Перцептивная сторона общения – функциональные особенности

Понятие перцептивного общения

Перцепция тесно связана с существующими в социуме стереотипами. Их образование в процессе коммуникации может происходить под воздействием ряда обстоятельств:

  1. Фактор превосходства. Имеет место в ситуации очевидного неравенства собеседников в определенной области: по материальному положению, социальному статусу, интеллектуальным способностям. Человек часто переоценивает характерные черты тех, кто превосходит его по значимому для него признаку. И наоборот, чувствуя свое преимущество, мы зачастую недооцениваем оппонента.
  2. Степень привлекательности. Так или иначе, наше восприятие зависит от эмоциональной составляющей, в частности от симпатии или антипатии. Внешне привлекательные люди видятся как более счастливые, уверенные в себе, успешные.
  3. Фактор отношения к нам. Как правило, личности, которые относятся к нам хорошо, воспринимаются благоприятно. И наоборот, те, кто оценивает нас негативно, представляются хуже.

Все эти искажения чаще всего можно наблюдать при формировании первого впечатления о человеке. Однако для построения эффективных коммуникаций стоит помнить, что стереотипизация препятствует объективному анализу личности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

При передаче информации также могут возникать коммуникативные барьеры. Они приводят к искажению передаваемого сообщения, вызывают недопонимание между участниками беседы:

  • употребление жаргонизмов, незнакомых слов, терминов;
  • наличие эмоциональных запретов (мыслей и чувств, которые сложно или запрещено демонстрировать другому индивиду);
  • отсутствие интереса к предмету разговора;
  • отличия в точке зрения;
  • физические недостатки (проблемы со слухом или речью);
  • невозможность проанализировать поведение и состояние партнера из-за особенностей канала общения (телефон, интернет);
  • языковые или диалектические различия;
  • стремление услышать то, что хочется, а не то, что есть на самом деле;
  • отличающиеся культурные нормы;
  • разница в миропонимании и мировоззрении.

Избавиться от барьеров при налаживании коммуникации просто невозможно. Сказанная реплика всегда доходит до адресата в искаженной форме, проходя через несколько уровней его внутренней «фильтрации».

Происходит так, что в процессе беседы коммуникатор кодирует текст, а реципиент его декодирует. То есть, желая донести до собеседника информацию, необходимо вычленить ее общий смысл, который надо передать и затем «зашифровать» ее с помощью вербальных и невербальных символов. При осуществлении обратной связи можно понять, верно ли были восприняты и истолкованы переданные шифры.

Перцептивная сторона общения - функциональные особенности

Чтобы максимально эффективно выстроить процесс коммуникации, необходимо владеть контекстом, в котором строится диалог:

  • В плоскости какого социального события он происходит?
  • Это формальное или неформальное общение?
  • Это случайная встреча или взаимодействие необходимо продолжать в будущем?
  • Включены ли вы в формат игры? Серьезна и реальна ли обсуждаемая проблема?

Исходя из ответов на эти вопросы вы можете выбрать соответствующий стиль поведения:

  1. Гуманистический. Направлен на взаимное познание внутренних миров оппонентов, что порождает эмпатию.
  2. Манипулятивный. Попытка навязать собеседнику свою позицию. Механизм может использоваться как в положительном, так и в отрицательном ключе.
  3. Ритуальный. Предполагает наличие действий, ожидаемых в данных культурных рамках.

Наладить контакт поможет и трансакционный анализ. Это способ организации коммуникативного взаимодействия, основанный на регулировании позиций оппонентов. Личность каждого человека включает в себя три роли: родителя (говорит о том, что нужно делать), взрослого (гармонично сочетает желание и необходимость) и ребенка (опирается исключительно на эмоциональное «хотение»).

Разобравшись в контексте и выбрав подходящую манеру ведения беседы, вы можете направить разговор в нужное русло.

Слово «перцепция» пришло из латинского языка и означает «восприятие», которое в психологии подразумевает образ человека, формирующийся на основе оценки его другими людьми. От того, какие образы создаются в их сознании, зависит коммуникация.

Термин «перцептивное общение» ориентирован на умение строить контакт. Для этого понадобится не только талант рассказчика, но и умение чувствовать внутреннее состояние других людей, замечать едва уловимые телодвижения, говорящие лучше слов.

Внешние стороны поведения человека — материал для анализа и выстраивания определенного маршрута поведения. Здесь все взаимосвязано. Отслеживая жесты, мимику, интонацию, манеру говорить, собеседники составляют образы друг друга, вникают в мотивы действий. Составив образ, они настраиваются на его волну и стараются понять, какое впечатление производят друг на друга.

Перцептивная сторона общения - функциональные особенности

Чтобы общение развивалось в благоприятном направлении, важно не допустить ошибки в оценке собеседника и правильно выстроить линию поведения. Гибкость, готовность к изменениям – залог взаимовыгодного диалога.

Функции социальной перцепции и предназначение

В результате оценки тех или иных объектов в сознании развиваются различные устойчивые образы этих предметов или явлений. Этот процесс непосредственно влияет на социализацию индивида:

  1. Самопознание. Человек познает себя через окружающий мир, он получает информацию о себе во время взаимодействия с пространством. Этому я научу вас на моей личной консультации. Порой восприятие индивидуальности собеседника помогает выявить важные для развития личности аспекты, скрытые интересы, стремления.
  2. Познание других людей. По-настоящему узнать партнера, проникнуться его взглядами и установками, заручиться доверием и эффективно развивать коммуникацию можно лишь в процессе налаживания взаимодействия на перцептивном уровне.
  3. Построение совместной деятельности. Базисом для дальнейшего выстраивания общей реальности является понимание и принятие. Без осознания интересов, убеждений и ценностных ориентиров партнеров нельзя создать модель эффективного контактирования с ним. Чем больше участников в группе, которым предстоит работать сообща, тем значительнее роль перцепции.
  4. Формирование эмоциональных взаимоотношений. В процессе коммуницирования между людьми возникают те или иные эмоции от симпатии, уважения или неприязни до любви и ненависти. Определить отношение к партнеру помогает перцептивное общение.

Главная цель перцептивного общения – достижение взаимопонимания партнеров.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • составить содержание межличностного восприятия;
  • содействовать взаимопониманию;
  • обеспечить взаимное влияние собеседников.

Перцептивное общение строится по принципу отражения, что напоминает сценку из детского мультфильма о Крошке Еноте, который наблюдал за своим отражением в воде, оценивал его и делал выводы. Процесс коммуникации предполагает перцепцию следующих элементов:

  • собеседника;
  • самого себя;
  • контекста общения.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Ведя диалог, нужно предполагать, какие чувства вызывают слова, эмоции, выражение лица, интонации у собеседника. Восприятие проходит на социальном и межличностном уровнях общения.

Основная функция перцептивного общения заключается в достижении самого факта коммуникации, установлении взаимопонимания. Способность расположить к себе собеседника, понять его внутренний мир помогает внести гармонию в личную жизнь, правильно выстраивать отношения в деловой сфере.

Ошибки первого впечатления

К первой встрече люди готовятся особенно тщательно: от этого зависит, насколько продолжительным будет общение. При знакомстве сначала обращают внимание на внешность, потом на умение говорить.

Оценка внешности формировалась в человеке веками, но играет важную роль только на первых порах, «провожают» все-таки по уму. Основываясь только на внешней оценке, легко ошибиться, приписать партнеру несвойственные ему качества и неправильно построить коммуникативный контакт. Такое восприятие психологи считают искаженным, адекватное – вполне соответствует действительности.

На отражение другого человека влияют индивидуальные особенности личности, недостаточно развитые навыки общения, неумение замечать невербальные, телесные сигналы. Далеко не каждый после первого контакта в состоянии точно вспомнить рост, черты лица, одежду, голос, жесты собеседника, но то впечатление, которое испытал человек при знакомстве, запоминается надолго.

Личные качества субъекта влияют на его восприятие: одни замечают физические черты, другие обращают внимание на качества характера. Первое впечатление во многом зависит и от того, соответствует ли объект имеющемуся у субъекта идеалу красоты. Один и тот же человек вызывает симпатию и антипатию у разных людей.

На формирование первоначального мнения влияют установки и стереотипы. Если перед знакомством было сказано, что человек во всем ищет выгоду, то все его слова будут толковаться с этой точки зрения. Если есть мнение, что только аккуратные люди имеют высокий уровень интеллекта, то человека в грязных ботинках трудно будет воспринимать как интеллектуала.

Так проявляется эффект первого впечатления, когда все последующие исключаются. Его разрушает предупреждение не доверять первым ощущениям, так называемый эффект новизны. Дав себе однажды слово не решать ничего после первой встречи, человек начинает искать новые привлекательные черты в партнере.

Эффект края позволяет лучше запомнить все, что было в начале и в конце. Эффект ореола появляется, когда созданный образ мешает видеть реальные черты. Благодаря эффекту проецирования, субъект переносит свои качества на объект.

Когда не хватает информации о человеке, начинают делать свои предположения, приписывать ему чувства, мотивы, мысли на свое усмотрение. Такое явление получило название каузальной атрибуции.

При личностной атрибуции причины поступков приписываются тем, кто их совершил, при объективной – тому на кого направлено действие, при обстоятельственной – обстоятельствам. Себе субъект обычно приписывает заслуги, а в неудачах винит других и сложившиеся обстоятельства.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Первое впечатление может быть ошибочным, настоящую оценку личности дают только в ходе межличностного взаимодействия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Оценка увиденного впервые человека наполовину состоит из ошибочного восприятия. Так, например, дружелюбная манера ведения диалога способствует тому, что у окружающих складывается полностью положительный образ индивида. Необъективно мы оцениваем и качества собеседника. Если он превосходит нас по нескольким критериям, то кажется чрезвычайно умным и талантливым. Тот же принцип работает и при анализе внешней привлекательности индивидуума.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector