Умственная отсталость как отклонение в психическом развитии

Чем отличаются ЗПР и олигофрения?

Когда родители замечают, что их ребенок отстает в развитии от сверстников, они ощущают тревогу и спешат связаться с педиатрами и детскими психологами, чтобы убедиться, что все в порядке.

Важно помнить: каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, и то, что родитель может воспринять как отклонение, на деле им не будет являться.

Ребенку с задержкой психического развития сложнее запоминать информацию, концентрироваться на занятиях, контролировать собственное поведение. Эмоциональный фон таких детей неустойчив. Если ЗПР не скомпенсировать до начала школьного обучения, ребенок будет регулярно получать неудовлетворительные отметки.

У порядка 15-16% детей наблюдается та или иная степень ЗПР. Но задержку психического развития всегда возможно устранить, если активно заниматься с ребенком по специализированным методикам. Чем раньше будет выявлена ЗПР, тем выше шансы преодолеть ее полностью.

Чем отличаются диагнозы: ЗПР и олигофрения?

Если же у ребенка умственная отсталость, устранить ее не удастся. Главная задача педагогов, психологов и родителей — подготовить его к взрослой жизни настолько, насколько это возможно: обучить чтению, письму, счету, дать основные бытовые навыки.

Чем сильнее выражена олигофрения, тем меньше шансов, что ребенок в будущем сможет обеспечить себя.

Умственная отсталость почти всегда сочетается с отклонениями, которые развились в пренатальном периоде, и тяжелыми генетическими болезнями (синдромы Дауна, Ангельмана, Ретта, Вильямса). ЗПР также может быть связана с нарушениями, присутствующими у ребенка, но эти нарушения менее серьезны, чем те, для которых характерна умственная отсталость.

Диагноз «олигофрения» имеет лишь 1% населения. При этом:

    Чем отличаются ЗПР и олигофрения у детей?
  • более 80% олигофренов имеют легкую степень умственной отсталости (в спец. литературе ее еще называют дебильностью);
  • умеренная степень олигофрении выявлена у 10% (также обозначается как имбецильность слабой выраженности);
  • тяжелую и крайне тяжелую степень малоумия имеют в сумме порядка 5% олигофренов.

Разница между олигофренией и ЗПР крайне весома и на практике легко замечается. Дети с ЗПР имеют более высокий в сравнении с олигофренами потенциал развития, а их умения (моторные навыки, умение запоминать и воспроизводить сведения, мышление, внимание, контроль поведения) развиты гораздо лучше.

При верно организованной коррекционной работе отклонения в психическом развитии скомпенсировать можно практически всегда, в отличие от умственной отсталости.

Общие характерные признаки

Легкая умственная отсталость у детей или олигофрения – самое распространенное патологическое нарушение психики среди подобных заболеваний. Эта форма недоразвития также известна в медицинских кругах, как дебильность. Но это название утратило свою актуальность из-за социальной неприемлемости. Дети, которым поставлен такой диагноз, несмотря на предрассудки, навязанные общественностью, имеют все шансы в дальнейшем вести самостоятельный образ жизни.

Качества и умения, которые обычно присущи при выявлении олигофрении:

  • восприятие основных способностей по специальной программе обучения;
  • овладение навыками письма, чтения и счета на элементарном уровне;
  • довольно хорошая механическая память;
  • конкретно-наглядные методы постижения информации;
  • приобретение определенных трудовых навыков;
  • постепенный прогресс умственного развития.

Умственная отсталость воздействует на формирование познавательных процессов, логического мышления и мотивационного влияния. Легкая форма отклонения позволяет со временем, хоть и не достичь уровня своих сверстников, то хотя бы освоить необходимые для жизни навыки.

Умственная отсталость как отклонение в психическом развитии

Недоразвитие психики и интеллекта может формироваться вследствие таких причин:

  1. Наследственность или генетическая предрасположенность.
  2. Внутриутробное нарушение развития плода под воздействием инфекций или травм. Влияние токсичных лекарственных препаратов, принимаемых во время беременности.
  3. Травма, полученная при родах, патологии центральной нервной системы при недоношенной беременности.
  4. Приобретенные инфекции, действие которых направлено на разрушение клеток мозга. Это могут быть последствия менингита, сифилиса, энцефалита. Умственная отсталость как отклонение в психическом развитии

Отсталость может наблюдаться и в физическом развитии ребенка в виде нарушений двигательных функций, деформации черепа или изменений размеров рук и ног. Хотя эти факторы больше соответствуют умеренной и глубокой умственной отсталости у детей, в некоторых случаях могут присутствовать и в состоянии легкой дебильности.

Иными словами, олигофрения – такое состояние детского организма, при котором ему тяжело поддерживать темп освоения новых навыков и умений, соответствующих возрасту. Ребенок нуждается в коррекционной программе, пройдя которую, он сможет чувствовать себя полноценным членом общества.

Невыраженная умственная отсталость может практически не влиять на физическое развитие. Дети с интеллектуальными патологиями способны добиться успехов во многих спортивных дисциплинах. Направив усилия в нужное русло и не акцентируя внимания на недостатках, они смогут занять свое место в обществе.

Эмоциональный фон при олигофрении очень неустойчив, ребенку трудно управлять своими чувствами, вернее, переходами из одного состояния в другое. Он, соответственно своему возрасту, испытывает разные ощущения:

  • радость;
  • восторг;
  • грусть;
  • раздражение;
  • гнев и т.д.

У таких детей отсутствует чувство сострадания, эмпатии, душевного понимания эмоций окружающих. Они не могут думать о событиях или их последствиях в будущем. Жизнь ребенка с легкой умственной отсталостью происходит здесь и сейчас. Он не переживает о том, что будет завтра.

У такого ребенка имеются слабые проявления волевых усилий. Иными словами, он как будто согласился на какое-либо действие, но не может себя заставить это сделать, при этом сам не может объяснить причину своего поведения.

Как выявить отсталость у ребенка?

Все дети в учебных учреждениях проходят проверки на степень развитости, поэтому и ЗПР, и более серьезные интеллектуальные дефекты обнаруживаются достаточно быстро. Также о том, что ребенок отстает и его нужно показать специалистам, могут сказать педагоги и психологи, работающие в учебном заведении.

Умственная отсталость как отклонение в психическом развитии

Легкие степени ЗПР способны остаться незамеченными даже у школьника. О том, что с процессами формирования психики и интелекта ребенка не все в норме, могут сказать его отметки и информация о поведении. Если у него плохая успеваемость, он неусидчив, не умеет контролировать поведение, его важно показать специалистам.

Часть детей с ЗПР не имеют нарушений в эмоциональной сфере. Они способны контролировать поведение, меньше отвлекаются и не доставляют проблем родителям и воспитателям, поэтому о наличии задержки скажут лишь отметки ребенка: если они стабильно удовлетворительные и неудовлетворительные, важно обратиться в больницу.

Легкие степени олигофрении также могут быть не замечены до школьного возраста, а в редких случаях — и до совершеннолетия.

Основные признаки легкой олигофрении у ребенка-дошкольника:

  • ребенок чрезмерно раздражителен;
  • не заинтересован в общении с ровесниками;
  • не проявляет значительной эмоциональности при контакте со взрослыми;
  • не интересуется игрушками до трех-четырех лет (остальные дети в этом возрастном периоде активно их используют);
  • в более старшем возрасте, когда ровесники пытаются копировать поведение взрослых, играют в «профессии», в «дочки-матери», они начинают интересоваться игрушками.

Более серьезные степени олигофрении выявляются еще в первые два-три года жизни ребенка, поскольку имеют ярко выраженную симптоматику (см. фото). Родителям важно знать нормы психического развития для каждого возрастного периода.

Если младенец не держит голову в полтора месяца, а в шесть-восемь месяцев не начинает лепетать, это может говорить о наличии ЗПР либо олигофрении.

Особенности поведения

Поскольку все дети отличаются между собой темпераментом, манерой общения и поведения, то визуально определить умственную отсталость ребенка сложно, а тем более, сделать это в раннем возрасте. Но всё же, при более детальном изучении детских взаимоотношений, можно заметить признаки психического недоразвития. К ним относятся:

  • отсутствие интереса к животным, новым, красочным предметам или игрушкам;
  • слабость контакта со сверстниками;
  • непонимание требований игры;
  • неимение побуждений к интеллектуальному развитию, свойственному детям в раннем возрасте;
  • повышенное стремление к физической активности, нецеленаправленным играм;
  • выражение эмоций лишь с помощью примитивных реакций, неустойчивость психического состояния;
  • проблемы с овладением навыками самообслуживания.

У детей с легкой формой умственной отсталости со временем развивается ослабление внимания, возникают сложности с концентрацией мыслей в определенном направлении. Психическая работоспособность замедляется, ребенку трудно ориентироваться в обществе. Малыш быстро устает и не знает, что ему делать дальше.

Связь маленького человека с реальностью происходит через слуховые, зрительные, визуальные и другие процессы. Поскольку их обработка недоступна мозгу в полной степени, восприятие окружающего мира искажается.

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Как понять, что ребенок отстает в развитии? Основные симптомы задержки психического развития:

    Симптомы и признаки ЗПР
  • легкие отклонения в когнитивных процессах, касающиеся всех функций (страдают память, мышление, внимание, восприятие, речевые умения);
  • нарушения способности правильно анализировать информацию, поступающую извне;
  • наличие признаков, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (неустойчивость настроения, выраженные трудности с концентрацией, чрезмерная активность, энергичность, импульсивность);
  • маленький словарный запас;
  • трудности при формулировании предложений, особенно сложных;
  • агрессивность, раздражительность, низкая стрессоустойчивость (ребенок бурно реагирует на любую, даже незначительную стрессовую ситуацию);
  • чрезмерно выраженная тревожность, возможно наличие нарушений сна, аппетита;
  • слабая развитость фантазии;
  • плохая координация движений, неаккуратность;
  • нервные тики и другие дискинезии.

Наиболее заметной задержка в психическом развитии становится в дошкольном и школьном возрасте. Степень выраженности симптоматики может варьироваться.

Умственная отсталость, наблюдающаяся при ЗПР, не включена в современную классификацию заболеваний, поскольку выражена недостаточно (уровень IQ выше 68). Она называется пограничной умственной отсталостью.

Соприкасаясь с темой олигофрении, важно учитывать степень, поскольку различия между разными степенями умственной неполноценности крайне значительны.

Ребенок с легкой и даже умеренной степенью умственной отсталости имеет шансы усвоить большинство необходимых для повседневной жизни навыков и обслужить себя, если получит качественное лечение, а ребенок с тяжелой или глубокой степенями не способен почти ни на что и нуждается в паллиативной поддержке прежде всего.

Основные симптомы легкой и умеренной умственной отсталости:

    Симптомы и признаки олигофрении
  • отсутствие абстрактного мышления;
  • выраженные нарушения моторики (неловкость движений, выраженная сильнее, чем у детей с ЗПР);
  • речевые нарушения (речь замедленна, недостаточно внятна);
  • трудности при попытке формулировать реплики (часто получаются корявые фразы);
  • маленький словарный запас;
  • неразвитая воля;
  • отсутствие способности сформировывать мнение по разным аспектам, сочетающееся с готовностью принять чужое (одна из причин, по которой умственно неполноценные люди часто попадают под влияние преступников);
  • выраженные нарушения когнитивных функций (ребенок плохо запоминает информацию, испытывает трудности, когда нужно пересказать материал, а из-за нарушений мышления он не способен найти логические связи в сведениях, которые ему выдаются, концентрироваться на различных занятиях ему также сложно).

Люди с легкой и умеренной степенью олигофрении достаточно неплохо справляются с выполнением повседневных дел и способны выполнять монотонную физическую работу. Требуется много усилий, чтобы подготовить ребенка-олигофрена к будущей жизни, и чем ниже коэффициент интеллекта, тем эта задача сложнее.

Как выявить отсталость у маленького ребенка?

При тяжелой степени имбецильности словарный запас взрослого человека не превышает 200-400 слов, он безынициативен, его заботит лишь удовлетворение физиологических потребностей.

Если приложить достаточно усердия в детстве, можно дать такому человеку некоторые базовые навыки. Но он все равно будет нуждаться в поддержке на протяжении жизни.

Люди с очень тяжелой степенью олигофрении — идиотией — глубокие инвалиды, которые не способны разговаривать, почти не способны проявлять эмоции (почти всегда им доступны только два эмоциональных состояния, которые можно обозначить как «удовлетворение» и «неудовлетворение»), имеют выраженные двигательные отклонения. Идиотия почти всегда сочетается с прочими тяжелыми нарушениями.

Расстройства психического развития

22.11.2017

Степени тяжести недугов

7.5 тыс.

5 тыс.

5 мин.

Умственная отсталость (УО) — нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности.

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом.

Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения)— стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет).

Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости.

Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга.

В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции.

На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения.

Что делать, если малыш отстает в развитии от сверстников?

Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста.

Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения.

Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады.

В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда — неадекватность эмоций.

Как лечить детей?

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Существуют две типологии умственной отсталости по степени выраженности. Традиционная выделена отечественными учеными, а по МКБ-10 (международной классификации болезней десятого пересмотра) осуществлена благодаря специалистам из большого количества стран. Во врачебной практике преимущественно используют международную.

Согласно МКБ-10, выделяют 4 степени тяжести умственной отсталости, которые отличаются друг от друга симптомами и их выраженностью:

  • легкая (IQ 50-70);
  • умеренная (IQ 35-50);
  • тяжелая (IQ 20-35);
  • глубокая (IQ менее 20 ).

Согласно традиционной классификации, выделяются три вида умственной отсталости:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм.

Внешность людей, страдающих умственной отсталостью

Дебильность — легкая стадия умственной отсталости. Такие пациенты способны к обучению, обладают навыками самообслуживания. При правильном воспитании они достигают хороших успехов в деятельности.

Дебилы учатся в обычных общеобразовательных классах, их трудно отличить от здоровых сверстников. У них отмечаются медлительность и малоинициативность. Они легко подражают взрослым.

Наблюдается неспособность подавлять свои влечения, их поступки непредсказуемы.

Имбецильность — средняя степень олигофрении. У таких пациентов отмечаются трудности в обучении. Речь имбецилов односложна. Отмечается ограниченный словарный запас (200-300 слов). Они обладают навыками самообслуживания. Иногда пациенты могут усвоить элементарные знания. Обучение они проходят на дому, в специальных школах (8-го вида ) или группах.

Идиотия — глубокая степень. Отмечается тотальное нарушение мышления и речи. Идиоты произносят отдельные звуки и не понимают обращенные к ним слова. Они не владеют навыками самообслуживания, поэтому требуются постоянный уход и наблюдение за ними.

Пациенты не всегда отличают родных от посторонних. Наблюдаются только базальные эмоции — удовольствия/неудовольствия. Неудовольствие выражается в виде криков и агрессии. Отмечается пассивность и вялость, пациенты выполняют стереотипные движения.

Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнестических сведений, т. е. оценивается течение беременности матери, взросление и развитие ребенка по результатам беседы с пациентом и проведенных исследований. При этом можно выявить нарушения речи больного, определить его словарный запас и способность к абстрактному мышлению.

Диагностика

Некоторые специалисты считают, что определение умственной отсталости ребенка, как диагноза, до семилетнего возраста невозможно. Лишь по прошествии этого периода, можно говорить о каких-либо отклонениях в развитии, поскольку детская психика может формироваться абсолютно непредсказуемо.

Периоды активного развития сменяются длительными паузами, и эти циклы могут регулярно повторяться. Следует обращаться за помощью к специалистам, когда заметны нарушения в таких сферах, как:

  • память;
  • интеллект;
  • мышление;
  • эмоциональная зона;
  • познавательные функции;
  • волевые проявления;
  • координация и пластика движений;
  • способность фиксации внимания.

Степень отсталости умственного развития диагностируется по трем критериям:

    1. Клиническая картина, обозначенная поражением мозговых центров.
    2. Устойчивое психологическое нарушение стремления к познавательной активности.
    3. Низкий уровень обучаемости.

https://www.youtube.com/watch?v=vPyzzGHTGC8

Очень важным фактором при выполнении диагностических процедур для определения олигофрении является офтальмологическое исследование и проведение рентгеновской компьютерной томографии головного мозга. Обследование глаз позволяет распознать на ранних стадиях развития такие сопутствующие заболевания, как:

  • дегенерация пигмента сетчатки;
  • глаукома;
  • катаракта;
  • микронарушения нервных зрительных окончаний;
  • внутричерепная гипертензия.

Томограф помогает определить скрытые отклонения в строении черепной коробки, наличие внутричерепного давления, патологии головного мозга.

При первичном осмотре доктор беседует с ребенком и родителями, задает уточняющие вопросы и при подозрении на интеллектуальную неполноценность дает направление на дальнейшие обследования, включающие:

  • магнитно-резонансную томографию;
  • компьютерную томографию;
  • электроэнцефалографию;
  • консультации у психолога, невролога, психиатра.

Также проводятся тесты, определяющие уровень интеллекта ребенка. На основании результатов обследования выставляется диагноз: олигофрения определенной степени либо задержка психического развития.

Детям с легко выявляемыми генетическими патологиями, всегда сопровождающимися умственной отсталостью (например, синдром Дауна), ставят диагноз «олигофрения» сразу после рождения.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.Умственная отсталость как отклонение в психическом развитии

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Задержка психического развития имеет следующие степени тяжести:

  1. Легкая. Формирование ребенка задерживается в рамках одного возрастного этапа.
  2. Средняя. Ребенок отстает в формировани на один либо два возрастных этапа.
  3. Тяжелая. Ребенок отстает более чем на два возрастных этапа.

В прошлом олигофрения также имела три степени тяжести: дебильность, имбецильность, идиотию. Сейчас выделяют четыре степени тяжести:

  1. Легкую. Ребенок имеет IQ в рамках 50-69 баллов.
  2. Умеренную: 35-49 баллов.
  3. Тяжелую: 20-34 балла.
  4. Глубокую: ниже 20 баллов.

Также многие исследователи стремятся отказаться от наименований, существовавших в старой классификации.

Уровень интеллекта

Воспитание и обучение: рекомендации

Дети, у которых диагностирована дебильность, способны довольно быстро адаптироваться к окружающим. Возможно посещение ими детского сада или начальных классов школы на общих условиях, без специальной программы. Конечно, добиться каких-то особых успехов им не под силу, но овладеть необходимым минимумом знаний – вполне реально.

Однако психиатры все-таки рекомендуют проводить обучение детей с легкой степенью отсталости в специализированных учебных заведениях. Сейчас они называются школами восьмого вида, и их программа полностью соответствует данному интеллектуальному уровню.

Ребенок с небольшим отставанием психического развития совершает поступки, в которых отсутствует какая-либо целенаправленность или мотивация. В его поведении преобладает:

  • стремление к подражанию, копированию действий;
  • отсутствие самостоятельности, наивность и внушаемость;
  • зависимость от ситуации или обстоятельств.

Многие родители боятся отдавать ребенка с подобными отклонениями в спецшколу, объясняя это тем, что в спокойной семейной обстановке малышу будет лучше. Высказывая подобные суждения, они успокаивают самих себя, при этом лишая ребенка шанса на полноценное существование в обществе.

Работа с умственно отсталыми детьми должна проводиться специалистами совместно с родителями и быть направлена на активизацию основных линий интеллектуального развития. Для этого родителям необходимо досконально изучить поведение малыша в различных ситуациях, его привычки и наклонности. На основе этих наблюдений устанавливается уровень развития.

Коэффициент интеллектуального развития, как правило, колеблется на отметке от 69 до 50 баллов. Это довольно много, тогда как умеренная умственная отсталость у детей позволяет им иметь IQ на уровне от 49 до 35.

С чувством юмора – большая проблема. Такие дети все воспринимают конкретно и буквально. Метафоры и афоризмы, используемые собеседником в разговоре, для них просто слова без смысла.

Легкая умственная отсталость: симптомы, диагностика и лечение

Главный признак ребенка с олигофренией – отсутствие абстрактного логического мышления. Как это выражается?

  • неумением выделять главное и отсекать ненужное;
  • невозможностью проведения классификации и обобщения;
  • примитивностью размышлений.

Довольно простые вопросы загоняют ребенка в тупик, логика в рассуждениях практически отсутствует. При многократном повторении действий он может уловить закономерность и по аналогии продолжить мысль. Однако малейшее отступление от шаблона вызывают затруднения.

Причины развития патологий

Главные факторы, вызывающие ЗПР и сходные отклонения:

  1. Биологические: мягко выраженные нарушения развития мозга в пренатальном периоде, осложнения инфекционных заболеваний, гипоксия и другие осложнения во время родов, вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, наркотиков), прием матерью препаратов, не подходящих для беременных, недоношенность, генетические нарушения.

    При этом недостаточная развитость психики и интеллекта может наблюдаться у детей, которые были рождены здоровыми. Если ребенок часто болеет тяжело протекающими болезнями, это также сказывается на его психическом развитии.

  2. Социальные: обилие стрессовых ситуаций (смерть близких, война, разлука с родителями), развитие в нездоровой обстановке (жизнь с родителями-алкоголиками, наркоманами), токсичные родители (те, что регулярно унижают, избивают ребенка, нагружают его требованиями, не соответствующими его возрасту, либо те, что игнорируют его), недостаточное питание, гиперопека.

Основные причины формирования умственной отсталости:

    Причины развития патологий у малышей
  1. Биологические: родовые травмы, асфиксия, кислородное голодание, генетические болезни (самые тяжелые степени олигофрении часто связаны с генетическими заболеваниями), выраженные отклонения в процессе формирования центральной нервной системы, употребление матерью алкоголя, наркотиков в период вынашивания, прием препаратов, не подходящих для беременных, осложнения после тяжелых инфекционных заболеваний, последствия резус-конфликта. Социум практически никогда не влияет на формирование умственной отсталости.
  2. Педагогическая запущенность: практически полное отсутствие воспитания, обучения. Обычно наблюдается в глубоко маргинальных и асоциальных семьях.

Психология таких детей

Дети с умственной отсталостью и задержкой психического развития имеют массу схожих поведенческих черт, таких как:

  • неустойчивость настроения;
  • вспыльчивость, агрессивность;
  • повышенная возбудимость;
  • импульсивность;
  • повышенная активность или, наоборот, робость, стеснительность;
  • неумение или нежелание играть со сверстниками;
  • плохо развитая способность контролировать поведение;
  • неусидчивость;
  • безынициативность;
  • повышенная утомляемость.

Выраженность этих характеристик зависит от множества факторов, таких как тяжесть отклонения, обстановка в социуме, качество воспитания, обучения, индивидуальные особенности ребенка.

Легкая умственная отсталость: симптомы, диагностика и лечение

Дети с тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости не интересуются окружающим миром, их эмоциональный диапазон крайне ограничен, эмоциональный и какой-либо другой контакт с ним затруднен.

Ситуация может незначительно улучшиться в процессе проведения качественной коррекционной работы.

Формирование речевого аппарата

Именно по нарушениям речи можно определить степень умственной отсталости у детей. Легкая форма предполагает довольно большой словарный запас, хотя используется он с нарушением смысловой нагрузки. Разговор состоит из коротких, односложных фраз, которые ребенок наиболее часто слышит в своем окружении.

Запоминание новых слов и определений должно обязательно сопровождаться визуальным либо тактильным подтверждением. Но всё равно, это происходит медленно и не в полной мере. 

Развитие речи напрямую зависит от степени умственной отсталости ребенка. Для легкой формы характерно неправильное произношение некоторых букв алфавита. Не исключается присутствие таких дефектов речи, как:

  • дизартрия;
  • заикание;
  • косноязычие.

При подобных проблемах занятия с логопедом имеют положительную динамику, но процесс восстановления очень трудный и продолжительный.

Что делать, если малыш отстает в развитии?

Легкая умственная отсталость: симптомы, диагностика и лечение

Если родители заметили, что их ребенок отстает от сверстников, им важно помнить о том, что они могут ошибаться.

Ставить ярлык на ребенка никогда не следует: у каждого человека индивидуальный темп развития, и любой ребенок может испытывать серьезные сложности при ознакомлении с какой-либо темой. Это не делает его отстающим в развитии.

Если у родителей возникли подозрения, что у ребенка присутствует какая-либо степень отставания, им следует обратиться к педиатру. Он осмотрит ребенка и при необходимости даст направление к неврологу и психиатру.

Когда диагноз будет стоять (если он, конечно, есть), лечащий врач подробно объяснит родителям, как им следует действовать, чтобы помочь ребенку.

Расстройство внимания и памяти

У всех здоровых детей присутствует смысловая и механическая память. В состоянии умственной отсталости у ребенка смысловой памяти просто нет, тогда как механическая отлично развита. Без смысловой памяти невозможно выполнить такие действия:

  • запоминание сути;
  • обобщение полученной информации;
  • пересказывание текста своими словами.

В то же время, сформированная механическая память позволяет запоминать большие объемы информации, но так как это делается неосознанно, пользоваться ею ребенок не может.

Чтобы хоть как-то развить смысловое восприятие информации, нужно запастись терпением и по несколько раз объяснять малышу то, что у него никак не получается понять. Заметного прогресса в запоминании можно добиться, наглядно показав причинно-последственные связи предметов и действий. Простые и понятные вещи ребенку с легкой умственной отсталостью запомнить намного легче, чем те, смысл и предназначение которых ему неизвестны.

Как лечить?

Основа лечения и ЗПР, и олигофрении — продолжительная коррекционная работа с психологами, психотерапевтами и дефектологами.

Она в большинстве случаев позволяет полностью устранить ЗПР и помочь ребенку с олигофренией овладеть базовыми навыками, необходимыми для дальнейшей жизни.

Медикаменты при лечении этих расстройств практически не применяются. Лекарственная терапия показана при наличии симптомов, которые можно устранить. К примеру, при наличии расстройств сна и повышенной возбудимости могут быть назначены седативные средства. Целесообразность назначения тех или иных средств определяет лечащий врач.

Положительный эффект оказывает физиотерапия. Полезны курсы массажа, регулярные физические упражнения.

Специфика воспитания

К ребенку с таким заболеванием очень важно найти правильный подход. Обычно это сделать несложно, поскольку такие дети бесхитростные, добрые и жалостливые. Главной задачей родителей является правильная расстановка приоритетов в воспитании особенного малыша. Количество приобретенных знаний здесь уходит на второй план, а предпочтение должно отдаваться совсем другим ценностям:

  • созданию в семье комфортной, благоприятной, спокойной обстановки;
  • стремлению к любви и пониманию;
  • посвящению большого количества времени общению с ребенком;
  • формированию социально адаптированной личности, готовой к самостоятельной жизни вне дома.

Легкая умственная отсталость: симптомы, диагностика и лечение

В подходящих условиях такие дети успешно овладевают азами чтения, письма и счета, обучаются элементарным трудовым навыкам. Они с удовольствием выполняют несложные поручения, помогают в хозяйственных делах, занимаются рукоделием.

При легкой степени отсталости хорошие результаты дают доброжелательные разговоры с ребенком, развивающие игры, чтение книг. Постоянное общение и систематические интеллектуальные занятия защищают мозг от деградации и стимулируют развитие интеллектуальной деятельности. Малыш испытывает удовольствие от такой деятельности и со временем сам проявляет инициативу.

Огромную роль в воспитании ребенка имеет правильное поведение матери. Обнаружив у собственного чада какие-либо отклонения, любой нормальный родитель придет в ужас и начинает паниковать. Это, как известно, не дает никаких результатов, поэтому лучшим решением будет обращение к специалисту. Корректирование морально-психологического состояния мамы является залогом счастливого будущего ребенка.

Если родители заинтересованы в максимальном развитии своего умственно отсталого малыша, то должны приложить все усилия для нахождения нужных методов и приемов взаимодействия на его психику. Помощь специалистов в любом случае понадобиться: как для обучения, так и для налаживания контакта с окружающими.

Обучение и воспитание

Работа с детьми, имеющими умственную отсталость либо отклонения в психическом развития, требует от педагогов и родителей терпения. При работе необходимо всегда учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Основные принципы работы с детьми, имеющими ЗПР либо олигофрению, основанные на выводах Л. С. Выготского:

  1. Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно. Не следует ограничивать ребенка и выполнять все за него: чем больше он будет практиковаться, тем выше будут его результаты и тем быстрее он освоит необходимые навыки.
  2. Предоставление помощи ребенку в тех случаях, когда он однозначно не способен выполнить задание сам. При этом помощь не должна предполагать выполнение всей работы за ребенка. Помощник (родитель, воспитатель, учитель) должен помогать ребенку именно в той сфере, которая дается ему очень плохо, и по возможности подводить его к решению в процессе взаимодействия.

Родителям ребенка с ЗПР часто советуют отдавать его в школу не в шесть-семь лет, а в восемь. Эта рекомендация крайне полезна, поскольку в таком случае у ребенка будет больше возможности подготовиться физически, эмоционально и интеллектуально к школьному обучению.

Легкая умственная отсталость: симптомы, диагностика и лечение

Родители, заботящиеся о ребенке с олигофренией и ЗПР, часто ощущают себя неполноценными, могут чувствовать негативные эмоции по отношению к нему, раздражаться, если он делает что-то не так.

Им важно обратиться к психологу или психотерапевту, если они замечают эти признаки. Специализированная помощь не только улучшит их психическое самочувствие, но и поможет им лучше взаимодействовать с ребенком, что благоприятно скажется на его развитии.

Советы по обучению и воспитанию для родителей:

  1. Избегайте стремления делать все за ребенка. Даже если проще и быстрее сделать все самостоятельно, важно подавить этот порыв и позволить ребенку сделать все самому. Помогайте ему лишь в том, что ему очень сложно выполнить.
  2. Не ожидайте многого. Работа с отстающим ребенком требует огромного терпения, а добиться быстрого улучшения не всегда удается. Важно всегда помнить, что видимые результаты появятся нескоро.
  3. Чаще хвалите. Своевременная похвала поможет ребенку поддерживать мотивацию и улучшит его психическое самочувствие. Если ребенка в семье регулярно ругают и обижают, он развивается гораздо хуже.
  4. Регулярно занимайтесь. Даже если у ребенка есть занятия с замечательными психологами, логопедами и дефектологами, важно поддерживать с ним эмоциональный контакт и прилагать усилия по обучению. К примеру, во время прогулки по городу спрашивайте его о том, какого цвета и какой формы тот или иной объект, объясняйте различия, будьте доброжелательны.

Во время работы с отстающими детьми специалисты организовывают занятия так, чтобы тем было легче усвоить материал.

Для этого они учитывают следующие правила:

  1. Дозированность информации. Дети должны получать такое количество сведений, которое они смогут усвоить.
  2. Большое количество наглядного материала. Детям с ЗПР легче усваивать информацию, поданную в виде изображения или видео, а не словесные сведения.
  3. Частое повторение. Педагогу важно убедиться, что информация усвоена, и только после этого переходить к следующей теме. Но того количества повторений, которого хватает для нормально развивающегося ребенка, ребенку с ЗПР не хватит.
  4. Регулярная смена деятельности. Из-за проблем с усидчивостью и концентрацией отстающим детям сложно заниматься одной и той же деятельностью больше определенного времени.

Игровая деятельность лежит в основе работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Профилактика развития олигофрении

Многих родителей интересует, на каком этапе развития ребенка происходит тот самый сбой, провоцирующий умственную отсталость. Можно ли было это предотвратить? Однозначного ответа, к сожалению, не существует. Но для предупреждения прогрессирования психических нарушений следует ограничить влияние негативных факторов на следующих этапах:

  • до зачатия, то есть за три месяца до запланированной беременности;
  • весь срок вынашивания ребенка;
  • первый год после рождения малыша.

Здесь огромное значение имеет образ жизни обоих родителей, наличие у них вредных привычек, употребление алкоголя или наркотических веществ, потому как токсические вещества, попадающие в кровь, становятся причиной генетических сбоев в половых клетках. Такие нарушения неминуемо приводят к патологиям развития ребенка.

Существует еще одна форма легкой умственной отсталости детей, которая прогрессирует на фоне всеобщей компьютеризации и тотального распространения гаджетов. Она стоит на одном уровне с приобретенной педагогической запущенностью. В этом случае вина за психическое недоразвитие ребенка всецело лежит на родителях.

Мама, дав малышу телефон, и показав куда нажимать, считает, что свою обучающую миссию выполнила. Ребенок, увлеченный постоянной сменой картинок, дополненной звуками, не испытывает потребности в общении с себе подобными. У него просто нет в этом необходимости. Со временем в мозге формируются изменения, отвечающие за социальную адаптацию, поведение и восприятие информации. Исправить их бывает очень проблематично, а иногда, вообще невозможно.

В целом, правильный образ жизни, здоровое питание, полноценный сон при беременности сводят к минимуму риск рождения ребенка с умственной отсталостью. Но если такое все-таки случилось, то бережный уход, забота и внимание к малышу сделают это отклонение практически незаметным для окружающих.

Развивающие игры для детей с отклонениями

Легкая умственная отсталость: симптомы, диагностика и лечение

Развивающие игры подбираются педагогом, в зависимости от потребностей и степени развитости отдельно взятого ребенка.

Игры, развивающие:

    Развивающие игры для детей с отклонениями: примеры
  1. Моторику. Это любые игры, так или иначе связанные с двигательной активностью и с предметным взаимодействием. Примерами являются такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Кто быстрее перенесет фрукты», «Поймай воздушный пузырь», «Прокати шарики». Полезно предлагать ребенку в игровой форме взаимодействовать с любыми предметами. Также моторику хорошо развивают любые занятия творчеством. Родителям, которые хотят помочь ребенку овладеть важными моторными навыками, можно сделать или приобрести особую игрушку-тренажер (бизиборд), содержащую в себе несколько элементов, с которыми нужно взаимодействовать. Например, это может быть матерчатая панель, к которой пришиты шнурки, которые можно будет завязать, и несколько молний, которые можно будет расстегнуть и застегнуть.
  2. Мышление. К этой группе относятся игры, которые нацелены на развитие способности ребенка находить связи между объектами и явлениями. Примеры: «Назови одним словом» (перечисляются слова «лиса», «заяц», «волк», и дети должны сказать, что это дикие животные, и так далее), «Найди лишнее», «Разложи по порядку».
  3. Память. Практически все игры в той или иной степени развивают память. Но наиболее ценными являются игры, которые позволяют ребенку усвоить важные сведения об окружающем мире (информацию о цветах, форме, размерах и так далее). К примеру, к ним можно отнести такие игры, как «Чудесный мешочек» (развитие моторики и умения распознавать предметы на ощупь), «Большой-маленький». Очень полезны для развития памяти и других когнитивных функций занятия творчеством.

Если психическое развитие ребенка задерживается незначительно, он может посещать обычный детский сад.

Но в случае более серьезных задержек разумнее определить его в заведение для детей со схожими нарушениями, где им будет предоставлена специализированная поддержка.

Родителям, воспитывающим ребенка с задержками в развитии, важно помнить, что со временем улучшения появятся, следует лишь набраться терпения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector