздутия живота, сыпи, участков пигментации, рубцов.

  • Аускультацию проводите стетоскопом с воронкой (без мембраны), позволяю­щим услышать низкочастотные шумы; отметьте частоту и характер выслуши­ваемых звуков. Фонендоскоп (с мембраной) используют для выслушивания нормальной перистальтики. Высокочастотные шумы появляются проксимальнее места обструкции кишки, тогда как дистальнее места обструкции шумы низ­кочастотные либо вообще отсутствуют. Важным аускультативным симптомом паретической кишечной непроходимости считают отсутствие или уменьшение перистальтических шумов; при диарее шумы обычно высокочастотные. При по­мощи стетоскопа через переднюю брюшную стенку можно услышать систоли­ческий шум при расслаивающей аневризме аорты и стенозе почечных артерий.
  • Перкуссия помогает Определить плотность, наличие газа или жидкости в подлежащих структурах. Над большей частью брюшной полости выслушива­ется тимпанит, потому что в желудке и кишечнике находится газ. Укорочение перкуторного звука определяется над плотными органами, опухолями или ки­шечными петлями, которые заполнены каловыми массами.
  • Пальпацию — последний этап осмотра — следует начинать с наименее бо­лезненной зоны, постепенно перемещаясь к участку болезненности. Начните с поверхностной пальпации, затем проведите глубокую пальпацию, и после этого — пальпацию для оценки отраженной боли. Плотно прижимайте ла­донную поверхность пальцев к коже и с усилием надавливайте на живот «от себя*. Чтобы пальпировать было удобнее, пациенту нужно расслабить мышцы передней брюшной стенки, поэтому попросите его согнуть ноги в коленях. На­блюдайте за выражением лица пациента — его изменение при пальпации час­то помогает определить диагноз. Рефлекторное напряжение мышц передней брюшной стенки — признак воспаления брюшины. Если выявлены симптомы перфорации полого органа (ригидность мышц брюшной стенки, мышечная «защита» или «доскообразный» живот), глубокую пальпацию и пальпацию для оценки отраженной боли не проводят.
  • Ранний детский возраст. Маленькие дети плохо помнят, что с ними происхо­дило, и часто боятся людей в белых халатах. Для оценки интенсивности боли покажите ребенку картинки с лицами и задавайте сравнительные вопросы, на­пример: «Боль острая, как от иголки?» Также маленьким пациентам сложно расслабиться при пальпации, и они боятся щекотки. Полезно отвлечь их внимание, а пальпацию проводить рукой самого ребенка, держа ее в своей руке.
  • Пожилой возраст. Симптомы заболеваний у пожилых людей выражены слабее или возникают позже (например, боль часто оказывается атипичной, слабой, неспецифичной; лихорадка при инфекционных и воспалительных заболеваниях незначительная или отсутствует). Пожилые пациенты также могут плохо помнить развитие заболевания. Большинство из них страдают хроническими заболеваниями, осложняющими выявление симптомов основного заболева­ния. У пожилых пациентов возможны опасные для жизни состояния, редко встречающиеся в молодом возрасте: ишемия артерий брыжейки, разрыв или расслоение аневризмы брюшного отдела аорты, ИМ.
  • Ожирение. Обследование пациента с болью в животе особенно затруднитель­но при ожирении или беременности. Большой живот и жировая клетчатка мо­гут сместить или прикрыть органы брюшной полости, осложнив осмотр.
  • Иммунные нарушения. При иммунодефиците реакция на инфекцию или вос­паление часто оказывается недостаточной. У ВИЧ-инфицированных могут развиваться энтероколиты с профузной диареей и дегидратацией, перфорация толстой кишки, вызванная цитомегаловирусом (ЦМВ), кишечная непроходи­мость вследствие саркомы Капоши, острый панкреатит на фоне приема анти-ретровирусных препаратов.

Назад в раздел

Цель самоподготовки:

  • студент должен знать анатомию, гистологию,
    физиологию;

  • знать этику и деонтологию

Базисные
разделы для повторения, полученные
студентом на смежных дисциплинах:
анатомия,

гистология,

физиология.

Расспрос
больного. Жалобы. История заболевания
и жизни.

1.Понятие «общее состояние больного»,
его разновидности, критерии тяжести.

2.Сознание больного.

3.Разновидности положения больного, их
характеристика.

  1. Телосложение. Конституциональные типы.

4.Осмотр головы, лица, шеи.

5.Осмотр кожных покровов и видимых
слизистых.

6.Оценка степени питания обследуемого.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

7.Пальпация лимфатических узлов.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

8.Осмотр и ощупывание мышц, костей,
суставов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector