Признаки суицидального поведения у взрослых

Профилактика суицидов среди подростков

Психическое здоровье человека является одной из основных ценностей личности и общества в целом. Именно этот показатель определяет физическое и социальное благополучие человека. Детско-подростковый возраст сопровождается радикальными комплексными изменениями тела и психики.

В формировании отклонений нервно-психического развития важны не только предшествующие негативные факторы, такие как токсикоз матери во время беременности, недоношенность, родовые травмы, действие токсических веществ. Значительное влияние оказывают условия микроклимата, отношения в близком окружении ребёнка.

Неблагополучие в семье, алкоголизация родителей, плохие взаимоотношения между членами семьи приводят не только к психическим расстройствам ребёнка, но и к асоциальному поведению и суициду. Суицид детей страшен по своей сути, порой совершенно непредсказуем.

  1. Суицидом называют лишение себя жизни тем или иным методом.
  2. Суицидальные мысли – это мысли о способе ухода из мира, о реакции окружающих людей, о болезненности самого процесса лишения себя жизни.
  3. Суицидальные замыслы отличаются от суицидальных мыслей тем, что человек начинает продумывать детали планируемого суицида: где, каким способом, с наличием свидетелей или оставив предсмертную записку и т.д. Это первый этап перед моментом подготовки к суициду.
  4. Парасуицид – некая инсценировка лишения себя жизни, осуществляется напоказ, при свидетелях. Основной его смысл не уход из жизни как таковой, а получение желаемого: внимания, жалости, исполнения требований.
  5. Расширенный суицид характеризуется не только лишением себя жизни, но и убийством окружающих людей.
  6. Завершённый случай суицида – суицидальное поведение, завершившееся смертельным исходом.

Грустная статистика

Как это ни печально, Россия находится в лидерах в мире по уровню самоубийств среди детей и подростков. Показатели более чем в 3 раза выше, чем в других странах. За последние десятилетия пики суицидальной активности наблюдались в 1990 – х годах, затем в 2002 г. Уровень среди подростков в среднем остаётся высоким – около 21 на 100 000 человек.

Стоит отметить, что юноши чаще совершали суицид, чем девушки: 33 и 8 на 100 000 человек соответственно. За последние 5-6 лет суицидальная активность держится на одном уровне.

Различается количественный показатель суицидов относительно регионов Российской Федерации. Самое большое число самоубийств среди подростков регистрируется в Чукотском автономном округе – 255 на 100 000 населения. Самый низкий этот показатель в Чечне — до 2,3 на 100 000 населения. Таким образом, южные регионы и области страны характеризуются более низкой смертностью от суицидов, чем северные районы (Чукотка, Бурятия, Алтай, Якутия, Тыва, Хакасия, Иркутск, Камчатка, Калмыкия).

Несмотря на такие высокие показатели частоты суицидов, даже эта статистика не способна в полной мере отразить реальную картину самоубийств. Колоссальное количество людей, совершивших суицид, остаётся за гранями отчётности психиатрической службы.

Это происходит в связи с различными причинами, такими как отрицание родственниками случившегося, проблемами со страховыми компаниями и т.д.

Первые «звоночки»

Признаки суицидального поведения у взрослых

Распознать и предотвратить самоубийство не так просто, ведь далеко не каждый человек, планирующий суицид, сообщает о своих намерениях окружающим.

Суицидальный риск в разы увеличивается при присутствии в психическом состоянии депрессивных расстройств.

Первыми явными признаками возможного наступления суицида у детей и подростков является депрессивное состояние.

Основные моменты, на которые стоит обращать внимание:

  • сниженное настроение;
  • потеря аппетита;
  • апатия;
  • нарушение сна (кошмарные сновидения, поверхностный, тревожный и чуткий сон, бессонница или повышенная сонливость);
  • мысли и высказывания о нежелании жить;
  • снижение школьной успеваемости;
  • ограничение общения с друзьями и знакомыми;
  • слезливость,;
  • отказ от посещения учёбы и секций.

Переходный возраст – это самый сложный этап становления взрослой личности. Именно поэтому среди этой возрастной категории крайне высок процент совершения суицидов.

Причины самоубийства подростковсводятся к следующим:

  • конфликты с родителями или друзьями;
  • тяжелая семейная ситуация;
  • унижения со стороны сверстников;
  • безответная любовь.

Кроме того, на несформировавшуюся личность сильное влияние оказывают средства массовой информации. Вследствие этого часто происходит сведение счетов с жизнью в качестве подражания любимым героям из фильмов или книг.

Другие – это употребление алкоголя, токсических или наркотических веществ, а также депрессия. Помимо этого, к суициду может привести гибель члена семьи или близкого друга или низкая успеваемость по дисциплинам. Для девочек причинами совершения самоубийства также может быть изнасилование или ранняя беременность.

Однако не всегда суицид является следствием трагического происшествия. Среди подростков встречаются одаренные личности, не вписывающие в окружающую реальность, что заставляет их чувствовать себя изгоями общества. Именно это может толкнуть их на столь отчаянный шаг.

Признаки суицидального поведения у взрослых

Причины самоубийств и их профилактикаявляются одной из наиболее важных проблем психологии. и как его избежать, необходимо рассказывать детям с самого раннего возраста. Между тем, многие родители избегают этой темы, считая, что их ребенка данная проблема не коснется.

Профилактика суицидов среди подростков заключается в своевременной психологической помощи и добром участии. Кроме того, следует учитывать высокую степень внушаемости данной возрастной категории. Подростки представляют свое красивое молодое тело в гробу, горе близких, а также их чувство вины. Важно развеять этот миф, объясняя и наглядно показывая, как они будут выглядеть после того, как их найдут.

Родительское собрание «Признаки суицидального поведения детей и подростков»

  • Информировать родителей о существовании проблемы подросткового суицида.
  • Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
  • Рассмотреть меры профилактики и предупреждения  детского суицида, связанные с социально — психологической поддержкой  детей в семье.
  • Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
  • Ход собрания
  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Мы выбираем жизнь, они – смерть.
  • Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
  • Мы строим планы на будущее, у них… у них – нет будущего.
  • Кажется, что мы и они – из разных миров.
  • Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство?
  • Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг?
  • Всего лишь – шаг.
  • Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом.
  • Они продолжают умирать.
  • Слайд 3

Здравствуйте, Уважаемые родители! Сегодня я хочу обсудить с вами очень сложный и очень серьезный вопрос — подростковое самоубийство.

Всегда удивляли люди, которые кончали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо.… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения?

Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо.

Признаки суицидального поведения у взрослых

Человек не хочет умирать, в его сути биологической заложено изначально —  выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти.

А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок —  вот это уже настораживает.

  1. Слайд 4
  2. По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство 1 100 000 человек,  среди них 55 тысяч русских (на третьем месте).
  3. Слайд 5

За последнее десятилетие  число самоубийств среди молодежи  выросло в 3 раза. Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место.

Ежегодно каждый двенадцатый  подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить  попытку самоубийства. Число законченных суицидов среди юношей  в среднем в 3 раза больше,  чем  среди девушек.

С другой стороны — девушки пытаются покончить с собой  в 4 раза чаще, чем юноши,  но выбирают «щадящие» способы,  которые реже приводят к смерти.

  • Слайд 6
  • Почему же подростки пытаются покончить собой?
  • Какие причины, факторы могут способствовать принятию такого решения?
  • Какие дети могут совершить такой поступок?
  • Чаще подвержены: подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями; девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты; подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения; подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.
  • Слайд 7
  • Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.
  • Слайд 8

Истинный суицид. Никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

Слайд 9

Скрытый суицид. Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных.

Например,  рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида),  занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее  поведение.

Слайд 10

Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону.

Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения.

Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть — а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

Какие бывают разновидности суицидального поведения?

Суицидальное поведение – это то, что мы можем увидеть на поверхности, не затрагивая глубинных переживаний подростка.

Эмоциональные изменения по большей части обусловлены тревожной и депрессивной симптоматикой. Депрессия должна присутствовать в психическом самочувствии длительное время. Она проявляется выраженными эмоциональными переживаниями, снижением интересов, ангедонией, самообвинением, отсутствием желания выполнения действий, которые ранее приносили радость.

Могут появляться болевые неприятные ощущения в теле, слабость, беспричинная тревога.

Агрессивные всплески наблюдаются не только в рамках семьи. Асоциальному и девиантному поведению по большей части способствуют неблагоприятные компании сверстников. Трудности возникают и в общении с учителями. Грубое делинквентное поведение вызвано протестом личности против системы сложившихся ценностей.

Суицид в данном случае является лишь способом получения желаемого, человек не имеет истинного желания смерти.

Суицидальное поведение: причины

Суицидальное поведение подростков является следствием патологически изменённой почвы. Это единый и непрерывный процесс. В процессе взросления у любого человека возникают извечные вопросы: «Кто я? Что я могу?»

Обычно в тягостные моменты ребёнок тянется за помощью и советом к близким. Но родители настолько заняты собой или работой, что иногда забывают, что ребёнку, сколько бы лет ему ни было, нужны мама и папа, их тепло и забота.

В генезе суицидов лежит множество факторов – наследственность, особенности личности, формирование нервной системы, нарушение нейромедиаторных систем, нарушение социального взаимодействия и т.д.

Признаки суицидального поведения у взрослых

В детском и подростковом возрасте ввиду юношеского максимализма и незрелости суждений жизнь не рассматривается как нечто конечное. Нет граней между добром и злом, чёрным и белым, жизнью и смертью.

Дети рано начинают интересоваться витальными философскими вопросами: как я появился? Что значит умер? Что такое душа? Важно, чтобы взрослый человек смог объяснить ребёнку значение интересующих понятий и процессов так, чтобы смерть верно воспринималась маленьким человечком.

У подростков ввиду гормональных всплесков повышено сексуальное влечение. Половое определение только начинается. Подросткам становится интересным всё, что связано с сексуальной тематикой. Те дети, которые отстают в половом развитии, могут стать объектами совращения своими сверстниками.

Сексуальные девиации в юношеском возрасте временны, к вступлению во взрослую жизнь исчезают полностью. Часто такое поведение сопряжено с употреблением алкоголя. Психоактивные вещества влияют на влечение, а именно, усиливают их у одних, у других же, наоборот.

Отклонения такого рода связаны с патогенным действием микросоциума, в основном семьи. Причинами могут служить распад семьи, наличие конфликтных отношений между родственниками, асоциальное поведение родителей (алкоголизация, употребление наркотиков). Возникающие невротические расстройства, депрессивные состояния могут приводить к суицидальному поведению.

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Подростку в период полового созревания может казаться, что пропорции тела чрезмерно меняются, тело становится чужим. Из-за гормональных сбоев начинаются проблемы с кожей, массой тела. Протестующему растущему человеку эти изменения кажутся просто невыносимыми. Ребёнок может искренне считать, что эти «уродства» не сопоставимы с жизнью.

Определённые физические недостатки найдутся, пожалуй, у любого человека. Но в детском коллективе для сверстников такой человек может стать изгоем или предметом постоянных насмешек и издевательств, что является тяжёлым моральным испытанием и нередко приводит к суициду.

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины.
    Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности.
    Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность , максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы.
    К самоубийству предрасполагает наркомания , алкоголизм подростков , психические расстройства (депрессии , шизофрения , психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы.
    У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы.
    Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния.
    Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс.
    Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства.
    Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Особенное внимание необходимо уделять тем лицам, которые в прошлом уже совершали суицидальные попытки, имеют депрессивную или аффективно-лабильную конституцию и страдают психическими патологиями.
Исследования Международной Ассоциации Предупреждения Суицида (International Association for Suicide Prevention), проводимые со второй половины прошлого века, показали, что от 20% до 50% жертв свершенных самоубийств делали попытки покончить жизнью в прошлом.

Факторами риска выступают как глобальные государственные проблемы, так и индивидуальные особенности человека, его образ жизни. Основными причинами являются:

  • Генетическая предрасположенность (лица, в семейном генезе которых были самоубийства, склонны прибегать к суициду);
  • Экономическое неблагополучие государства, низкий уровень жизни в семье;
  • Высокий уровень безработицы в стране, невозможность трудоустроиться конкретному индивиду;
  • Потеря близкого родственника;
  • Проблемы в семейных отношениях, воспринимаемые как глобальная катастрофа;
  • Психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте;
  • Вынужденная социальная изоляция индивида;
  • Психические патологии и пограничные состояния;
  • Алкоголизм и наркотическая зависимость;
  • Наличие неизлечимой болезни, хронический болевой синдром;
  • Пережитое сексуальное насилие;
  • Воздействие со стороны других людей или религиозных сект, восхваляющих смерть;
  • Незрелость или дефекты эмоционально-волевой сферы личности.

Анализируя причины самоубийств, статистикаговорит о том, что основными среди них являются:

  • возрастной кризис;
  • грубые психические расстройства личности;
  • развод с женой/мужем;
  • смерть супруга;
  • отсутствие семьи;
  • неизлечимая болезнь;
  • отсутствие работы;
  • одиночество.

Согласно статистическим данным, 30 % попыток совершить самоубийство повторяются спустя время, а 10 % осуществляются. Кроме того, попытки свести счеты с жизнью фиксируются в 6 раз чаще, чем завершенные суициды.

Ученые выделили группу риска, где возможность совершения самоубийства значительно выше, чем у других людей. Сюда относятся:

  • лица, ведущие изолированный образ жизни, так называемые одиночки;
  • подростки с нарушениями межличностных отношений;
  • люди, злоупотребляющие алкоголем или наркотическими веществами;
  • личности с криминальным или девиантным поведением;
  • люди с повышенным уровнем самокритичности, а также страдающие от различных унижений;
  • лица, пережившие утрату близкого человека;
  • подростки с фрустрацией и взрослые, страдающие неврозами.

Все причины самоубийства могут иметь психологический аспект или социальный.

Одним из главных сторонников социальных причин самоубийства является французский социолог По его теории, именно социум становится причиной основной массы суицидов.

Дюркгейм считал, что существует некое диктующее людям, как жить. Например, человек может прийти к выводу, что он недостоин жизни, потому что у него нет семьи или работы. Все основные причины самоубийствон сводит к одной – одиночеству. Именно оно толкает человека к сведению счетов с жизнью.

Не соглашаясь с психологическими причинами суицидов, Дюркгейм приводит такой факт: в домах для психически больных людей женщин больше, чем мужчин. Однако именно последние совершают 80 % всех самоубийств. Также спорит он и со сторонниками мнения о том, что склонность к самоубийству передается по наследству.

Причины самоубийств у мужчин,согласно Дюркгейму, носят именно социальный характер. Они не соответствуют нормам общества, не зарабатывают на содержание семьи или вообще ее не имеют, следовательно, являются бесполезными для социума.

Профилактика суицидов среди подростков

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Причины суицида.

Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).

  1. Несчастная любовь, одиночество.
  2. Страх перед будущим.
  3. Потеря смысла жизни.

Подражание кумирам. В  Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома.  В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка,  если он фанат погибшего кумира.

Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.

Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии.

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги.

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу.

Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств  после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее — странах, где престиж высшего образования невероятно высок.

Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

Слайд 12

Мотивы.

Призыв. Способ попросить помощи.

Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют».

Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.

Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?80% задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Слайд 13

Словесные признаки: Часто говорит о своем душевном   состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении. Шутит на тему самоубийства.

Слайд 14

Раздача ценных вещей.  Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».

Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола.

Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен.

Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток  долго задерживаться в этом мире не собирается.

Прощание.

Демонстрируют радикальные  перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Слайд 15

Ситуационные признаки. Социально изолирован. Живет в нестабильном состоянии. Ощущает себя жертвой насилия. Перенес тяжелую потерю.

  • Как предотвратить суицид?  Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:
  • • нам нужно хорошо к себе относиться;
  • • нам нужно, чтобы нас любили.
  • Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.
  • Потребность любви — это:
  • — потребность быть любимым;
  • — потребность любить;
  • — потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям,  которые чувствуют себя чужими дома, в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее.

Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.

Слайд 16

Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. (Положительные эмоции,  оптимизм) Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не  совсем по душе. Положительный заряд энергии   помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и  взрослыми.

  1. Слайд 17
  2. Вовлекать  подростков в полезные виды деятельности.  
  3. Слайд 18
  4. Подросток должен помнить о  том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.
  5. Слайд 19  
  6. Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и   доверительных отношений с ребенком.
  7. Правила:
  8. «Глаза в  глаза» Контакт глаз – разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами.

«Чудо прикосновения». Дотронуться до руки, похлопать по плечу, приобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте.

«Безраздельное внимание». Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».

Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультировать у детского или подросткового психиатра или психоневролога.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами затронули очень сложную тему. В молодости человеку свойственно относиться к жизни безответственно и легкомысленно, потому что кажется, что еще очень многое впереди.

По-настоящему жизнь начинают ценить только пожилые люди, инвалиды или смертельно больные, несмотря на все страдания, которые им приносит каждый день.

Человеку для счастья нужно очень немного, нужно уметь наслаждаться каждым мгновением, а в могиле всегда успеешь оказаться.

Да, наши дети стали взрослыми, но будьте внимательны к ним, дорожите каждой минутой, проведенной с ними, не отталкивайте, находите время для бесед, прогулок, просто посидите тихо рядом. Они выросли физически, но еще не окрепли духовно, они нуждаются в вас еще больше, чем когда были совсем маленькими.

Приглядитесь к ним, попробуйте найти точки соприкосновения, которые приведут вас к взаимопониманию, попробуйте обсудить проблемы, которые волнуют ребенка, не оставляйте его одного наедине со своими мыслями, не позволяйте разыграться и укорениться негативному воображению.

Поддерживайте стремление к развитию, потребность к совершенствованию, упорядочиванию желаний.

  • Слайд 20         
  • Жизнь – это шанс,  не упусти   его!
  • Жизнь – это мечта,  осуществи её!
  • Жизнь – это любовь, так люби!
  • Жизнь – это долг,  исполни его!
  • Жизнь – это счастье,  сотвори его сам!
  • Жизнь  прекрасна…Не разрушай её!
  • Слайд 21     

На доске: « Нет ничего более страшного для человека , чем другой человек, которому нет до него никакого дела» ( О. Мандельштам).

Суицидальное поведение – образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем.

В разные исторические вехи различные носители культуры выдвигали свои оценочные критерии такого явления. В большинстве случаев (например, в христианстве) самоубийство осуждается и относится к одному из тяжких грехов.

Некоторые религии допускали возможность самостоятельного прекращения жизни (принятое ранее в Индии самосожжение вдов).

Какую бы трактовку не имело явление суицида, с теоретической точки зрения самоубийство – крайне опасное, однако предотвращаемое и прогнозируемое явление. Установлено, что самоубийства чаще совершаются в диапазоне от 15 до 25 лет и в преклонном возрасте – после 70.

 По статистике, ежегодная смертность вследствие суицида в мире составляет около 1% всех летальных исходов. Мужчины становятся жертвами суицидальных действий в четыре раза чаще, чем женщины. При этом около 73% всех завершенных самоубийств были выполнены представителями европеоидной расы.

Хотя на протяжении нескольких столетий проводились многочисленные изучения суицидального поведения в целях дать теоретическое обоснование этому явлению, на сегодня отсутствует единая теория, объясняющая биологическую природу самоубийств. Среди разнообразных концепций можно выделить три основные теории суицида: психопатологическую, психологическую и социологическую.

Своевременное обращение за помощью и диагностика

Признаки суицидального поведения чаще всего находятся в разговоре подростка, в его отношении к миру и своему будущему.

При любых высказываниях о нежелании жить, даже есть это имеет форму шантажа со стороны ребёнка, нужно обращаться за специализированной медицинской помощью. В начале к медицинскому психологу, затем, при необходимости, к детско-подростковому психиатру. Диагностика суицидального поведения должна проводиться только квалифицированным и сертифицированным специалистом в области психиатрии.

Существуют специальные телефоны доверия, где помощь в трудных ситуациях оказывают квалифицированные специалисты дистанционно, быстро и анонимно.

Оказание суицидологической помощи является сложным и многоуровневым процессом. В нём должны быть задействованы не только родители, но и специалисты различного профиля: педагоги, психологи, медицинские и социальные работники. Только вместе возможно создать счастливое детство и будущее наших детей!

Режим дня

Нормализация биологических ритмов сна и бодрствования важна в рамках профилактики аффективных нарушений, в частности, депрессий. Необходимо грамотно организовывать день подрастающего организма – чередовать учёбу и отдых, физические нагрузки и расслабление.

Время ребёнка должно быть расписано по часам, тогда возникает меньше вероятностей асоциального и аддиктивного поведения. Ограничивайте проведение свободного времени за компьютером, игрой в жестокие и агрессивные компьютерные игры. Ребёнок не достаточно чётко понимает грань между реальностью и вымыслом.

Общение с ребенком

Когда ребёнок просит совета, обращается к вам, настойчиво требует внимания, отложите своё важное дело и выслушайте. Возможно, ребёнку просто необходимо ощущать ваше присутствие и участие. Одобрение, озвучивание своих чувств – важные ключи к сердцу и переживаниям вашего чада.

Спорам – нет

Упрёки и споры приводят к конфликтам в семье. Между родителями и детьми пропасть становится всё больше с каждым спором. Помните! Непонимание между самыми близкими людьми может стать мощным толчком для суицида подростка.

  1. Чтобы ребёнок вам доверял, станьте внимательным слушателем.
  2. Не перебивайте, интересуйтесь чувствами, задавайте уточняющие вопросы.
  3. Предлагайте совместно решить проблему, помогите словом и делом.
  4. Сформируйте у ребёнка веру в положительный исход обстоятельств.

Блокируйте сайты и программы, освещающие проблемы суицида. Дети и подростки являются самой беззащитной категорией населения. Будьте внимательны и бдительны! Некоторые сайты побуждают вступать в «игру», выполнять поручения. Конечный итог этого квеста – приказ убить себя. Контролируйте поток негативной информации, поступающий к вашему ребёнку!

Амбулаторная помощь осуществляется в психо-неврологических диспансерах врачами-психиатрами и психотерапевтами, кабинетах антикризисной помощи, на анонимных приёмах. Служба телефона доверия работает в круглосуточном режиме. В любой трудной ситуации квалифицированный специалист окажет анонимную и срочную помощь.

Личности с суицидальными наклонностями могут иметь демонстративное, аффективное и истинное поведение. В первом случае может произойти отравление, порезка вен и подготовка к тому, чтобы повеситься. В данном случае суицид отличается наигранным характером, человеку не хочется уходить из жизни, он просит о помощи и старается всеми силами показать, насколько несправедливо к нему относятся окружающие.

Что касается аффективного суицида среди подростков, то он также случается невероятно часто. Самоубийство совершается под влиянием разочарования, гнева, обиды – крайне сильных переживаний в эмоциональном плане. У ребенка отсутствует четкий план действий, все совершается спонтанно. Может произойти отравление сильнодействующими токсичными препаратами, некоторые выбрасываются из окна или вешаются.

А вот истинное суицидальное поведение является самым страшным. В таком случае люди прыгают с высоты или вешаются. Профилактику суицида в данном случае играет огромное значение, поскольку ребенок задолго планирует подготовку к уходу из жизни: думает над местом, временем и способом.

Практически всегда ответственность за детскую смерть несут родители. Где-то они могли недоглядеть, не уберечь от ошибочных поступков, не протянуть руку помощи в нужный момент. Профилактика суицидального поведения подростков состоит в поддержке в психологическом плане. В случае появления хотя бы малейших намеков на желание несовершеннолетнего совершить самоубийство, следует моментально заниматься устранением депрессивного настроения.

Подростковый суицид редко когда случается по непонятным причинам, его крайне легко объяснить желанием ухода от проблем. Если избавиться от причины душевных мук, то желание сведения счетов с жизнью моментально пропадет. Родители должны понять, что происходит с ребенком, а также помочь ему избавиться от деструктивного состояния.

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних состоит в формировании образа успешного человека и внушения оптимистического настроя, поддержки на всех жизненных этапах. В таком случае человека автоматически покинут все деструктивные мысли и он станет счастливой личностью, которая наслаждается жизнью, а не желает уйти из нее.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Причины суицида.

Слайд 12

Мотивы.

Слайд 13

Слайд 14

Прощание.

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Слайд 15

Слайд 16

По данным ВОЗ в мире каждые 40 секунд совершается один суицид, а ежегодно происходит всего более 800 тысяч суицидов. При этом мужчины совершают суициды вдвое чаще, чем женщины, а женщины в четыре раза чаще совершают покушения на самоубийства, чем мужчины.

Обратитесь за помощью!

Если у вас или близкого человека возникло ощущение, что не стоит жить, появились мысли о самоубийстве — скорее обратитесь за помощью к специалистам.

Эти показатели могли бы быть намного ниже, если бы родственники людей, которые предпринимают попытки совершения суицида, своевременно заметили психологические проблемы своих близких и обратились за психологической помощью к специалистам. Несмотря на то, что по статистике только одна из 20 попыток самоубийств заканчивается смертью, нельзя слепо надеяться, что суицидальное поведение не приведет к трагическому концу.

Большинство попыток самоубийств у взрослых являются следствием серьезных психических расстройств — глубокой депрессии, шизофрении, биполярного расстройства, деменции, психопатии и других психических патологий.

У подростков попытки суицида чаще всего бывают спровоцированы желанием привлечь к себе внимание.

Независимо от того, что заставило человека задуматься о суициде, стремление наложить на себя руки происходит не сразу: им всегда предшествует определенный период времени, в который поведение человека из обычного становится суицидальным.

Суицидальное поведение отличается следующими признаками:

  • Несвойственная ранее усталость, вялость, безразличие или внезапное спокойствие.
  • Хронические нарушения сна, бессонница, потеря аппетита, психологические проблемы.
  • Тревожность, агрессия, страх, нарушение психологического равновесия.
  • Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
  • Разговоры о суицидах и о смерти, повышенный интерес к случаям суицида, посещение сайтов с описаниями самоубийств.
  • Употребление алкоголя или наркотиков.
  • Приобретение средств, которыми можно совершить суицид (огнестрельного оружия, медикаментов и т.п.).
  • Предыдущие или недавние попытки совершения суицида.
  • Случаи суицида в семье или в близком окружении.
  • Наследственная предрасположенность к депрессии или психическим расстройствам.

Своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении поможет не только предотвратить суицид и сохранить жизнь пациенту, но и выяснить причины, вызвавшие такое поведение.

Если вы заметили в поведении кого-то из ваших близких психологический дисбаланс, описанные выше признаки или другие психологические отклонения, не теряйте времени и срочно обращайтесь за психологической помощью к психотерапевту.

Чем раньше вы обратитесь за консультацией, тем легче и быстрее можно будет скорректировать поведение пациента и вернуть его к нормальной жизни.

Психологическая помощь специалиста в данной ситуации заключается в ранней диагностике психосоматических заболеваний, нервно-психических расстройств и психических отклонений, обуславливающих суицидальные мысли и поступки, выяснение причин, которые могут привести к суициду, коррекция выявленных расстройств и связанных с ними психологических проблем с поведением.

Суицидальный риск бывает особенно высоким в тех случаях, если в прошлом пациент уже проходил лечение от психического заболевания, если у него раньше уже были намерения суицида или в прошлом он когда-либо отказался от лечения психиатрического заболевания или прервал его. Риск возрастает также при рецидивах психического заболевания и критических перемен в жизни такого пациента.

Особенно важна своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении подростков.

Нельзя забывать, что в подростковом возрасте психологические мотивы, толкающие подростка к самоубийству, могут быть совершенно незначительными с точки зрения взрослых и абсолютно неадекватными относительно размера проблемы.

Такие «трагедии» как двойка и угроза наказания за нее, жестокая шутка или издевательство сверстников, запрет родителей на дружбу с каким-то определенным человеком или на пользование интернетом могут резко изменить поведение подростка и привести его к импульсному решению совершить суицид.

Нужно помнить, что в группу риска входят подростки из неблагополучных семей, дети с эмоциональной неустойчивостью и повышенной внушаемостью, склонные к импульсивным и необдуманным поступкам, а также подростки, употребляющие алкоголь, наркотики и другие токсические вещества.

Профилактические мероприятия

К общим профилактическим мероприятиям, прежде всего, относится создание благоприятных социально-экономических, социально-педагогических условий, содействие институту семьи, полноценная реализация обучения детей и подростков.

Специальная профилактика должна быть направлена на детей из групп риска, девиантных подростков. Необходимо защищать детей от влияния асоциальной среды, жестокости, насилия, от невнимания родителей.

Своевременное обращение за медицинской помощью может предотвратить возникновение суицида.

Особое внимание в век информационных технологий стоит обращать на защиту ребёнка на просторах интернета. Виртуальные группы и клубы опасны. Подростки заходят на данные страницы по различным причинам: из-за любопытства, чтобы проявить себя, чтобы вызвать сострадание к себе. Но в ряде случаев происходит взаимная провокация друг друга к активным суицидогенным действиям. Массовые самоубийства и являются результатом такой кампании.

Необходимо распространять как можно больше достоверной информации, освещать проблему суицидов в правильном ракурсе. Сформировать истинные представления у населения о самоубийствах возможно с помощью проведения специалистами в области суицидологии тематических лекций и образовательных мероприятий в школах, колледжах.

Психология суицидального поведения

Будучи результатом дезадаптации личности в социально-психологической сфере, суицидальное поведение рассматривается как внутреннее и внешнее.

Внутреннее выражение суицидального поведения одновременно указывает на этапы процесса формирования склонности к самоубийству:

  • переживания антивитального порядка – отчетливых представлений о своей смерти у человека пока не сформировано, но присутствует общее отрицание жизни;Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения
  • суицидальные мысли, выраженные в пассивно – фантазирование и поверхностные идеи о собственной смерти, но при отсутствии плана самоубийства в конкретной форме;
  • замыслы по поводу суицида – повышение суицидальной активности, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением и построение плана суицида (времени его совершения, места и способа);
  • суицидальные интенции (намерения) – человеком принимается решение по поводу самоубийства, к замыслу присоединяется волевая составляющая действия, постепенно поведение переходит во внешнюю сферу и реализацию.

Логическим завершением внутренних суицидальных проявлений являются внешние:

  • совершение акта суицида (осознанное намерение и конкретное действие без доведения до конечного результата);
  • завершенный суицид (действие с летальным исходом).

Суицидальное поведение имеет возрастные особенности в детско-юношеской группе. Если у детей до 5-летнего возраста существует низкая вероятность суицида, самоубийственное поведение почти не прослеживается, в младшем школьном возрасте (до 9 лет) суицидальная активность немного возрастает, то суицидальное поведение подростков имеет значительную интенсивность:

  • 14-15 лет – резкий рост предрасположенности к суицидам и желание их реализовать (попытки самоубийства совершают в среднем 14-25% подростков);
  • 16-19 лет – пик суицидальной активности (попытки самоубийства – от 33 до 52 %).

Причины и признаки

Признаки, объединяющие всех суицидентов (людей, совершающих попытку суицида или сам суицид), отображаются в ряде личностных особенностей:

  • через попытку суицида человек стремиться достичь решения своей проблемы;
  • стимулирующим к попытке суицида средством является сильная психическая (душевная) боль и терзания – проявляется стремление любыми путями избежать этой боли;
  • в суицидальном состоянии человеком переживается эмоция беспомощности – жизненная ситуация представляется беспросветной и безнадежной, бессилие, уныние и депрессия преобладают в эмоциональной сфере;
  • противоречивость (амбивалентность) превалирует по отношению к явлению суицида – страх перед ним наряду с пониманием, что это и путь к «освобождению»; возникает стойкое желание умереть, но чтобы каким-то образом тебя спасли;
  • суицид, в понимании совершающего это действие человека, – избегание большего зла;
  • склонность к аутоагрессии – в ходе суицида гнев и разрушающее воздействие направлено на себя самого.

Причины суицидов являются глубинными и многофакторными. Их природа основана на особом состоянии эмоционально-волевой сферы человека и может быть классифицирована в зависимости от факторов:

  1. Личностно-семейных: причины, связанные с разладами и конфликтами в семье; особенностями воспитания; болезнью и потерей близких; проблемами в любовной сфере, в т.ч., с половой несостоятельностью; унижения и оскорбления от социального окружения.
  2. Специфическое состояние здоровья: в психическом (шизофрения, психопатия) и физическом (уродства, увечья) плане.
  3. Конфликты и противоречия во взаимоотношениях (как результат антисоциального поведения): суицид выступает средством недопущения позора и наказания, уголовной ответственности.
  4. Деструктивные отношения в профессиональной сфере, учебе: конфликты и неполадки в коллективе, негатив в оценке профессионализма, успехов в учебной деятельности.
  5. Трудности материально-бытового характера.

Наиболее частые причины совершения суицидальных поступков в подростковый период сводятся к известным личностным проблемам:

  1. Потеря человека, к которому испытываются чувства любви или сильной влюбленности.
  2. Переутомление значительной степени и величины.
  3. Нарушение чувства собственного достоинства со стороны сверстников или взрослых.
  4. Потеря личностных защитных механизмов (вследствие приема психоактивных средств – алкоголя, наркотиков, психотропных препаратов).
  5. Уподобление себя со сверстником или взрослым, совершившим суицид (из-за «сходства судьбы», жизненных обстоятельств и т.п.).
  6. Особая форма проявления печали, страха, гнева как реакция на жизненно важные события.

Коррекция

Коррекция поведения человека, склонного к суициду (или уже совершавшего попытку) должно учитывать влияние на суицидента со стороны социальной среды. Здесь психологическая помощь должна рассматриваться как минимум в 3 направлениях:

  1. Профессиональная работа: помощь со стороны психологов и психиатров. Эта работа особенно важна в период острого кризиса – накануне или после совершения попытки суицида. Как воздействие препаратами, так и психотерапевтическая работа призвана преодолеть эмоциональное состояние у суицидента на пике его напряжения.

Тут применима процедура установления эмоционального контакта и поэтапное, точное выявление мельчайших деталей – как причин самого поступка, так и особенностей личности суицидента. В ходе коррекции модель поведения, отличная от сценария суицида, постепенно интегрируется в личностные представления индивида.

  1. Помощь со стороны ближайшего социального окружения – близких родственников и друзей. Суицидент требует адекватного внимания: не навязчивого с желанием гиперопеки, но терпеливого с эмоциональной поддержкой. Откровенные беседы, демонстрация безусловной любви или дружбы, умение выслушать и т.п.Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения
  2. Общее воздействие социальной среды – коллектива (сотрудников, товарищей по учебе). Важно сформировать адекватное отношение к ситуации суицида. Заострять внимание на случившемся не стоит – не нужно лишний раз «приносить соболезнования» или обращаться по форме «да со всеми случается!». Конструктивным будет толерантное отношение с сохранением позитивной обратной связи на запросы человека со склонностью к суициду.

Профилактика

Профилактические меры, предотвращающие тенденции в сфере аутоагрессии, должны начинаться с возрастных групп, где суицидальная активность наивысшая.

Профилактика суицидального поведения подростков в школе призвана подготовить педагогов, родителей, социальных работников и школьных психологов к общему пониманию проблемы, а также сформировать комплексное представление у подрастающего поколения про особенности суицидального поведения и его разрушительном влиянии на личность.

Мероприятия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних составляются с учетом всего спектра проблемы суицида:

  • общемедицинские – работа во время проведения медосмотров: выявление физиологических особенностей, формирующих суицидальное поведение (в т.ч., склонность к приему психоактивных средств);
  • психиатрические (суицидологические) – своевременное выявление патологий психики в ходе работы со школьниками во время профосмотров и помимо них;
  • психологические – коррекционная работа с неконструктивными личностными установками, аутоагрессией;
  • социальные – создание надлежащего социального статуса, коррекция (по возможности) социально-экономических условий жизни подростков, потенциально склонных к самоубийству;
  • информационные – меры, направленные на создание специализированных программ для распространения среди несовершеннолетних и всех заинтересованных (врачей, психологов, учителей, студентов) знаний про опасность суицидальных тенденций в современном обществе, показывающих конкретные примеры пагубного влияния суицидов; программ, создающих условия для здорового образа жизни.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector