Посттравматический синдром (ПТСР) — посттравматическое стрессовое расстройство или афганский синдром: что это, симптомы, лечение, диагностика

Стресс: история изучения и современные представления

Стресс:
история изучения и современные
представления. Кривая развития стрессовой
ситуации. Понятие о стрессоустойчивости.

Основоположником
учения о стрессе является лауреат
Нобелевской премии физиолог Ганс Селье
(1907—82). Бывший студент Пражского
университета в 1936 г.
опуб­ликовал первые наблюдения о
больных, страдающих рас­стройствами
различных систем организма. У всех таких
больных наблюдалась потеря аппетита,
мышечная сла­бость, повышенное
артериальное давление, утрата моти­вации
к достижениям. Г.

Селье обозначил эти симптомы как «синдром
просто болезни», показав, что при этом
в организме у многих людей наблюдаются
однообразные нарушения: изменения в
коре надпочечников (увеличение размеров,
кровоизлияния), истощение лимфоидной
тка­ни (лимфатических узлов, тимуса),
изъязвление желудка. Для описания
совокупности всех неспецифических (не
свойственных организму в норме) изменений
внутри орга­низма он ввел понятие
«стресс».

Всякий
стимул, воздействующий на организм,
вызыва­ет ряд адаптационных
(приспособительных) реакций орга­низма
и обладает специфическими (дрожь при
холоде, повышение потоотделения при
жаре) и неспецифически­ми (активизация
работы надпочечников и выброс в кровь
биологически активных веществ) действиями.

Посттравматический синдром (ПТСР) — посттравматическое стрессовое расстройство или афганский синдром: что это, симптомы, лечение, диагностика

Таким об­разом, все воздействующие
агенты (стрессоры) кроме спе­цифического
эффекта вызывают неспецифическую
потребность осуществить приспособительные
функции и тем самым восстановить
нормальное состояние. Поэтому в настоящее
время понятие «стресс» принято определять
как неспецифический ответ организма
на любое предъяв­ляемое к нему
требование.

Было
бы ошибкой полагать, что стресс — это
некая враж­дебная сила, которую всегда
следует избегать. Не всякий стресс
является вредным. Стрессовая активация
может вы­зываться положительными
событиями, вызывающими позитивные
эмоции (праздник, переезд в новую
кварти­ру). Эти состояния обозначают
как «эустресс».

Нам всегда необходим
стимул, для того чтобы сделать свою
жизнь динамичной и наполненной, не
бояться нестандартных ситуаций, не
отказываться от новых возможностей и
глав­ное — добиваться цели. Эустресс
— это тот заряд бодрос­ти, который
помогает нам справиться с делами в срок.
Без него наша жизнь была бы серой и
скучной.

Все
эмоционально-стрессовые состояния,
связанные с отрицательными переживаниями
и имеющие ослабляю­щую, деструктивную
силу, обозначают как «дистресс»
(не­разрешенные конфликты, потеря
близкого человека). Но и в этой ситуации
стресс нельзя назвать вредным. Ведь
именно стрессовая реакция дает человеку
силы, которые он может использовать для
преодоления трудной ситуации (аврал на
работе, возможность убежать от грабителя).

Наиболее
существенным недостатком в теории Г.
Се­лье является отрицание ведущей
роли центральной нерв­ной системы в
происхождении стресса.

Г.
Селье и его последователи показали, что
синдром ответной физиологической
реакции на стресс представ­ляет
универсальную модель защитных реакций,
направ­ленных на сохранение целостности
организма, и одинаков как для человека,
так и для животных. Но в отличие от
животных, у человека физиологическая
реакция может определяться не только
непосредственным присутстви­ем
стрессора, но и его психологическим
воздействием на личность.

Таким
образом, по отношению к человеку специфика
стресса состоит в сознательной переработке
отрицатель­ных эмоций с участием
механизмов психологической за­щиты
личности.

Естественным
продолжением теории Г.
Селье является теория эмоционального
стресса Р.
Лазаруса, которая про­водит разделение
системного (физиологического) и
пси­хического (эмоционального) стресса.
Эмоциональный стресс выступает как
ответ организма на внутренние и вне­шние
процессы, при котором физиологические
и психо­логические способности
напрягаются до уровней, близких к пределу
или их превышающих.

Посттравматический синдром (ПТСР) — посттравматическое стрессовое расстройство или афганский синдром: что это, симптомы, лечение, диагностика

В рамках данной
теории различия между физиологическим
и эмоциональным стрес­сом объясняются
непосредственным воздействием
небла­гоприятных факторов на организм
при физиологическом стрессе и
опосредованным (через включение отношения
человека к ситуации) неблагоприятным
воздействием при эмоциональном стрессе.
Таким образом, при эмоциональ­ном
стрессе прямого повреждающего воздействия
на орга­низм может и не быть.

При
эмоциональном стрессе фактором,
вызывающим напряжение организма до
уровней, превышающих нор­мальные
приспособительные реакции, является
предви­дение повреждения вследствие
начавшего действовать или прогнозируемого
неблагоприятного фактора. Таким обра­зом,
необходимым условием возникновения
развития пси­хологического стресса
является восприятие угрозы.

Эмоциональный
стресс не возникает, если ситуация не
воспринимается человеком как опасная.
Восприятие и оценка ситуации как
угрожающей тесно связаны с ког­нитивными
процессами, особенностями личности
чело­века (тревожность, эмоциональная
устойчивость и др.) и его предшествующим
опытом. Поэтому факторов и си­туаций,
вызывающих одинаковый для всех людей
стресс, не существует.

Обязательным
атрибутом эмоционального стресса,
сиг­налом, указывающим на недостаточность
функциональ­ных резервов человека
для преодоления угрозы, является тревога.
Она определяется как чувство опасения
или ожи­дания, связанного с возникновением
или перспективой блокады актуальной
потребности человека (фрустрации) и
реализует важнейший неотъемлемый
механизм эмоци­онального стресса.

Связывание
чувства тревоги с угрозой, имеющей
конк­ретное содержание, обозначается
как страх. В целом тре­вога и страх
являются основными признаками напряжения
механизмов психической адаптации,
стимулами, активи­зирующими адаптационные
механизмы на поиск выхода из стрессирующей
ситуации.

Дж.
Эверли и Р.
Розенфельд также считали, что в
пре­вращении большинства раздражителей
(внешних или внутренних) в стрессоры
определенную роль играет эмо­циональная
и мыслительная оценка данных стимулов.
Если раздражитель не интерпретируется
как угроза или вызов по отношению к
личности, то стрессовая реакция вообще
не возникает.

На
уровне биологических изменений в
организме эмо­циональный стресс
первично возникает как центральный
нейрогенный процесс, а все периферические
функцио­нальные нарушения развиваются
вторично и фактически являются следствием
эмоционального перенапряжения. В
реализации эмоциональных возбуждений
ведущую роль играют гормональные
механизмы.

Физиологический
стресс проявляется следующим об­разом:
на ранних стадиях эмоционального
напряжения нарушаются информационные
связи между различными функциональными
системами организма человека, и они
начинают работать изолированно,
напряженно, пытаясь самостоятельно
поддерживать регулируемые ими пока­затели
на оптимальном уровне.

При продолжающемся
стрессорном воздействии механизм
саморегуляции ка­кой-либо наиболее
ослабленной функциональной систе­мы
человека нарушается, и тогда ее функция
устойчиво изменяется: например, стойко
повышается артериальное давление,
снижается иммунитет и т.д. Регуляция
соответ­ствующего физиологического
показателя при этом до определенного
времени осуществляется местными
клеточ­ными механизмами, устойчивый
дисбаланс которых при­водит к
возникновению болезни.

Посттравматический синдром

Современные
взгляды на стресс отличаются условнос­тью
полного разделения физиологического
стресса и стресса эмоционального. В
физиологическом стрессе все­гда есть
психические элементы и наоборот. Каков
бы ни был стресс: эмоциональный или
физиологический, один вид часто служит
источником другого — эмоциональный
стресс неизменно влечет за собой
физиологический, а сильный физиологический
стресс может повлиять на эмо­циональное
состояние. Образуется порочный круг,
что только усложняет решение проблемы,
особенно при дли­тельном или хроническом
стрессе.

Таким
образом, можно сделать вывод, что даже
единич­ный, кратковременный стресс
— явление чрезвычайно сложное,
затрагивающее все уровни функционирования
организма, начиная от физиологического
и заканчивая психологическим. От работы
организма на каждом из этих уровней
зависит успешность преодоления человеком
стресса.

Кривая
развития стрессовой ситуации

Что
же происходит с нашим организмом при
стрессе? Г.
Селье в своей работе «Стресс жизни»
отметил, что како­ва бы ни была причина
стресса (холод, жара, боль, тоска или
даже счастье), другими словами, какие
бы требования ни предъявляла нам жизнь,
в организме человека возни­кают
одинаковые физические симптомы.

Бизнесмен,
испытывающий постоянное давление со
сто­роны клиентов и служащих; диспетчер
аэропорта, который знает, что минутное
ослабление внимания — это сотни
погиб­ших; спортсмен, безумно жаждущий
победы, — все они ис­пытывают стресс.
Их проблемы совершенно различны, но
медицинские исследования показали, что
организм реагирует стереотипно,
одинаковыми биохимическими изменениями,
назначение которых — справиться с
возросшими требовани­ями к «человеческой
машине». Факторы, вызывающие стресс,
различны, но они пускают в ход одинаковую,
в сущности, био­логическую реакцию
стресса.

Все
включающиеся в организме человека при
воздей­ствии стресса приспособительные
механизмы Г.
Селье назвал «общим
адаптационным синдромом», или
«стресс-реакцией». Существует 3 стадии
развития этого синдро­ма: стадия
тревоги, стадия сопротивления, стадия
ис­тощения (рис. 1).

1.
Стадия
тревоги —
это первоначальный отклик нашего
организма на опасность или угрозу,
возникающий для того, чтобы помочь нам
справиться с ситуацией. Этот
приспосо­бительный механизм возник
еще на заре эволюции, когда для того,
чтобы выжить, необходимо было побороть
врага или избежать встречи с ним.

Физиологическая реакция

(возбуждение
вегетативной нервной системы, выброс
гормонов, нейрохимические изменения и
т.п.)

(попытки
справиться со стрессом, например, ударить
кого-то, заняться самобичеванием,
обратиться за помощью, решить проблему,
выразить эмоции и т.п.)

Рис.
4. Уровни
реакций на стресс

ступа
неконтролируемого бешенства. Такая
реакция типич­на, например, в том
случае, если на пути к достижению желаемой
цели возникает непреодолимое или
труднопрео­долимое препятствие (в
психологии для обозначения такой
ситуации используется термин «фрустрация»).
Пожалуй, наиболее распространенной
эмоциональной реакцией на стресс
является эмоция страха той или иной
интен­сивности.

Иногда стресс ухудшает
настроение, вызывая уныние и грусть.
Такая реакция особенно характерна в
стрессовой ситуации, которую невозможно
изменить. Эмоциональные реакции на
стресс могут приводить как к положительным,
так и к отрицательным последствиям.
Даже отрицательные эмоции, возникающие
при стрессе, могут служить важным целям.
Например, подобно физи­ческой боли,
неприятные эмоции могут сигнализировать
о неблагополучии и необходимости что-то
предпринять.

Позитивной
эмоциональной реакцией на стресс
явля­ется, прежде всего, общее
эмоциональное возбуждение, связанное
с выбросом энергии на стадии мобилизации
ре­сурсов (резистентности). Как
показывают многочислен­ные исследования,
эффективность выполнения задачи растет
с ростом эмоционального возбуждения.

Однако уве­личение эффективности
происходит до определенного предела,
после которого возбуждение достигает
такой силы, что становится разрушительным.
Уровень возбуж­дения, которому
соответствует самый высокий показатель
продуктивности деятельности, называется
оптимальным уровнем возбуждения.

• Поведенческая
реакция. Поведенческая
реакция на стресс прежде всего включает
в себя действия по его пре­одолению.
Преодоление стресса — это действия,
направ­ленные на то, чтобы противостоять,
уменьшить или вытерпеть требования
окружающей среды, вызвавшей стресс.
Люди справляются со стрессами множеством
раз­личных способов.

Выбор человеком
той или иной страте­гии преодоления
зависит от целого ряда факторов, как
обусловленных внешними обстоятельствами,
так и индиви­дуальными особенностями
самого человека. Важно заме­тить, что
именно от стратегии преодоления в
значительной степени зависит, будут ли
последствия каждого конкрет­ного
стресса позитивными или негативными.

Все
поведенческие реакции на стресс можно
разделить на два полюса: реакция бегства
(как правило, бессозна­тельная) и
реакция борьбы (как правило, осознанная).

человек в плену

К
последней можно отнести так называемые
копинг-механизмы
(или
механизмы совладания). По определе­нию
Р.
Лазаруса, копинг-механизмы — это
стратегии действий, предпринимаемые
человеком в ситуации пси­хологической
угрозы. Эти стратегии носят активный
ха­рактер, в значительной мере
определяют успешную или неуспешную
адаптацию человека в новой, субъективно
сложной ситуации. Копинг-механизмы
охватывают когнитивную, эмоциональную
и поведенческую сферы функционирования
личности и реализуются в следую­щих
формах.

а)
в когнитивной (познавательной) сфере:

  • отвлечение
    или переключение мыслей на другие темы;

  • принятие
    ситуации как чего-то неизбежного
    (фило­софия смирения);

  • снижение
    серьезности создавшейся ситуации с
    по­мощью юмора, иронии;

  • проблемный
    анализ сложившейся ситуации, обду­мывание
    стратегии своего поведения;

  • сравнение
    себя с другими, находящимися в
    относи­тельно худшем положении;

  • придание
    личностного смысла создавшейся
    ситуа­ции, например, отношение к
    сложившейся ситуации как к вызову
    судьбы или проверке стойкости духа.

б) в
эмоциональной сфере:

  • отреагирование
    отрицательных эмоций в разумной,
    приемлемой форме;

  • подавление
    отрицательных эмоций с сохранением
    самообладания, самоконтроля;

в) в
поведенческой сфере:

  • отвлечение
    — обращение к какой-либо деятель­ности;

  • проявление
    альтруизма — забота о других, когда
    соб­ственные потребности отодвигаются
    на второй план;

  • активная
    защита — действия, направленные на
    из­менение ситуации;

  • активный
    поиск эмоциональной поддержки —
    стремление быть выслушанным, встретить
    содей­ствие и понимание.

Существуют
и бессознательные реакции, направлен­ные,
прежде всего, на уход от разрешения
стрессовой си­туации. К ним относятся
механизмы
психологической защиты, представление
о которых первоначально было сформировано
в рамках психоаналитической теории
(впер­вые этот термин появился в 1894
г.
в работе 3.

Вспомните
басню И. Крылова «Лиса и виноград». Лисе
было легче объявить виноград незрелым,
чем признаться даже самой себе в том,
что она не может его достать.

— вытеснение
— невозможность вспомнить какое-либо
событие, либо воспринять какую-либо
информацию в связи с травмирующим
характером этой информации;

  • отрицание
    — защитный механизм, при котором
    раз­личные факты, содержащие в себе
    угрозу для человека, от­рицаются или
    не воспринимаются им;

  • проекцию
    — неосознанное наделение другого
    чело­века собственными чертами и
    свойствами, перенос своих чувств и
    переживаний на другого человека или в
    другую ситуацию;

  • регрессию
    — переход к более ранним, менее зрелым
    и адекватным образцам поведения;

  • рационализацию
    — построение приемлемых мо­ральных,
    логичных обоснований для объяснения
    и оправ­дания неприемлемых импульсивных
    форм поведения;

  • сублимацию
    — направление энергии на социально
    одобряемые, как правило, творческие
    сферы человечес­кой деятельности;

  • подавление
    — изгнание из памяти неприятных,
    вы­зывающих неудовольствие воспоминаний,
    образов, мыс­лей, желаний; и др.

Несмотря
на различия между конкретными видами
защит, их функции сходны. Они состоят в
смягчении трав­мирующего воздействия
нежелательных событий на пси­хику,
снижении уровня личностной тревоги,
сохранении устойчивости и неизменности
представлений личнос­ти о себе.

Согласно
ряду исследований, у зрелых, гармоничных
личностей среди реакций на стресс
преобладают механиз­мы совладания,
в то время как у незрелых, дисгармонич­ных,
инфантильных личностей — механизмы
психоло­гических защит.

Вернемся
к вопросу влияния индивидуальных и
лич­ностных особенностей человека
на возникновение и раз­витие стресса.

Влияние
индивидуальных и личностных особенностей
человека на возникновение и развитие
стресса

Многочисленными
исследованиями установлена зави­симость
развития психологического стресса от
следующих индивидуальных и личностных
характеристик человека: возраста, общего
состояния здоровья, типа нервного
реа­гирования и темперамента, локуса
контроля, психологи­ческой выносливости
(устойчивости) и самооценки.

  • Возраст.
    Установлено,
    что наиболее уязвимы перед стрессовым
    воздействием дети и люди пожилого
    возрас­та. Как правило, их отличает
    высокий уровень тревоги и напряжения,
    недостаточно эффективная адаптация к
    из­меняющимся условиям, длительная
    эмоциональная реак­ция на стресс,
    быстрая истощаемость внутренних
    ресурсов.

  • Общее
    состояние здоровья.
    Очевидно,
    что люди, имеющие крепкое здоровье, в
    целом лучше адаптируются к изменяющимся
    условиям окружающей действительно­сти,
    легче переносят негативные физиологические
    изме­нения, возникающие в организме
    под воздействием стрессора, имеют
    больший запас внутренних ресурсов для
    поддержания фазы резистентности. У
    людей, страдающих заболеваниями
    сердечно-сосудистой системы,
    желудочно-кишечного тракта, гипертонической
    болезнью, бронхиаль­ной астмой,
    нервно-психическими расстройствами и
    рядом других заболеваний, под воздействием
    стресса про­исходит резкое обострение
    этих заболеваний, влекущее за собой
    тяжелые последствия для их
    здоровья.

  • Тип
    нервного реагирования и темперамент.
    Индиви­дуальная
    реакция человека на стрессовое
    воздействие в значительной мере
    предопределена врожденными свой­ствами
    его нервной системы. Понятие типов
    нервной сис­темы (или типов высшей
    нервной деятельности) было вве­дено
    И. Павловым. Первоначально рассматривались
    два ос­новных типа нервной системы:
    сильный и слабый. Сильный тип, в свою
    очередь, подразделялся на уравновешенный
    и неуравновешенный; а уравновешенный
    — на подвижный и инертный. Указанные
    типы были сопоставлены с клас­сическими
    представлениями о типах темперамента.

Рис.
5. Соотношение
типов ВНД и темпераментаТемперамент
— это
совокупность соответствующих ди­намических
свойств поведения, своеобразно
сочетающих­ся в каждом индивиде
(Гиппенрейтер,
2002).
Согласно мнению большинства исследователей,
темперамент — это врожденный биологический
фундамент, на котором формируется
целостная личность.

Он отражает энергетику
и динамические аспекты поведения
человека, такие как подвижность, темп
и ритмичность реакций, а также
эмоциональность. В научно-популярной
литературе по психологии часто можно
встретить упоминание о четырех типах
темперамента (рис. 5): сангвиник (сильный,
уравно­вешенный, подвижный), флегматик
(сильный, уравнове­шенный, инертный),
холерик (сильный, неуравновешен­ный)
и меланхолик (слабый).

https://www.youtube.com/watch?v=gcj2SHJ3iJQ

Указанные типы
темперамента впервые были описаны
Гиппократом, а в дальнейшем представления
о них были развиты многочисленными
исследователями в области физиологии
и психологии. В настоящее время такое
пред­ставление о темпераменте имеет
в большей мере истори­ческую, чем
научную ценность, так как в действительности
совокупность динамических свойств
поведения человека и их сочетания
значительно многообразнее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector