Категория общения в психологии. Аспекты общения — Студопедия

4. Взгляд


продолжительность контакта глаз 3-5 сек


частота контакта – не реже 1 раза в
минуту

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin


частота моргания – раз в 3-5 сек

5.
Такесика –
движение собеседников в пространстве


ритмические движения


движения большой амплитуды

Категория общения в психологии. Аспекты общения — Студопедия


резкие движения


неритуализированные прикосновения

Техники активного слушания

Одна
восточная мудрость гласит: «Истина
находится не в словах говорящего, а в
ушах слушающего». С психологической
точки зрения слова слушать и слышать
носят абсолютно разный смысл. СЛЫШАТЬ
означает физически воспринимать звук,
а СЛУШАТЬ – это не просто направлять
слух на что-либо, а сосредотачиваться
на воспринимаемом, понимать значение
принимаемых звуков. Известно, что в
английском языке для обозначения
соответствующих оттенков служат
разнокоренные глаголы «to
hear»
и «to
listen».

Существует
такая поучительная легенда. К Сократу
в Афины издалека приехал молодой человек,
горящий желанием овладеть искусством
красноречия. Поговорив с ним, несколько
минут, Сократ потребовал с него за
обучение ораторскому искусству двойную
плату. «Почему?» – задал вопрос удивлённый
ученик.

«Потому, – ответил философ, – что
мне придётся обучать тебя не только
говорить, но и тому, как нужно молчать
и слушать». Этот ответ, прозвучавший
более двух тысячелетий назад, перекликается
с мнением писателя XX
века Л. Фейхтвангера, утверждавшего,
что «человеку нужно два года, чтобы
научиться говорить, и шестьдесят лет,
чтобы научиться держать язык за зубами»
(Панфилова А.П., 2001).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Умение
слушать – это необходимое условие
правильного понимания позиции партнёра.

Активное
слушание предполагает
владение умениями самовыражения и
действия и направлено на формулирование
и решение коммуникативных задач, в то
время как пассивное слушание – это
смена состояний в процессе воздействия
коммуникативных стимулов.

Таблица
4. Техники активного и пассивного слушания

Активное
слушание

Пассивное
слушание

Попытки
побудить партнера к разговору.

Терпеливое
ожидание того, чтобы партнер заговорил.

Попытки
точно воспринять сказанное партнером.
Попытки убедиться в точности своего
восприятия.

Ожидание
того, когда окажется в состоянии
сказать нечто действительно интересное.

Свободный
поток собственных ассоциаций под
воздействием того, что уловило
собственное внимание.

Попытки
удерживать излишне многословного или
отвлекающегося партнера в рамках
темы; попытки вернуть его к обсуждаемой
теме.

Отвлечение
внимания на что-либо другое при
сохранении «маски внимания».

Ожидание
того, когда партнер вернется к теме
разговора.

Ожидание
того, когда партнер перестанет говорить.

Техники
активного слушания направлены
на решение двух основных задач: 1) умение
разговарить и 2) умение услышать и понять.

Задача
1: умение «разговорить».

Коммуникатив-ные
техники

Определения

Как
это сделать?

1.

Открытые
вопросы

Вопросы,
предполагающие развернутый ответ

Начинаются
со слов:

Что?
Как? Почему? Каким образом? Где? Если…,
то…? Какой?

2.

Закрытые
вопросы

Вопросы,
предполагающие однозначный ответ
(например, сообщение точной даты,
названия, указания на количество
чего-либо и т.п.) или ответы «да» или
«нет»

Когда
истекает срок сдачи проекта?

Вас
зовут…?

Ты
сможешь это сделать к завтрашнему
дню?

3.

Альтернативные
вопросы

Вопросы,
в формулировке которых содержаться
варианты ответов

Ты
затрудняешься ответить, 18руппму
что не знаешь ответа, потому что ответ
будет неприятным или потому что тебя
просили мне пока ничего не сообщать?

Сегодня
вторник или среда?

Задача
2: умение услышать.

Техники

Определения

Как
это сделать?

1.

Вербализация,
ступень А

Повторение:
дословное воспроизведение, цитирование
сказанного партнером

Дословное
повторение последних слов партнера

Добавление
цитат из высказываний партнера к
собственным фразам (Итак, ты
считаешь…(далее цитата))

2.

Вербализация,
ступень Б

Перефразирование:
краткая передача сути высказывания
партнера

Лаконичная
формулировка 18рупп18аго
партнером

3.

Вербализация,
ступень В

Интерпретация:
высказывание предположения об истинном
значении сказанного или о причинах и
целях высказывания партнера

а)
Уточняющие вопросы:

Ты,
наверное, имеешь в виду…?

Вы,
наверное, говорите это потому, что…?

Б)
пробные вопросы или условные гипотезы

А
может быть так, что ты считаешься,
что…? А может быть так, что вы хотели
бы…?

Таблица
5. Техники регуляции напряжения.

Снижают
напряжение:

Повышают
напряжение:

1.
Подчеркивание общности с партнером
(сходство интересов, мнений, личностных
черт и др.)

1.
Подчеркивание различий между собой
и партнером

2.
Вербализация эмоционального состояния:

а)
своего

б)
партнера

2.
Игнорирование эмоционального состояния:

а)
своего

б)
партнера

3.
Проявление интереса к проблемам
партнера

3.
Демонстрация незаинтересованности
в проблеме партнера

4.
Предоставление партнеру возможности
выговориться

4.
Перебивание партнера

5.
Подчеркивание значимости партнера,
его мнения в ваших глазах

5.
Принижение партнера, негативная оценка
личности партнера, приуменьшение
вклада партнера в общее дело и
преувеличение своего

6.
В случае вашей неправоты, немедленное
признание ее

6.
Оттягивание момента признания своей
неправоты или отрицание ее

7.
Предложение конкретного выхода из
сложившейся ситуации

7.
Поиск виноватых и обвинение партнера

8.
Обращение к фактам

8.
Переход на «личности»

9.
Спокойный уверенный темп речи

9.
Резкое убыстрение темпа речи

10.
Поддержание оптимальной дистанции,
угла поворота и наклона тела

10.
Избегание пространственной близости
и контакта глаз

Виды публичных выступлений

С
чеховских времен аудитория мало
изменилась. Действительно любой
выступающий должен умело сочетать в
себе вышеназванные роли. Мы полагаем,
что для удачного выступления необходимо
также добавить еще одну – роль психолога,
ведь умение «зажечь» публику, заинтриговать
своей темой, увлечь, повести за собой –
тоже является показателем высокого
мастерства выступающего. Итак, мы
выделяем 4 основные роли, которые должен
постараться выполнить выступающий:

  • Учёного,
    анализирующего явления и факты;

  • Оратора,
    убеждающего слушателей;

  • Педагога;

  • Психолога,
    устанавливающего контакт с аудиторией
    и с каждым в отдельности.

Существует
негласное правило: «Хорошее
выступление – это хорошо подготовленное
выступление».

М.Р.
Львов выделяет следующие виды публичных
выступлений: информационное;
убеждающее; побуждающее.

Информационная
речь.

Преобладает
функция передачи знаний. Прежде всего,
оратору необходимо обращать внимание
на рациональный, логический аспект,
следить за последовательностью изложения
своих мыслей, раскрывать причинно-следственные
связи.

Убеждающая
речь.

Цель:
с одной стороны, логическими доводами
доказать или опровергнуть какое-либо
положение, с другой – вызвать у слушателей
те или иные чувства. Эмоциональный
аспект может выходить на передний план.

Побуждающая
речь.

Задача
ее заключается в том, чтобы в интересах
коллектива и общества побудить слушателей
к тем или иным действиям. Особенностью
побуждающей речи является то, что вам
как оратору необходимо воздействовать
на волю слушателей и вдохновить их на
практическую деятельность. Чаще всего
такая речь представляет собой «оперативную»
речь, поэтому не планируется заранее,
а тематика может измениться в зависимости
от соответствующих событий.

Категория общения в психологии. Аспекты общения — Студопедия

Вместе
с тем, следует помнить, что разные виды
выступлений тесно переплетены.

Прежде
чем начинать готовиться, стоит помнить,
что любое выступление должно быть не
только информативным, но и стимулирующим
мыслительные процессы слушателей,
т.е.развивающим, кроме того, оно обязательно
должно быть доказательным. В данном
случае можно выделить как минимум 2 вида
логических доказательств:

  • Прямое
    – это обоснование суждений на каком-нибудь
    несомненном начале, из которого
    непосредственно выводится истинность
    тезиса. Например, все мы являемся
    представителями какой-то национальности;

  • Косвенное
    доказательство применяется тогда,
    когда удобно доказать истинность тезиса
    не напрямую, а посредством опровержения
    противоположного тезиса. То есть можно
    доказать ложность противоположного.
    Например, если бы мы были одинаковыми,
    то…

докоммуникативную,
т.е. подготовку выступления и
коммуникативную
– взаимодействие с аудиторией.

Определение темы и цели выступления

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Тему
выступления следует тщательно выбирать.
Если есть возможность, то нужно
остановиться на том, что хорошо знакомо
и интересно лично выступающему. Тогда
это, возможно, будет интересно и значимо
для других. Затем, нужно попробовать
сузить темы выступления, чтобы она
представляла наибольший интерес.

Если
есть возможность, то необходимо подумать
над будущей речью несколько дней. За
это время появится множество новых
идей.

Стержневая
идея
– это основной тезис, который необходимо
ясно сформулировать с самого начала.
Знание цели усиливает внимание. В речи
может быть несколько стержневых идей,
но не более трех.

Стержневая
идея дает возможность задать определенную
тональность выступлению. Например,
доклады на научно-технические темы
могут произноситься с сердитой, упрекающей
интонацией, смысл которой состоим в не
произносимых, но подразумеваемых
выражениях типа «Если вы не сделаете
этого, то пожалеете», или «Не могу понять,
почему вы не делаете то-то и то-то».
Подобный слегка раздраженный тон
позволяет докладчику эффективнее
донести свою идею до слушателей.

Возможные
интонационные
окраски
выступлений следующие: мажорная;
беспечная
или
юмористическая; шутливая;
сердитая
или
упрекающая;
мрачная;
торжественная;
предостерегающая;
просительная.

Сформулировать
основной тезис означает ответить на
вопрос, зачем говорить (цель) и о чем
говорить (средства достижения цели).

Требования
к
основному тезису выступления:

  1. фраза
    должна утверждать главную мысль и
    соответствовать цели выступления;

  2. суждение
    должно быть кратким, ясным, легко
    удерживаться в кратковременной памяти;

  3. мысль
    должна пониматься однозначно, не
    заключать в себе противоречия.

После
подготовки плана выступления полезно
проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает
    ли мое выступление интерес?

  • Достаточно
    ли я знаю по данному вопросу и имеется
    ли у меня достаточно данных?

  • Смогу
    ли я закончить выступление в отведенное
    время?

  • Соответствует
    ли мое выступление уровню моих знаний
    и опыту?

Кодирование

Оценка
темы, цели и аудитории является основой
и фоном следующего этапа докоммуникативной
фазы – «кодирования», т.е. создания
сообщения
на данную тему, с заданной целью, для
данной аудитории и в соответствии с
конкретной обстановкой. Этот этап
включает:

  1. подбор
    материалов;

  2. композиционно-логическое
    оформление речи;

  3. использование
    фактологического материала;

  4. работу
    над языком и стилем выступления.

Структура выступления

Один
государственный деятель на вопрос о
том, сколько времени ему потребуется
на подготовку к очередному выступлению
по телевидению, ответил: « Если я должен
говорить всего 10 минут, то на подготовку
мне потребуется неделя. Если в моем
распоряжении будет один час, то мне
нужно два дня. Если же время моего
выступления не ограничено, тогда я могу
начать хоть сейчас».

Все
дело в том, что чем короче выступление,
тем более внимательно нас будут слушать.
Как уже говорилось, наше внимание
«работает» активно не постоянно, а лишь
в определенные фазы, либо когда нам
особенно интересно. Поэтому чем лучше
мы начнем свое выступление, тем больше
вознаграждены мы будем вниманием
слушателей в течение всего времени.

Контакт с аудиторией

Любое
выступление должно по возможности
включать в себя обратную связь. Это
достигается с помощью проблемных
вопросов, вопросов по изученному
материалу, организацию мини – столкновений
между слушателями т.д. Стоит помнить о
доступности и наглядности материала:
невербалика, юмор, примеры, смена видов
деятельности, эмоциональность, образность
(как показывает статистика: большинство
из нас визуалы).


насколько активно аудитория слушает
выступление (необходимы дополнительные
средства привлечения внимания). Лучшие
индикаторы – кивки слушателей и контакт
глаз со слушателями, находящимися в
разных частях помещения, в боковой части
зала и на «галерке».


выбор скорости представления материала
и управление темпом его подачи. Можно
выбрать несколько наиболее быстрых и
медленных слушателей, ориентируясь на
оба этих полюса маневрируя темпом одних
и других


вовлечение слушателей в обсуждение
проблемы, когда их участие уместно. Это
можно сделать, напрямую обращаясь к
тем, кто обладает знанием, опытом по
обсуждаемому вопросу, и, приглашая его
высказаться или предоставив слово тому,
чьи жесты и движения указывает на желание
говорить. Сигналом может быть поднятая
рука или сердитая реакция на чье-то
замечание, озабоченное выражение лица,
кивок головой или внезапное изменение
поведение, показывающее, что человека
только, что осенила блестящая мысль.

Управление вопросами слушателей

В
ситуации появившихся в группе вопросов
может сложиться обстановка напряженности
и неоднозначности. Не грамотно построенный
ответ может «свести на нет» всю предыдущую
речь, а также, что очень важно, лишить
нас доверия со стороны слушателей.
Предлагаем несколько практических
рекомендаций.

  1. Стоит
    помнить, что если есть вопросы, значит,
    тема интересна,
    нас слушают, поэтому необходимо держаться
    как можно спокойнее и увереннее, прежде
    всего нельзя забывать о невербальных
    проявлениях. Признаками беспокойства
    неуверенности (бессознательно «читаемых»
    слушателями) могут быть: неуверенная,
    неустойчивая поза, жесты, перечеркивающие
    так называемую линию контакта (т. е.
    вертикальные), кручение в руках
    какого-либо предмета, поглядывание на
    дверь и другие;

  2. Очень
    важно похвалить
    спрашивающего, например, Ваш вопрос
    украсил мою речь. Это не только поможет
    установить более доверительные
    отношения, но и даст время «собраться
    с мыслями»;

  3. Если
    сложно собраться и отвечать в процессе
    выступления, заранее нужно попросить
    слушателей
    записывать свои вопросы

    и оставлять их на заключительную часть.
    Важно, что иногда эти вопросы «отпадают»
    сами собой, благодаря дальнейшему
    раскрытию темы;

  4. Существует
    такой прием как переадресация
    вопроса всей аудитории. Он удобен по 3
    причинам:

  • дает
    возможность включить всю группу, а не
    беседовать с отдельным человеком;

  • дает
    время на обдумывание и возможность
    собраться с мыслями;

  • слушатели
    становятся более активными участникам
    процесса и лучше запоминают материал;

  1. Нет
    ничего страшного, если мы не можем
    ответить на тот или иной вопрос. В любом
    случае выглядит более профессионально,
    когда мы честно признаемся,
    что не готовы сразу дать ответ
    ,
    чем будем скрывать это за невразумительными
    фразами.
    Существует и другой прием: отвечайте
    (особенно по значительным событиям,
    явлениям), но с некоторой оговоркой:
    «мне кажется», «по-видимому», «может
    быть», «можно предположить» и т.п.

  2. Часто
    в одном высказывании участника содержатся
    несколько вопросов. На
    сцепленные вопросы необходимо отвечать
    раздельно
    ,
    что позволяет расставить логические
    акценты и выявить, объективизировать
    скрытую провокацию.

  3. Существует
    прием «якоря
    на вопрос»
    ,
    который заключается в обещании ответить
    позже, если вопрос не по теме.

Существуют
общие
правила ответов на вопросы,
которые описывает Н.М. Тимченко
(1992).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Правила
ответов на вопросы:

  1. Ответ
    должен быть правильным и точным
    .
    Если
    вы не уверены в точности информации,
    лучше вовсе не отвечать, чем отвечать
    неверно. Вместе
    с тем, любой докладчик должен обладать
    определенным уровнем эрудиции.

  2. Ответ
    должен быть по существу заданного
    вопроса
    .
    Для реализации этого правила необходимо,
    прежде всего, понять в чем его смысл.
    Что именно хотел услышать человек, что
    ему неясно. Важно помнить, что один и
    тот же вопрос можно задать с разной
    интонацией.

  3. Ответ
    должен быть понятен аудитории.

    Ответ жжет быть грамотным и правильным,
    но осложненным слишком узкой терминологией
    или не соответствовать возрастным
    особенностям слушателей. Меткую
    характеристику таким ораторам дал Э.
    Рейлих»: «Он умел так хранить секреты,
    что ни одно из его выступлений нельзя
    было понять».

  4. Ответ
    по возможности надо давать в живой
    форме
    .
    Пример: В беседе с космонавтом А. А.
    Леоновым на встрече в США один из
    репортеров спросил:

Категория общения в психологии. Аспекты общения — Студопедия


Не слишком ли дорого обходится исследование
космоса?


Конечно, дорого, ответил Леонов. Наверное,
и испанской королеве было жалко денег
на экспедицию Колумба. Но она дала их.
И кто знает, когда бы открыли Америку,
если бы королева пожадничала.

5.
Ответ
должен быть кратким.
Нельзя забывать, что ответ на вопрос –
это не лекция. Здесь нет необходимости
освещать все стороны вопроса. Иногда
короткий ответ стоит целой лекции или
доклада.
Высоко оценивается слушателями четкая
лаконичность ответов, краткость и в то
же время полнота их. Если же ответы
ораторов длинны, то, по меткому замечанию
Монтескье, они «наверстывают длиною
то, что не хватает у них в глубину».

Виды
вопросов Провокационный;
Злобный; Альтернативный; Конструктивный;
Блокирующий; некорректный; уточняющий;
встречный; атакующий; уводящий;
наивный.

В
связи с этим выделяются следующие цели,
поставленные перед собой слушателями:
познать
истину, показать себя, увести в сторону,
показать другой путь, дискредитировать
идею, скомпроментировать выступающего,
проверить лектора, блокировать новое,
навязать конфронтацию др.

1.
Какие виды публичных выступлений вы
можете назвать? В чем их особенности?

2.
Каков
принцип композиции любой речи?

Категория общения в психологии. Аспекты общения — Студопедия

3.
Что
входит в понятие техники речи?

4.
Какие
этапы включает в себя процесс подготовки
публичной речи?

5.
В
чем заключается подготовка содержательной
стороны речи?

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

6.
Что
обеспечивает богатство нашей речи?

7.
Что включает в себя докоммуникативная
фаза подготовки речи?

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

8.
Какие характеристики аудитории необходимо
учитывать при подготовке выступления?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector