Суицидальное поведение подростков

Психология суицидального поведения

Будучи результатом дезадаптации личности в социально-психологической сфере, суицидальное поведение рассматривается как внутреннее и внешнее.

Внутреннее выражение суицидального поведения одновременно указывает на этапы процесса формирования склонности к самоубийству:

  • переживания антивитального порядка – отчетливых представлений о своей смерти у человека пока не сформировано, но присутствует общее отрицание жизни;Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения
  • суицидальные мысли, выраженные в пассивно – фантазирование и поверхностные идеи о собственной смерти, но при отсутствии плана самоубийства в конкретной форме;
  • замыслы по поводу суицида – повышение суицидальной активности, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением и построение плана суицида (времени его совершения, места и способа);
  • суицидальные интенции (намерения) – человеком принимается решение по поводу самоубийства, к замыслу присоединяется волевая составляющая действия, постепенно поведение переходит во внешнюю сферу и реализацию.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Логическим завершением внутренних суицидальных проявлений являются внешние:

  • совершение акта суицида (осознанное намерение и конкретное действие без доведения до конечного результата);
  • завершенный суицид (действие с летальным исходом).

Суицидальное поведение имеет возрастные особенности в детско-юношеской группе. Если у детей до 5-летнего возраста существует низкая вероятность суицида, самоубийственное поведение почти не прослеживается, в младшем школьном возрасте (до 9 лет) суицидальная активность немного возрастает, то суицидальное поведение подростков имеет значительную интенсивность:

  • 14-15 лет – резкий рост предрасположенности к суицидам и желание их реализовать (попытки самоубийства совершают в среднем 14-25% подростков);
  • 16-19 лет – пик суицидальной активности (попытки самоубийства – от 33 до 52 %).

Причины и признаки

Признаки, объединяющие всех суицидентов (людей, совершающих попытку суицида или сам суицид), отображаются в ряде личностных особенностей:

  • через попытку суицида человек стремиться достичь решения своей проблемы;
  • стимулирующим к попытке суицида средством является сильная психическая (душевная) боль и терзания – проявляется стремление любыми путями избежать этой боли;
  • в суицидальном состоянии человеком переживается эмоция беспомощности – жизненная ситуация представляется беспросветной и безнадежной, бессилие, уныние и депрессия преобладают в эмоциональной сфере;
  • противоречивость (амбивалентность) превалирует по отношению к явлению суицида – страх перед ним наряду с пониманием, что это и путь к «освобождению»; возникает стойкое желание умереть, но чтобы каким-то образом тебя спасли;
  • суицид, в понимании совершающего это действие человека, – избегание большего зла;
  • склонность к аутоагрессии – в ходе суицида гнев и разрушающее воздействие направлено на себя самого.

Причины суицидов являются глубинными и многофакторными. Их природа основана на особом состоянии эмоционально-волевой сферы человека и может быть классифицирована в зависимости от факторов:

  1. Личностно-семейных: причины, связанные с разладами и конфликтами в семье; особенностями воспитания; болезнью и потерей близких; проблемами в любовной сфере, в т.ч., с половой несостоятельностью; унижения и оскорбления от социального окружения.
  2. Специфическое состояние здоровья: в психическом (шизофрения, психопатия) и физическом (уродства, увечья) плане.
  3. Конфликты и противоречия во взаимоотношениях (как результат антисоциального поведения): суицид выступает средством недопущения позора и наказания, уголовной ответственности.
  4. Деструктивные отношения в профессиональной сфере, учебе: конфликты и неполадки в коллективе, негатив в оценке профессионализма, успехов в учебной деятельности.
  5. Трудности материально-бытового характера.

Наиболее частые причины совершения суицидальных поступков в подростковый период сводятся к известным личностным проблемам:

  1. Потеря человека, к которому испытываются чувства любви или сильной влюбленности.
  2. Переутомление значительной степени и величины.
  3. Нарушение чувства собственного достоинства со стороны сверстников или взрослых.
  4. Потеря личностных защитных механизмов (вследствие приема психоактивных средств – алкоголя, наркотиков, психотропных препаратов).
  5. Уподобление себя со сверстником или взрослым, совершившим суицид (из-за «сходства судьбы», жизненных обстоятельств и т.п.).
  6. Особая форма проявления печали, страха, гнева как реакция на жизненно важные события.

Коррекция

Коррекция поведения человека, склонного к суициду (или уже совершавшего попытку) должно учитывать влияние на суицидента со стороны социальной среды. Здесь психологическая помощь должна рассматриваться как минимум в 3 направлениях:

  1. Профессиональная работа: помощь со стороны психологов и психиатров. Эта работа особенно важна в период острого кризиса – накануне или после совершения попытки суицида. Как воздействие препаратами, так и психотерапевтическая работа призвана преодолеть эмоциональное состояние у суицидента на пике его напряжения.

Тут применима процедура установления эмоционального контакта и поэтапное, точное выявление мельчайших деталей – как причин самого поступка, так и особенностей личности суицидента. В ходе коррекции модель поведения, отличная от сценария суицида, постепенно интегрируется в личностные представления индивида.

  1. Помощь со стороны ближайшего социального окружения – близких родственников и друзей. Суицидент требует адекватного внимания: не навязчивого с желанием гиперопеки, но терпеливого с эмоциональной поддержкой. Откровенные беседы, демонстрация безусловной любви или дружбы, умение выслушать и т.п.Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения
  2. Общее воздействие социальной среды – коллектива (сотрудников, товарищей по учебе). Важно сформировать адекватное отношение к ситуации суицида. Заострять внимание на случившемся не стоит – не нужно лишний раз «приносить соболезнования» или обращаться по форме «да со всеми случается!». Конструктивным будет толерантное отношение с сохранением позитивной обратной связи на запросы человека со склонностью к суициду.

Профилактика

Профилактические меры, предотвращающие тенденции в сфере аутоагрессии, должны начинаться с возрастных групп, где суицидальная активность наивысшая.

Профилактика суицидального поведения подростков в школе призвана подготовить педагогов, родителей, социальных работников и школьных психологов к общему пониманию проблемы, а также сформировать комплексное представление у подрастающего поколения про особенности суицидального поведения и его разрушительном влиянии на личность.

Мероприятия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних составляются с учетом всего спектра проблемы суицида:

  • общемедицинские – работа во время проведения медосмотров: выявление физиологических особенностей, формирующих суицидальное поведение (в т.ч., склонность к приему психоактивных средств);
  • психиатрические (суицидологические) – своевременное выявление патологий психики в ходе работы со школьниками во время профосмотров и помимо них;
  • психологические – коррекционная работа с неконструктивными личностными установками, аутоагрессией;
  • социальные – создание надлежащего социального статуса, коррекция (по возможности) социально-экономических условий жизни подростков, потенциально склонных к самоубийству;
  • информационные – меры, направленные на создание специализированных программ для распространения среди несовершеннолетних и всех заинтересованных (врачей, психологов, учителей, студентов) знаний про опасность суицидальных тенденций в современном обществе, показывающих конкретные примеры пагубного влияния суицидов; программ, создающих условия для здорового образа жизни.

Возрастные особенности суицидального поведения

Половые различия

Формы суицидального поведения

Истинный суицид

Демонстративный суицид

Скрытый суицид (косвенное самоубийство

Факторы, способствующие суициду

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Неблагополучные семьи

Школьные и училищные  проблемы

Сексуальные проблемы

Депрессия

Аддиктивное поведение

Стресс

Суицидальное поведение подростков

Незрелость личности и определенные черты характера

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Соотношение суицидных попыток и смертельных случа ев самоубийства составляют 12:1 у подростков  и 5:1 у взрослых. Пропорция суицидных попыток и суицидов меняется год от года и связана с большим или меньшим напряжением в обществе или значительными социальными  событиями.

Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает,  что суицидальное поведение у детей до 13 лет – редкое явление и только с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.

По данным исследования детей и подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков – порезы вен и повешение.

Считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 – 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины «суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.

Половые различия

Женщины покушаются на самоубийство чаще мужчин, но их попытки реже заканчиваются смертельным исходом. Женщины чаще угрожают самоубийством, чем реально это делают, исполь зуя при этом более пассивные и менее опасные способы (погло щение таблеток, употребление вредных веществ и т. п.). Мужчи ны выбирают более активные, и жестокие способы: вешаются, кидаются с высоты, стреляются, закалывают себя ножом.

Суицидальное поведение подростков относится к области «пограничной психиатрии» — области психопатий и непсихо патических реакций на фоне акцентуаций характера, свойствен ных подростковому возрасту. Только 5% суицидов, включая попытки, падает на психозы, тогда как на психопатии по евро пейской статистике приходится 20-30%, а остальное — на «под ростковые кризы», а по отечественным данным, число попыток самоубийства среди подростков одинаково в случае психопа тий и акцентуаций характера.

Суицидные действия у подростков часто носят демонстра тивный характер, который обретает черты «суицидного шанта жа». Кроме истинного суицида и демонстративных попыток можно выделить особый подростковый тип суицидального поведения — «недифферен цированный», где трудно определить истинность намерения.

Такие «неясные» попытки окрашены острым аффектом при потере или угнетении сознательного контроля, расстройством рассудочной деятельности. Отнести попытку к истинным или демонстративным действиям бывает невозможно. Объективно малоопасный способ самоубийства мог быть субъективно чрезвычайно эффективен.

Так, 15-летний подросток принял, сколько таблеток пипольфена, которые не могут привести к летальному исходу. Однако этот юноша имел опыт употребления пипольфена, когда одна таблетка привела к развитию тяжелой аллергической реакции. Несколько таблеток он считал надежным средством совершения самоубийства.

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни, намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обид чику.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни.

Этот тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и се рьезным намерением, хотя и мимолетным. Длительность аффективной ситуации опреде ляет и колебания намерения суицидального поведения.

Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Мнение ученых

«Себя убивает тот, кто хотел убить другого или, по крайней мере, желал смерти другого человека».

Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы.

Мотивы, которыми подростки объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для них в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в  подростковом возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или училища,  различными конфликтами.

Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто возникают кон фликты между родителями, родителями и подростками, порой с при менением насилия. Родители относятся к своим детям недобро желательно, без уважения и даже враждебно.

Способствовать самоубийству могут и экономические трудности в семье: ранняя потеря родителей, утрата с ними взаимопонимания, развод родителей. Уход отца, его отсутствие или пассивная роль при властной деспотично и матери отягощает положение подростка в семье.

Суицидальное поведение подростков

Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, ЧУВСТВО беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего.

Наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики.

Эти проблемы играют важную роль в дезадаптации,  особенно юношей, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной (значимой)  группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения, освоении гендерных ролей.

Потеря или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидному действию. (отвергнутый подросток, изгой группы).Это фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом, сочетающимся с выраженной сенситивностью и уязвимостью.

 «Школьные и училищные» проблемы связаны с 29% аффективных суицидов, 26% — демонстративных и 12% — истинных.

Сексуальные проблемы, дополненные другими факторами, мо гут стать причиной дезадаптивного поведения, ведущего к суи циду. Измена возлюбленного (или возлюбленной) может при вести к суициду, если она сочетается с унижением достоинства или при условии сильной эмоциональной привязанности под ростка, которая характерна для детей из неблагополучных се мей, или у эмоционально-лабильных подростков, лишенных поддержки дома, ощущающих эмоциональное отвержение родителей.

Сексуальные проблемы становятся более значимыми в пу бертатном возрасте, тогда как для предпубертата на передний и план выступают семейные проблемы. Проблемы полового созревания в возрасте 12-17 лет более всего отягощены суицида ми у подростков, выросших без отца при чрезмерной привязан ности к матери.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Депрессия

Одним из наиболее часто встречающихся факторов, способству ющих покушению на самоубийство, является депрессия. Она может быть следствием потере объекта любви и проявляться в печали, подавленности, потери интереса к жизни, отсутствии желания решать актуальные жизненные проблемы. Могут по являться психосоматические расстройства:

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

потеря аппетита, нарушения сна, усталость, снижение сексуального интереса, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации, печаль, несвойственное ребятам бессилие, снижение веса.

Часто депрессия может носить скрытые формы: она маскиру ется повышенной активностью, вниманием к мелочам, а ино гда социальными провокациями — правонарушениями, беспорядочными половыми связями, чувство скуки и усталости, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками. У 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % – это крик о помощи.

Суицидальное поведение: признаки, способы предотвращения

Все мотивы суицидальных попыток, характерных для подросткового возраста, специалисты объединили в несколько категорий.

Демонстрация или манипуляция является наиболее распространенным побудительным мотивом подростковых самоубийств. Индивид, находящийся в пубертатном периоде, решает при помощи действий, целенаправленных на самоуничтожение, наказать «обидчиков». Зачастую в качестве таких «обидчиков» выступают родители, одноклассники и другие подростки вне зависимости от половой принадлежности.

Иногда ребенок может совершить попытку суицида из-за ощущения угрозы утраты любви со стороны родителей, например, при появлении отчима или второго ребенка. Также нередко подростки используют суицидальные действия в качестве средства шантажа, в действительности, не желая уходить из жизни.

Другой категорией мотивации суицидального поведения является переживание безнадежности. Такие переживания часто появляются вследствие повышенной тревожности, связанной с возрастными особенностями детей на переходном этапе развития. Кроме того, подростки характеризуются недостаточностью социального опыта, вследствие чего простая житейская ситуация может восприниматься ими как безвыходная.

Также часто в подростковой среде наблюдается такие категории мотивации, как следование групповой норме и непонимание в школе (неуспеваемость, конфронтации с учителями).

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Подростковому периоду свойственно абсолютное отторжение родительской помощи. В тоже время профилактическая программа суицидального поведения в кругу подростков требует своевременной диагностики и слаженных действий педагогов и родителей.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Большинство детей, склонных к самоубийственным действиям в переходном возрасте, характеризуется высокой внушаемостью и склонностью к копированию и подражанию. Так, например, один суицид в подростковой среде может стать побудительным сигналом для других детей, предрасположенных к этому.

Кроме того, подростковый суицид может являться следствием душевного недуга. Некоторые дети страдают слуховыми галлюцинациями, когда голос в голове отдает приказ покончить с собой.

Также причиной действий, направленных на прекращение существования, может быть чувство вины или страх, ощущение враждебности. В любом случае попытка самоубийства является зовом о помощи, обусловленным стремлением привлечь внимание взрослого окружения к своему горю или вызвать сочувствие. Ребенок словно прибегает к последнему доводу в затяжном споре с родителями. Ведь он считает смерть неким временным состоянием, которое пройдет.

– формированию системы психологической коррекции и педагогической помощи ученикам;

– анализу особенностей психолого-педагогических характеристик учащихся для выявления детей, которые нуждаются в немедленной помощи;

– снятие суицидального риска.

План профилактики суицидального поведения в учебных заведениях обычно включает три группы мероприятий. Первая группа включает проведение работы с учениками и родителями либо законными представителями (например, психолого-педагогическое сопровождение индивидов, имеющих опасность возникновения суицидальных действий, проведение собраний с родителями, включающих вопросы профилактики суицидальных намерений подростков, эмоционального неблагополучия, обеспечения безопасности несовершеннолетних).

Вторая группа включает информационно-методическую и организационную работу (например, регулярное размещение на различных информационных стендах, сайтах учебных заведений информации о работе служб и организаций, оказывающих помощь в сложных ситуациях). Третья группа мероприятий заключается в повышение квалификации учителей и контроле.

Родительское собрание «Признаки суицидального поведения детей и подростков»

  • Информировать родителей о существовании проблемы подросткового суицида.
  • Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
  • Рассмотреть меры профилактики и предупреждения  детского суицида, связанные с социально — психологической поддержкой  детей в семье.
  • Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
  • Ход собрания
  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Мы выбираем жизнь, они – смерть.
  • Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
  • Мы строим планы на будущее, у них… у них – нет будущего.
  • Кажется, что мы и они – из разных миров.
  • Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство?
  • Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг?
  • Всего лишь – шаг.
  • Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом.
  • Они продолжают умирать.
  • Слайд 3

Здравствуйте, Уважаемые родители! Сегодня я хочу обсудить с вами очень сложный и очень серьезный вопрос — подростковое самоубийство.

Всегда удивляли люди, которые кончали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо.… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения?

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо.

Человек не хочет умирать, в его сути биологической заложено изначально —  выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти.

А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок —  вот это уже настораживает.

  1. Слайд 4
  2. По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство 1 100 000 человек,  среди них 55 тысяч русских (на третьем месте).
  3. Слайд 5

За последнее десятилетие  число самоубийств среди молодежи  выросло в 3 раза. Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место.

Ежегодно каждый двенадцатый  подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить  попытку самоубийства. Число законченных суицидов среди юношей  в среднем в 3 раза больше,  чем  среди девушек.

С другой стороны — девушки пытаются покончить с собой  в 4 раза чаще, чем юноши,  но выбирают «щадящие» способы,  которые реже приводят к смерти.

  • Слайд 6
  • Почему же подростки пытаются покончить собой?
  • Какие причины, факторы могут способствовать принятию такого решения?
  • Какие дети могут совершить такой поступок?
  • Чаще подвержены: подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями; девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты; подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения; подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.
  • Слайд 7
  • Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.
  • Слайд 8

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Истинный суицид. Никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

Слайд 9

Скрытый суицид. Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных.

Например,  рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида),  занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее  поведение.

Слайд 10

Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону.

Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения.

Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть — а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

Слайд 11

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Причины суицида.

Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).

  1. Несчастная любовь, одиночество.
  2. Страх перед будущим.
  3. Потеря смысла жизни.

Подражание кумирам. В  Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома.  В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка,  если он фанат погибшего кумира.

Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.

Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии.

Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги.

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу.

Профилактика суицидального  поведения

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Психогигиеническая профилактика суицидального поведения подростков и взрослых лиц является сегодня одной из базисных задач современного общества. В. Кондратенко отмечает в структуре профилактической работы два главных этапа, а именно первичные мероприятия и вторичные меры по предупреждению возникновения суицидальных попыток.

– совершенствование уровня социальной жизни людей;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

– воспитание позитивно ориентированной личности;

– ликвидацию социальных условий, провоцирующих возникновение самоубийственных намерений и порождающих выработку суицидальных намерений.

– выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности;

– разделение категорий профилактического учета по группам, которые отвечают определенным формам анормального (девиантного) поведения;

– раннее выявление особ с нервно-психическими патологиями;

– коррекционное воздействие выявленных недугов и патологий психики.

– своевременное обнаружение и устранение состояний, которые несут потенциальную опасность самоубийства;

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

– раннее распознавание среди определенных категорий населения суицидальных тенденций;

– лечение постсуицидальных состояний;

– регистрация самоубийств и учет попыток;

– социально-трудовая реадаптация;

– проведение среди населения масштабной психогигиенической работы.

Существует несколько общих рекомендаций, направленных на предвосхищение самоубийства. Задача предупреждения суицидов заключается в умении распознать признаки опасности, принятии индивида как личности, установлении заботливых взаимоотношений.

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Кроме того, человек, собирающийся встать на путь самоуничтожения, нуждается во внимании. Он хочет, чтобы его выслушали, не осуждая, обсудили с ним его боль или проблему. Сталкиваясь с угрозой попытки суицида, не нужно спорить с потенциальным самоубийцей и проявлять агрессивность.

Если кризисная ситуация выявлена, то необходимо выяснить, каким образом индивид ранее разрешал подобные ситуации, поскольку это может стать полезным в решении нынешней проблемы. Также рекомендуется выяснить у индивида, подумывающего о самоубийстве, что для него осталось позитивно значимым.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Необходимо выяснить степень риска совершения самоубийства. Так, к примеру, когда депрессивный подросток подарил кому-то свою самую любимую вещь, без которой ранее не мыслил жизни, то не следует сомневаться в серьезности его намерений.

Не нужно оставлять одного человека в ситуации высокого риска совершения попытки ухода из жизни. С индивидом, решившимся на суицид, рекомендуется проводить все время, пока не минует кризис либо не прибудет профессиональная помощь.

Субъекты, совершающие действия, направленные на осознанное прекращение своего существования, характеризуются наличием суицидогенных личностных особенностей, которые проявляются в определенных ситуациях. Поэтому современная психология успешно разрабатывает последние десятилетия разнообразные пакеты диагностических методов, которые позволяют, как можно раньше выявить кризис или начало его формирования и оказать индивидуально либо в группе необходимую психотерапевтическую, коррекционную или консультативную помощь.

Значимыми критериями диагностики для установления повышенной вероятности зарождения суицидальных поведенческих реакций являются фрустрация, тревожность, агрессивность и ригидность.

При высоком суицидальном риске рекомендуется индивидуальная психотерапия или психологическое консультирование, основным результатом которого для индивида является понимание, что он услышан и появления чувства, что он не одинок.

Шаги неотложной помощи – кризисной ситуации.

Заключение

Список литературы

Введение

Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Для некоторых людей она приобретает особое значение.

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400-500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток – в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») – это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид, как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.

Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

  1. собственно суицидальные действия;
  2. суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид – действия, завершенные летальным исходом.

Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя Жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».

Суицидальные замыслы – это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент – решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). Суицидальное поведение особенно актуалено для подросткового возраста, поскольку у них наблюдаете множество форм суицидального поведения.

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль факторов и групп риска, оказание медико-психологической помощи конкретной личности. Психологическая превенция суицида (предотвращение суицидального поведения) осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию.

Особенно актуальна психологическая помощь подросткам с острыми суицидальными реакциями, подавляющее большинство которых являются практически здоровыми людьми.

Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера

Знание особенностей разных типов характера позволяет про гнозировать поведение подростка, предвидеть вероятность су ицидов. Разные типы акцентуированных характеров также про являют склонность к разным формам суицидального поведе ния.

Для гипертимного типа акцентуаций склонность к суици дальному поведению совершенно не характерна. Подростки это го типа не наносят себе ни физический, ни социально-психоло гический ущерб. Они скорее могут подвергнуться разрушитель ным воздействиям или саморазрушению вследствие тяги к риску, новым впечатлениям, острым ощущениям.

У циклоидов возможность суицида зависит от фазы. В гипертимной фазе они не отличаются от подростков гипертимно го типа. Однако в субдепрессивной фазе для циклоидного типа акцентуаций характерно суицидальное поведение. Суицидальные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте  аффекта, когда самолюбие подростка уязвлено публично, его не покидают  мысли о собственной неполноценности, непригодности, безволии. Подростка охватывает отчаяние, и он неосознанно или недостаточно осознанно идет к суициду.

Эмоционально-лабильные подростки склонны к суицидному  поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Мотивом этих действий служит не столько желание умереть,  сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие. Риск, приключения мало привлекательны для подростков этого типа.

Они ищут эмоциональные связи и поддержку  у друзей и близких. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, например, родителей, толкает подростков эмоционально-лабильного типа к суицидным попыткам.  Это — крик о помощи, чувство вины из-за невозможности удержать значимого другого, агрессия на самого себя.

Уязвимым звеном в характере сенситивного типа является чувство собственной неполноценности. Такие подростки зави сят от окружающих, нуждаются в их добром отношении, под держке и оценке. Недоброжелательность окружения, несправедливые обвинения, предательство друзей и возлюбленных, насмешки или подозрения легко приводят к развитию реактивной депрессии.

Сенситивные подростки не делятся своими переживаниями, накапливая, аккумулируя чувство вины за свою неполноценность, постепенно приходя к мысли о невозможно сти и бессмысленности своего существования. Незаметно для окружающих у них вызревают суицидные намерения, которые реализуются неожиданно для всех.

Психоастеническая акцентуация вообще не предрасполо жена к суицидам. Страх и нерешительность этих подростков исключают вероятность самоуничтожения.

Возрастные особенности суицидального поведения

Профилактика

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Причины суицида.

Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

Слайд 12

Мотивы.

Призыв. Способ попросить помощи.

Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют».

Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.

Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?80% задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Слайд 13

Словесные признаки: Часто говорит о своем душевном   состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении. Шутит на тему самоубийства.

Слайд 14

Раздача ценных вещей.  Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».

Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола.

Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен.

Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток  долго задерживаться в этом мире не собирается.

Прощание.

Демонстрируют радикальные  перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Слайд 15

Ситуационные признаки. Социально изолирован. Живет в нестабильном состоянии. Ощущает себя жертвой насилия. Перенес тяжелую потерю.

  • Как предотвратить суицид?  Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:
  • • нам нужно хорошо к себе относиться;
  • • нам нужно, чтобы нас любили.
  • Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.
  • Потребность любви — это:
  • — потребность быть любимым;
  • — потребность любить;
  • — потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям,  которые чувствуют себя чужими дома, в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее.

Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.

Слайд 16

Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. (Положительные эмоции,  оптимизм) Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не  совсем по душе. Положительный заряд энергии   помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и  взрослыми.

  1. Слайд 17
  2. Вовлекать  подростков в полезные виды деятельности.  
  3. Слайд 18
  4. Подросток должен помнить о  том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.
  5. Слайд 19  
  6. Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и   доверительных отношений с ребенком.
  7. Правила:
  8. «Глаза в  глаза» Контакт глаз – разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами.

«Чудо прикосновения». Дотронуться до руки, похлопать по плечу, приобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте.

«Безраздельное внимание». Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».

Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультировать у детского или подросткового психиатра или психоневролога.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами затронули очень сложную тему. В молодости человеку свойственно относиться к жизни безответственно и легкомысленно, потому что кажется, что еще очень многое впереди.

По-настоящему жизнь начинают ценить только пожилые люди, инвалиды или смертельно больные, несмотря на все страдания, которые им приносит каждый день.

Человеку для счастья нужно очень немного, нужно уметь наслаждаться каждым мгновением, а в могиле всегда успеешь оказаться.

Да, наши дети стали взрослыми, но будьте внимательны к ним, дорожите каждой минутой, проведенной с ними, не отталкивайте, находите время для бесед, прогулок, просто посидите тихо рядом. Они выросли физически, но еще не окрепли духовно, они нуждаются в вас еще больше, чем когда были совсем маленькими.

Приглядитесь к ним, попробуйте найти точки соприкосновения, которые приведут вас к взаимопониманию, попробуйте обсудить проблемы, которые волнуют ребенка, не оставляйте его одного наедине со своими мыслями, не позволяйте разыграться и укорениться негативному воображению.

Поддерживайте стремление к развитию, потребность к совершенствованию, упорядочиванию желаний.

  • Слайд 20         
  • Жизнь – это шанс,  не упусти   его!
  • Жизнь – это мечта,  осуществи её!
  • Жизнь – это любовь, так люби!
  • Жизнь – это долг,  исполни его!
  • Жизнь – это счастье,  сотвори его сам!
  • Жизнь  прекрасна…Не разрушай её!
  • Слайд 21     

На доске: « Нет ничего более страшного для человека , чем другой человек, которому нет до него никакого дела» ( О. Мандельштам).

По данным ВОЗ в мире каждые 40 секунд совершается один суицид, а ежегодно происходит всего более 800 тысяч суицидов. При этом мужчины совершают суициды вдвое чаще, чем женщины, а женщины в четыре раза чаще совершают покушения на самоубийства, чем мужчины.

Обратитесь за помощью!

Если у вас или близкого человека возникло ощущение, что не стоит жить, появились мысли о самоубийстве — скорее обратитесь за помощью к специалистам.

Эти показатели могли бы быть намного ниже, если бы родственники людей, которые предпринимают попытки совершения суицида, своевременно заметили психологические проблемы своих близких и обратились за психологической помощью к специалистам. Несмотря на то, что по статистике только одна из 20 попыток самоубийств заканчивается смертью, нельзя слепо надеяться, что суицидальное поведение не приведет к трагическому концу.

Большинство попыток самоубийств у взрослых являются следствием серьезных психических расстройств — глубокой депрессии, шизофрении, биполярного расстройства, деменции, психопатии и других психических патологий.

У подростков попытки суицида чаще всего бывают спровоцированы желанием привлечь к себе внимание.

Независимо от того, что заставило человека задуматься о суициде, стремление наложить на себя руки происходит не сразу: им всегда предшествует определенный период времени, в который поведение человека из обычного становится суицидальным.

Суицидальное поведение отличается следующими признаками:

  • Несвойственная ранее усталость, вялость, безразличие или внезапное спокойствие.
  • Хронические нарушения сна, бессонница, потеря аппетита, психологические проблемы.
  • Тревожность, агрессия, страх, нарушение психологического равновесия.
  • Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
  • Разговоры о суицидах и о смерти, повышенный интерес к случаям суицида, посещение сайтов с описаниями самоубийств.
  • Употребление алкоголя или наркотиков.
  • Приобретение средств, которыми можно совершить суицид (огнестрельного оружия, медикаментов и т.п.).
  • Предыдущие или недавние попытки совершения суицида.
  • Случаи суицида в семье или в близком окружении.
  • Наследственная предрасположенность к депрессии или психическим расстройствам.

Своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении поможет не только предотвратить суицид и сохранить жизнь пациенту, но и выяснить причины, вызвавшие такое поведение.

Если вы заметили в поведении кого-то из ваших близких психологический дисбаланс, описанные выше признаки или другие психологические отклонения, не теряйте времени и срочно обращайтесь за психологической помощью к психотерапевту.

Чем раньше вы обратитесь за консультацией, тем легче и быстрее можно будет скорректировать поведение пациента и вернуть его к нормальной жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Психологическая помощь специалиста в данной ситуации заключается в ранней диагностике психосоматических заболеваний, нервно-психических расстройств и психических отклонений, обуславливающих суицидальные мысли и поступки, выяснение причин, которые могут привести к суициду, коррекция выявленных расстройств и связанных с ними психологических проблем с поведением.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector