Признаки гиперактивности у взрослых

Общие сведения

С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. По данным для населения Соединенных Штатов, это расстройство присутствует у 3-5 % людей, включая как детское, так и взрослое население.[9]

Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребенка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе).

Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ.[10] Вопрос об объективности диагностики СДВГ и достаточных основаниях для назначения медикаментозного лечения остается дискуссионным, в силу отсутствия единых диагностических критериев и методов оценки симптомов заболевания.

Причины СДВГ

Ученые многих стран занимаются проблемами СДВГ, но до сих пор не имеют единого мнения о том, что является истинной причиной, вызывающей нервное расстройство. Существует несколько факторов, приводящих к органическим нарушениям, их можно разбить на группы.

Генетика

Гиперактивный ребенок может унаследовать диагноз от одного из родителей. В каждом человеке заложены предпосылки данной проблемы. Генетики доказали, что в хромосомном наборе присутствует 1 ген – переносчик дофамина. Этот нейромедиатор синтезируется в мозгу человека и накапливается в гипоталамусе.

Еще 2 гена служат рецепторами. Чтобы развился описываемый синдром, необходимы соответствующие условия. Под воздействием среды генетические предпосылки могут ослабнуть или, наоборот, проявиться в полной мере. Поэтому один ребенок вырастает спокойным, другой – гиперактивным.

Окружающая среда

Человек живет, окруженный целым комплексом условий. Все они оказывают влияние на его развитие и здоровье. Одной из причин, из-за которых способен проявляться СДВГ, выступают экологические стресс-факторы:

  • микробиологический – инфекционные заболевания, спровоцированные патогенными организмами;
  • физический – ультразвуковые излучения, радиоактивность, шумы;
  • химический – интоксикации под воздействием природных или искусственных веществ.

Важно! Плохая экологическая обстановка негативно влияет как на здоровье беременной женщины и вынашиваемый ею плод, так и на маленьких детей. Любой из факторов может спровоцировать расстройство нервной системы.

Чтобы рецепторы подтолкнули нейромедиатор на активность, достаточно негативного влияния ближайшего окружения. Не все группы людей придерживаются моральных норм поведения. Беременная, в пренатальный период позволяющая себе употребление алкоголя, наркотиков, курение, рискует родить малыша с признаками недостатка внимания.

Риски пренатального периода

Риски пренатального периода

К нарушению нормальной работы мозга может привести неправильное питание в первые годы жизни ребенка. Одним из факторов СДВГ считается нездоровая обстановка дома. Недалекие родители гиперактивного малыша, не вникнув в проблему, криками и физическим наказанием оказывают негативное воздействие на нервную систему, давая болезни развиться в полную силу.

Недопонимают гипервозбудимых и в детском коллективе. Неправильно воспринимают импульсивное поведение не только сверстники, но и некоторые воспитатели и учителя. В результате на ребенка вешаются ярлыки, и он частенько становится изгоем. Из обидчивости формируется агрессивность.

Точная причина возникновения СДВГ не известна[16], но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга[17].

Специалистами Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда»[18]. Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности может появиться, если имеется наследственная склонность к заболеванию, либо организм человека подвержен патологическому воздействию.

Специалисты проводят исследования на выявление генов, ответственных за генетическую предрасположенность к болезни. Также первопричиной появления синдрома может быть:

  • Патологии определенных частей головного мозга и его химической составляющей;
  • Неблагоприятная экологическая ситуация;
  • Неполноценное питание.

Многие ученые ставят под сомнения существование СДВГ. Причиной тому отсутствие точной возможности выявить болезнь у пациента путем проведения инструментальной диагностики, а также большая разница в количестве заболевших синдромом в разных странах. Тем не менее проблема является официально признанной, а дефицит внимания относят к коду F90.0 по МКБ.

Чаще всего СДВГ проявляется в детском возрасте. Ребенок кажется не таким умным, как сверстники, он не может выполнять все поставленные задачи и ведет себя странным образом. Взрослые же сталкиваются с такой проблемой очень неожиданно. Как правило, синдром все равно берет начало в детстве, но проявляется лишь спустя многие годы, когда на мозг человека оказывается серьезное давление со стороны работы, домашних обязанностей или проблем.

Классификация

Для СДВГ разработана отдельная классификация, которая отражает преобладание той или иной стороны болезни. Это помогает поставить более точный диагноз и назначить максимально эффективное лечение. Вид определяется на этапе диагностики. Всего их 3:

  • СДВГ-ДВ – симптомы ограничены дефицитом внимания или выражены только им, больной рассеян и забывчив, может выглядеть глупым даже при высоком IQ, работоспособность довольно низкая, зачастую появляется прокрастинация;
  • СДВГ-Г – симптомы сконцентрированы проявлением гиперактивности, больному трудно сидеть на месте, он может качаться на стуле или трясти ногами, часто отходит от рабочего места под разными предлогами ради физической активности, может раздражаться, т.к. отдохнуть ему тяжело;
  • СДВГ-С – симптомы носят смешанный характер, больному трудно фокусироваться на одной задаче, он часто отвлекается, забывает важную информацию, при этом у него всегда есть желание заниматься чем-либо физически.

Иногда врачи отдельно выделяют неуточненный вид СДВГ. Такой диагноз ставят, если не удалось точно определить все особенности заболевания. Зачастую он применяется для предварительных заключений.

Причины

Точные причины возникновения синдрома недостатка внимания у взрослых до сих пор остаются неизвестными. Однако ученым удалось определить факторы, способные спровоцировать развитие болезни. Они могут воздействовать на организм еще в период формирования плода, что станет причиной проявления СДВГ в будущем.

Основные причины следующие:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Негативное воздействие во время вынашивания плода (инфекции, лекарства, алкоголь, курение);
  • Факторы риска выкидыша во время беременности;
  • Хронические заболевания у матери на момент вынашивания;
  • Осложнения во время родов, кесарево сечение;
  • Несовместимость мамы и ребенка по резус-фактору;
  • Болезни у новорожденного;
  • Прием сильных лекарственных препаратов в первые годы жизни;
  • Неблагоприятная экологическая обстановка.

Признаки гиперактивности у взрослых

Если болезнь у взрослого есть, то спровоцировать ее пробуждение может регулярный стресс, связанный с серьезными нагрузками на психику. Поэтому очень важно дозировать выполнение тяжелой работы при малейших рисках наличия такого заболевания.

Распространённость

СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом). От этих же факторов зависят и оценки распространенности СДВГ (от 1-2 % до 25-30 %).

Признаки и симптомы, диагностика СДВГ

Гиперактивность у взрослых может сопровождаться такими характерными признаками:

  • Рассеянность и несконцентрированность. Человек, страдающий СДВГ, постоянно живет в хаосе. Ему трудно решить проблемы, выполнять задания на работе. Такие люди не имеют высшего образования, зарабатывают немного.
  • Забывчивость. Человек постоянно все забывает и теряет. Лучше не давать ему важных поручений. Имеется вероятность, что он забудет, либо выполнит их так, как считает нужным.
  • Импульсивность. Зачастую люди с СДВГ ведут себя неадекватно, их поступки не обдуманны. Они быстро и на эмоциях принимают решения, о возможных последствиях которых не задумываются.
  • Перемена настроения. У человека слишком быстро плач сменяется смехом, истерические припадки – спокойствием. Без видимых причин больной может проявлять ярость, злиться и ненавидеть других людей.
  • Низкая самооценка. СДВГ у взрослых может провоцировать неуверенность в собственных силах и возможностях. Такие люди зачастую неудачливы в отношениях с противоположным полом, а также не могут добиться успехов и продвинуться по карьерной лестнице.
  • Немотивированность. Некоторые больные не работают, не убирают в доме, и не следят за своей внешностью. Такое явление обусловлено тем, что человек действительно не понимает, зачем необходимо это делать.
  • Чрезмерная тревожность. Гиперактивный человек постоянно двигается, стараясь не сидеть на месте и что-либо делать. Их труды не приносят никаких плодов. Стараясь успеть все вокруг, человек в итоге не доделывает ничего до конца.

Ученые утверждают, что СДВГ у взрослых не появляется просто так, оно черпает свое начало еще с детства. Следовательно, началом диагностирования болезни является составление анкеты. Это помогает определить, присутствовали в детстве симптомы болезни, или нет. Помогут полученные сведения о школьной поре: как человек в детстве учился, вел себя на уроках, а также какими темпами развивался.

На следующем этапе проводится диагностика общемедицинского характера, способная исключить вероятность прогрессирующей болезни соматической или неврологической природы, проявляющейся схожей симптоматикой.

В процессе проведения исследования заболевания важно подтвердить наличие патологических процессов в головном мозге, имеющих органическую природу. Провести это помогает томография. При наличии заболевания, пребывая в спокойном состоянии, томограф покажет отсутствие таких изменений, а при попытке сосредоточить свое внимание на чем-либо – их наличие.

Боль

Только психологам под силу протестировать личность человека, определить его уровень IQ и получить полную картину о его личности.

Проявляется синдром у взрослых очень заметно. Иногда со стороны может показаться, что человек просто устал, не выспался или столкнулся с жизненными трудностями. Но близким известно, что он такой всегда, а его необычное поведение и состояние связаны с болезнью. Симптоматику при СДВГ можно разделить на несколько составляющих, каждая из которых включает особые признаки.

Концентрация

Первым симптомом синдрома является нарушение концентрации, проявляющееся во всех повседневных делах, работе и общении. Вместе с ним зачастую происходит полная потеря интереса ко многим явлениям, которые ранее привлекали больного. Нарушения включают следующие проявления:

  • Резкое отключение мозга от разговора или выполнения работы;
  • Частое отвлечение от выполняемых действий;
  • Отсутствие возможности нормально сфокусироваться на одном явлении или действии;
  • Нехватка внимания по отношению к малозначимым деталям;
  • Редкое завершение задач на 100%;
  • Невнимательность в разговоре, неспособность пересказать диалог.

В некоторых случаях этот симптом становится обратным. Тогда больной начнет испытывать сверхконцентрацию. Он будет погружаться в выполняемую работу так глубоко, что потеряет счет времени и перестанет обращать внимание на все происходящее вокруг.

Организация

Признаки дефицита внимания у взрослых приносят много проблем, в чем немаловажную роль играет неорганизованность. Она возникает практически у всех больных, оказывая негативное влияние на эффективность работы и успешность выполнения поставленных задач. Проявляться симптом может так:

  • Отсутствие времени на домашние дела;
  • Регулярное откладывание «на потом»;
  • Сложность начать или завершить дело;
  • Неспособность рассчитать время;
  • Забывчивость, потеря из головы даже важной информации;
  • Частый и вынужденный поиск мелких вещей (ключи, пульт и т.п.).

https://www.youtube.com/watch?v=aOZbx4692GI

Такие люди всегда о чем-то забывают, не могут найти вещи, которые 5 минут назад сами держали в руках, опаздывают на важные встречи и страдают от постоянной нехватки времени.

Эмоции

Зачастую СДВГ сопровождается неприятными эмоциями. Взрослые испытывают чувство злости или расстройство, что связано с постоянными переживаниями. Они могут проявляться в виде следующих симптомов:

  • Неспособность контролировать эмоции;
  • Частое переутомление;
  • Раздражительность, перепады настроения, вспыльчивость;
  • Пониженная самооценка, обидчивость;
  • Ожидание плохих результатов;
  • Постоянная нехватка мотивации для выполнения разных задач.

Многие больные становятся закрытыми людьми, т.к. общение зачастую доставляет им эмоциональные трудности, а работа приводит к разочарованию. Они постоянно грустят, их мышление депрессивное, ожиданий положительных изменений нет.

Гиперактивность

Повышенная активность и энергичность становятся настоящей проблемой, т.к. человеку не удается сосредоточиться на одном деле, при этом он не способен сохранять спокойствие или сидеть на месте. Больной столкнется со следующими признаками синдрома:

  • Постоянная возбужденность, желание что-то делать;
  • Двигательное беспокойство, отсутствие усидчивости;
  • Тяга к рискованным поступкам и ярким впечатлениям;
  • Частая смена мыслей, стремление к многозадачности;
  • Быстрое наступление скуки при монотонной работе;
  • Сильная разговорчивость, надоедливость.

Человек с СДВГ практически не способен сидеть на месте. Он старается постоянно двигаться, берется за много дел сразу, часто разговаривает, а мысли в его голове очень быстро сменяются одна другой.

Импульсивность

Под импульсивностью понимают неумение контролировать свои слова и действия. Она является частью симптоматики при СДВГ и может доставлять массу неудобств, а также портить отношения с окружающими людьми. Зачастую больные даже не замечают неправильности своего поведения. Симптомы следующие:

  • Неспособность контролировать себя;
  • Резкие высказывания мыслей;
  • Перебивание собеседника;
  • Спонтанность опасных действий.

Некоторые больные ведут себя асоциально, из-за чего не принимаются другими людьми. Возможно развитие наркомании или алкоголизма, что связано с тягой к зависимостям и риску.

Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:

  1. в диагнозе превалирует невнимательность;
  2. в поведении больше импульсивности;
  3. комбинированный тип.

К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.

Критерии для диагностирования СДВГ

Тип Симптоматика
Невнимательность Ребенок:
• не учитывает детали или постоянно делает ошибки;
• трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания;
• не слушает, когда с ним ведут беседу;
• не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое;
• отличается неорганизованностью;
• не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения;
• постоянно отвлекается на сторонние стимулы;
• в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты
Гиперактивность Ребенок:
• постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение;
• не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу;
• лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо;
• находится в постоянном движении;
• не в меру болтлив;
• не способен тихо заниматься делами или играть
Импульсивность Ребенок:
• вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего;
• пристает к другим или мешает им выполнять дела;
• с трудом ждет своей очереди;
• не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца
Так проявляется гиперактивность

Так проявляется гиперактивность

Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания.

Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.

СДВГ у детей

Возраст Особенности
Дошкольный Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое.
Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно
Начальная школа Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания.
Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения
Старшеклассники Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения.
Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично
Отсутствие внимания

Отсутствие внимания

Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».

Определение и критерии диагностирования

Признаки гиперактивности у взрослых

В настоящее время основой для установления диагноза является феноменологическая психологическая характеристика. Многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени.

Импульсивность

Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически, эти дети часто характеризуются, как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания.

В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ — то, что он часто сопровождается другими проблемами. Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта.

Другие часто сопутствующие расстройства

У половины людей, которым поставлен диагноз СДВГ, наблюдаются сопутствующие проблемы. Кроме агрессивности и непослушания, можно выделить такие нарушения:

  • тревожность и низкая самооценка;
  • проблемы с моторикой;
  • плохая обучаемость и нарушения речи;
  • тиковые расстройства;
  • нарушение дыхания во сне, иногда сопровождаемое недержанием мочи.

Сопутствующие расстройства усиливают синдром невнимания и являются осложняющим фактором при переходе больного из одной возрастной группы в другую.

Зачем признавать СДВГ у взрослых

Специалисты часто имеют сомнения в диагнозе. Симптомы СДВГ, часто бывает трудно отличить от симптомов страха или депрессивных расстройств. Для этого необходимо иметь достоверные сведения о функционировании человека в детстве. Трудности в установке правильного диагноза доставляет еще то, что часть взрослых не признают своей гиперактивности. Нередко, они воспринимают остальных людей как ленивых, неудачников и т.д. И в довершение всего, сами могут в это поверить.

Бывает, что не только сам больной обращается к врачу, а его родственники, которые сами признают его проблемы и обращают на них внимание.

Диагноз СДВГ у взрослых можно поставить при соблюдении ряда условий. Самое простое – это ситуация, когда удается выяснить, что симптомы и расстройства возникали уже в детстве, и это подтверждает больной и его близкие.

Однако, случается и так, что симптомы СДВГ появляются только в зрелом возрасте. Считается, что это возможно, когда симптомы болезни существуют в течение всего времени, однако их влияние на функционирование больного проявляется в важные для него моменты, такие, как: смена школы, начало учебы, новая работа.

Это влияние на функционирование, его нарушения более чем в одной области, также является важным симптомом во время диагностики СДВГ.

Однако, согласно оценкам, многие взрослые не удовлетворяет всем критериям. Это возможно из большой способности к адаптации к действующим правилам и в учебе, и в работе. Часто отдают они не отдают себе отчет в том, предъявляемых им требования противоречат их сущности.

Это приводит к тому, что, несмотря на болезнь, они пытаются преодолевать все трудности на столько, на сколько в состоянии. Однако, при этом у них развиваются существенные нарушение функционирования. Следствием этого является признание того, что для диагноза СДВГ у взрослых достаточно от 4-5 симптомов, когда у детей, для сравнения, требуется минимум 6.

Список симптомов СДВГ у взрослых, предложенный Британским Общество Психофармокалогии:

  • Безрассудство касательно деталей, отсутствие концентрации внимания;
  • Трудности с поддержанием внимания на задачах и действиях, которые утомительны;
  • Трудности со слушанием;
  • Трудности с разбирательством по инструкции;
  • Выполнение нескольких процессов одновременно и проблемы с их завершением;
  • Слабые организационные способности;
  • Потерянные предметы или оставление их не на своем месте;
  • Забывчивость о различных повседневных делах;
  • Трудность с усиживанием на одном месте;
  • Трудности с соблюдением тишины, контролем голоса, ожиданием своей очереди;
  • Слабое чувство правил и времени, во время разговора;
  • Прерывание и препятствование высказываний других;
  • Раздражительность, нетерпеливость;
  • Изменчивость настроения, стремительность;
  • Слабая устойчивость к стрессу;
  • Импульсивность и принятие рискованного поведения.

Диагноз СДВГ у взрослых имеет смысл, потому что это нарушение делает людей очень уязвимыми к зависимостям, что может очень изменить жизнь больных. Постановка такого диагноза может помочь понять взрослому его прежние трудности, причины неисполнения, предъявляемых к нему ожиданий.

Лечению иногда могут препятствовать сопутствующие расстройства, вытекающие часто с нелеченного СДВГ например, злоупотребления психоактивными веществами, алкоголем. Больные также более склонны к депрессии, чувству страха, раздражительности, нарушениям сна.

Однако, иногда диагноз СДВГ может повлиять на самооценку пациента, который начнет рассматривать себя как больного человека.

Оказывается, более половины детей, страдающих этим расстройством, продолжают страдать им и в зрелости. В 30-70 % случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст. Многие взрослые, у которых данная проблема не была выявлена в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях.

Методы лечения СДВГ

Начинать лечение можно только после окончательной постановки диагноза. Однако с этим возникают сложности, т.к. болезнь можно перепутать с другими нарушениями в работе организма. Еще больше проблем врач испытывает от невозможности выявить болезнь с помощью классических методов диагностики. Приходится обходиться обычным опросом, а также проведением теста МОХО, который позволяет подробнее изучить симптомы больного с помощью компьютерной программы.

Когда врач сможет точно сказать, что у больного СДВГ, следует сразу начинать лечение. Оно включает несколько способов воздействия на болезнь, каждый из которых по-своему эффективен. Стоит учитывать, что вылечиться полностью не удастся никому. Но правильный подход к терапии позволит устранить большинство симптомов.

Признаки гиперактивности у взрослых

Принять точное решение, как лечить дефицит внимания у взрослых в каждом конкретном случае, может только врач. Самостоятельно назначать лекарства категорически запрещено, как и корректировать выписанную специалистом дозировку.

Основным способом терапии становятся психостимуляторы: «Аддерал», «Декседрин» или «Риталин». Они запрещены во многих странах, что связано с массой побочных эффектов. Поэтому их заменяют на таблетки «Атомоксетин» или подобные.

Дополнительно пациенту выписывают другие препараты:

  • «Бупропион»;
  • «Дизпрамин»;
  • «Клонидин»;
  • «Нортриптилин».

Точные назначения зависят от симптомов болезни и индивидуальных особенностей пациента. В некоторых случаях можно обходиться вообще без лекарств.

Психотерапия

Применение метода психотерапии может оказать положительный эффект практически в 100% случаев. Профессионалы помогут решить многие проблемы, а также настроить мышление так, чтобы трудностей в дальнейшей жизни стало меньше.

Первой составляющей являются личная и семейная психотерапии. Они помогают разобраться в себе и своих отношениях. Специалист научит, как правильно справляться со сложностями, возникающими при СДВГ, и поспособствует развитию позитивного взгляда на жизнь, что очень важно при такой болезни.

Когнитивно-поведенческая психотерапия становится второй составляющей. Она помогает устранять все негативное в жизни человека. Главной целью метода становится практическое воздействие на повседневность больного для исключения всех факторов, провоцирующих проявления синдрома дефицита внимания.

Народные средства

Лечение синдрома дефицита внимания у взрослых можно производить с помощью народных средств. Они успокаивают организм, нормализуют работу мозга, а также способствуют более продуктивной деятельности. Для этого отлично подойдут привычные успокоительные на травяной основе («Валериана», «Персен»). Также можно приготовить лекарство самостоятельно по следующим рецептам:

  1. Хмельные шишки. Варить 2 шишки в 300 мл воды примерно 2 минуты, затем выдержать в закрытой емкости 5 минут и процедить. Принимать по ложке трижды в день.
  2. Зверобой. Одну ложку измельченной травы залить 300 мл воды, прокипятить в течение 5 минут, дать настояться 10 минут, а потом процедить. Выпивать по две ложки три раза в день.
  3. Лаванда. Залить 150 мл кипятка одну ложку лаванды, оставить на 10 минут, процедить. Принимать по ложке утром и вечером.

Признаки гиперактивности у взрослых

Также можно готовить травяные сборы из нескольких трав, делать ванночки с морской солью или принимать Гинкго Билоба. Из необычных вариантов стоит рассмотреть размещение мешочка с сухим корнем валерианы возле кровати.

Упражнения

Особым методом борьбы с СДВГ являются упражнения. Их регулярное выполнение помогает избавляться от большинства симптомов болезни, а также приводить в норму общее состояние организма. Лечение СДВГ у взрослых упражнения осуществляют за счет повышение дофамина, серотонина и других важных гормонов.

Выбирать какие-либо специальные тренировки нет необходимости. Достаточно выполнять простые физические упражнения каждый день. Можно начать с утренней зарядки или пробежки на свежем воздухе. Вечерами рекомендуется просто гулять. Если есть желание, то будет полезно серьезно заняться любым видом спорта, посвящая ему много времени.

В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции.

«Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов.»[11] В США для лечения используется вызывающий привыкание[12][13][14]риталин.

В настоящий момент есть несколько подходов к методам лечения СДВГ

  • Нейропсихологический. Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трёх этажах мыслительной деятельности. Это трудоёмкая многомесячная работа. Ребёнок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.
  • Синдромальный. Представим, что зрелый личностно ребёнок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке. Должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребёнку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Синдром дефицита внимания

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребёнок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Но ни одно лекарство не учит, как себя вести, поэтому добавляются еще два направления:

  • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.
  • Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Фармакокоррекция

При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них — это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов — необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов).

Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены с помощью одних немедикаментозных методов.

Комитет по правам ребенка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов.

Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».[15]

Подход, распространённый в СНГ — это ноотропные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга. Доказательств эффективности такого лечения нет.

Терапия, направленная на облегчение симптомов СДВГ, дает возможность больным принимать участие в деятельности, ранее им недоступной. Комплексное лечение нацелено на коррекцию поведения, повышение самооценки, мотивации, учебной активности.

Курсы включают в себя медикаментозную и поведенческую терапию. При этом учитываются такие моменты:

  • дошкольников лучше лечить комбинированными методами;
  • ученики хуже воспринимают поведенческую терапию, зато лекарственные препараты дают хороший эффект.

У взрослых лечение сдвг практически не отличается от детского. Но препараты и их дозировка выбираются с учетом сопутствующих факторов, строго в индивидуальном порядке.

Лечение лекарствами основывается на стимулирующих препаратах. Их количество и частоту постоянно регулируют, пока ни достигнут необходимого результата. Это могут быть как инъекционные медикаменты, так и выпускаемые в виде таблеток. Все они обладают пролонгированным действием.

Критика

СДВГ является одним из самых сомнительных и спорных душевных расстройств[19][20] СДВГ и его лечение ставятся под сомнение по меньшей мере с 1970-ых годов.[6][21][22] В существовании СДВГ сомневаются многие врачи, учителя, высокопоставленные политики, родители и средства массовой информации. Спектр мнений о СДВГ довольно широк — от тех, кто не верит, что СДВГ существует, до тех, кто верит, что существуют генетические или физиологические предпосылки этого состояния.[6]

Исследователи из канадского университета Мак-Мастера определили пять основных пунктов, относительно которых развиваются дискуссии:

  1. Клиническое диагностирование, для которого не существует лабораторных или радиологических подтверждающих заболевание тестов или характерных физических особенностей организма.
  2. Критерии диагностирования часто менялись.
  3. Не существует эффективного способа лечения. Существущие способы лечения очень длительные.
  4. При лечении используются препараты, часть которых является содержит наркотические вещества (метилфенидат, декстроамфетамин).
  5. Количество диагнозов отличается значительно в разных странах.[23]

Недостаточная ясность относительно того, что можно отнести к СДВГ и изменения в критериях постановки диагноза приводили к замешательству.[25] Этические и юридические проблемы в отношении лечения являлись главными областями разногласий, особенно использование психостимуляторов при лечении, а также рекламирование стимуляторов для лечения СДВГ группами и индивидуумами, которые получают деньги от фармацевтических компаний.[20]

Профессиональные медики и агентства новостей утверждали, что диагноз и лечение данного расстройства заслуживает более тщательного расследования.[26]

Для объяснения симптомов СДВГ были предложены такие альтернативные теории[27], как Теория охотника и фермера (Hunter vs. farmer theory), Нейроразнообразие (Neurodiversity) и Теория социального конструкта СДВГ (Social construct theory of ADHD).

Некоторые личности и группы полностью отрицают существование СДВГ. К ним можно отнести Томаса Саса, Мишеля Фуко и такие группы как Гражданская комиссия по правам человека (CCHR).[28] Однако большинство медицинских структур и суды США считают диагнозы СДВГ легитимными. (См. Ritalin class action lawsuits)

Литература

На русском языке

  • Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. – М: Издательский центр «Академия», 2004
  • Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. – М.: Издательство института Психотерапии, 2002
  • Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Медпрактика-М, 2002
  • Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
  • Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – Школа-Пресс, 2001
  • Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. – Дефектология, 2003, №6
  • Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. – СПб.: Речь, 2007
  • Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром” – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  • Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. Ваш непослушный ребенок. – СПб.: Питер, 2004
  • Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004
  • Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства.- СПб.: Хока, 2007
  • Hartmann,Thom “Attention Deficit Disorder, A Different Perception” subtitled “A Hunter in a Farmers World”.
  • Barkley, Russell A. Take Charge of ADHD: The Complete Authoritative Guide for Parents (2005) New York: Guilford Publications.
  • Bellak L, Kay SR, Opler LA. (1987) “Attention deficit disorder psychosis as a diagnostic category”. Psychiatric Developments, 5 (3), 239-63. PMID 3454965
  • Conrad, Peter Identifying Hyperactive Children (Ashgate, 2006).
  • Crawford, Teresa I’m Not Stupid! I’m ADHD!
  • Green, Christopher, Kit Chee, Understanding ADD; Doubleday 1994; ISBN 0-86824-587-9
  • Hanna, Mohab. (2006) Making the Connection: A Parent’s Guide to Medication in AD/HD, Washington D.C.: Ladner-Drysdale.
  • Joseph, J. (2000). “Not in Their Genes: A Critical View of the Genetics of Attention-Deficit Hyperactivity Disorder”, Developmental Review 20, 539-567.
  • Kelly, Kate, Peggy Ramundo. (1993) You Mean I’m Not Lazy, Stupid or Crazy?! A Self-Help Book for Adults with Attention deficit Disorder. ISBN 0-684-81531-1
  • Matlen, Terry. (2005) “Survival Tips for Women with AD/HD”. ISBN 1886941599
  • Ninivaggi, F.J. “Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents: Rethinking Diagnosis and Treatment Implications for Complicated Cases”, Connecticut Medicine. September 1999; Vol. 63, No. 9, 515-521. PMID 10531701
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector