Каковы признаки умственной отсталости у детей?

Виды патологии

Умственная отсталость является таким состоянием, когда у пациента страдают все когнитивные функции и наблюдается психическая неполноценность, не позволяющая ребенку адаптироваться в социальном плане наравне с его сверстниками.

Определение степени данной патологии является необходимым не только с диагностической, но и с прогностической целью. Именно поэтому в современной медицине используется унифицированная шкала, позволяющая дать оценку интеллекта (IQ), позволяющая выявить степень патологии и выразить ее при помощи баллов. Полученные результаты распределяются следующим образом:

  • до 20 баллов – говорят об очень тяжелом отставании ребенка в развитии;
  • 20-34 – о тяжелой степени;
  • от 35 до 49 указывает на умеренную степень отставания интеллектуального развития;
  • от 50 баллов до 69 говорят о легкой степени отставания от сверстников.

Дополнительно к этому оценивается поведение ребенка и выявляются сопутствующие психические расстройства. От результатов таких обследований и будет зависеть либо возможность пациента адаптироваться в обществе, либо указания к специализированному лечению, рекомендации по постоянному уходу.

Ранее существовала несколько иная шкала, с помощью которой проводилась оценка интеллекта. Она предполагала использование таких терминов, как олигофрения и дебильность, а также имбецильность. Та или другая степень, характерная для умственной отсталости, также находились в зависимости от IQ. Однако прежняя шкала оценок не отражала весь спектр вариантов подобного явления. С ее помощью можно было лишь частично указать на степени сочетания психических нарушений, происходящих на фоне снижения интеллекта.

Признаки умственной отсталости у детей могут указывать на врожденные или приобретенные варианты задержки в развитии. Первые из них имеют место в связи с наследственными синдромами, а также проявляются из-за разнообразных генетических мутаций, произошедших в клетках эмбриона. Также врожденная патология возникает в связи с поступлением в организм матери различных токсинов. Это могут быть яды, наркотические средства, алкоголь и т.д.

Существует и приобретенное слабоумие. Порой оно возникает в результате травм черепа, а также перенесенных энцефалитов и менингитов.

Возникновению умственной отсталости способствует и тяжелая гемолитическая болезнь. Она характерна для новорожденных по причине резус-конфликта и других подобных формах влияния на организм плода и матери.

Основные этапы развития

В жизни ребенка педагогами и психологами выделяются определенные периоды, которые характеризуются заметными качественными перестройками организма.

Развитие человека происходит скачкообразно при переходе от одного этапа к другому. Исходя из традиционной периодизации выделяют:

  1. Младенческий возраст. Это период от самого рождения, который продолжается до года жизни.
  2. Преддошкольное детство. Этот этап начинается после года и длится до 3 лет.
  3. Дошкольное детство. Данный период имеет место от 3 лет до 7.
  4. Возраст младшего школьника – 7-11 лет.
  5. Средний (подростковый) школьный период – 12-15 лет.
  6. Старший (юношеский) школьный этап – 15-18 лет.

Каковы признаки умственной отсталости у детей?

Рассмотрим признаки умственной отсталости у детей на начальных этапах их развития.

Дебильность – 76-78%.

1.Идиотия– наиболее тяжелая
степень умственной отсталости. Диагностика
возможна уже на первом году жизни.

Речь и мышление полностью не развиты.

Дети не владеют даже элементарными
навыками самообслуживания, их не удается
приучить к элементарной опрятности.

Могут не различать вкусовых качеств, и
поэтому сосут и жуют несъедобные
предметы.

Движения плохо координируются,
поэтому с трудом овладевают ходьбой
или ведут лежачий образ жизни; преобладают
бесцельные двигательные стереотипии,
н-р, раскачивания.

Недоступна осмыслению даже игровая
деятельность.

Эмоции отражают удовлетворение или
неудовлетворение органических
потребностей, выражаясь нечленораздельными
криками, визгами и хаотичным возбуждением.

Прогресс в интеллектуальном развитии
невозможен. Осмысление окружающего и
собственной личности отсутствует или
смутно.

Дети-идиоты обучению не подлежат.

При меньшей тяжести идиотии дети могут
ходить, обслуживать себя, говорить.

Дети-идиоты нуждаются в
постоянной помощи и надзоре. Содержатся
в учреждениях Министерства социальной
защиты, по достижении 18 лет переводятся
в интернаты для психохроников.

Активность ограничивается инстинктивными
действиями.

Однако дети с тяжелой умственной
отсталостью так же, как и остальные,
способны развиваться. Они могут научиться
частично обслуживать себя, овладеть
навыками общения (речевым или безречевыми),
расширять свои представления об
окружающем мире.

Коэффициент интеллекта равен 0-35 баллов.

2. Имбецильность– средняя по глубине
степень умственной отсталости. При этой
форме поражены как кора больших полушарий
головного мозга, так и нижележащие
образования.

Это нарушение выявляется в ранние
периоды развития ребенка.

В младенческом возрасте такие дети
начинают позже держать голову (к 4-6
месяцам и позже), самостоятельно
переворачиваться, сидеть.

Овладевают ходьбой после трех лет.

У них практически отсутствуют гуление,
лепет, не формируется комплекс оживления.

При умеренной имбецильности дети могут
произносить короткие, простые фразы,
понимают несложную по смыслу речь.

Запас знаний крайне ограничен, дети не
способны к самостоятельному понятийному
мышлению.

Имеющиеся понятия носят конкретный
бытовой характер, диапазон которых
очень узок.

Каковы признаки умственной отсталости у детей?

Мышление осуществляется в представлениях.

При правильном воспитании
удается привить элементарные навыки
несложного труда и самообслуживания
(мыть посуду, подметать пол и т.п.).

Могут выполнять простую физическую
работу при постоянном контроле и
понуждении (чувство долга и ответственности
не развито).

Способность самостоятельно ориентироваться
в жизни ограничена, имбецилы нуждаются
в постоянной опеке.

Обладают определенными
возможностями в овладении речью, но
наличие грубых дефектов восприятия,
памяти, мышления, коммуникативной
функции речи, моторики, эмоционально-волевой
сферы делает этих детей практически
не обучаемыми даже во вспомогательной
школе.

Словарный запас может достигать
нескольких сотен слов. При этом речь
носит подражательный характер, ее
содержание не осмысливается, самостоятельный
рассказ отсутствует.

Накапливаемый запас сведений является
непрочным, неосмысленным.

малыш играет с кубиками

Дети-имбецилы могут овладеть элементами
письма, чтения, счета в пределах 20, но
абстрактный счет остается недоступным.

Являются недееспособными. До достижения
18 лет, также как и идиоты, находятся в
специальных детских домах для глубоко
умственно отсталых.

В последние годы установлено, что часть
детей-имбецилов способна овладевать
определенными ЗУН-ами (знаниями, умениями
и навыками) в объеме специально
разработанной для них программы.

Будучи взрослыми, они способны брать
на дом работу, не требующую квалифицированного
труда (склеивание коробок, конвертов).
Практика показала, что лица с умеренной
степенью умственной отсталости прекрасно
справляются с сельскохозяйственным
трудом, который доставляет им радость,
давая возможность самореализоваться.

Эмоциональная жизнь:
испытывают привязанность к близким, у
них развито чувство стыда, обидчивость,
злопамятность, они способны реагировать
на похвалу и порицание.

При умеренной имбецильности коэффициент
интеллекта равен 35-49 баллов.

девочка плачет

3. Дебильность– легкая степень
умственной отсталости.

После 5 лет в достаточной степени
овладевают речью.

Большинство достигает полной независимости
в уходе за собой.

Для мышления и поведения
характерны конкретность, шаблонность,
стереотипность, неумение выделять
существенные признаки, слабость критики
своих поступков.

Соматические нарушения:
общая физическая ослабленность, нарушения
моторики, особенности эмоционально-волевой
сферы и т.п. Все это ограничивает круг
их профессионально-трудовой деятельности.

Дебилы обучаются во
вспомогательной школе.

За 9 лет обучения в школе усваивают
материал, приблизительно соответствующий
программе начальной общеобразовательной
школы (умение читать, писать, простой
счет).

Овладевают несложной
профессией и впоследствии ведут
самостоятельную жизнь и даже вступают
в брак.

Эти люди дееспособны, поэтому общество
признает их способными отвечать за свои
поступки перед законом, нести воинскую
повинность, наследовать имущество,
участвовать в выборах и т.д.

Способность с 16-18 лет систематически
работать на производстве служит критерием
удовлетворительной социальной адаптации.
Работа в коллективе, получение заработка
служат для дебилов доказательством
успешности их труда и стимулом для
дальнейших усилий, позволяют им
чувствовать себя такими, «как все».

В условиях чрезмерной опеки со стороны
родителей, когда ему не прививаются
навыки самообслуживания и труда,
потенциальные возможности социальной
адаптации ребенка в должной мере не
используются. Преодолению жизненной
неопытности дебильного ребенка
способствует воспитание родителями у
него способности принимать самостоятельные
решения.

Степень социальной адаптации
определяется характером поведения: она
снижается в случаях повышенной
возбудимости, агрессивности. Высокая
внушаемость, неспособность оценить
отношения между людьми делает их нередко
жертвой злонамеренных элементов,
вовлекающих их в преступные действия.
Низкий уровень моральных задержек ведет
к расторможенности сексуальных влечений,
а у женщин – к частым внебрачным связям
и беременностям. Отмечается также
склонность к злоупотреблению психоактивными
веществами, бродяжничеству.

Коэффициент интеллекта: от 50 до 70 баллов.

Младенческий возраст

Выявить признаки умственной отсталости у детей до года, если они выражены в легкой форме, просто невозможно. Ведь у таких детей нет еще навыков речи и нельзя определить степень развития мышления, памяти и т.д. Младенец является беспомощным существом и не в состоянии удовлетворить свои любые, даже базовые потребности. Его жизнь полностью зависит от взрослого человека, который его кормит, перемещает в пространстве и даже переворачивает с боку на бок.

Однако существуют и некоторые внешние признаки умственной отсталости у детей, которые могут быть выявлены сразу же после их появления на свет. Они имеют место при тяжелой степени нарушений. Среди них:

  • ненормальное строение тела, лица и головы;
  • наличие патологий внутренних органов;
  • симптомы фенилкетонурии, представляющие собой бледность кожи младенца, кислый запах мочи и тела, вялость, неестественный цвет светло-голубых глаз, мышечная слабость, судороги, а также отсутствие самых элементарных реакций.

Если перечисленных выше внешних признаков умственной отсталости у детей не наблюдается, врачи определяют патологию по психическому и эмоциональному развитию ребенка, по его реакции на людей и окружающие предметы.

Какие признаки умственной отсталости у детей до года? У многих маленьких пациентов наблюдается задержка в развитии прямостояния. Такие малыши намного позже сверстников начинают держать головку, сидеть, стоять на ножках и ходить. Подобная задержка порой бывает весьма существенной и длится до 2 лет.

Симптомы олигофрении (умственной отсталости) у детей младенческого возраста выражаются также и в общей патологической инертности, безразличии, в сниженном интересе к окружающему миру. При этом не исключены крикливость и раздражительность.

Дети до года, страдающие от умственной отсталости, позднее приобретают потребность в эмоциональном общении со взрослыми. У них нет никакого интереса к игрушкам, висящим над кроваткой, или тем, которые показывает им взрослый. Отсутствует у таких малышей и жестовая форма общения.

Дети, имеющие умственную отсталость, до года жизни не могут разграничить «своих» и «чужих». У них не наблюдается рефлекса активного хватания. Не происходит у таких пациентов и формирования зрительно-двигательной координации. Помимо этого имеет место недоразвитие слуха и артикуляционного аппарата. Все это приводит к тому, что умственно отсталые малыши не начинают своевременно лепетать и гулить.

10. Личность.

Интересы,
потребности и мотивы поведения примитивны,
преобладающими среди них являются
элементарные органические потребности
(сон, еда, сексуальные потребности); в
связи со сниженной контролирующей
функцией головного мозга с годами их
побудительная сила увеличивается.

Общая
активность снижена. Затруднено
формирование правильных отношений со
сверстниками и взрослыми. Отсутствует
гибкость, поведение стереотипное,
шаблонное.

С
трудом формируются абстрактные понятия
добра и зла, чувство долга, способность
к самоконтролю и прогнозированию
последствий своих поступков.

Развитие
способностей и компенсирующих возможностей
ограничено. Самосознание характеризуется
некритичностью к своим и чужим поступкам,
неадекватной самооценкой и неадекватным
уровнем притязаний.

Основные этапы развития

У
многих детей задерживается развитие
прямостояния: начинают значительно
позже, чем нормальные дети, держать
голову, сидеть, стоять, ходить.

Задержка
может захватывать не только первый, но
и второй год жизни. Эти дети неловки,
физически слабы, часто болеют.

Наблюдается
отсутствие или значительное снижение
интереса к окружающему, общая патологическая
инертность. Это не исключает крикливости,
беспокойства, раздражительности,
двигательной расторможенности.

Не возникает
интерес к игрушкам, находящимся над
кроваткой или в руках взрослых.

Не происходит
своевременного перехода к общению с
взрослыми на основе совместных действий
с игрушками.

Не
возникает жестовая форма общения (н-р,
указательные жесты).

Не исследуют
предметы, не стремятся узнать о них у
взрослых, равнодушны к процессам и
явлениям, происходящим в природе и
социальной жизни.

Отсутствуют
и предпосылки развития речи: предметное
восприятие, предметные действия, общение
с взрослыми, в частности доречевые формы
общения.

Недоразвит
артикуляционный аппарат и фонематический
слух. В результате своевременно не
возникает лепет, который должен появиться
с 6 месяцев и зависит не от влияния
взрослых, а от состояния нервной системы.

2.
Дошкольный возраст.

Начинают
формироваться перцептивные действия,
которые в норме развиваются в раннем
детстве.

Появляется
интерес к предметам, игрушкам. Возникают
простейшие представления об их свойствах
и отношениях.

В 5 лет дети могут
делать выбор по образцу: цвету, форме,
величине.

К
концу дошкольного возраста немногим
более 50 % умственно отсталых детей
достигает уровня развития восприятия
характерного для начала дошкольного
возраста нормальных детей.

Отстает
развитие наглядно-действенного мышления.
К концу дошкольного детства не всем
доступно решение практических задач –
перемещение предмета, его использование.

До конца дошкольного
возраста фактически отсутствует
возможность решения наглядно-образных
задач.

Для
большинства умственно отсталых детей
развитие речи в дошкольном возрасте
только начинается. Они начинают говорить
с 4-5 лет. Первые слова появляются после
3 лет, фразы – к концу дошкольного
возраста. Активный словарь беден, фразы
односложны. Дети не могут передать
элементарное связное содержание.

В
отличие от детей с нарушенным слухом,
у умственно отсталых недоразвитие
коммуникативной функции речи не
компенсируется другими средствами
общения – мимикой, жестами.

Медленно
развивается словарный запас и обобщаются
понятия. Дети с трудом абстрагируются
от конкретной ситуации. Речевая продукция
сводится к использованию заученных
речевых шаблонов. Ребенок долго общается
в вопросно-ответной форме, контекстная
речь формируется с трудом.

Самостоятельный
рассказ сводится к простому перечислению
отдельных предметов и действий,
изображенных на картинке.

Внимание
к речи окружающих и контроль за своей
речью снижен. Отсутствуют вопросы
«почему?».

Отстают
от сверстников во всех видах продуктивной
деятельности: рисовании, лепке,
конструировании.

Рисунки
примитивны, фрагментарны; формы и
пропорции предметов искажены. Умственно
отсталые дети не используют в своих
рисунках цвет.

Элементы
трудовой деятельности начинают
формироваться под влиянием требований
окружающих. Сами умственно отсталые
дети не хотят овладевать навыками
самообслуживания. Нет понимания
последовательности и логики всех
действий, входящих в навык.

При
наличии правильного воспитания умеют
обслужить себя в быту, приобретают
гигиенические навыки, проявляют
инициативу в повседневных домашних
делах.

Игры
носят элементарный подражательный
характер, изобилуют стереотипными
действиями, отсутствует творчество,
замысел в игре. Дети плохо усваивают
правила игры, отсутствует символическая
функция. Игровые действия не сопровождаются
эмоциональными реакциями и речью.
Сюжетно-ролевая игра самостоятельно,
без специального коррекционного обучения
у умственно отсталых детей не формируется.
Дебильные дети могут поддержать
коллективную игру своих нормально
развивающихся сверстников.

К
школьному возрасту фактически не
возникает предметная деятельность:
действия с предметами остаются на уровне
манипуляций. Интерес к предметам и
игрушкам оказывается кратковременным,
т.к. побуждается их внешним видом.

Первые
проявления самосознания (отделение
своего «Я») происходят после 4-х лет.
Проявляются в негативных реакциях на
замечания, порицания. Систематическое
переживание неуспеха ведет к формированию
патологических черт личности – отказу
от всякой деятельности, пассивности,
замкнутости, агрессивности или, наоборот,
к заискиванию перед взрослыми и более
сильными, угодливости, негативизму,
озлобленности. Желание самоутвердиться
приобретает патологические формы:
озлобленность, жестокость к более
слабому.

Ограниченность
средств общения (речевых и неречевых),
непонимание игровой ситуации ведут к
отверженности умственно отсталых детей
в коллективе сверстников. В поведении
превалируют сиюминутные желания и
импульсивные действия.

Диагностика
негрубых форм умственной отсталости
(дебильности) у дошкольников часто
затруднена: в поведении от нормальных
сверстников они отличаются незначительно,
а несформированность навыков
самообслуживания может быть расценена
как результат неправильного воспитания.

Иногда
выраженное речевое недоразвитие является
единственным симптомом, настораживающим
окружающих. Не привлекают внимания
родителей и воспитателей замедление
психического развития, недостаток
фантазии и любознательности, низкая
популярность среди детей.

3.
Младший школьный возраст.

Умственный
дефект проявляет себя с началом школьного
обучения. Проявляется неспособность к
образованию отвлеченных понятий при
относительной сохранности наглядно-образного
мышления. Дети плохо понимают связи
между звуком и буквой, множеством и его
численным выражением, плохо осмысливают
даваемые учителем задания.

Навыки чтения и
письма усваиваются медленно: для полного
усвоения задание нужно повторять
многократно на протяжении 10-20 дней.

Правила правописания
усваиваются с трудом. Умственно отсталые
дети фразы строят примитивно, их речь
страдает аграмматизмами, косноязычием.

Плохо
распознают отношения событий и предметов
во времени и пространстве («раньше»,
«позже», «правее», «левее»).

дети сидят на траве

Сравнивать
сходные предметы по величине, объему,
весу могут только в наглядно-действенном
плане, взяв их в руки и приложив друг к
другу.

Чтобы
перейти к наглядно-образному обучению,
оперированию образами предметов,
требуется несколько лет. Различия между
сходными предметами обнаруживают с
большей легкостью, но при этом могут
работать одновременно не более чем с
2-3 предметами.

При
обучении счету плохо усваивают понятие
количественного содержания числа, смысл
условных арифметических знаков, не
улавливают условия несложной задачи
без предварительного разъяснения.

Отсутствует
умение устанавливать причинно-следственные
зависимости, что влечет за собой
непонимание математических задач.
Воображение не развито: дети не могут
придумать окончание незаконченного
рассказа, не умеют включиться в чужую
роль.

Любят
слушать музыку, пытаются танцевать, но
движения неловки, размашисты, не
согласуются между собой.

Несмотря
на трудности формирования представлений
и усвоения знаний и навыков, задержку
в развитии разных видов деятельности,
дети с незначительной умственной
отсталостью все же имеют возможности
для развития.

У
них в основном сохранно конкретное
мышление, они способны ориентироваться
в практических ситуациях, ориентированы
на взрослого, у большинства из них
эмоционально-волевая сфера более
сохранна, чем познавательная, они охотно
включаются в трудовую деятельность.

В
младших классах вспомогательной школы
у детей формируют правильное произношение,
фонематическое восприятие, умение
выслушивать и задавать вопрос, правильно
рассказать о своей работе, выполнить
задание по словесной инструкции.

Формируются
первоначальные пространственные
представления, первоначальные
представления о числе, представления
о природе, людях, вещах.

Прививаются
основные навыки чтения и письма,
исправляются некоторые недостатки
моторики, формируются навыки
целенаправленных, организованных
движений.

В
старших классах продолжается работа
по обучению детей чтению, грамотному
письму, развитию устной речи, элементарной
арифметике. Сообщаются элементарные
сведения из истории и географии Родины.
Средствами естествознания формируются
навыки ухода за растениями и животными.

В
этот же период детей начинают обучать
специальности – дерево- и металлообработке,
швейному или картонажно-переплетному
делу, отдельным видам сельскохозяйственных
специальностей.

Средствами
наглядности и трудового обучения удается
к среднему и старшему возрасту несколько
сгладить недостатки мышления. Достигаются
значительные успехи в развитии
наглядно-образного мышления, практической
деятельности, в речи и словесно-логическом
мышлении: дети постепенно овладевают
системой понятий, научаются черпать
некоторые знания из книг, газет,
телепередач.

Развивающееся
мышление способствует совершенствованию
восприятию, памяти, чувств, содействует
подготовке к самостоятельной жизни,
формированию убеждений и мировоззрения.

К
старшему школьному возрасту значительно
обогащается не только пассивный, но и
активный словарь, расхождение между
ними несколько сглаживается. В устной,
иногда и письменной речи появляются
сложные грамматические конструкции.
Развивается и разговорная речь, становясь
более последовательной, связной, понятной
для собеседников.

Развитие речи

У детей с расстройствами речи не нарушен
интеллект. При сохранном слуховом
анализаторе у этих детей страдает
фонематический слух, что приводит к
трудностям в обучении (затрудняются в
овладении чтением, письмом). Они нечетко
воспринимают обращенную речь, не
дифференцируют сходные звуки, поэтому
для них сложен звукобуквенный анализ.

Ребенок с речевыми
расстройствами имеет больший запас
сведений, представлений, чем
ребенок-олигофрен. Он лучше ориентируется
в быту, в ситуации; учитывает изменения
в окружающей обстановке, на которые не
обращает внимания умственно отсталый
ребенок. Ребенок с речевыми расстройствами
лучше понимает и чаще использует
паралингвистические средства общения
(мимику, жесты).

Ребенок с речевыми
расстройствами критически относится
к своему состоянию; понимает, что не
может говорить и этим отличается от
других детей. Он имеет выраженное желание
нормализовать, улучшить свою речь.
Умственно отсталый ребенок не обращает
внимания на свою речь, не замечает ее
недостатки, не может критически оценить
свое состояние, не использует помощь в
работе. У него нет желания улучшить свою
речь.

Каковы признаки умственной отсталости у ребенка 3 лет? У него нет никаких предпосылок к развитию речи. Сформируются они только у детей 4 лет. Признаки умственной отсталости при этом заключены также в нарушении связи между словом и делом. Манипуляции ребенка порой недостаточно осознанны. При этом опыт маленького пациента, касающийся действий, не обобщается и не фиксируется на словах.

К тому времени, когда у нормально развивающихся детей речь превращается в активное средство общения, у малышей с патологией она находится в неразвитом состоянии. Первые слова появляются у них лишь в промежутке с 2,5 лет до 5.

Ученики младших классов с УО практически никогда не бывают инициаторами диалога. Специалисты связывают данный факт с их недоразвитой речью и узким кругом мотивов и интересов. Такие ученики не умеют до конца выслушать вопрос и не всегда могут на него ответить. В одних случаях они просто молчат, а в других пытаются что-то ответить, но делают это невпопад.

малыш прижался к взрослому

Тяжелая стадия умственной отсталости представлена нарушением структуры слов. У таких детей речь недоразвита, они пользуются нечленораздельными звуками и жестами. Одни лишь нечленораздельные звуки издают пациенты, у которых диагностирована глубокая степень УО.

Дошкольный возраст

По мнению специалистов, для развития маленького пациента с умственной отсталостью переломным является пятый год его жизни. Это возраст, когда у него начинает проявляться интерес к окружающим его предметам, получению самых простых представлений об их свойствах.

При наличии признаков умственной отсталости у детей в 6 лет доминирующим продолжает оставаться наглядно-действенный (предметно-практический) тип мышления. Такие дошкольники не могут осуществлять продуктивную деятельность в виде рисования и работы с конструктором без специально организованных для них психолого-педагогических занятий.

1. Неуспеваемость и умственная отсталость (олигофрения).

а)
неподготовленностью детей к школьному
обучению, несформированностью навыков
деятельности. Дети не приучены подчиняться
требованиям, не умеют доводить дело до
конца, быть внимательными в процессе
выполнения задания; они неусидчивы и
нецеленаправленны;

б)
неблагоприятными условиями жизни
ребенка в семье – отсутствием контроля
и помощи в учебе со стороны родителей,
несоблюдением режима дня, конфликтной
ситуацией в семье, педагогической
запущенностью;

в)
астеническим состоянием ребенка,
вызванным длительной болезнью. Ребенок
быстро устает, ослабляется память,
внимание, нарушается поведение.
Астеническое состояние не имеет
органической основы, не носит стойкого
характера.

Роль игры

Психологами отмечены некоторые общие закономерности в развитии нормальных и аномальных дошкольников. Так, в жизни маленького пациента с умственной отсталостью, так же как и у его сверстников, обязательно присутствует «эпоха игр».

Для дошкольника подобная деятельность должна стать ведущей. В этом случае будет обеспечено развитие психологического фундамента маленького человека. До 5 лет малыш с УО берет игрушки в руки только для совершения с ними элементарных манипуляций. После этого возраста у него начинают развиваться процессуальные действия. Тем не менее в игре наблюдается формальность действий, стереотипность, отсутствуют элементы сюжета и замысел.

2. Нарушения деятельности анализаторов и умственная отсталость

(олигофрения).

В отличие от умственно отсталых,
слабослышащие быстро выполняют задания
логического характера (классификацию,
раскладку картинок с учетом
причинно-следственных связей), не
требующие совершенного слуха. Так,
умственно отсталый ребенок, когда ему
предлагается разложить в нужной
последовательности серию картинок и
составить по ним рассказ, долго
рассматривает каждую картинку в
отдельности, но не устанавливает
последовательности и не понимает смысла
происходящего на картинках.

Дети с нарушенным слухом, в отличие от
умственно отсталых, компенсируют
недоразвитие речи мимикой и жестами.
Недоразвитие речи при снижении слуха
имеет специфические особенности, не
являющиеся характерными для олигофрении:
ограниченный запас обиходных слов;
специфическое искажение произношения
с оглушением звонких согласных и
выпадением безударных частей слов,
недоступных слуху;

замещение названий
действий и признаков предмета обозначением
самого предмета; нарушение грамматического
строя речи, выражающееся в неправильно
построении предложений, в нарушении
морфологического строя с характерным
выпадением или искажением приставок,
суффиксов и окончаний. Слабослышащий
ребенок отличается от умственно отсталого
также более высоким уровнем развития
личности, который проявляется в большей
адекватности понимания жизненных
ситуаций, в осознании своих трудностей,
в умении критически отнестись к себе и
окружающим. В отличие от олигофренов,
слабослышащий ребенок относительно
легко усваивает счетные операции и
пользуется переносом усвоенных знаний.

Восприятие и ощущение

Ученики начальных классов, страдающие от умственной отсталости, намного дольше своих сверстников разглядывают и узнают знакомый предмет. Это связано с их замедленным зрительным восприятием. Подобная особенность оказывает непосредственное влияние на ориентирование детей с УО в пространстве и на их обучение чтению.

Восприятие таких пациентов отличается недифференцированностью. Разглядывая определенный предмет, дети видят в нем только общие черты и не замечают специфических особенностей. Особенно сложно им активно приспосабливать свое восприятие к изменяющимся условиям. Они не могут узнать перевернутые изображения предметов, принимая их за другие.

Признаки легкой стадии умственной отсталости у детей выражаются в затруднении ориентирования и сужении объема зрительного восприятия. Для умеренного развития УО характерно отставание тактильного, слухового и зрительного анализаторов с одновременной аномалией слуха и зрения. Такой ребенок не может самостоятельно ориентироваться в сложившейся ситуации.

В случае тяжелой степени УО характерным является поверхностное восприятие и удовлетворительное определение окружающих предметов. При наличии глубокой степени УО развитие психики ребенка отмечено на наиболее низком уровне. Таким детям сложно ориентироваться, и они не отличают съедобные продукты от несъедобных предметов.

Внимание и память

Процессы сохранения, запоминания, переработки и воспроизводства различной информации умственно отсталыми детьми обладают своими особенностями. Так, внимание таких школьников непосредственно связано с их работоспособностью. По сравнению со своими сверстниками дети с УО запоминают намного меньше учебного материала. При этом отмечается довольно низкая точность полученных знаний.

Школьники с умственной отсталостью с трудом запоминают тексты. Дело в том, что им сложно разделить материал на абзацы, выделить из него главную мысль, установить смысловые связи, а также определить опорные выражения и слова. Результатом всего этого становится то, что в своей памяти такие ученики сохраняют лишь небольшую часть предложенного материала.

Учащиеся младших классов лучше всего запоминают текст с голоса учителя. В большей степени они еще имеют привычку ориентироваться на устную речь. Большинство учеников с УО овладевают техникой чтения примерно в 10 лет. Признаки умственной отсталости у детей – это произнесение предназначенного к запоминанию материала вслух. При одновременном слуховом и зрительном восприятии в памяти ребенка проще закрепляется необходимая информация.

Легкая степень УО у школьников характеризуется уменьшенным объемом внимания и его нестойкостью, ухудшением концентрации и быстрым забыванием. Дети с умеренной степенью УО обладают недостаточно развитой памятью. У них имеются нарушения в произвольном запоминании. Признаки тяжелой степени УО заключаются в слабом внимании и малом объеме памяти. В случае глубокой степени УО дети не способны запомнить предлагаемый им материал, ведь их память и внимание неразвиты.

Мышление

Данная функция осуществляется с помощью мыслительных операций, а именно синтеза и анализа, классификации и обобщения, сравнения и абстрагирования. Признаком умственной отсталости младших школьников является недостаточное развитие всех уровней в их мыслительной деятельности. Они затрудняются в решении даже самых простых практических задач.

Еще более сложными для детей младших классов с умственной отсталостью являются задачи, в которых необходимо проявить наглядно-образное или словесно-логическое мышление. Материал этими школьниками воспринимается упрощенно. При этом дети многое упускают, изменяют последовательность логических звеньев и не способны установить взаимоотношения между ними.

Весьма своеобразным у младших школьников с УО является течение мыслительных процессов. Проводимый ими анализ зрительного восприятия знакомого предмета отличается фрагментарностью и бедностью. Более полным он становится лишь в том случае, когда таким детям помогает своими вопросами взрослый.

Характерные признаки легкой степени УО – это ограничение способности к абстрактному мышлению. Но при этом выявляется относительно хорошее образно-наглядное мышление. Симптомом умеренной степени УО служат отсутствие обобщения, механическое заучивание и непонимание находящегося в информации скрытого смысла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector