Умственно отсталый симптомы

Почему появляется заболевание

Выделяют несколько причин, вследствие которых возникает олигофрения. Не все они ещё до конца изучены. Считается, что органически поражается мозг, а это приводит к снижению интеллекта и проявления заболевания. Одной из главных причин считают наследственную предрасположенность. К этому добавляется и наличие вредных привычек во время беременности, приём лекарственных препаратов или наркотиков. Возникает умственная отсталость на фоне имеющихся заболеваний:

  • сахарного диабета;
  • токсоплазмоза;
  • гепатита;
  • сифилиса;
  • сердечного заболевания.

К причинам возникновения заболевания относят наличие резус-конфликта, тяжёлого токсикоза во время беременности, родовой травмы, недоношенности. Поэтому рекомендуется беременным женщинам постоянно следить за своим здоровьем и посещать врача.

Мужчинам также стоит задуматься о будущем детей. Риск воспитывать ребёнка с умственной отсталостью повышается, если будущий отец принимает алкоголь или наркотики продолжительное время.

Губительное действие оказывает профессиональная вредность. Это касается родителей, у которых на производстве присутствуют радиация и химикаты.

1.4 Кодирование по МКБ 10

F70.0 ­– Умственная отсталость легкой степени с
указанием на отсутствие или       слабую
выраженность нарушения поведения;

F70.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

 F70.8 ­– другие поведенческие нарушения;

 F70.9 – поведенческие нарушения не определены.

Умственно отсталый симптомы

F71.0 ­– Умственная отсталость умеренной степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F71.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F71.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F71.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

F72.0 ­– Умственная отсталость тяжелая с указанием
на отсутствие или слабую
           
выраженность нарушения поведения;

F72.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F72.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F72.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

F73.0 ­– Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую
           
выраженность нарушения поведения;

F73.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F73.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F73.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

Виды

В зависимости от масштабов умственной отсталости олигофрению делят на три основные степени, каждая из которых имеет свои собственные характерные особенности. Собственно, «умственная отсталость» – это лишь обобщенное понятие, тогда как диагноз обычно ставится именно по названию степени отсталости. Их стоит рассмотреть подробнее.

Дебильность

Начнем с легкой степени, которая в целом еще допускает полноценное проживание человека в социуме. У людей, страдающих дебильностью, уровень IQ находится на уровне 50-60, притом что средний показатель здорового человека – 90-110.

Со стороны определить дебила с первого взгляда практически невозможно, он очень похож на обыкновенного ребенка, но страдает рассеянностью и неспособностью концентрировать внимание, а его память ослаблена. При этом такого ребенка можно научить читать, писать и считать, даже не используя специальных методик, однако в целом малыш лишен любознательности.

Дефекты развития заметны еще до школы – ребенок играет очень примитивно и говорит сильно упрощенными предложениями, не используя тех слов, которые не пригодятся в повседневности. Общаться со сверстниками дебилам тяжело, они не могут распознавать чужие эмоции и замыкаются в себе, ориентируясь разве что на родителей. Самостоятельный прием решений и самоанализ затруднены.

Имбецильность

Эта умеренная степень умственной отсталости характеризуется усилением вышеописанных симптомов. Уровень IQ – в пределах 35-49, малыш может самостоятельно следить за собой, научиться письму, чтению и счету, но полноценное образование получить уже не способен, да и отдельное проживание такому больному не рекомендовано.

Такой ребенок не сможет учиться в обыкновенной школе, да и работать сможет только там, где от него требуются крайне примитивные повторяющиеся движения, ведь моторика у имбецилов ощутимо заторможена.

Идиотия

Это глубокая форма умственной отсталости, требующая постоянного наблюдения со стороны взрослых, а еще лучше – специалистов, поэтому таких детей советуют поместить в специальную лечебницу.

IQ ограничен крайне низким пределом – 34, и здесь даже лучшие профильные педагоги разводят руками – надежды обучить такого ребенка хотя бы примитивным вещам практически нет. Такой малыш либо доволен, либо недоволен – других эмоций у него не наблюдается.

Из речи присутствуют разве что отдельные слова, указывающие на самые основные потребности, самостоятельное передвижение также крайне ограничено. Идиотия сопровождается другими ярко выраженными патологиями, такими как нарушения формы черепа и скелета, паралич и так далее.

Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка?

Примерные признаки, которые могут сказать о наличии УО (олигофрении), характерные для детей раннего возраста:

  • Общее развитие происходит с видимой задержкой (они позже начинают держать головку, ползать, стоять, ходить).
  • Наблюдаются явные особенности развития эмоциональной сферы – дети позже начинают улыбаться, их эмоциональные реакции на появление близких людей меньше по времени и быстрее угасают. Ребенок в отличие от нормально развивающегося сверстника может не стремиться к общению со значимыми взрослыми.
  • Позже формируются основы предметной деятельность. Они нередко не понимают как играть с определенными игрушками, чаще всего используют их не по назначению. На картинках позже и начинают узнавать знакомые предметы, им требуется многократное повторение.
  • Видимые нарушения развития речи – словарь обеднен и ограничен, дети часто начинают говорить только после 3-х лет.
  • Они не могут выделять себя в окружающем мире. Плохо могут формулировать свои желания.

В более позднем возрасте все нарушения развития «заостряются» еще больше, становясь явными. Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то понаблюдав за ребенком можно предположить, что у него легкая (самая распространенная) степень умственной отсталости, если он:

  • С трудом может играть в команде.
  • Не понимает как играть в сюжетно-ролевые игры, реальные ситуации с легкостью проецируемые нормальными детьми в игровые (типа игры в «магазин», например) вызывают у таких детишек серьезные затруднения, их воображение не развито на должном уровне. Они часто совершают только однообразные действия.
  • Таких детей труднее организовать для обучения. Они легко отвлекаются, кажутся более рассеянными и несобранными.
  • Творческие способности обычно на очень низком уровне. Там, где нужно проявить самостоятельность в мышлении или в придумывании чего-то нового они испытывают серьезные затруднения.
  • Словесные инструкции им трудны для точного запоминания. Их объем памяти ограничен. Произвольное внимание крайне неустойчивое и быстро истощается.

Лечение умственной отсталости

Согласно МКБ-10 при умственной отсталости у взрослых может
наблюдаться коморбидное сочетание с любыми психическими и
психоневрологическими расстройствами, лечение которых описывается в
соответствующих клинических рекомендациях [5].

В связи с законченностью морфофункционального развития
мозга стимуляция психического развития препаратами нейрометаболического
действия у взрослых пациентов с умственной отсталостью проводится не
всегда, однако в ряде случаев назначение ноотропных средств
целесообразно (улучшение когнитивных функций пациента).

При обусловленных дефектами обмена синдромах умственной
отсталости в рамках дифференцированных форм, лечение доживших до зрелого
возраста пациентов проводится специфическими методами терапии,
включающими диету, заместительную терапию гормональными препаратами.

При возможности повлиять на этиологические факторы умственной
отсталости проводят этиологическое лечение заболевания. Несомненно,
этиологическое лечение умственной отсталости эффективно лишь в случае,
когда ещё не произошло необратимого поражения головного мозга больного в
результате воздействия того или иного этиологического фактора [1].

В большинстве случаев умственной отсталости проводят патогенетическое лечение.

Умственно отсталый симптомы

Основными целями консервативного лечения при умственной
отсталости у взрослых является редукция или устранение сопутствующих
поведенческих нарушений. В зависимости от ведущей причины формирования
или усиления поведенческих расстройств, структура терапевтических
мероприятий смещается в сторону преимущественно медикаментозной терапии,
либо усиления психотерапевтической составляющей комплексного лечения.

Адекватность терапевтического вмешательства зависит от правильной
оценки соотношения причинных факторов с определением удельного веса
биологической и социально-психологической составляющих, определяющих
этапную ориентацию на то или иное воздействие – психотерапевтическое,
медикаментозное или коррекционно- педагогическое.

  • Психофармакотерапия не является ведущим методом лечения и должна
    проводиться строго по клиническим показаниям и в течение ограниченного
    периода времени.

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств – C)

У больных с умственной отсталостью не проводится.  Как
альтернатива при неэффективности медикаментозного лечения умственной
отсталости (в первую очередь соответствующей уровню имбецильности,
предлагалась нейротрансплантация (введение) стволовых клеток в организм
больного. В ряде случаев, по мнению некоторых авторов, оперативное
вмешательство позволяло уменьшить многие психические расстройства у этих
пациентов.

  • Психотерапевтическое звено немедикаментозной терапии рекомендовано
    охватывать не только пациента, но и близкий круг его общения. [4,6]

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств C)

Только в самых тяжелых формах умственная отсталость требует постоянного нахождения на стационарном лечении, а вот более легкие степени обычно предусматривают только периодическое прохождение стационарных курсов, да и то при наличии обострений.

Для того чтобы более полно раскрыть возможности ребенка-олигофрена, применяются как специальные медикаменты, так и особое обучение – адаптированные учебники и упражнения.

Как правило, медикаментозное лечение имеет ярко выраженный симптоматический характер.

Сами по себе медикаменты практически не дают полноценного эффекта, поэтому необходима продуманная и слаженная работа многих специалистов – логопеда, психолога, специальных педагогов. Для обучения используются нестандартные методы – например, коррекционные дидактические игры и особые пиктограммы.

Важную функцию выполняют игровые упражнения, позволяющие дополнительно стимулировать развитие нервной системы и отрабатывать моторику. Рекомендации профессионалов зачастую включают также повышенное внимание к прекрасному – в частности, доказано положительное влияние музыки на олигофренов, поскольку она подталкивает к умственной деятельности, провоцируя развитие, и способствует увеличению интереса к окружающему миру.

Лечение олигофрении должен назначать специалист. Это могут быть гормональные препараты или те, в составе которых есть йод. Такое лечение назначают, если заболевание вызвано проблемами со щитовидной железой. Обязательной будет и специальная диета для заболевания в любой степени.

Коррекцию олигофрении проводят с помощью ноотропных препаратов, которые улучшают обменные процессы в мозговой ткани. С ними принимают витамины группы В и кислоты.

Если у пациента нарушается поведение, может понадобиться лечение нейролептиками или транквилизаторами.

Доказанный факт, что самым лучшим является комплексный подход в лечении умственной отсталости. Это означает, что помимо лечения нужно уделить внимание индивидуальному подходу в обучении, занятиям с психологом и логопедом.

Обязательно придерживаться дозировки, указанной врачом. Если препарат вызывает дискомфорт, или появились новые симптомы, нужно сразу обращаться за помощью к специалисту.

Лечить умственную отсталость пытаются и народными средствами. Для этого используют растения, которые активизируют нервную систему. Среди них:

  • женьшень;
  • лимонник китайский;
  • алоэ.

Умственно отсталый симптомы

Однако стимулирующие средства не всегда положительно сказываются на умственной деятельности, поэтому понадобится консультация со специалистом.

Большое значение в лечении имеет социальная адаптация. Существуют программы реабилитации, которые позволяют получить образование по адаптированной школьной программе, а затем трудоустроиться пациентам с умственной отсталостью.

Только своевременное и правильное лечение поможет добиться положительных результатов. Многие пациенты после определённого курса лечения имеют семью и работу. Если же не предпринимать никаких мер, то такие пациенты становятся асоциальными личностями. Они злоупотребляют алкоголем и часто попадают в криминальный мир.

  • Медико-генетическое консультирование при планировании беременности.
  • Занятия с педагогами в коррекционных классах.
  • Инструктирование родственников.
  • Медикаментозная коррекция.

Лечение назначается только после подтверждения диагноза врачом-специалистом.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

  • Депакин (противосудорожный препарат). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 600 мг/сут. на 2-3 приема.
  • Карбамазепин (психотропное средство). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 400–1600 мг/сут. на 2–3 приема.
  • Метилфенидат (психостимулирующее средство). Режим дозирования: внутрь, в первой половине дня, по 0,01-0,015 г на прием. Суточная доза 0,01 0,03 г. Курс лечения от 2-4 нед. до 3-4 мес.
  • Рисполепт (нейролептическое средство). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 0,5 мг 1 раз в сутки.
  • Флуоксетин (антидепрессивное средство). Режим дозирования: внутрь, независимо от приема пищи, в начальной дозе 20 мг/сут. на один прием в первой половине дня.

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Расстройства психического развития

Умственно отсталый симптомы

22.11.2017

3.8 тыс.

2.5 тыс.

5 мин.

Умственная отсталость (УО) – нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности.

Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом.

Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения)– стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет).

Умственно отсталый симптомы

Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости.

Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции.

На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Важно

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

Особенности развития детей с легкой степенью умственной отсталости

У ребенка умственная отсталость легкой степени не делает его тотально недоразвитым. Развитие безусловно происходит. Но с глубоким своеобразием , аномальностью. Какая бы ни была причина возникновения УО, насколько бы сильна не была поражена центральная нервная система (головного мозг), вместе с распадом и видимым ухудшением динамики развития ребёнка, происходит и его развитие.

Среди умственно отсталых детей больше всего именно с легкой степенью. Они могут отставать от нормально развивающихся сверстников также в физическом развитии. Иметь в анамнезе (истории индивидуального развития) сопутствующие психические заболевания и серьезные нарушения развития эмоционально-волевой сферы.

Они делают характер развития ребенка еще более своеобразным, так как на фоне этих заболеваний может происходить и распад высших психический функций. Симптомы с возрастом становятся более ярко выраженными. Поэтому таким детям совершенно необходимо своевременное комплексное лечение и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья.

Особенности психического развития проявляются особенно ярко к началу организованного обучения. То есть примерно лет с 3-4, когда начинается дошкольное образование. И уже становится понятно, что им нужна организация особых образовательных условий.

  • Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
  • Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу. Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.

Умственно отсталый симптомы

Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму. Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

  • Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
  • Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
  • Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
  • Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
  • Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
  • Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
  • Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.
  • Восприятие.  При зрительном восприятии, предъявлении картинок с предметами, плохо группируют предметы со схожими признаками. Например, при показе картинок с предметами мебели не всегда могут объединить, к примеру, стул, кресло, шкаф в одну группу. Или не могут сгруппировать картинки с различными изображениями овощей, фруктов. Причем часто не могут соотносить изображения предметов с реальными предметами. Если демонстрировать их не одновременно, без пояснения. Цвета различают, но с оттеночными нередко испытывают затруднения.

Испытывают затруднения в сличении звуковых стимулов, как музыкальных, так и бытовых. Не могут вербализировать (выразить словами) обозначение звука. Тактильное восприятие также может быть нарушено. Опознавание хорошо знакомых предметов на ощупь с закрытыми глазами часто представляет для таких детей серьезные трудности. В общем, восприятие предметов и явлений часто фрагментарно и бессистемно. Необходима организующая помощь.

  • Память. Чаще всего механическая. Способны запоминать даже большой (соразмерно их уровню развития) материал, но тогда смысла увиденного или прочитанного часто не понимают. Объем памяти меньше чем у нормально развивающихся сверстников. При воспроизведении материала нуждаются в дополнительных наводящих вопросах, наглядных опорах.
  • Мышление. Преобладает конкретное. Наблюдается серьезное отставание, скорее даже нарушение, в развитии логического мышления. Там, где нужно проявить самостоятельность мышления или необходимо принятие решения, такие дети сразу испытывают серьезные затруднения. Вообще, у детей с УО наблюдается прежде всего общее недоразвитие всех видов мышления. Вроде бы уже усвоенные знания и навыки они не могут использовать должным образом при восприятии нового материала. Плохо устанавливают причинно-следственные связи.
  • Речь. Чаще наблюдаются различного уровня нарушения развития речи. Нередки среди них стойкие. Словарный запас обычно не очень богат. В речи чаще склонны использовать простые обороты, без сложных слов и усложненных конструкций предложений и фраз. Обращенную к ним речь чаще понимают. Но только если в ней используются хорошо знакомые понятия. Способны выстраивать диалог и эмоционально общаться адекватно окружающей обстановке.
  • Внимание. Преобладает непроизвольно. Произвольно развито существенно хуже. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка с УО и побудить его к действию необходим в большом количестве наглядный материал.

Степени умственной отсталости

Различные психические и физические нарушения развития проявляются у каждого ребенка в индивидуальном своеобразии.

Выделяют первичные недостатки развития – те, которые возникли в результате органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) и вторичные – нарушения развития высших психических функций (восприятия, воображения, речи, мышления, памяти, внимания), возникшие в результате нарушений работы ЦНС (центральной нервной системы).

У ребенка с умственной отсталостью (УО) и общепринятым диагнозом «олигофрения» наблюдаются разнообразные по форме и характеру нарушения работы психики.

Но красной нитью на протяжении всего развития тянется недостаточность прежде всего умственной деятельности. То есть у них первичный дефект именно умственная отсталость. Причем это нарушение развития носит необратимый характер.

Совет

И возникает либо во время внутриутробного развития, либо в первые годы жизни ребенка (в первые три).

Особо следует отметить, что используя термин умственная отсталость можно подразумевать не только олигофрению. Этот термин шире. Так как нарушения интеллектуальной деятельности могут возникнуть в течение жизни человека на разных этапах, не только в детстве, под воздействием самых различных обстоятельств.

Тогда умственная отсталость будет сопровождаться другим диагнозом. Таким образом становится понятно, что умственная отсталость – это не диагноз, не отдельная болезнь, у которой есть симптомы и которую можно лечить.

УО не определяет характер заболевания, а только дает оценку уровня способностей, возможностей ребенка прежде всего к обучению и усвоению школьных знаний. Во всяком случае, это один из самых явных и очевидных критериев.

В данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении.

Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:

  • Лёгкая (дебильность)
  • Умеренная (когда дебильность находится по значениям общего уровня развития ближе к имбецильности)
  • Тяжелая (ярко выраженная имбецильность)
  • Глубокая (идиотия)

И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении.

Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.

Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра).

В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально.

Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен).

Как лечить легкую умственную отсталость

И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении. Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.

Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально.

https://www.youtube.com/watch?v=vPyzzGHTGC8

Дети с умственной отсталостью – особенные. У них особые образовательные потребности. При обучении акцент делается не на количество усвоенных учебных знаний, а на уровень социальной адаптации и способности к самостоятельной жизни, расширению прежде всего жизненных компетенций. Чтобы ребенок, выйдя из школы, мог воспользоваться социальными услугами (записаться на прием к врачу, написать заявление или отправить посылку по почте), научился планировать бюджет, правильно и сообразно общественным нормам общаться с окружающими. И в конце концов, мог работать.

Основной упор делается на обучение трудовым навыкам, чтобы впоследствии подросток мог овладеть рабочей профессией (маляр, швея, сантехник и т.д.). Основа школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости – это занятия по трудовому обучению. При определении образовательного маршрута умственно отсталого ребенка нужно учитывать имеющиеся возможности и своевременно выявлять потенциальные возможности к усвоению различного программного материала. Для этого надо тщательно прорабатывать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения.

Без специально организованного образовательного процесса умственно отсталые дети рискуют остаться беспомощными и бесполезными. Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью требует большого педагогического мастерства и тщательно выверенных методов коррекции (насколько это возможно) недостатков развития. И тогда эти дети смогут в дальнейшем плодотворно работать, создавать семью, нормально жить, в общем, быть полноценными членами общества.

Диагностика представляет немалую трудность, так как на ранних этапах развития умственная отсталость похожа по своим признакам на задержку психического развития. Случаи педагогической запущенности также порой принимают за умственную отсталость. Поэтому так важно комплексное и не единоразовое всестороннее обследование ребенка.

РЕКОМЕНДУЕМ:

  • Боязнь секса и ее формы, что делать если ожидаешь неудачи, страх близости после беременностиБоязнь секса и ее формы, что делать если ожидаешь неудачи, страх близости после беременности
  • Гипомания — что это такое и как она проявляется?Гипомания — что это такое и как она проявляется?
  • Страх темноты, никтофобия – как лечить?Страх темноты, никтофобия – как лечить?
  • Гештальт-терепия: что такое гештальт, принципы и суть, защитные механизмы, молитваГештальт-терепия: что такое гештальт, принципы и суть, защитные механизмы, молитва
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector