Сдвг лечение у детей

Полемика

В медицине, педагогике и психологии синдром гиперактивности и дефицита внимания — один из самых обсуждаемых и спорных диагнозов. Общество, включая не только врачей, учителей и психотерапевтов, но и родителей и СМИ, разделилось на две половины. Одни считают, что такого заболевания вообще не существует и все предписываемые ему проявления относятся к другим многочисленным психическим отклонениям.

Хотя в лагере последних тоже существует раскол — насчёт причин заболевания. Кто-то считает, что они исключительно психологические. А кто-то относит к ним физиологию и генетику. Третьи и вовсе выдвигают гипотезы, что во всём виноваты климатические условия.

Многие также оспаривают сочетание в одном диагнозе и гиперактивности, и дефицита внимания, предлагая разделить их на два разных расстройства: синдром гиперактивности и синдром дефицита внимания.

Несмотря на такой неоднозначный взгляд на СДВГ, данный диагноз всё же включён в МКБ-11.

Как распознать СДВГ

Сдвг лечение у детей

Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.

Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.

И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.

1. Возраст

Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство случаев диагностируются между 6 и 12 годами.

Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.

Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.

Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.

При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.

Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов.

При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:

  • Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
  • Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
  • Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
  • Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
  • Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
  • Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
  • Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
  • Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.

Сдвг лечение у детей

При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:

  • Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
  • Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
  • Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
  • Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
  • Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
  • Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.

При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.

Причины

установить не удается. Ученые убеждены, что болезнь провоцирует сочетание нескольких факторов нарушающих работу нервной системы.

  1. Факторы, нарушающие формирование нервной системы у плода, которые могут привести к кислородному голоданию или кровоизлиянию в ткань мозга:
  • загрязнение окружающей среды, высокое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания;
  • прием женщиной во время беременности лекарственных препаратов;
  • воздействие алкоголя, наркотиков, никотина;
  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности;
  • конфликт по резус-фактору – иммунологическая несовместимость;
  • угроза выкидыша;
  • асфиксия плода;
  • обвитие пуповиной;
  • осложненные или стремительные роды, приведшие к травмированию головы или позвоночника плода.
  1. Факторы, нарушающие работу мозга в младенческом возрасте
  1. Генетические факторы. Согласно этой теории, 80% случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с нарушениями в гене, который регулирует выделение дофамина и работу дофаминовых рецепторов. Результатом становится нарушение передачи биоэлектрических импульсов между клетками мозга. Причем болезнь проявляется в том случае, если помимо генетических отклонений присутствуют неблагоприятные факторы окружающей среды.

Неврологи считают, что эти факторы способны вызвать повреждение на ограниченных участках мозга. В связи с этим некоторые психические функции (например, волевой контроль над импульсами и эмоциями) развиваются несогласованно, с опозданием, что вызывает проявления болезни. Это подтверждает факт, что у детей с СДВГ обнаруживалось нарушение обменных процессов и биоэлектрической активности в передних отделах лобных долей мозга.

О том, какие факторы провоцируют гиперактивность и дефицит внимания у детей, в научной среде нет единого мнения. В источниках называются разные причины:

  • плохая экология;
  • осложнения во время беременности (инфекции, приём лекарств или наркотиков) и родов (травмы, асфиксия, кесарево сечение);
  • иммунологическая несовместимость матери и ребёнка;
  • повышенные риски мертворождения и выкидыша;
  • любые тяжёлые и хронические заболевания матери;
  • высокая температура (выше 39,5°С) или приём мощных лекарств на первом году жизни малыша;
  • любые заболевания, нарушающие мозговую деятельность;
  • несбалансированное питание.

Всё чаще специалисты говорят о том, что развитие синдрома на 80% зависит от генетики. Среди генов-кандидатов называют ген переносчика дофамина и 2 гена дофаминовых рецепторов. Остальные вышеперечисленные факторы способны либо усилить, либо ослабить генетические предпосылки.

Чем опасен СДВГ

Невнимательность, гиперактивность и импульсивность могут сохраняться и во взрослом возрасте. Это зачастую приводит к серьёзным психосоциальным проблемам:

  • плохой успеваемости и, как следствие, невозможности получить хорошее образование;
  • отсутствию друзей и поддержки;
  • насмешкам и связанным с ними психическим травмам;
  • низкой самооценке;
  • неспособности строить и соблюдать планы;
  • необязательности, что плохо влияет на карьеру и отношения внутри коллектива;
  • частым перепадам настроения;
  • горячности, склонности совершать необдуманные поступки;
  • постоянно высокому уровню стресса, что может привести к развитию других психических нарушений — например, тревожного расстройства или депрессии;
  • невозможности построить долговременные отношения, в том числе и семейные;
  • злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
  • проблемам с выплатой долгов и законом.

Вывод: если диагноз СДВГ поставлен, заболевание необходимо корректировать.

Симптомы

Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

Признаки СДВГ в раннем возрасте

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте.

  • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
  • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
  • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
  • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
  • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.

Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.

СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

Основные симптомы

  1. Нарушение внимания
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии. Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».
  • Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел, уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.
  • Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.
  • Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один. Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.
  1. Гиперактивность
  • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность. Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
  • Разговаривает слишком громко и быстро. Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
  • Мимика очень выразительная. Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают – гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.

Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.

  1. Импульсивность
  • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
  • Не может выполнять инструкции, особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
  • Не способен ждать или терпеть. Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
  • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
  • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.

Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

  • Трудности в обучении при нормальном уровне интеллекта. Ребенок может испытывать трудности с письмом и чтением. При этом он не воспринимает отдельные буквы и звуки или полностью не владеет этим навыком. Неспособность к изучению арифметики может быть самостоятельным нарушением или сопровождать проблемы с чтением и письмом.
  • Нарушения в общении. Ребенок с СДВГ может проявлять навязчивость по отношению к сверстникам и незнакомым взрослым. Он может быть слишком эмоциональным или даже агрессивным, что осложняет общение и установление дружеских контактов.
  • Отставание в эмоциональном развитии. Ребенок ведет себя излишне капризно и эмоционально. Он не терпит критики, неудач, ведет себя неуравновешенно, «по детски». Установлена закономерность, что при СДВГ происходит отставание на 30% в эмоциональном развитии. Например, 10-тилетний ребенок ведет себя как 7-милетний, хотя интеллектуально развит не хуже сверстников.
  • Негативная самооценка. Ребенок слышит за день огромное количество замечаний. Если при этом его еще и сравнивают со сверстниками: «Посмотри как хорошо себя ведет Маша!» это усугубляет ситуацию. Критика и претензии убеждают ребенка, что он хуже других, плохой, глупый, непоседливый. Это делает ребенка несчастным, отстраненным, агрессивным, прививает ненависть к окружающим.

Проявления синдрома дефицита внимания связаны с тем, что нервная система ребенка слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Положительные качества детей с СДВГ

  • Активны, деятельны;
  • Легко считывают настроение собеседника;
  • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
  • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
  • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

По своей сути все дети в какой-то степени непоседы и в разных ситуациях отличаются неусидчивостью и потерей внимания на неопределённый промежуток времени. При СДВГ эти черты патологически гипертрофированы и сопровождаются ещё рядом симптомов. Родителям, воспитателям и педагогам необходимо знать, как проявляется расстройство, чтобы выявить его на ранних этапах и предпринять соответствующие меры.

Импульсивность

Учитель, обращаясь к ученику с СДВГ: «Ваня! Сходи, пожалуйста, к Марии Ивановне…».

Ваня, не дослушав учителя, уже убежал к Марии Ивановне. Долетел до её кабинета, понял, что не знает сути задания и возвратился в класс: «А зачем нужно сходить к Марии Ивановне?».

Сдвг лечение у детей

Учитель: «Попросить мел. Только…». Уточняющая фраза опять осталась недоговорённой, потому что мальчика снова и след простыл.

Подобная импульсивность порождает такие психологические особенности детей с СДВГ, как:

  • небрежность;
  • невнимательность;
  • беспечность;
  • легкомысленность.

Такие дети не способны заранее предусмотреть негативные и даже опасные последствия своего поведения. Поэтому нередко подвергают себя неоправданному риску. Иногда они делают это нечаянно, а иногда — чтобы продемонстрировать показную смелость. Результат — среди несчастных случаев и травм большой процент приходится на школьников именно с СДВГ. Помимо того, что они причиняют вред себе, из-за беспечности могут испортить или даже уничтожить чужую собственность.

Чрезмерной импульсивностью продиктованы и особенности общения:

  • навязчивость;
  • нервозность, которая всех раздражает;
  • невнимательность во время игр, из-за которых команда проигрывает;
  • провоцирование других на нарушение дисциплины;
  • агрессия и чрезмерная требовательность к родителям и ровесникам;
  • своеволие.

Поэтому у детей с СДВГ возникают трудности с социальной адаптацией. У них нет друзей, и они не испытывают в них потребности, хотя общаться и играть вместе со всеми хотят.

Детали

Не способны концентрироваться на мелочах. Допускают ошибки на элементарные правила (например, жи-ши или в простейших математических вычислениях). Не могут заниматься бисероплетением, лепкой мелких деталей, тщательным вырисовыванием узоров, собирать пазлы.

Несосредоточенность

Сдвг лечение у детей

При выполнении любого задания внимание сохраняется на короткий срок. Уже через 5 минут отвлекаются на посторонние вещи: разговаривают с соседями, разглядывают происходящее за окном, прислушиваются к звукам за дверью, начинают заниматься чем-то другим. Поэтому не могут спокойно сидеть на уроках или долго читать.

Отвлечённость

Во время разговора редко смотрят на говорящего. Взгляд блуждает, губы что-то шепчут. Создаётся впечатление, что мыслями они далеко и совершенно не слушают то, что до них пытаются донести. Кстати, часто это не так. Они стараются что-то уловить, но в итоге в голове сохраняют лишь обрывки.

Как лечить

Для начала хорошие новости.

У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным. Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.

1. Психотерапия

В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.

2. Работа в семье

Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции. Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка.

Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.

Вот что могут сделать мама и папа:

  • Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
  • Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
  • Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
  • Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.

Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.

Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.

Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.

Методы лечение в разных странах могут существенно отличаться. Однако общепризнано, что наибольшей эффективностью обладает комплексный подход, сочетающий в себе сразу несколько способов терапии, подобранных индивидуально под каждого маленького пациента.

Медикаментозное лечение назначается лишь в том случае, когда остальные методики оказались бесполезными и возник риск серьёзных когнитивно-поведенческих нарушений.

Сдвг лечение у детей

Для лечения СДВГ используются достаточно мощные психостимулирующие препараты:

  • метилфенидат;
  • амфетамин;
  • левамфетамин;
  • дексамфетамин;
  • дексметилфенидат;
  • метамфетамин;
  • лиздексамфетамин;
  • атомоксетин.

У всех вышеперечисленных препаратов есть ряд недостатков, из-за которых в научной среде возникают споры, можно ли их назначать детям.

Во-первых, у них слишком короткая продолжительность действия — всего 4 часа. Поэтому их приходится принимать достаточно часто, что не совсем удобно детям, находящимся большую часть дня в школе. Правда, сейчас появились экспериментальные метилфенидат и дексамфетамин, эффект которых сохраняется на протяжении 12 часов, но они ещё недостаточно клинически исследованы.

Во-вторых, их эффективность в плане лечения детского СДВГ не доказана.

В-третьих, было выявлено, что подростки испытывают сильнейшую зависимость от данных препаратов. После отмены у многих диагностируется состояние, похожее на наркотическую ломку.

Сдвг лечение у детей

В-четвёртых, не так давно была выдвинута гипотеза, что приём подобных препаратов вызывает уменьшение объёма мозга.

Самое страшное последствие приёма психостимуляторов — взрослые, принимавшие их в детском возрасте, часто приобщаются к наркотикам. Причём, согласно статистике, в большинстве случаев — к кокаину.

Чтобы как-то обойти эти подводные камни, параллельно с психостимуляторами прописывают клонидин (гипотензитивный препарат). Он смягчает их побочные эффекты и усиливает положительные свойства.

Помимо психостимуляторов назначаются адрено- и симпатомиметики, антидепрессанты, ноотропы, антипсихотики и аминокислоты.

Проблема медикаментозного лечения СДВГ в том, что любые препараты оказывают лишь кратковременное и частичное действие. После отмены поведенческие и когнитивные расстройства возвращаются.

Параллельно с медикаментозным лечением активно применяются более безопасные и действенные нефармакологические методы терапии. Все они призваны решить 4 основные задачи:

  1. Минимизировать проявления симптомов СДВГ.
  2. Довести до автоматизма элементарные бытовые навыки.
  3. Социально адаптировать.
  4. Развить, насколько это возможно, когнитивные способности.

На основе проведённой диагностики составляется комплексная психологическая программа, которая может включать в себя следующие элементы.

Нейропсихологическая коррекция

Предполагает выполнение упражнений, направленных на развитие возможности произвольно планировать, регулировать и контролировать действия. Улучшают концентрацию внимания. Построены в виде игры. Обычно за 20 минут занятия комбинируется 3-4 таких упражнения. Другая форма организации сеанса окажется неэффективной. Независимо от того, достиг ребёнок каких-то успехов или нет, его необходимо хвалить и поощрять.

Бихевиоральная поведенческая терапия

Предполагает работу с поведенческими шаблонами. Способствует формированию правильных и устраняет те, что не вписываются в норму. Используются классические методики воздействия на детей — поощрение, наказание, принуждение и вдохновление. Назначается только после нейропсихологической коррекции.

Синдромальный метод лечения

Коррекция физиологических причин СДВГ. Чаще всего последствий родовых травм. Их смягчают и устраняют физиотерапевтическими процедурами, массажем, мануальной терапией, ЛФК.

Диетотерапия

Меню составляется с преобладанием витаминов, минералов и аминокислот, участвующих в выработке серотонина и катехоламиновых нейротрансмиттеров. Научно доказано, что при СДВГ их баланс нарушен.

БОС-терапия

В последнее время для лечения СДВГ часто применяется электроэнцефалографическая нейрообратная связь. По предварительным данным, она способна повысить IQ на 12 единиц.

Систематические занятия спортом способствуют тому, что ребёнок с СДВГ становится более спокойным. Со временем нормализуется координация движений, восстанавливаются адекватные поведенческие реакции, улучшается сон, развивается костно-мышечная система, совершенствуются зрительно-моторная и слухо-моторная координация, тренируется память.

Классификация

DSM-5 — диагностическое руководство по психическим расстройствам, используемое в США и разработанное Американской психиатрической ассоциацией. Согласно ему, СДВГ делится на 3 основных типа и 2 дополнительных:

  • расстройство с преобладанием дефицита внимания (СДВГ-ПДВ или СДВГ-ДВ);
  • расстройство с преобладанием гиперактивности (СДВГ-ГИ или СДВГ-Г);
  • смешанный тип расстройства (СДВГ-С);
  • другое уточнённое расстройство;
  • неуточнённое расстройство.

Классификация претерпела существенные изменения, так как в предыдущей редакции (DSM-4) выделяли всего 3 основных типа СДВГ:

  • синдром гиперактивности с дефицитом внимания;
  • синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Сдвг лечение у детей

На сегодняшний день данные диагнозы не ставятся. По мнению большинства специалистов, нет чистого синдрома гиперактивности с полным отсутствием дефицита внимания (и наоборот). Поэтому в новых классификациях формулировка более гибкая — «с преобладанием».

МКБ-11

В МКБ-11 СДВГ значится под кодом 6A05 и имеет следующие типы:

  • с упором на невнимательность;
  • с упором на гиперактивность и импульсивность;
  • смешанный тип;
  • другой уточнённый тип;
  • неуточнённый тип.

Можно видеть, что классификации DSM и МКБ-11 практически идентичны и различаются лишь формулировками диагнозов.

Откуда берётся СДВГ

Точная причина развития расстройства не установлена. Но известно, что переизбыток сахара или чрезмерный просмотр телевизора не вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности. Несбалансированный рацион или увлечённость гаджетами могут усложнить коррекцию СДВГ. Но они не способны спровоцировать его развитие.

Учёным удалось выделить лишь ряд факторов, которые, похоже, играют роль в возникновении СДВГ.

1. Наследственность

Синдром распространяется в семьях, что позволяет связать его с генетикой. Установлено, что если у одного из родителей был СДВГ, ребёнок унаследует расстройство с вероятностью 50%. Если в семье уже есть старший брат или сестра с синдромом, риски младшего составляют 30%.

Часто СДВГ диагностируют у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела (менее 2 500 г).

Риск СДВГ у ребёнка увеличивается, если мать, вынашивая плод, курила, употребляла алкоголь или наркотические вещества.

Например, при падениях. Лобная доля отвечает за контроль эмоций и поведения.

Речь о свинце или пестицидах. Вызванное ими отравление также способно спровоцировать развитие СДВГ.

Этапы работы

Этапы работы с детьми при подозрении на СДВГ:

  1. Обязательная диагностика для подтверждения диагноза. Занимает до полугода.
  2. Точное выполнение всех инструкций для родителей, как себя вести и воспитывать такого ребёнка.
  3. Подбор учебного заведения с адаптированной образовательной программой. Постоянное сотрудничество с учителем.
  4. Обязательная индивидуальная работа психолога (дважды в год — лечебно-профилактические курсы по 10-15 сеансов).
  5. При необходимости регулярное посещение семейного психотерапевта, на сеансах у которого проводится работа с родителями и другими родственниками ребёнка.
  6. Непрерывный курс лечения немедикаментозными методами и лекарственными препаратами. Корректируется ежегодно.

В подростковом возрасте основной симптомокомплекс либо переходит в более серьёзную патологию и ставится уже другой диагноз, либо частично ослабевает.

Диагностика

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:

  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.

Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей и учителей.

  1. Сбор информации

Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. При работе с подростками врач может попросить заполнить бланк опросника, напоминающий тест. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и учителей.

Диагностический опросник – это список вопросов, составленный таким образом, чтобы собрать максимальное количество информации о поведении и психическом состоянии ребенка. Обычно он имеет вид теста с вариантами ответов. Для выявления СДВГ используются:

  • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
  • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
  • Структурированный опросник Коннерса.

Согласно международной классификации болезней МКБ-10

ставится при обнаружении следующих симптомов:

  • Нарушение адаптации. Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста;
  • Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете;
  • Импульсивность и гиперактивность;
  • Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет;
  • Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту;
  • Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев.

Врач имеет право поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» в том случае, если у ребенка обнаруживаются и прослеживаются

. Эти признаки проявляются в постоянно, а не время от времени. Они выражены настолько, что мешают ребенку в обучении и повседневной деятельности.

  • Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.
  • Легко отвлекается.
  • С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.
  • Не слушает речь, обращенную к нему.
  • Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.
  • Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.
  • Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.
  • Часто теряет вещи.
  • В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.
  • Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
  • Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
  • Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
  • Не может спокойно играть.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Излишне болтлив.
  • Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
  • Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
  • Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.

Строго говоря, диагностика СДВГ основывается на субъективном мнении специалиста и его личном опыте. Поэтому, если родители не согласны с диагнозом, то имеет смысл обратиться к другому неврологу или психиатру, который специализируется на данной проблеме.

  1. Нейропсихологическое обследование при СДВГ

Это измерение биоэлектрической активности мозга в состоянии покоя или при выполнении заданий. Для этого через кожу головы измеряют электрическую активность мозга. Процедура безболезненная и безвредная.

При СДВГ

Соотношение тета-ритма и бета-ритма

биоэлектрическая активность мозга снижена, то есть генерируется и проходит по нейронам меньшее количество электрических импульсов, по сравнению с нормой.

  1. Консультация педиатра

Обратите внимание! Как правило, помимо диагноза СДВГ в медицинской карте ребенка невролог указывает еще ряд диагнозов:

  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
  • Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
  • Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.

Все эти нарушения имеют сходные проявления, поэтому часто и пишутся в комплексе. Такая запись в карточке не означает, что у ребенка большое количество неврологических заболеваний. Напротив, изменения минимальны и поддаются коррекции.

Вопрос, кто ставит диагноз СДВГ, не имеет однозначного ответа. Это делает консилиум из нескольких специалистов: педиатра, невропатолога, психиатра, психолога, дефектолога.

Согласно действующим критериям диагностики, определить СДВГ у ребёнка можно только начиная с позднего дошкольного возраста. Это связано с тем, что наблюдение и тесты должны проводиться в двух срезах: в домашней обстановке и во время обучения. Сейчас практически все дети перед тем, как пойти в 1 класс, посещают Школу первоклассника.

Согласно DSM-5, СДВГ может диагностироваться только у детей школьного возраста. Обязательные критерии:

  • симптомы должны проявляться и дома, и в школе;
  • отклонения должны наблюдаться на протяжении не менее полугода;
  • нужен симптомокомплекс из 6 признаков из любой группы («невнимательности» и/или «гиперактивности»);
  • ребёнок должен отставать от своих ровесников по уровню развития;
  • большинство симптомов должно проявиться до 12 лет, но при этом не указывать на другие психические расстройства.

Основной метод диагностики СДВГ у детей по DSM-5 — компьютеризированный тест непрерывной производительности MOXO, разработанный израильским учёным Ниром Яхином. Точность результатов составляет 95%. Состоит из 8 уровней. Выполняется не дольше 20 минут. Ребёнок видит на экране различные визуальные анимации и слышит звуковые эффекты.

Согласно МКБ, основными критериями для постановки ребёнку диагноза СДВГ являются только 3 признака:

  • невнимательность;
  • гиперактивность;
  • импульсивность.

При этом в обязательном порядке начало расстройства должно диагностироваться у детей дошкольного возраста (главное отличие от DSM), и его продолжительность должна составлять не менее полугода. Важным показателем СДВГ, по МКБ, является IQ ребёнка, который должен быть выше 50. В ином случае это будет уже другое заболевание, связанное с нарушениями мозговой деятельности.

Особенности обучения

Родителям нужно понимать, что ребёнок с СДВГ в школе — всегда проблемный. Они должны настроиться на постоянные жалобы учителя о том, что он плохо ведёт себя и на уроках, и на переменах, не выполняет элементарных заданий, отвлекает других и т. д. Надо набраться терпения, обязательно заручиться поддержкой школьного психолога и иметь на руках документ с подтверждённым диагнозом.

В некоторых крупных городах имеются специальные школы, где организуется специфическое обучение детей с СДВГ, направленное на сглаживание основных симптомов. При этом используется адаптированная образовательная программа, в которой учтены все потребности таких деток:

  • укороченная продолжительность уроков;
  • частые игровые моменты;
  • применение нейролингвистических упражнений;
  • максимальное развитие когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления;
  • двигательная терапия и специальные ЛФК.

Однако это частные, а не государственные школы, и обучение в них стоит немалых денег. Если таких возможностей нет, оптимальный вариант — подыскивать учебные заведения, в которых есть учителя и психологи, имеющие опыт работы с такими детьми. Они смогут учитывать их особые образовательные потребности и обеспечить им индивидуальный подход в процессе обучения.

Рекомендации родителям

В лечении СДВГ помогает также семейная психотерапия, дающая рекомендации родителям, как воспитывать такого ребёнка.

  1. Постоянно переключать внимание на разные виды деятельности.
  2. Организовать чёткий распорядок дня.
  3. Не приказывать, а просить.
  4. Не повышать голос, не раздражаться.
  5. Выслушивать его до конца, просить правильно формулировать мысли.
  6. Обеспечить физическую активность.
  7. Ежедневно заниматься, используя нейропсихологические игры-упражнения.
  8. Дважды в год консультироваться у специалиста.
  9. Постоянно быть на связи с учителем.
  10. Обеспечить регулярное выполнение домашних заданий. Оно должно быть дозированным.
  11. Набраться терпения и многократно монотонным голосом повторять одну и ту же просьбу, пока он не поймёт её.

Лучше любые эмоционально-поведенческие отклонения записывать в отдельную тетрадь, чтобы специалист видел динамику развития заболевания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector