Стадии стресса по селье

Психосоматическая модель стадий стресса

Стресс определяется по-разному в зависимости от теоретического контекста. Определение этого процесса развивалось в соответствии с исследованиями и разработкой теории.

· Cannon в 1929 году был одним из первых ученых, описывающих процесс в физиологическом контексте, отметив, что стресс является неспецифической реакцией на раздражители в попытке восстановить гомеостаз.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

· Другие теоретики поставили под сомнение идею о том, что стресс был только системой стимула-ответа, основанной на физиологии, и продолжили определять его как процесс, который требует оценки стрессора и ресурсов, доступных для удовлетворения требований стрессора (Lazarus 1966).

· Введение этого определения расширило изучение явления таким образом, чтобы признавать психологический и социальный контексты в дополнение к физиологическому. Например, McGrath в 1970 году обобщает наблюдения таким образом, чтобы определить стресс в контексте дисбаланса. Он переживается в результате дисбаланса между требованиями, предъявляемыми окружающей средой, и степенью, в которой человек способен удовлетворить эти требования.

· В других работах Kaplan в 1983 году, более подробно рассматривается психологический контекст для определения стресса с точки зрения психологических и поведенческих последствий, которые возникают в результате неспособности дистанцироваться от нежелательных обстоятельств.

· Elliot и Eisdorfer в 1982 классифицируют типы стрессоров по времени, в течение которого они испытываются. Здесь определение «стимул — ответ» одобрено, но изменено до такой степени, что стрессор является острым или хроническим и прерывистым или последовательным.

· Мейсон в 1975 предполагает, что один термин является слишком расплывчатым, и доказывает, что существуют различия, основанные на внешних проблемах (например, стрессоры), психофизиологических реакциях (то есть напряжении) и взаимодействии стимулов, ответов и оценочных процессов.

· Чтобы суммировать различные определения и степень, в которой эти определения укоренены в экспериментах и теориях, Fink в 2016 представляет хороший обзор различных определений и того, как он связан с психологическим опытом, таким как страх и беспокойство.

Идея создания и понимания модели болезни, связанной со стрессом, заключается в том, что, зная шаги, которые ведут к болезни, мы можем вмешаться в любую из стадий, чтобы разорвать цикл. Модель работает как теория фаз — вы должны перейти от одной фазы к следующей в правильном порядке, чтобы модель работала.

1. Сенсорный стимул — также упоминается как СТРЕССОР, который может быть любым умственным или физическим требованием, предъявляемым к телу разумом. Это что угодно — от громкого шума до экзамена или рабочей нагрузки, до физической активности или от родственников, приезжающих в город. Например, если вы застряли в пробке, что такое стресс и что такое стрессор? Стрессор = пробка, стресс = психическая и физическая реакция на стрессор.

2. Восприятие — активный процесс введения внешнего раздражителя в ЦНС (особенно в мозг) для интерпретации. Стрессор является внешним событием, но для того, чтобы он воздействовал на человека, он должен проникнуть в систему разум-тело. Это происходит через восприятие.

Стадии стресса по селье

3. Когнитивная оценка — процесс анализа и обработки информации, а также ее классификация и организация. На уровне когнитивной оценки мы наносим ярлыки на вещи — хорошие, плохие, опасные, приятные и т. д. Таким образом, для большинства ситуаций именно «этикетка», которую мы даем информации, определяет, будет ли она считаться стрессовой и вызывать физиологический ответ.

4. Эмоциональное возбуждение — если мы классифицируем / обозначаем что-то как стрессовое, оно вызывает телесный / физиологический ответ. Помните, что всякий раз, когда возникает субъективное переживание эмоций, за ним следуют перемены в вегетативной физиологии. Итак, на данном этапе мы просто испытываем эмоцию, ничего больше.

5. Связь между разумом и телом — здесь эмоциональное возбуждение превращается в физическое преобразования, чтобы вы могли адаптироваться к ситуации и реагировать соответствующим образом. Теперь эмоциональное возбуждение начинает превращаться в тот телесный отклик или метаморфозы, к котором мы обратились.

Это изменение произойдет на двух уровнях: а) Нервная система — симпатическая и парасимпатическая системы. Краткосрочные перемены происходят и работают на электрическом уровне. Например: вы боитесь, и ваш телесный ответ — дрожать. б) Эндокринная система — производит медленные, более длительные реакции с использованием химических веществ, гормонов и желез.

6. Возбуждение. Как только связь между разумом и телом установлена и происходят телесные изменения, они называются физическим возбуждением.

7. Телесные эффекты — теперь, когда внутренние органы испытывают телесное возбуждение, появляется учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, расширение зрачков и т. д.

8. Болезнь — если эффекты продолжаются в течение длительного периода времени (это варьируется), дисбаланс функционирования приводит к болезни. Один или несколько органов истощаются и работают неэффективно или вообще не функционируют.

В этот момент мы бы сказали, что у человека психосоматическое заболевание. Но мы даем им конкретное название: психогенная болезнь — физическое заболевание, основной причиной которого является метаморфоза психического состояния.

Стресс и его виды. Фазы стресса

Виды стресса в психологии: стадии, понятия

Стресс( англ. stress – давление, нажим, напряжение) – состояние, возникающеее в ответ наэкстремальное воздействие – стрессор[43 ].

Слово “стресс” пришло в английский, атеперь и в русский язык из старофранцузскогои средневекового английского и вначалепроизносилось как “дистресс”.

Первыйслог постепенно исчез из-за “смазывания”или “проглатывания” и сейчас слово“стресс” понимают в значении “дистресса”( англ. distress – горе, нужда).

Дистрессвсегда вредоносен или неприятен [40, c.29],вызывает отрицательные эмоции, чувствонеудовольствия. В противовес ему“эустресс”вызывает положительные эмоции, чувствоудовольствия [20, с.53].

Конечно, удобнеебыло бы разделить понятие “стресс” на“дистресс” и “эустресс” и оперироватьименно этими двумя понятиями, ноупотребление слова “стресс” в смысле“дистресса” настолько широко и глубоковошло в обиход, что во избежаниенедоразумений мы будем считать, чтостресс–состояниепсихического напряжения, вызывающееотрицательные эмоции.

Взависимости от стрессового факторавыделяют два основных вида стресса:физиологическийи психологический.Психологический будем подразделять наинформационныйи эмоциональный;последний развивается в ситуацияхугрозы, опасности, обиды и т. д.

  • Эустресс Дистресс
  • СТРЕСС
  • Физиологический Психологический
  • Информационный Эмоциональный
  • Рисунок 17– Виды
    стресса

Основоположникконцепции стресса, канадский врач ГансСелье (1907–1982) в 1936 г. установил, что любойвид стресса вызывает однотипную(неспецифическую) реакцию организма,которая получила известность как общийадаптационный синдром (ОАС) [40, c.35 ].В нём Г.

Селье выделил три фазы (стадии):первая– реакциятревоги и мобилизации защитных силорганизма.В этой фазе начинается адаптацияорганизма к новым условиям.

На этойстадии человек справляется с нагрузкойс помощью функциональной мобилизациисоответствующих органов и системорганизма, без структурных перестроек.

Продолжительность сопротивлениязависит от врождённой приспособительнойспособности организма и от силыстрессора.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Если стрессовая ситуацияпродолжает сохраняться, то наступаеттретьяфаза – истощение,поскольку способность к адаптации небезгранична.

  1. Время действия
    стресса
  2. 1 –фаза реакции
    тревоги и мобилизации всех сил
  3. 2 — фаза сопротивления
    и адаптации
  4. 3 – фаза истощения
  5. Рисунок 18 – Три
    фазы стресса

Втретьей фазе возможно появление такназываемых болезней адаптации илиболезней стресса, когда приспособительнаяреакция организма выступает в ролипатогенного фактора (например,воспалительные изменения в суставах,тканях глаза, гипертоническая болезнь,нервно-психические расстройства. Избытокстероидных гормонов, например, выброскоторых является первой эндокриннойреакцией организма на стресс, при частыхи интенсивных стрессах может способствоватьвозникновению поражений желудочно-кишечноготракта (стероидная язва) [24, с. 343 ] и т.д.

Эмоциональныйстресс– состояние напряжения функций организма,вызванное воздействием эмоциональнозначимого для индивидуума раздражителя.Основной причиной эмоциональных стрессовявляются конфликтные ситуации, в которыхчеловек длительное время не можетудовлетворить насущную, жизненнонеобходимую социальную или биологическуюпотребность.

Выходиз строя той или иной функции какого-либооргана (например, секреции жёлчи, инсулинаи других гормонов, желудочного сока,иммуноглобулинов и др. и развитиесоответствующего заболевания обусловленыгенетической предрасположенностью иизбирательным вовлечением их вэмоциональное возбуждение.

Наблюденияи эксперименты показали, что развитиеэмоционального стресса в конфликтнойситуации у разных индивидуумов можетпривести к различным результатам.

Привысокой стрессоустойчивости никакихнарушений может и не быть.

В другихслучаях могут развиваться либо нарушенияв деятельности нервной системы в форменеврозов,либо нарушения соматическихфункцийотдельных органовв форме ишемической болезни сердца,артериальной гипертензии, пораженияжелудочно-кишечного тракта и т.д. Вопределённых случаях может наблюдатьсясочетанное нарушение и тех и другихфункций.

Виды стресса в психологии: стадии, понятия

Какойорган будет повреждён в результатедействия стресса? Сам Ганс Селье, которыйпочти четыре десятилетия изучал влаборатории физиологические механизмыприспособления к стрессу, считает, чтоболезни адаптации избирательно поражаютпредрасположеннуюобласть тела. “Но пострадают ли приэтом сердце, почки, желудочно-кишечныйтракт или мозг, зависит в значительноймере от случайных обусловливающихфакторов. В организме, как в цепи, рвётсяслабейшее звено, хотявсе звенья одинаково находятся поднагрузкой” [Селье, с. 40].

Исследованияпоказали, что степень подверженностистрессу во многом определяетсятемпераментом. Ему в большей степениподвержены холерики и меланхолики.

Влияниестрессов на деятельность [Карпов, с. ]

Влияние стрессана деятельность зависит от фазы стресса.

  1. Фаза мобилизации– стресс оказывает стеническое воздействие на все психические и физиологические процессы.

    Мобилизуются все ресурсы организма, обостряются восприятие, внимание, память, долговременная память переводится в повышенную готовность, увеличивается оригинальность, продуктивностьи креативность мышления. Наблюдаетсяфеномен гиперактивации мышления и других процессов.

    Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения.Результаты деятельности улучшаются.

  2. Фаза адаптациичеловек адаптируется к сложившейся ситуации, все параметры функционирования закрепляются на новом уровне – человек «втягивается», привыкает. Показатели деятельности стабильно высокие. Но долго «на пределе» человек работать не может. Рано или поздно наступает истощение.

  3. Фаза истощенияфаза, когда силы иссякли и психика начинает давать сбои.

    Как далеко это может зайти? Чтобы рассмотреть явления, происходящие в этой фазе, разделим эту фазу на два этапа:этап расстройства(соответствует ветви графика, нисходящей до уровня нормальной психической активности) и этап деструкции(соответствует ветви графика ниже оси абсцисс– перешедшей вниз за линию уровня нормальной психической активности) – см. рисунок .

Наэтаперасстройстваизменения возникают,прежде всего, в когнитивной сфере,поэтому снижается продуктивность иадекватность переработки информации,креативность мышления. Сужается объемвосприятия, снижается и качествооперативной памяти, снижается способностьк извлечению информации из долговременнойпамяти – наблюдаетсяфеномен блокадыпрошлого опыта.

Особозначительныеизменения характерны для мышления.Возрастает его стереотипность,резко снижается продуктивность испособность кадекватной переработке информации.Поиск решения подменяется попыткамивспомнить решения, встречавшиеся ранее(феноменрепродуктивизациямышления); снижается оригинальностьмышления(феноменуплощениямышления).

Виды стресса в психологии: стадии, понятия

Длядеятельности в целом характернымистановятся попытки организовать её непо типу создания адекватного ситуацииспособа,а по типу подыскания в прошлом опытезнакомого способа(явление заалгоритмизированностидеятельности).

Впроцессах принятия управленческихрешений возникает феноменглобальныхреакций.

Онсостоит в тенденции к выбору слишкомобщих и неточных вариантов действия;решения утрачиваютконкретность и реализуемость; крометого, онистановятся либо импульсивными, либочрезмерно затянутыми– инертными. Понятно, что результатыдеятельности значительно ухудшаются.

Этап деструкциихарактеризуетсяполнымраспадом способности к организациидеятельности и значительныминарушениями психических процессов,обеспечивающих её.

Основной закономерностьюфазы деструкции в плане общей организациидеятельности и поведения является то,что они приобретаютодну из двух основных форм: деструкцияпо типу гипервозбужденияидеструкция по типу гиперторможенияВпервом случае поведение становитсяполностью хаотичным, строитсякак беспорядочная последовательностьнеорганизованныхдействий, поступков, импульсивныхреакций – человек «не находитсебе места».

Вовтором случае, наоборот, имеет местополная блокададеятельностной и поведенческойактивности, возникаетсостояние заторможённости и оцепенения,«выключенности» изситуации. Фаза деструкции характеризуетсяуже не простоснижением показателей эффективности

КарповА. В. пишет следующее: Однако нарядус общими реакциями имеют место идостаточно выраженные индивидуальныеразличия реагирования настрессовые воздействия.

Они выражаютсяв сравнительной длительности указанныхфаз; в их общейдинамике; в зависимости показателейдеятельности от силыстрессовых воздействий. Для обозначения«меры сопротивляемости»человека стрессовым воздействиямиспользуется понятиестрессоусгпойчивостиличности.

Это – способность сохранятьвысокие показатели психическогофункционирования и деятельностипри возрастающих стрессовых нагрузках.

Важной сторонойстрессоустойчивости является способностьне только сохранять,но и повышать показатели эффективности,продуктивностидеятельности при стрессовом усложненииусловий. Иначеговоря, эта способность зависит от того,насколько сильно учеловека представлена первая фазаразвития стресса – фаза мобилизации.

Взависимости от степени стрессоустойчивости,а также от способности выдерживатьстресс в течение длительного временивыделяюттри основных типа личностей. Ониразличаются по тому,как долголичностьможет сохранять устойчивость(резистентность) к временному давлениюхронических стрессовых условий,характеризуют ее индивидуальный порогстрессоустойчивости.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Однируководители могут выдерживать стрессовыенагрузкидлительное время, адаптируясь к стрессу.Другиедаже при относительнократкосрочных стрессовых воздействияхуже даютсбои. Третьи– вообще только и могут эффективноработатьв условиях стресса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector