Скрытая склонность к суициду

Мифы и реальность о суициде

Если вдруг в своем кругу общения Вы заметили человека с суицидальными наклонностями, необходимо незамедлительно действовать. Ведь его жизнь может оборваться с минуту на минуту. Спокойно сядьте и поговорите с ним, вникните в его переживания и поймите их. Главное – дать ему понять, что он не один на белом свете, у него есть поддержка и люди, которые его любят.

Серьезность и сложность разрешения проблемы порождают мифы и предубеждения. Неспециалисты имеют упрощенное мнение относительно самоубийства, стремятся объяснить его психическими расстройствами.

Как показывают исследования, совершившие суицид личности – абсолютно здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Среди обсуждавших возможность смерти в своих личных дневниках – известные, вполне успешные личности: И. С. Тургенев и М. Горький, Ромен Роллан, Наполеон, Джон Стюарт Милль, Томас Манн, Энтони Троллоп.

Человек оказывается перед лицом депрессии такого масштаба, что для выхода из нее кажется недостаточно всего предыдущего опыта жизни. Кризис может возникнуть внезапно, сочетая в себе несколько типов различных эмоций. Они провоцируют тревогу, вслед за которой приходит безнадежность. Утрачивается вера в себя, исчезают силы, чтобы преодолеть неприятности. Возникает ощущение потери смысла жизни.

В основе суицидального поведения лежит конфликт, а в составе его имеются:

  • объективные требования ситуации;
  • осознание своей значимости субъектом;
  • оценка возможностей для преодоления сложностей;
  • реальные поступки индивида относительно ситуации.

Опровержение мифов реальностью:

  1. “Самоубийство происходит по причине отклонения психики от нормы”: на самом деле около 85 % людей, совершивших суицидальные действия, являлись здоровыми личностями.
  2. “Суицид невозможно предотвратить”: кризис имеет некоторую продолжительность, и потребность покончить с собой является временной; человек, получивший поддержку в затруднительный период жизни, меняет свое решение.
  3. “Существует категория людей, склонных к самоубийству”: в действительности суицид совершают личности различных психотипов; исход зависит от индивидуальной оценки непереносимости и остроты ситуации.
  4. “Нет признаков, подтверждающих намерение самоубийства”: этому предшествует несвойственное человеку поведение, которое обратит на себя внимание людей из ближайшего окружения склонного к суициду индивида.
  5. “Человек, заявляющий о желании покончить с собой, никогда не совершит этого”: многие накануне запланированных действий сообщали о своих намерениях родственникам, коллегам по работе, но те не придавали этому серьезного значения.
  6. “Решение убить себя приходит внезапно”: как показывает анализ, суицидальные действия являются результатом продолжительной травматизации психики; кризис может длиться неделями и месяцами.
  7. “Попытка самоубийства не повторяется”: на самом деле риск повторного действия очень высок; наивысшая вероятность – в первые пару месяцев.
  8. “Суицидальные наклонности передаются по наследству”: утверждение не доказано; если в близком окружении человека были случаи самоубийства, вероятность их совершения членами семьи возрастает.
  9. “Просветительская деятельность помогает снизить количество самоубийств”: как показали исследования, сообщения об уходе из жизни активируют суицид. На самом деле необходимо говорить о способах выхода из конфликтов.
  10. “Алкоголь снижает суицидальные переживания”: употребление спиртного дает противоположный эффект, так как усиливает тревогу, повышает значимость конфликта, из-за чего вероятность самоубийства приближается.

Совокупность внешних и внутренних факторов провоцирует попытки самоубийства.

Предпосылками суицидального поведения являются:

  • биологические причины: снижение уровня серотонина в крови, нарушение гипоталамо-гипофизарной оси;
  • наследственность;
  • психологические причины: низкая стрессоустойчивость, эгоцентризм, зависимость от мнений окружающих, эмоциональная лабильность, невозможность реализовать потребность в безопасности, в любви;
  • медицинские факторы: алкоголизм, наркомания, психические расстройства, онкологические патологии, СПИД, соматические заболевания с инвалидизацией, летальным исходом.

Потенцирующие факторы, которые повышают риск суицида:

  • религиозные факторы: самоубийство в некоторых культах расценивается как очищение и жертвоприношение; в отдельных течениях собственноручная смерть рассматривается как жест романтизма;
  • внутрисемейные факторы: дети и подростки из неполных, асоциальных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, отчуждения;
  • влияние социума: конфликтная атмосфера в общении со сверстниками, проблемы любовных отношений.

Непосредственными причинами попыток самоубийства являются:

  • стресс: смерть близких, случайное наблюдение самоубийства, отвержение коллективом, знакомыми, состояние в результате изнасилования;
  • доступность средств самоубийства при специфическом состоянии повышает риск их использования.

Из множества классификаций суицидального поведения представляют интерес попытки, имеющие отношение к целям, причинам.

Выделяют три вида суицидальных действий:

  • Истинные: тщательно спланированные поступки, которым предшествует формирование соответствующих высказываний, поведения; решение бывает принято на почве долгих размышлений о смысле жизни, предназначении, тщетности существования; доминируют признаки суицидального поведения; другие эмоции и черты характера остаются в тени, и цель умереть бывает достигнута.
  • Демонстративные: попытки самоубийства напоминают театральное действие, могут являться способом диалога с близкими. Признаки демонстративного суицидального поведения – в том, что они производятся с расчетом “на зрителя”, и их целью является привлечение внимания, быть услышанным, получение помощи. Смерть возможна из-за плохой расчетливости.
  • Маскированные: суицидальное поведение несовершеннолетних предполагает косвенные способы самоубийства – экстремальные виды спорта, скоростная езда на транспорте, опасные путешествия, употребление психотропных веществ; чаще всего настоящая цель не осознается окончательно.

Попыткам суицида предшествует замкнутость, депрессия. Что касается признаков суицидального поведения у детей, этому сопутствует утрата интереса к играм, развлечениям, еде. Они предпочитают одиночество, отказываются от дружеских мероприятий, занятий, которые приносили им удовольствие, посещений детского сада.

Депрессивные проявления выглядят как расстройства физической активности: появляются боли в теле, нарушения сна, аппетита, пищеварения. У мальчиков чаще наблюдается раздражительность, у девочек – слезливость, подавленность. Смерть может восприниматься как сон или временное явление.

Суицидальное поведение ребенка выражается в его рисунках и придуманных историях. Дети могут рассказать о преимуществах и недостатках того или иного способа ухода из жизни. Они могут обсуждать опасность лекарств, падения с высоты, утопления или удушья. При этом у ребенка отсутствуют интересы к настоящему, планы на будущее. Наблюдаются вялость движений, ухудшение успеваемости в школе, бессонница, нарушение аппетита, снижение массы тела.

Среди признаков суицидального поведения у подростков присутствуют откровенные высказывания, фразы: “не желаю жить”, “хочу умереть”, “жизнь окончена”. Подобная одержимость продолжается стремлением смотреть фильмы или читать книги о совершении самоубийства, искать информацию в Сети. В творчестве любого вида содержатся темы смерти.

Прочие признаки суицидального поведения у подростков:

  • уход из дома;
  • неустойчивость эмоций, агрессивность, грубость;
  • равнодушие к своему внешнему виду;
  • отчужденность от родственников, друзей, хотя отношения могут быть стабильными, посещение школы – регулярным;
  • опасные увлечения;
  • вождение автомобиля в нетрезвом виде;
  • демонстративное противоречие окружающим;
  • поведение, представляющее опасность для здоровья и жизни.

Скрытая склонность к суициду

К опасным симптомам следует отнести:

  • попытки совершения самоубийства в прошлом;
  • намерения самоубийства в семье;
  • наличие депрессии, шизофрении, биполярные расстройства.

Суицидальное поведение, которое не завершилось уходом из жизни, осложняется специфическими заболеваниями. Это разнообразные увечья, порезы, тяжелые травмы, повреждения рук, ног, ребер, гортани, пищевода, нарушение работы печени и почек.

После попыток суицида такие люди нуждаются в госпитализации, а повреждения могут привести к инвалидности и ограничениям, наложить тяжелый психологический отпечаток на дальнейшую жизнь. Присутствует риск социальной дезадаптации.

Способы суицида в разных странах имеют определенную степень распространенности:

  • повешение: лидирующий метод во всем мире;
  • огнестрельное оружие: в США ему отводится 60 % популярности; в Канаде – 30 %;
  • отравление: передозировка лекарств, в США – составляет 18 % от всех самоубийств;
  • ДТП с единственной жертвой: около 17 %;
  • прощальные записки с наложением на себя рук: 15-25 %.

По сравнению с понятием суицида, предполагающим совершение действия по самоумерщвлению, суицидальное поведение понимается более обширно. Это поведение включает как реализацию замыслов (попытка суицида), так и суицидальные тенденции (не явные проявления склонности к самоубийству).

Будучи результатом дезадаптации личности в социально-психологической сфере, суицидальное поведение рассматривается как внутреннее и внешнее.

Внутреннеевыражение суицидального поведения одновременно указывает на этапы процесса формирования склонности к самоубийству:

  • переживания антивитального порядка – отчетливых представлений о своей смерти у человека пока не сформировано, но присутствует общее отрицание жизни;prichiny
  • суицидальные мысли, выраженные в пассивно – фантазирование и поверхностные идеи о собственной смерти, но при отсутствии плана самоубийства в конкретной форме;
  • замыслы по поводу суицида – повышение суицидальной активности, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением и построение плана суицида (времени его совершения, места и способа);
  • суицидальные интенции (намерения) – человеком принимается решение по поводу самоубийства, к замыслу присоединяется волевая составляющая действия, постепенно поведение переходит во внешнюю сферу и реализацию.

Психология суицидального поведения

  • совершение акта суицида (осознанное намерение и конкретное действие без доведения до конечного результата);
  • завершенный суицид (действие с летальным исходом).

psihologicheskaya-pomocsh-suitsid

Суицидальное поведение имеет возрастные особенности в детско-юношеской группе. Если у детей до 5-летнего возраста существует низкая вероятность суицида, самоубийственное поведение почти не прослеживается, в младшем школьном возрасте (до 9 лет) суицидальная активность немного возрастает, то суицидальное поведение подростков имеет значительную интенсивность:

  • 14-15 лет – резкий рост предрасположенности к суицидам и желание их реализовать (попытки самоубийства совершают в среднем 14-25% подростков);
  • 16-19 лет – пик суицидальной активности (попытки самоубийства – от 33 до 52 %).

Причем, юноши в среднем в 4 раза чаще совершают эти попытки, чем девушки. Таким вычурным образом подростки пытаются восстановить гармонию взаимоотношений с окружающими, а не хотят добиться самоуничтожения.

Причины суицидального поведения

Признаки, объединяющие всех суицидентов (людей, совершающих попытку суицида или сам суицид), отображаются в ряде личностных особенностей:

  • через попытку суицида человек стремиться достичь решения своей проблемы;
  • стимулирующим к попытке суицида средством является сильная психическая (душевная) боль и терзания – проявляется стремление любыми путями избежать этой боли;
  • в суицидальном состоянии человеком переживается эмоция беспомощности – жизненная ситуация представляется беспросветной и безнадежной, бессилие, уныние и депрессия преобладают в эмоциональной сфере;
  • противоречивость (амбивалентность) превалирует по отношению к явлению суицида – страх перед ним наряду с пониманием, что это и путь к «освобождению»; возникает стойкое желание умереть, но чтобы каким-то образом тебя спасли;
  • суицид, в понимании совершающего это действие человека, – избегание большего зла;
  • склонность к аутоагрессии – в ходе суицида гнев и разрушающее воздействие направлено на себя самого.

Причины суицидов являются глубинными и многофакторными. Их природа основана на особом состоянии эмоционально-волевой сферы человека и может быть классифицирована в зависимости от факторов:

  1. Личностно-семейных: причины, связанные с разладами и конфликтами в семье; особенностями воспитания; болезнью и потерей близких; проблемами в любовной сфере, в т.ч., с половой несостоятельностью; унижения и оскорбления от социального окружения.
  2. Специфическое состояние здоровья: в психическом (шизофрения, психопатия) и физическом (уродства, увечья) плане.
  3. Конфликты и противоречия во взаимоотношениях (как результат антисоциального поведения): суицид выступает средством недопущения позора и наказания, уголовной ответственности.
  4. Деструктивные отношения в профессиональной сфере, учебе: конфликты и неполадки в коллективе, негатив в оценке профессионализма, успехов в учебной деятельности.
  5. Трудности материально-бытового характера.

Наиболее частые причинысовершения суицидальных поступков в подростковый период сводятся к известным личностным проблемам:

  1. Потеря человека, к которому испытываются чувства любви или сильной влюбленности.
  2. Переутомление значительной степени и величины.
  3. Нарушение чувства собственного достоинства со стороны сверстников или взрослых.
  4. Потеря личностных защитных механизмов (вследствие приема психоактивных средств – алкоголя, наркотиков, психотропных препаратов).
  5. Уподобление себя со сверстником или взрослым, совершившим суицид (из-за «сходства судьбы», жизненных обстоятельств и т.п.).
  6. Особая форма проявления печали, страха, гнева как реакция на жизненно важные события.

Виды конфликтов

Конфликты, лежащие в основе суицидального поведения, могут быть классифицированы:

  • конфликты на почве профессиональной деятельности и социального взаимодействия, включая межличностные конфликты, индивидуальные трудности адаптационного характера;
  • регулируемые спецификой личных и семейных отношений (неразделенная любовь, измена, развод, болезнь или смерть близких, сексуальная несостоятельность);
  • в связи с антисоциальным поведением: страх уголовной ответственности, позора;
  • по причине состояния здоровья: заболевания физического, психического характера, хронические болезни;
  • обусловленные финансовыми сложностями;
  • другие разновидности конфликтов.

Суицидоопасная ситуация создается при взаимодействии конфликтов различных видов. Утрата жизненных ценностей сопровождается индивидуальной оценкой, суждением, мировоззрением. Не существует личностной структуры, специфичной для суицидального поведения.

Наибольшей уязвимостью обладают личности с психопатическими чертами характера. В сложных условиях, на фоне возрастного кризиса, при заостренности определенных качеств, человек приходит к дезадаптации.

Коррекция

Коррекция поведения человека, склонного к суициду (или уже совершавшего попытку) должно учитывать влияние на суицидента со стороны социальной среды. Здесь психологическая помощь должна рассматриваться как минимум в 3 направлениях:

  1. Профессиональная работа: помощь со стороны психологов и психиатров. Эта работа особенно важна в период острого кризиса – накануне или после совершения попытки суицида. Как воздействие препаратами, так и психотерапевтическая работа призвана преодолеть эмоциональное состояние у суицидента на пике его напряжения.

Тут применима процедура установления эмоционального контакта и поэтапное, точное выявление мельчайших деталей – как причин самого поступка, так и особенностей личности суицидента. В ходе коррекции модель поведения, отличная от сценария суицида, постепенно интегрируется в личностные представления индивида.

  1. Помощь со стороны ближайшего социального окружения – близких родственников и друзей. Суицидент требует адекватного внимания: не навязчивого с желанием гиперопеки, но терпеливого с эмоциональной поддержкой. Откровенные беседы, демонстрация безусловной любви или дружбы, умение выслушать и т.п.psihologiya-suitsidalnogo-povedeniya
  2. Общее воздействие социальной среды – коллектива (сотрудников, товарищей по учебе). Важно сформировать адекватное отношение к ситуации суицида. Заострять внимание на случившемся не стоит – не нужно лишний раз «приносить соболезнования» или обращаться по форме «да со всеми случается!». Конструктивным будет толерантное отношение с сохранением позитивной обратной связи на запросы человека со склонностью к суициду.

Профилактика

Профилактические меры, предотвращающие тенденции в сфере аутоагрессии, должны начинаться с возрастных групп, где суицидальная активность наивысшая.

Профилактика суицидального поведения подростков в школе призвана подготовить педагогов, родителей, социальных работников и школьных психологов к общему пониманию проблемы, а также сформировать комплексное представление у подрастающего поколения про особенности суицидального поведения и его разрушительном влиянии на личность.

Мероприятия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних составляются с учетом всего спектра проблемы суицида:

  • общемедицинские – работа во время проведения медосмотров: выявление физиологических особенностей, формирующих суицидальное поведение (в т.ч., склонность к приему психоактивных средств);
  • психиатрические (суицидологические) – своевременное выявление патологий психики в ходе работы со школьниками во время профосмотров и помимо них;
  • психологические – коррекционная работа с неконструктивными личностными установками, аутоагрессией;
  • социальные – создание надлежащего социального статуса, коррекция (по возможности) социально-экономических условий жизни подростков, потенциально склонных к самоубийству;
  • информационные – меры, направленные на создание специализированных программ для распространения среди несовершеннолетних и всех заинтересованных (врачей, психологов, учителей, студентов) знаний про опасность суицидальных тенденций в современном обществе, показывающих конкретные примеры пагубного влияния суицидов; программ, создающих условия для здорового образа жизни.

Для успешной системной работы с суицидальными тенденциями должна обязательно создаваться соответствующая инфраструктура: телефоны доверия (и средства их активной рекламы), реабилитационные социально-психологические кабинеты при лечебных учреждениях, обучаться специалисты, умеющие работать с людьми, склонными к суициду.

Прогноз и профилактика суицидального поведения подростков имеют положительную тенденцию при комплексной помощи медиков, психологов, участии родителей. Частота рецидивов приближается к 50 %, а повторные попытки осуществляются только личностями с психическими заболеваниями, являющимися членами неблагополучных семей.

Скрытая склонность к суициду

Важны доверительные отношения и благоприятная атмосфера внутри семьи для противостояния стрессу. При наличии признаков подозрительного поведения нужно уведомить психолога, при значительных отклонениях в поведении – психиатра.

На индивидуальном уровне помощь специалиста заключается в пропаганде позитивного отношения к жизни и негативного – к смерти, расширение путей решения конфликтных ситуаций, эффективные методы психологической защиты, повышение уровня социализации личности.

Формы выражения антисуицидальных личностных факторов:

  • эмоциональная привязанность к близким;
  • обязанности родителей;
  • чувство долга;
  • опасение причинить себе телесное страдание;
  • представление о низости суицида;
  • анализ неиспользованных жизненных возможностей.

Чем большее количество антисуицидальных факторов насчитывается, тем мощнее барьер в плане совершения самоубийства. Значимую роль играет полнота и своевременность выявления потенциальных намерений.

Острота и актуальность проблем суицидального поведения требует от специалистов понимания сути явления, владения методами его диагностики и организации профилактических методов.

Признаки, свойственные взрослому населению

Признаком суицидального поведения у взрослых является гнев, направленный внутрь себя. На него могут указывать и тяжелые потери, плохое состояние дел, отсутствие надежды и вариантов помощи. Другим симптомом является всепоглощающее чувство безысходности, а также, собственно, попытка ухода из жизни.

Распознав признаки суицидального поведения, можно спасти жизнь человека. Потеря энергии, постоянное чувство скуки, усталость, длительные нарушения сна и аппетита, кошмары с картинами катастроф, злейших существ, гибелью людей – все это входит в перечень общих симптомов.

Другие признаки: повышенная самокритичность, выраженное чувство вины, несостоятельность, стыд, страх, тревожность, неуверенность, нарочитая дерзость, агрессия. Депрессия проявляется в виде меланхолии, а также в бессоннице, беспокойстве, вследствие чего приходит “усталость от жизни”.

Признаки суицидального поведения у взрослых:

  • планирование убийства, озвучивание намерения совершить действие в отношении себя или другого человека;
  • наличие инструмента убийства – пистолета и подобного, наличие доступа к нему;
  • утрата связи с действительностью (психоз), слуховые галлюцинации;
  • употребление психотропных веществ;
  • разговоры о способах и предметах нанесения физического вреда;
  • стойкое желание остаться наедине;
  • раздаривание личных вещей;
  • агрессия или неадекватное спокойствие.

Любое высказывание относительно самоубийства должно быть воспринято со всей серьезностью. Наблюдая признаки суицидального поведения, необходимо как можно быстрее узнать, имеется ли у человека оружие, медикаменты для совершения запланированных действий, определено ли время данного поступка и нет ли ему альтернативы, другого способа утолить боль.

Если не удается оказать помощь, необходимо сообщить об угрозе в милицию и больницу. Рекомендуется присутствовать с человеком, которому требуется поддержка, попросить сделать это других, кому можно довериться. Следует убедить человека в том, что он нуждается в профессиональном наблюдении специалистов.

Диагностика

Выявление признаков суицидального поведения у детей и подростков осуществляется врачом-психиатром, клиническим психологом. После предъявления родителями жалоб на эмоциональное состояние ребенка – вялость, подавленность – врач предполагает наличие депрессии и склонности к суициду.

Методы обследования:

  • беседа: психиатр уточняет время проявления и выраженность симптомов, их длительность;
  • опросники, тестирование: используются разнообразные методики, включающие прямые вопросы о мыслях и попытках самоубийства (опросник Айзенка “Самооценка психических состояний личности”);
  • проективные методы: применяются для детского младшего школьного возраста, подростков, не осознающих суицидальные тенденции (тест Люшера, тесты с помощью рисунков, “сигнал”, метод неоконченных предложений).

В результате комплексного обследования активности личности выявляют признаки суицидального поведения у детей, включая истериодные, сензитивные, возбудимые акцентуированные, эмоционально-лабильные черты. Сочетание депрессии, неуравновешенности, импульсивности является указанием на существенный риск попыток самоубийства.

Задачи специалиста, консультанта

Кризисные службы по-разному относятся к суициду. Некоторые ставят целью поиск местонахождения клиента и задачу воспрепятствовать убийству. Они могут самостоятельно передавать информацию о клиенте в медицинские и полицейские службы. С целью профилактики суицидального поведения несовершеннолетних необходим особый профессиональный подход.

Задачи консультанта “горячей линии” заключаются в следующем:

  • распознать признаки суицидальных мыслей и тенденций;
  • оценить степень опасности поведения;
  • проявить деликатную заботу о клиенте.

Принципы беседы с клиентом:

  • не пренебрегать суицидальными высказываниями;
  • выразить заинтересованность личностью и судьбой собеседника;
  • вопросы нужно задавать спокойно и искренне, активно слушая;
  • аккуратно выяснить представления и план суицидальных действий пациента;
  • узнать, присутствовали ли подобные мысли в прошлом;
  • выяснить причины и условия формирования суицидальных мыслей;
  • побудить собеседника выразить чувства в связи с болезненной сферой.

Запрещенные действия при первой помощи:

  • не вступать в прямую конфронтацию с клиентом при его заявлении о суицидальных намерениях;
  • не показывать своего шока от услышанного;
  • не вступать в дискуссию о допустимости действия;
  • не прибегать к аргументации, учитывая угнетенное состояние клиента;
  • не гарантировать того, чего нельзя осуществить (помощи семьи);
  • не осуждать, проявлять искренность;
  • не предлагать упрощенных схем, наподобие: “стоит вам только отдохнуть”;
  • не акцентировать внимание на негативных факторах, попытаться закрепить оптимистичные тенденции.

Приоритетным действием в оказании помощи суицидально настроенному клиенту является умение поддерживать разговор с ним как можно дольше. В дальнейшей работе следует позволить клиенту высказаться, выплеснуть чувства, пообещать быть полезным в разговоре, помочь структурировать истоки проблемы в его сознании, подвести к мысли о том, что подобные ситуации встречаются достаточно часто.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector