Резидуальная церебральная недостаточность

Резидуальная церебральная органическая недостаточность РЦОН или РЦН

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН или РЦН) понимается врачами-невропатологами, а также родителями детей с таким диагнозом как некие проблемы с центральной нервной системой

Такое состояние возникает в результате стойких поражений головного мозгаВ последние годы РЦОН получает все более широкое распространение среди детейИ официальная медицина пока не находит логического объяснения данному феномену

Диагностика астении

Готовность работать над улучшением собственного состояния и осознание наличия стрессовой ситуации как таковой очень важны для отправной точки реабилитации индивида. Проще говоря, человек не сможет излечиться, пока не признает наличие болезни. Психовегетативный синдром, вызванный подавленным стрессом, требует осторожного разбора ситуации.

Терапия будет направлена на рассмотрение проблемы и планомерный выход из сложившейся ситуации. Во многих случаях именно панические поиски решения «нерешаемой» проблемы приводят к неврозу и дальнейшей астении. Осторожной работой над ошибками, позитивным мышлением и возвращением к здоровому образу жизни можно одолеть астено-вегетативный синдром.

Поставить диагноз астении может лишь квалифицированный медик. При обследовании выявляются такие моменты:

  • наследственность;
  • перенесенные заболевания;
  • хирургические вмешательства;
  • травмы;
  • характер сна;
  • условия проживания.

На основании подробного опроса составляется клиническая картина заболевания.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН) – патология, которая представляет собой результат отклонений в нервной системе ребенка, которые развивались либо еще в утробе матери, либо после рождения.

Это обусловлено поражением отдельных участков мозга, что, в свою очередь, выражается в симптомах, которые затрудняют процесс социализации ребенка и ограничивают его физические возможности.

Резидуальную цереброорганическую недостаточность (РЦН) рассматривают в качестве остаточных проявлений, возникающих из-за поражения центральной нервной системы. Это может произойти в перинатальный (околородовой), родовой или младенческий период.

Абсолютно точного обоснования причин такой патологии, как церебральная недостаточность, официальная медицина предоставить не может.

Тем не менее, установлены факторы риска, который увеличивают риск развития РЦН. К ним относятся:

  • поздняя беременность (возраст женщины – 40 лет и более);
  • инфицирование будущей матери тем или иным вирусом (особенно, если это произошло в первом триместре, когда развивающийся плод наиболее уязвим);
  • проживание беременной в неблагоприятных экологических условиях;
  • пребывание беременной женщины в состоянии постоянного стресса или депрессии;
  • тяжелый физический труд в период беременности;
  • попытки прерывания беременности;
  • преждевременные роды;
  • злоупотребление будущей матерью алкоголем, прием наркотических веществ, курение;
  • отслоение плаценты, что провоцирует нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода;
  • травмирование ребенка при родах;
  • травмы головы, полученные ребенком после рождения;
  • введение в организм матери препарата для эффекта анестезии в ходе оперативных вмешательств, в том числе – при проведении кесарева сечения;
  • иммунологическая несовместимость матери и ребенка, которого она вынашивает.

Синдром церебральной недостаточности также может проявляться как наследственная патология.

Диагностировать подобное отклонение может детский невролог. Если не начать лечение ребенка в раннем возрасте, патология будет прогрессировать, а выраженность симптомов – становиться более яркой. Бороться с РЦН непросто. Ребенку понадобится нет только врачебная помощь, но и поддержка со стороны родителей, педагогов, психолога.

Клиническая картина РЦН и ее выраженность зависят от локализации пораженного участка мозга.

Резидуальная церебральная недостаточность у детей выражается в следующих симптомах:

  • эмоциональная неустойчивость, ребенок чересчур раздражителен, капризен, его настроение меняется молниеносно, родители нередко упускают из вида этот симптом, списывая его на особенности возраста.
  • быстрая утомляемость, возникающая даже при незначительных нагрузках, в том числе – интеллектуальных.
  • ребенок скрипит во сне зубами, часто просыпается.
  • пассивность, сонливость, жалобы на головные боли и слабость;
  • чувствительность ребенка к изменениям погодных условий, то есть метеозависимость, у малышей наблюдаются скачки артериального давления, учащение пульса и даже обмороки;
  • нестандартные мимические проявления: дрожание век и губ, частое моргание, подергивание плечами;
  • нервный тик;
  • непереносимость шумов, громких и резких звуков, слишком яркого света;
  • непереносимость поездок в любом виде транспорта, ребенок ощущает тошноту вплоть до рвоты, дурноту;
  • конечности ребенка с диагнозом РЦОН часто бывают холодными, вне зависимости от того, насколько тепло в помещении или на улице, кожные покровы при этом могут приобретать мраморный оттенок.

Отдельно нужно отметить моторные нарушения, как яркий симптом церебральной недостаточности. Они могут выражаться либо в заторможенности, либо, наоборот, в импульсивности, гиперактивности.

Первое упомянутое состояние проявляется в пассивности, медлительности, быстрой утомляемости, второе – в неусидчивости, возбуждаемости, потребности в активном времяпровождении. Гиперактивных детей сложно привлечь к спокойной деятельности: даже уложить их спать – тяжелый труд.

Обратите внимание

Заподозрить РЦН у ребенка школьного возраста можно, если он не может срисовывать отдельные элементы по предоставленному образцу, пропускает буквы или целые слоги при чтении.

Кроме того, есть также внешние признаки церебральной недостаточности у ребенка. Это:

  • излишне выдвинутая вперед верхняя челюсть;
  • деформации черепа;
  • широко расставленные глаза.

Дети с РЦН часто впадают в депрессии, при этом ведут себя агрессивно, а также устраивают истерики. У них плохой аппетит. Иногда могут наблюдаться такие явления, как усиленное потоотделение, судороги, озноб.

Если синдром церебральной недостаточности не подвергается комплексному лечению, впоследствии это может выразиться в таких осложнениях:

  • замедленное развитие речевого аппарата;
  • сложности в выработке навыков чтения и письма, счета;
  • артикуляционные отклонения;
  • легко развивающаяся зависимость от токсических веществ и алкоголя.

Из-за замедленного процесса овладения навыками речи ребенок будет испытывать сложности коммуникативного характера, а из-за отклонений в поведении ему будет непросто влиться в коллектив. Как результат, будут возникать ситуации-«провокаторы», склоняющие ребенка к депрессивным состояниям, замкнутости.

Диагностические обследования ребенка с подозрением на церебральную недостаточность должны быть нацелены на определение природы и этиологии отклонения.

В данном случае применяются такие клинические методы исследования:

  1. Электроэнцефалография мозга. Это – чувствительный метод исследования работы головного мозга на основе изучения электрических импульсов, которые исходят из отдельных его областей. Процедура характеризуется практически полным отсутствием противопоказаний к проведению.
  2. Эхоэнцефалография. Головной мозг исследуется с помощью звуковых волн, которые отражаются от поверхностей мозговых оболочек, костей черепа, мягких покровов головы. Благодаря этой процедуре получают возможность выявить патологические изменения или процессы в структуре мозга.
  3. Реоэнцефалография сосудов головного мозга. Процедура позволяет оценить состояние кровообращения и качество кровотока по магистральным сосудам.

Разумеется, помимо перечисленных методов диагностики, ребенок нуждается в осмотре опытного невролога.

Как только диагноз будет определен, специалист назначит адекватное лечение. В его комплекс входят такие мероприятия:

  1. Лекарственная терапия. В данном случае показан прием аминокислот (в частности, глицина, лецитина, фолиевой и глутаминовой кислот), гепатопротекторов, спазмолитиков, а также непрямых антигипоксантов – веществ, способствующих насыщению организма кислородом и уменьшению потребности в нем. Кроме того, при РЦН принимают ноотропные препараты, которые оказывают нейротрофическое и нейропротекторное воздействие непосредственно на центральную нервную систему. Благодаря этому нормализуются процессы тканевого метаболизма.
  2. Витаминотерапия. Особый упор делают на витамины В6 и В11.
  3. Транскраниальная микрополяризация. Эта процедура оказывает лечебное воздействие на нервные клетки головного мозга. Происходит это благодаря использованию постоянного тока минимальной силы. Польза процедуры заключается в том, что происходит стимуляция развития нервной ткани и создание новых связей между клетками. При проведении транскраниальной микрополяризации ребенку надевают на голову специальную шапочку с проводами. Процедура не доставляет никаких неприятных ощущений;
  4. Лечебный массаж, техника выполнения которого подходит для коррекции расстройств центральной нервной системы. Он способствует улучшению кровообращения, укрепляет мышцы, помогает восстанавливать нервную ткань и в целом повышает жизненный тонус ребенка.
  5. Мягкие техники мануальной терапии. Они улучшают прохождение нервных импульсов, стимулируют циркуляцию крови, стабилизируют эмоциональное состояние пациента и помогают устранить последствия стрессов. Необходимую программу терапии определяет специалист.
  6. Также в лечебных целях ребенку могут порекомендовать занятия плаванием.

Резидуальная церебральная недостаточность

Ребенок с РЦН должен постоянно ощущать поддержку со стороны родителей, иначе процесс коррекции будет неполноценным.

Родители в обязательном порядке должны организовать четкий режим дня ребенка и контролировать его соблюдение. Неукоснительное следование правилам приведет нервную, эндокринную и иммунную системы в состояние стабильности. Переход к такому режиму должен быть постепенным, не резким.

Также родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок расширял круг своего общения. С этой целью его можно записать в спортивную секцию или на какой-нибудь кружок. Так можно достичь сразу двух целей: внедрить ребенка в коллектив и дать ему возможность развивать свои таланты. При выборе рода деятельности необходимо учитывать пожелания и интересы ребенка.

Читайте ещё

Как лечить астено-невротический синдром у детей

По сути, резидуальная РЦН – это патология, которая представляет собой остаточные явления от поражения нервной системы в

перинатальномродовомили младенческом периоде

Исследователи отмечают, что риск родить ребенка с резидуальной церебральной органической недостаточностью возрастает у уже немолодых роженицПричин для развития указанной патологии может быть сразу несколько

И, как правило, данный недуг формируется под воздействием целого комплекса указанных факторов

Отслойка плаценты во время беременности и, как следствие, внутриутробное поражение головного мозга плодаТяжелые вирусные и инфекционные заболевания, перенесенные женщиной в перинатальный период

Нестабильное эмоциональное состояние будущей матери – стрессы, депрессии, истерики, страхи и проч.

Нежелательная беременность

Неудачная попытка будущей матери сделать аборт

Нездоровый образ жизни, который вела женщина, в ожидании ребенка – курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществ

Резидуальная церебральная недостаточность

Воздействие радиации и неблагоприятная экологическая обстановка

Различные химические поражения организма женщины и ребенка, в том числе сильнодействующими лекарственными препаратами

Злоупотребление непроверенными биологически активными добавками к пище

Неполноценное питание беременной

Сидячий образ жизни и отсутствие адекватных физических нагрузок

Ограничение поступления в организм матери и ребенка свежего чистого воздуха

Рождение ребенка раньше положенного срока – его недоношенность

Резидуальная церебральная недостаточность

Иммунологическая несовместимость матери и дитя, резус-конфликт

Общий наркоз, получаемый женщиной и малышом во время операции кесарева сечения

Различные родовые травмы, полученные вследствие медикаментозных, преждевременно вызванных или неграмотно проведенных родов

Механические травмы головы, полученные ребенком в раннем детстве

Всевозможные инфекционные заболевания в раннем детском возрасте

Астено-невротический синдром в начале проявляется общей слабостью и быстрой утомляемостью. Дитя становится неусидчивым, раздражительным, вспыльчивым и капризным. Нередко это переходит в агрессию по отношению к окружающим. Меняется и его поведение вне дома. Так, к примеру, он может себя плохо чувствовать в транспорте. Это способно проявляться укачиванием с рвотой и тошнотой, головокружениями, могут случаться и обмороки.

Если говорить о симптомах АНС у деток дошкольного и младшего школьного возраста, то у них часто наблюдается ночное недержание мочи (энурез).

Резидуальная церебральная недостаточность

Далее при развитии АНС может проявляться сильная боль в зоне шеи, нервный тик глаз, конечности может сводить судорогами. Эти симптомы характерны запущенной форме АНС, когда родители бездействуют и не занимаются лечением своего ребенка. Тогда у него может проявляться сильная боль при выполнении физических упражнений, а поведение характеризуется истериками и повышенной агрессивностью по отношению к окружающим.

Что касается признаков астено-невротического синдрома у подростков, школьников, то это невозможность сконцентрироваться на заданиях, постоянная отвлекаемость. Таким ребятам и в школе трудно, и дома, в спокойной обстановке, тяжело справляться с выполнением домашней работы. Родители должны набраться терпения и не кричать на ребенка, не наказывать его за постоянные ошибки и нервозность.

В подростковом возрасте признаком болезни может быть развитие фобий. В дошкольном такое встречается реже. Иногда признаками АНС у подростка могут быть и панические атаки, может возникать и синдром припадков. Проявляется это битьем головы о стену или пол, истериками с падениями на землю, причинением боли самому себе.

Астено-невротический синдром у детей встречается все же чаще, чем у взрослых и связано это с тем, что психика ребенка куда более не стабильна. Какие же причины могут стимулировать развитие такого серьезного психического заболевания?

  1. Инфекции бактериального или вирусного характера, которые сопровождаются нейротоксикозом.
  2. Гипоксия во время родов становится стимулом к появлению синдрома в будущем.
  3. Менингит, энцефалит и другие воспалительные заболевания, влияющие на центральную нервную систему.
  4. Наследственный фактор нельзя сбрасывать со счетов.
  5. Недостаточно витаминов и полезных микроэлементов в рационе.
  6. Травмы головы, даже если они кажутся незначительными.
  7. Вызвать АНС могут постоянные конфликты в школе и дома.

Астено-невротический синдром у взрослых развивается на фоне тех же причин, но к ним добавляются и еще несколько:

  • хроническая интоксикация организма или наркотическая зависимость;
  • хроническое переутомление на фоне не рационального построения повседневного расписания;
  • высокое черепно-мозговое давление;
  • нарушения обменных процессов в головном мозге.

Таким образом, причин развития заболевания даже слишком много. Чаще всего синдром и у взрослых, и у детей возникает по одной причине: чрезмерная интеллектуальная или физическая активность, сопряженная с отсутствием нормального отдыха. Современные карьеристы так упорно идут к вершине в своей профессии, что для них это оборачивается нервным истощением, нарушением режима сна и отдыха.

Резидуальная церебральная недостаточность

Давление распространяется и на детей: стремление вырастить гения вряд ли приведет родителей к чему-то хорошему. Интеллектуальные нагрузки только повысят степень психической нестабильности малыша.

Нельзя сбрасывать со счетов и болезни, вызывающие развитие синдрома. Так, например, он появляется из-за развития злокачественных опухолей, из-за сахарного диабета, гипотонии и гипотиреоза. При малейшем риске появления астено-невротического синдрома, врачи предупреждают пациента об этом.

https://www.youtube.com/watch?v=KVRIR_n-AAU

Вегето-сосудистая дистония тоже вызывает подобную проблему, а часто неприятность даже настигает дам в интересном положении. При беременности женщине становится сложнее контролировать страхи и сомнения, следствием чего и становится такой неприятным симптом.

Дополнительное влияние оказывают вредные привычки: алкоголизм, наркомания, табакокурение только стимулируют нарушения в работе нервной системы. Если в жизни человека присутствуют и иные факторы развития заболевания, избежать его не удастся.

Медики убеждены, что первоначальной причиной выступает наследственность: ребенок перенимает определенные особенности ЦНС родителя, особенно — склонность к повышенной возбуждаемости нейроцитов, которые отвечают за установку связей между клетками головного мозга. Холерики и меланхолики наиболее предрасположены к различным заболеваниям неврологического спектра.

Помимо генетики и темперамента, есть ряд других причин, провоцирующих возникновение астено-невротического синдрома у детей:

  • неблагополучное окружение, неприятности дома, излишняя строгость родителей в воспитании, высокие требования, смена коллектива и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • дефицит витаминов и минералов — ЦНС остро реагирует на нехватку витаминов группы В;
  • дисфункция гормональной и эндокринной систем, при которой наблюдается излишек гормонов, провоцирующих дисфункцию коры головного мозга или отдельных его участков;
  • хронические болезни основных фильтров — почек и печени, повышенный уровень продуктов распада в организме сказывается на состоянии и функциональности ЦНС;
  • сложное течение беременности влияет в глобальном плане на состояние ЦНС плода — сильный токсикоз, резус-конфликт, интоксикация медикаментами, внутриутробная инфекция, тяжелые инфекционные заболевания в начале и конце гестации;
  • образ жизни женщины во время беременности, нервная истощенность, бесконтрольный прием медикаментов, употребление наркотических препаратов, курение, алкоголь;
  • гипоксия – кислородное голодание клеток головного мозга вследствие родовых травм и пр.;
  • отравление токсинами при самолечении и игнорировании возрастных доз лекарственных препаратов;
  • травмы шеи, свода черепа, сотрясение мозга, даже то, что было получено длительное время назад, часто приводит к мозговой дисфункции и сбоям в работе отдельных участков мозга;
  • вирусные и бактериальные инфекции оболочек, коры и самого головного мозга — менингит, энцефалит, арахноидит;
  • длительный стресс, повышенная нагрузка на ЦНС.

Снижение работоспособности и постоянная усталость могут быть только одним из свидетельств патологических изменений в организме человека. Если затяжные стрессы, перенесенные болезни или другие причины привели к нарушениям в работе внутренних органов, отдых от «хронической усталости» не сможет исправить ситуацию.

Если при изучении текущей стадии заболевания терапевт диагностирует синдром вегетативной дисфункции, для дальнейшего лечения и составления полной картины может потребоваться помощь других специалистов. Психолог, невропатолог, эндокринолог, кардиолог –всех этих врачей придется пройти, чтобы удостовериться, что синдром ВСД не предоставляет серьезной угрозы.

Резидуальная церебральная недостаточность

Ведь нарушение работы сердечно-сосудистой системы, к примеру, может стать причиной серьезного хронического заболевания и в результате – летального исхода. Сама дистония не опасна для жизни, но ее последствия могут оказаться весьма плачевными, если не принять меры вовремя.

Не вылеченный вовремя нейровегетативный синдром может привести к ухудшению общего психического состояния, развитию клинических отклонений вплоть до шизофрении. Есть широкий спектр вариаций и форм, которые могут принимать невротические синдромы.

Среди них:

  • ангиодистонический синдром (головные боли, изменения сосудистого тонуса);
  • синдром периферической вегетативной недостаточности (нарушения в работе органов, эндокринных желез, пр.);
  • гипервентиляционный синдром (одышка, учащенное дыхание и сердцебиение, ощущение удушья).

Все эти состояния так или иначе связаны друг с другом.

Малыши, страдающие АНС, обычно проявляют нервозность и агрессию. Их сразу же можно распознать по поведению среди других деток. Обычно они достаточно конфликтные, могут обижать окружающих и беседовать со всеми на высоких нотах.

Диагноз РЦН у детей: опасно ли это?

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН) – это заболевание, которое характеризуется отклонениями в нервной системе ребенка.Эти отклонения, как правило, развиваются во внутриутробном периоде. заметны они становятся после рождения младенца (с 2х месяцев). Причина этого недуга кроется в поражении отдельных участков головного мозга.

Симптомы РЦОН затрудняют процесс развития головного мозга ребенка и во многом ограничивают его интеллектуальные возможности. Выраженность клинической картины зависит от того, в каком месте локализуется поражение участка головного мозга.

Данное заболевание имеет следующие симптомы:— быстрая смена настроения, эмоциональная неустойчивость;— быстрая утомляемость;— нарушенный ночной сон, головные боли и обмороки;— слабость и головные боли;— метеозависимость;— дрожание губ, век, моргание, нервный тик, непереносимость шумов и громких звуков, яркого света;— непереносимость поездок (тошнота и рвота);— моторные нарушения (заторможенность/импульсивность);

— мраморный оттенок кожи, холодные конечности.

Важно

Также к признакам РЦОН можно отнести неспособность ребенка школьного возраста срисовать какие-либо элементы с образца, пропуск букв или слогов при чтении.

Если говорить о внешних признаках РЦОН, то к ним относятся (как исключения):— выдвинутая вперед верхняя челюсть;— деформация черепа;— широко расположенные глаза.

Как правило, дети с данным диагнозом часто могут впадать в истерики, в депрессию; могут вести себя агрессивно. Также для них характерны такие явления, как озноб, судороги и усиленное потоотделение.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность возникает вследствие остаточных проявлений, которые возникают при поражении центральной нервной системы. Это происходит в перинатальный, родовой или младенческий период жизни малыша.

К основным факторам, которые увеличивают риск развития данного недуга, относятся:— инфицирование во время беременности;— длительное пребывание беременной в состоянии стресса или депрессии;— тяжелые физические нагрузки во время беременности;— попытки прерывания беременности;— наличие вредных привычек у беременной;

Кроме того, РЦОН может возникнуть вследствие наследственной предрасположенности

Диагностировать резидуальную церебральную органическую недостаточность могут детский невролог, нейропсихолог. Клинические методы исследования:
— Электроэнцефалограмма головного мозга;
— Эхоэнцефалография;

— Реоэнцефалография сосудов головного мозга.

Важно начать лечение ребенка как можно раньше. В противном случае выраженность симптомов будет становиться ярче, и патология будет прогрессировать. Когда специалист поставит данный диагноз, ребенку будет назначено лечение. В комплекс лечения может входить витаминотерапия, телесно-ориентированная терапия, мануальная терапия, транскраниальная микрополяризация.

Нужно помнить о том, что ребенку во время прохождения лечения понадобится не только помощь врача, но и нейропсихолога, педагогов, родителей.

При РЦОН обязателен комплексный подход к лечению, иначе этот недуг может перейти в такие осложнения:— задержка речевого развития;— сложности в развитии навыков чтения и письма;— артикуляционные отклонения;

— зависимость от токсических веществ и алкоголя в таком случае может развиваться очень быстро.

РЦН у детей может развиться из-за отслоения плаценты, в результате недоношенности, травмы черепа, из-за инфекции, сильного удара или сотрясения головного мозга, из-за иммунологической несовместимости матери и ребенка.

У немолодых рожениц йязицірність рождения ребенка с данным диагнозом велик, на это еще может повлиять на поведение матери во время беременности, и от ее нервного состояния в период вынашивания ребенка. Нежелательная беременность, попытка аборта, стрессовые ситуации могут привести к резидуально церебральной недостаточности .

Резидуальная церебральная недостаточность

быстрая утомляемость ребенка, ему хочется отдыхать после школьных занятий, может возникать головная боль, которая утихает после отдыха;

нервные тики, которые проявляются в виде моргания, подергивания уголка губ, плеч, шмыгание носом;

зависимость от погодных условий, укачивание в транспорте, мокрые и холодные конечности;

высокое внутричерепное давление.

Чтобы полностью изучить картину, необходимо наблюдать за поведением ребенка, оценить степень его активности, агрессивности. Диагноз РЦН относится 86% детей. Здесь не идет отличия по половому признаку. Если у ребенка присутствует заболевания нервно системы, ему нужна помощь врача, родителей и педагогов.

Болезнь развивается в процессе формирования мозга, во время становления психики ребенка, развития поведенческих качеств. Симптоматика может различаться в зависимости от периода начала становления резидуальной церебральной недостаточности, в зависимости от локализации и масштабов повреждения головного мозга.

Во многих странах практикуют профилактические меры для предупреждения заболевания нервной системы, которые помогают снизить преступность среди подростков.

Еще к симптомам РЦН можно отнести: головокружение, плохой аппетит, эмоциональная неуравновешенность, галлюцинации, приступы ступора, растерянность. Нередко дети с подобным диагнозом впадают в депрессию. Такое состояние сопровождается агрессией, истериками, плачем без слез, что сопровождается криками, причитания под нос.

Совет

Конечно же побороть эту болезнь не так-то просто, требуется комплексная работа с ребенком. Многое зависит от родителей, стоит запастись терпением, потому что не мало трудностей в процессе лечения нервных расстройств. Могут случаться приступы, во время которых идет усиленное потоотделение, может наблюдаться озноб, тошнота, возникает чувство жажды, судороги, повышение температуры тела.

Практически во всех сирот оказывается РЦН. Диагноз может поставить только врач-невролог. Такая статистика вполне объяснима. Большинство родителей сирот — это люди, которые ведут аморальный, противозаконный образ жизни. Отказ от ребенка и передача его на воспитание государству нарушает неокрепшую детскую психику.

Это потом выливается в такие диагнозы. Также перенесенные ранее заболевания и инфекции могут оставить после себя такой след (например, последствия менингита). Лечение резидуальной церебральной органической недостаточности в нашей стране проводится в любом возрасте.

Нужно своевременно выявлять нарушения развития головного мозга, и тогда останется надежда на полное выздоровление. Современная комплексная терапия поможет поправить психическое здоровье ребенка.

Диагноз РЦН может поставить только врач-невролог. Данная патология головного мозга может возникнуть при внутриутробном развитии, вследствие отслоения плаценты, при недоношености плода, при родовых травмах или асфикции во время рождения. У новорожденного ребенка данное заболевание может развиться из-за инфекций, вызвавших осложнения, из-за различных травм и ушибов головы.

Данная патология, появившаяся вследствие повреждения центральной нервной системы, выражается в возбудимости, гипперактивности и других неврологических признаках, которые указывают на отклонения в поведении ребенка.

Совет

От локализации поражения мозга, ее интенсивности, зависят повреждения и недостаточность мозговых тканей. Замечено, что наиболее обширные повреждения головного мозга происходят в момент его роста и развития – в период внутриутробного созревания и в грудничковом возрасте.

Но детский мозг – это гибкая и развивающаяся система, в которой недостаточные функции поврежденных участков, могут компенсироваться здоровыми участками мозговой ткани. Эти области нередко берут на себя функции поврежденных структур головного мозга. При обширных участках повреждения головного мозга, здоровые области не могут взять на себя такую функцию, вследствие чего их функциональность угнетается и состояние ребенка может только ухудшаться.

Если сразу после рождения ребенку поставлен РЦН диагноз, родителям нужно внимательно следить за развитием и поведением чада, замечая все отклонения в поведении и состоянии. Это поможет в дальнейшем лечении и корректировании поведения ребенка. Лечение данной патологии включает в себя прием лекарственных препаратов и коррекционные занятия с родителями, врачами-психологами и неврологами, педагогами.

Фармакологическая коррекция отклонений в каждом отдельном случае назначается врачами-неврологами, после тщательного изучения состояния и поведенческих особенностей ребенка. Также для выявления локализации повреждения головного мозга назначается ряд исследований при помощи специального оборудования. Для лечения резидуальной церебральной недостаточности применяется широкий спектр лекарств, которые способствуют активизации и гармонизации функционирования поврежденных мозговых структур.

Также при диагностировании РЦН у детей, врачи назначают комплекс препаратов, которые нормализуют кровообращение в головном мозге и способствуют снижению внутричерепного давления, если при исследованиях выяснилось, что оно повышено. Этот способ лечения также благотворно влияет на состояние ребенка и увеличивает функциональность нервных клеток, что приводит к улучшению и повышению мозговой деятельности.

В особых случаях, также основываясь на результаты исследований, врач назначает ребенку успокоительные препараты, которые помогают корректировать поведение. В сложных случаях, когда остаточные повреждения мозга проявляются в виде приступов, назначаются противосудорожные лекарственные препараты, которые помогут купировать приступы.

Диагноз РЦН – это не приговор. Своевременное выявление патологии, грамотное разностороннее лечение, заключающееся в длительном приеме лекарственных препаратов и коррекции поведения, позволяют улучшить состояние ребенка.

Диагноз РЦН у детей: опасно ли это?

Он является следствием патологий беременности и родов.

Также на его появление может повлиять и сильный стресс.

Резидуальная церебральная недостаточность

Заболевание создает серьезные проблемы для ребенка в учебной сфере, общении со сверстниками.

Патологию можно скорректировать, если вовремя установить диагноз.

Повышенное внутричерепное давление – как правило, для утверждения данного диагноза мало анализа клинических симптомов и требуется дополнительная диагностика – эхоэнцефалограмма, электроэнцефалограмма, а также исследование глазного дна ребенка

Астенический синдром характеризуется быстрой утомляемостью, вялостью, сонливостью, общей слабостью, а также головными болями

Нервные тики или странные повторяющиеся движения – частое моргание, дерганье плечами или губами, шмыганье носом, постоянные оправления

Холодные влажные конечности – руки и ноги, иногда «мраморная» кожа на них

Метеозависимость – сильная реакция детского организма на погоду, выражающаяся в обморочных состояниях, учащением пульса, понижением или повышением артериального давления

Проблемы с вестибулярным аппаратом – укачивание в транспорте, на качелях и аттракционах, чувство тошноты и дурноты, доходящее до рвоты

Неустойчивый эмоциональный фон – раздражительность, частая смена настроения, капризность и плаксивость

Непереносимость громких звуков, яркого света

Моторные нарушения, как правило, выражаются двумя противоположными состояниями – либо заторможенностью и вялостью (такие дети медлительны, долго «раскачиваются», тяжело включаются в работу, с трудом переключают внимание с одного объекта на другой), либо гиперактивностью и импульсивностью (гиперактивность – невозможность сосредоточить и удерживать внимание, мгновенное переключение внимания на другие объекты, общая невнимательность и рассеянность)

В первом случае дети очень пассивны, безынициативны, инертны, они отсыпаются после уроков и занятий, физических нагрузок

Во втором – наоборот, неусидчивы, суетливы, активны, возбуждены, деятельныИх сложно побудить к чтению или к спокойным занятиям, уложить спать

Гиперактивный ребенок

У большого количества детей, которые получают диагноз Резидуальная церебральная органическая недостаточность, есть и внешние отклонения от нормы

деформация черепа (дисплазия), зубов или ушейшироко расставленные глаза (гипертелоризм)сильно выдвинутая вперед верхняя челюсть (прогнатизм) и проч.

Если в дошкольном возрасте малыш не доставлял вам беспокойства, вас удивят истерики и капризы повзрослевшего малыша. В 7 лет невроз обнаруживает себя яркими симптомами. Нельзя заниматься лечением своего чада, следуя советам подруг или бабки-травницы. Необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.

Главные признаки неврозов у детей школьного возраста:

  • неспособность сосредоточиться на чтении книги или на выполнении бытовой работы;
  • вспыльчивость, чередующаяся с приступами апатии;
  • резко начинающийся и прекращающийся кашель у ребенка: при неврозе дети кашляют, попадая в непривычную или стрессовую для них обстановку;
  • учащенное сердцебиение;
  • сильная усталость при скудном объеме интеллектуальных и физических нагрузок;
  • снижение аппетита.

Из-за неврозоподобного состояния у детей ухудшается успеваемость в школе. Поведение юного пациента становится неуправляемым. Школьник может в истерике упасть на пол, кричать. Физическое наказание или презрительные замечания родителей усугубят ситуацию. Жесткость со стороны родственников и педагогов усиливает боязнь невротиков. Поскольку невроз — продолжение страха, детей необходимо оберегать от потрясений.

В подростковом возрасте психика мальчиков и девочек уязвима. Если ребенка обижают в классе, он может стать замкнутым, мнительным. Повышенные умственные нагрузки, грипп, ОРЗ могут вызвать невроз у подростка. Школьники не всегда делятся с родителями своими переживаниями, поэтому маме нелегко понять, что происходит с ее чадом.

Астения проявляет себя сложной симптоматикой у подростков. О неврозе скажут такие симптомы:

  • замкнутость;
  • обидчивость;
  • тревожность, охватывающая школьника перед каждым ответственным событием (экзаменом, поездкой в другой город);
  • частая смена настроения;
  • наличие фобий;
  • склонность преувеличивать свои недомогания — если ваш сын выискивает у себя разные недуги, это может быть симптомом невроза у ребенка. Стратегию лечения патологии подберет специалист.

На ранних стадиях астено-невротический синдром лечение подразумевает простое, причем проводить исцеление можно в домашних условиях. Для этого пациенту необходимо использовать следующие меры:

  • нормализовать режим сна и отдыха;
  • следить за своим питанием, поскольку преобладание полезных микроэлементов в рационе заметно повышает вероятность исцеления;
  • необходимо обращаться к успокаивающим ваннам, делать расслабляющий массаж;
  • также рекомендуется снизить рабочую нагрузку, стараться как можно больше свободного времени проводить на свежем воздухе;
  • если человека обуревают постоянные страхи, если он склонен к ипохондрии и мнительности, необходимо посещать психотерапевта;
  • также рекомендуется пить успокаивающие чаи с мятой, валерианой и мелиссой.

Главный секрет быстрого выздоровления элементарно прост: нужно отказаться от чрезмерных нагрузок, больше спать и проводить максимальное количество времени на свежем воздухе.

Отказываться полностью от физических нагрузок и валяться в постели тоже не рекомендуется, ведь это только подкрепляет характерную для симптома апатию. Человек может посещать спорт-зал, бассейн, ездить на природу, ходить в кино и в театр.

Поскольку человека настигает депрессия, психологи советуют искать те средства, которые повышают пациенту настроение. Кому-то помогают занятия танцами, а кто-то записывается на курсы по кулинарии. Такое расслабление за любимым делом порой оказывается куда полезнее и эффективнее любой терапии.

Если самостоятельно справиться с заболеванием не получается, необходимо обратиться к психотерапевту. Врач сможет выяснить причину возникшей проблемы, выяснит источник страхов и стрессов и поможет человеку избавиться от этих стимулирующих факторов.

Сам астено-невротический синдром проходит быстро, но проблема может развиться снова на фоне усилившего стресса. Именно поэтому, если однажды проблема уже развилась, необходимо пересмотреть собственную жизнь, внести в нее чуть больше отдыха и радостей. Тогда и любые тревожные симптомы исчезнут.

Дошкольные заведения обычно не проводят учет этих детей, а направляют на занятия с психологами. При должном соблюдении родителями действий, назначенных неврологом и психологом, оказывают должное внимание, то комплексный подход решения проблемы дает положительный результат.

При проведении реабилитации желательно учитывать срок лечения, который составляет не один месяц. Процесс очень долгий и при успешном исходе нужен еще длительный уход и занятия. К необходимым мероприятиям относятся походы к психологу, привлечение маленьких пациентов к занятиям плаванием, вышиванием, применение фитотерапии.

Главное в проведении восстановительных работ – это избежание конфликтов, нервных всплесков, соблюдение благоприятного режима дня и правильного, полноценного питания.

Обычно применяемые при астено-невротическом синдроме лекарства купируют симптомы болезни. Среди таких препаратов успокоительные средства, витаминные комплексы, лекарственные средства, улучшающие кровообращение в мозге, влияющие на клеточный обмен.

Правильное и четкое применение курса назначенной неврологом терапии не только заглушает признаки болезни, а и полностью вылечивает заболевание и врожденной, и приобретенной формы.  

Лечение должно базироваться на общеукрепляющих процедурах и улучшении качества питания ребенка, увеличении его пребывания на свежем воздухе и отказе от спортивных тренировок, если он посещает таковые. Больного обязательно надо оградить от стрессовых ситуаций и волнений.

Лечат астено-невротический синдром и травами. Особенно это эффективно на ранних стадиях болезни. Вот отдельные рецепты лечения АНС народными методами:

  1. Валериана лекарственная. Столовая ложка корней валерианы заваривается стаканом кипятка и после двадцатиминутного настаивания фильтруется. Пить настой нужно в три приема на протяжении дня. Последний прием — на ночь.  
  2. Пустырник. Две столовых ложки сухого сырья в стакане кипятка надо томить на водяной бане 15 минут. Выпить средство после процеживания нужно в два приема — в обед и на ночь. 
  3. Сбор трав успокоительный. Надо приготовить равные количества корней валерианы, мяты, вахты трехлистной. Стаканом кипящей воды заливается столовая ложка вышеуказанного сбора и выдерживается 30-40 минут. После фильтрации настой употребляют по ½ стакана вечером и утром. 

Продолжительность терапии травами для детей с АНС составляет месяц. При этом важно, чтобы питание было качественным. В рационе должны присутствовать говяжья печень и морская рыба, свежие куриные яйца и молоко, орехи и творог, цитрусовые и квашеная капуста, болгарский перец и ягоды, богатые витамином С.

Причины и лечение церебрастенического синдрома у детей

Естественно, устранение данной патологии должно проводиться комплексноОфициальная медицина советует назначить ребенку с таким диагнозом медикаментозное лечениеДополнительно с маленьким пациентом должны заниматься педагогиОднако основную роль в избавлении от недуга должны сыграть родители особенного ребенка

Мы предлагаем вам воспользоваться проверенным, эффективным и натуральным методом лечения различных неврологических отклонений, в том числе и резидуальной церебральной органической недостаточностью

Астено-невротический синдром у детей лечится и травами. Ниже приведены некоторые рецепты, способствующие снятию возбудимости.

  • Валериана. Столовая ложка корней растения заливается стаканом кипятка и настаивается в течение 20 минут. Пить настой следует трижды в день. Последний прием осуществляется перед сном.
  • Пустырник. Две ст. ложки сухой травы заливаются стаканом кипятка и выдерживаются на водяной бане 15 минут. Средство процеживается и пьется дважды после обеда и перед сном.
  • Травяной сбор, включающий мяту, валериану, вахту трехлистную в равных пропорциях. Столовую ложку сбора заливают стаканом кипятка и настаивают на протяжении получаса. После процеживания средство пьется по половине стакана по утрам и вечерам.

Продолжительность лечения травами составляет месяц.

Применение лекарственных средств при астеническом синдроме у детей показано при выраженных нарушениях функциональной активности центральной нервной системы. Наиболее часто применяются седативные (успокаивающие) препараты, которые подавляют излишнюю возбудимость и способствуют нормализации работы центральной и вегетативной нервной системы (Седатив, Адаптол).

Медикаментозное лечение может проводить только врач, который подбирает препараты сугубо индивидуально. При этом также могут включаться лекарственные средства других фармакологических групп в случае наличия заболеваний внутренних органов.

Пройдя курс лечения, можно устранить церебрастенический синдром у детей.

Генетика или болезни?

Далеко не всегда в развитии синдрома виновата наследственность, хотя ее роль также не отрицается. При наличии подобных невротических проявлений у родителей, вероятность того, что дети будут страдать неврозов — выше. Однако причиной может стать не только проблема генов, но и сложности в родах, приводящие к родовым травмам головы или шеи и ребенка. После рождения, на протяжении жизни синдром провоцируют затяжные инфекционные болезни с осложнениями, а также обострение соматических патологий.

Могут быть провокаторами астено-невротического синдрома болезни пищеварения, поражения почек или сосудов, высокие физические нагрузки или психическое переутомление, эмоциональный стресс, постоянная усталость и недосыпание.

Общие (режимные) мероприятия

Общие мероприятия обязательно включаются в лечение церебральной астении у ребенка независимо от причин ее возникновения, к ним относятся:

  • прогулки на свежем воздухе, позволяющие улучшить насыщение тканей головного мозга кислородом;
  • достаточный сон, длительность которого должна соответствовать возрастной норме, не быть менее 8 часов, при этом самым оптимальным является сон с 22.00 до 6.00;
  • семейный отдых на природе
    сбалансированное рациональное питание с достаточным поступлением витаминов в организм;
  • закаливание организма ребенка, прием контрастного душа;
  • создание позитивного психологического настроя, уменьшение негативных эмоций и психологических нагрузок, периодическая смена впечатлений (путешествия, прогулки на природу семьей).

Выполнение общих рекомендаций позволит также предотвратить повторное развитие неврастении у ребенка в будущем.

Клинические проявления

Резидуальная церебральная недостаточность

Родителям важно знать, что РЦОН – это диагноз невролога, который ставится преимущественно в первые месяцы жизни ребенка. В связи с этим при появлении тревожных признаков необходимо показать малыша специалисту.

Клинические проявления патологии:

  • Раздражительность.
  • Капризность.
  • Частая смена настроения.
  • Повышенная степень утомляемости.
  • Беспокойный сон.
  • Скрежет зубами.
  • Пассивность.
  • Метеозависимость.
  • Тремор.
  • Повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам.
  • Тошнота и рвота во время поездок на любом виде транспорта.
  • Холодные конечности.
  • Деформации черепа, в том числе выдвинутая вперед верхняя челюсть.

Нередко приписывают неврологи к диагнозу «РЦОН» астеноневротический синдром. Что это? В этом случае принято говорить о том, что на фоне патологии у ребенка утрачена способность к длительному умственному или физическому напряжению. Выделяют еще ряд синдромов, характерных для РЦОН: цереброастенический (слабость, повышенная степень утомляемости), неврозоподобный (развитие фобий и энуреза), гиперактивности, энцефалопатия (ухудшение памяти, нарушения сна), психопатии (агрессивность, асоциальное поведение).

Проявления синдрома в детском возрасте имеют свои особенности, связанные с незрелостью организма и спецификой реагирования нервной системы. Типично быстрое утомление и частая слабость, головная боль, при этом характерны вспыльчивость и капризы, неусидчивость. Могут формироваться вспышки агрессии по отношению к окружающим или игрушкам.

В случае прогрессирования синдром может приводить к развитию постоянной головной боли или болезненности шейного отдела, появлению нервного тика или судорожных подергиваний рук или ног, проблемам с памятью и расстройствам чувствительности. Дети плохо переносят физические нагрузки, резкие повороты головы, катание на качелях.

Стадии и признаки патологии

Клиническое течение болезни проходит три фазы:

  1. Начальная (гиперстеническая) характеризуется нестабильностью настроения, сложностью контроля над эмоциями. Человек срывается на крик при малейшем раздражителе. Плохо концентрируется на одной цели, падает трудоспособность. Первая стадия синдрома не вызывает опасений у близких людей, окружающих больного. Списывается такое состояние на плохое настроение из-за временных проблем.
  2. Вторая стадия – среднетяжелая– протекает на фоне раздражительности и усталости, незначительные нагрузки вызывают слабость, апатию. Отдых не приносит облегчения, состояние сопровождается депрессивным настроением, чувством безысходности. Появляются проблемы на работе, утрачиваются коммуникативные способности, портятся отношения в социуме. Чаще всего обращаются за помощью к психотерапевту на этой стадии, когда самостоятельно с аномалией справиться уже не могут.
  3. Последняя форма заболевания относится к тяжелому проявлению астении, характеризуется полной неспособностью к трудовой деятельности, резким переходом от депрессии к возбужденному состоянию и наоборот. Поведение не соответствует общепринятым нормам, привлекает к себе внимание окружающих. На этой стадии индивид самостоятельно не обращается за помощью, у него нет осознания своей неадекватности. Чаще всего к врачу его приводят близкие люди.

Астено-невротический синдром сопровождают следующие симптомы:

  • нестабильность настроения;
  • нервозность, порой беспричинная раздражительность;
  • снижение трудоспособности из-за хронической усталости;
  • апатия, переходящая в депрессию;
  • снижение умственных возможностей;
  • диссомния (плохой сон);
  • панические атаки;
  • нарушение дефекации (запоры);
  • тахикардия, боль в области сердца;
  • скачки артериального давления, нестабильный пульс;
  • эректильная дисфункция;
  • сбой менструального цикла;
  • у детей – проявление агрессии, капризности, частого плача.

У многих пациентов отмечается повышенная чувствительность к яркому свету, резкие звуки вызывают дискомфорт и вспышки гнева.

Способы устранения проблемы

Причины развития неврастении кроются в межличностном конфликте. Психофизиологические возможности организма ниже, чем предъявляемые социумом требования. Нервная система пытается адаптировать организм к стрессовым факторам. Если приспособление проходит успешно, человек нормально функционирует и самоутверждается в обществе, работая в требуемом режиме, в противном случае организм не справляется с повышением нагрузок, агрессивно воспринимает раздражающие факторы на органическом уровне.

Неврастения может возникнуть на фоне вегетососудистой дистонии. Синдром появляется в связи с повышенной раздражительностью нервной системы. ВСД, осложненная астено-невротическим синдромом, проявляется обострениями, сменяющимися периодами ремиссии. Без корректирующего лечения появляется хроническая неврастения.

Основные причины нервного расстройства:

  • Перегруженный информационными потоками мозг.
  • Сниженный иммунитет.
  • Повышенная ответственность.
  • Физическое переутомление.
  • Экстремальные условия.
  • Конфликтные ситуации.

Авторитарные родители часто путают психические проблемы школьника с капризами и попытками манипулировать. Вместо того чтобы показать свое чадо детскому невропатологу, суровый родитель нагружает кроху дополнительными занятиями с репетитором, ставит в пример школьнику других, «успешных» детей. Запущенные школьные неврозы приводят к психическим срывам у юных пациентов.

Способы лечения невроза у детей:

  • лечебная гимнастика;
  • дарсонвализация;
  • электросон;
  • гидротерапия — в лечении школьного невроза хорошо зарекомендовало себя обливание и плавание;
  • арт-терапия — занятия рисованием и лепкой помогают снять психическое напряжение;
  • ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой);
  • занятия с психотерапевтом — родители, чьи чада страдают школьными неврозами, ищут пути их коррекции, беседы с психотерапевтом помогут осознать свой страх, изменить отношение к ситуации, которая его гнетет;
  • народные средства, травяной сбор, включающий в себя мяту и валериану, мягко устраняет детскую раздражительность.

Резидуальная церебральная недостаточность

Витаминные комплексы почти всегда назначаются пациентам в возрасте 4–6 лет. Если невроз беспокоит ребенка несильными симптомами, лечение патологии не включает в себя прием успокаивающих средств.

Ярко выраженная неврастения у детей устраняется с помощью таких лекарств:

  • транквилизаторов — медикаменты этой группы убирают раздражительность и повышенную нервозность;
  • ноотропных средств — нормализуют работу головного мозга, улучшают его питание;
  • седативных средств.

Решая, чем лечить невроз малыша 9 лет, врач учитывает такие обстоятельства:

  • наличие хронических болезней (пиелонефрита, астмы);
  • частоту истерик и припадков;
  • способность школьника адаптироваться в социуме.

Чтобы лечение невроза детей было успешным, не игнорируйте советы психолога:

  • важно поддерживать адекватную самооценку, уверенность в себе — лучшая защита от нестабильности психики;
  • не допускайте, чтобы малыш переутомлялся;
  • свободное время, которое малыш проводит на природе вместе с родителями, благотворно действует на его нервную систему.

Последствия АНС, прогнозы

При халатном отношении к столь серьезной атаксии, отсутствии адекватного и своевременного лечения есть шанс обрести серьезную депрессию, в некоторых случаях могут проявляться желания прекратить жизнь.

В основном люди в период расстройства вполне могут избавиться от него самостоятельно. Но из переросшего в глубокую депрессию осложнения очень сложно выбраться без помощи квалифицированного специалиста, который проведет обследование и назначит комплексный курс лечения.

Не придание значения проявлениям дисфории у малышей влечет за собой нежелательные перемены эндокринной системы и возможные дисфункции при достижении полового созревания. Взрослые, перенесшие в детские годы подобные нарушения, могут иметь определенные проблемы с репродукцией.

Осложнения

Дети дошкольного и школьного возраста сложно осваивают учебную программу, имеют расстройства памяти и нарушения речи, энурез, а также добавляются психологические проблемы: страхи, депрессия, тревожность и т. д.

В сложных случаях ребенку с соматическим расстройством рекомендуют обучение в специализированных центрах. У подростков астения чревата расстройством личности, суицидальными наклонностями и излишней агрессивностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector