Отставание в речевом развитии

Проявления болезни

Несмотря на рекомендации педиатров наблюдать за развитием ребенка с рождения, это отклонение обнаруживают чаще всего при оформлении в детский сад в возрасте от трех лет. ЗРР выражается в сниженной активности речи по сравнению с нормой при отсутствии нарушений в связочно-мышечном аппарате. Диагноз устанавливается после заключения врачебной комиссии, состоящей из логопеда, психолога и невролога. Основанием для подозрения считается недостаточный, ниже минимального уровня, словарный запас в возрасте до 3-х лет.

Типы отклонения по типу поражения аппарата:

  • Органическая форма возникает в результате перенесенной инфекции при беременности, как осложнение травм и заболеваний, повлекшее за собой поражение нервной ткани головного мозга.
  • Сенсорная вызвана тугоухостью, ребенок не слышит, не воспроизводит речь.
  • Темповая, или социально-педагогическая, означает, что пациент не испытывает необходимости разговаривать по разным причинам.

Нельзя недооценивать важность ЗРР, в последующем она отражается на формировании личности человека. Кроме того, возможна задержка психоречевого развития.

Задержка речевого развития – не слишком распространенное детское заболевание, так как по статистике им страдают не более 10% людей, причем значительно чаще проблемы с речью испытывают мальчики.

Данный термин применяется только для детей до 3-летнего возраста, так как связан с недостаточностью развития раннего речевого онтогенеза. Обычно патология характеризуется состоянием, при котором наблюдается отставание в развитии не одного компонента речи, а всех сразу: произношения, словарного запаса, способность к фразовому и связному устному отражению мыслей.

Различают 3 самых важных периода, при которых происходит становление речевого аппарата:

  • 1 период – у детей 2 лет и меньшего возраста;
  • 2 период – до 3 лет;
  • 3 период – до 7 лет.

В эти моменты речь развивается максимально быстро и эффективно. В то же время речевой аппарат становится наиболее уязвимым к действию неблагоприятных факторов. В 1 период могут зародиться предпосылки появления ЗРР, во 2 – заикание, мутизм, в 3 – детская афазия, заикание.

Нормы развития речи у ребенка

Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

 1 год

  • Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
  • Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
  • Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
  • Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
  • Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
  • Эмоционально откликается на речь.

 2 года

  • Словарный запас — около 100-200 слов.
  • Хорошо знает и произносит свое имя.
  • Умеет выражать простейшие просьбы словами.
  • Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
  • Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.

3 года

  • Словарный запас 1000-1500 слов.
  • Часто задает вопросы.
  • Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
  • Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.
  • Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
  • Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
  • Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
  • Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.
  • Использует прилагательные, местоимения и предлоги.

В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача.

И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим.

Главная задача родителей — вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности.

С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения.

С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.

Первый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих составляющих позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он пытается копировать вначале интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги.

Первые месяцы жизни ребенок произносит звуки неосознанно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки нараспев, переходя в стадию гуления.

С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, и к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые сочетания. К 9 месяцам ребенок лепечет. В это период у него развивается артикуляция, он старается повторить за взрослым определенные слова.

Отставание в речевом развитии

К концу первого года жизни малыш уже в состоянии повторять отдельные слова. Его словарный запас насчитывает примерно 10 слов, состоящих из однотипных слогов. Расширился круг узнаваемых предметов. Он узнает по именам близких людей, способен различать, кто изображен на картине.

С года ребенок начинает активно передвигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не отразиться на развитии его речи.

Появляются первые слова, обозначающие действия, пока в обобщающем виде. Пассивный словарный запас все шире, постепенно слова из него переходят в активный.

После полутора лет появляются в речи ребенка первые простые предложения, чаще состоящие из двух-трёх слов. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум годам использует формы падежа. Задержка речевого развития у детей 3 лет диагностируется в том случае, если ребенок этого не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину.

Причины отклонения

Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины:

  • Проблемы в развитии во внутриутробном периоде.
  • Родовые травмы.
  • Травмы головы в раннем возрасте.
  • Психологические травмы, задержки нервно-психического развития.
  • Проблемы со слухом.
  • Ограниченное общение взрослого с ребенком.

Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается в период беременности женщины, когда формируются все органы, развивается головной мозг, отвечающий за становление и развитие речи в будущем.

Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей матери могут пагубно отразиться не только на здоровье малыша, но на развитии его психики.

Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка, возникающее при родовых травмах. Вот тогда и может наблюдаться задержка речевого развития у детей 3 лет и старше.

Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стресс, невроз – все это может повлиять как на развитие организма ребенка в целом, так и на речь в частности.

Проблемы со слухом очень пагубно влияют на развитие и становление речи. В этом случае и происходит задержка речевого развития у детей 3 лет. Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит и не понимает.

Возможно, это всего лишь временное явление, связанное с заболеванием, воспалением уха или наличием серной пробки. Или же это серьезный недуг, например, как тугоухость.

Известно, что задержка речевого развития у детей 3 лет устраняется при его постоянном контакте со взрослыми. Родители разговаривают со своим чадом задолго до того как он научится отвечать им.

Эти они стимулируют работу головного мозга, положительные эмоции, а значит, и речь.

Замечено, что те дети, которые по каким-либо причинам лишены возможности общения, значительно позже начинают разговаривать.

До трехлетнего возраста диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) встречается очень редко, в большинстве случаев при сопутствующих различных заболеваниях. Если же возникли поводы для беспокойства, то своевременное обращение к специалисту может полностью решить проблему.

Следует обратить особое внимание, если малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна для окружающих. Ребенок слишком торопится и проглатывает часть слов. Он не может ответить на простые вопросы.

Если же результата от занятий нет после непродолжительного времени, следует обратиться к специалисту.

После 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР).

Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи.

Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%.

Как узнать, что у ребенка действительно задержка речевого развития? Как распознать отклонения? Ученые и специалисты выделяют 10 основных признаков:

  1. Отсутствие «реакции оживления» на взрослого до 4 месяцев.
  2. Отсутствие лепета до 9 месяцев.
  3. Проблемы с жеванием и глотанием до полутора лет.
  4. Отсутствие простых слов и непонимание элементарных команд до полутора лет.
  5. Словарный запас не расширяется к двум годам.
  6. Неумение составить простые предложения из двух слов к 2,5 годам.
  7. Неразборчивая, торопливая или чересчур медленная речь к трем годам.
  8. Неумение составить собственных предложений в 3 года или использование зеркальных фраз взрослого.
  9. Непонимание простых объяснений взрослого после трех лет.
  10. Постоянно открытый рот и обильное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов.

Развитие речи имеет довольно размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Процесс становления речи — сугубо индивидуальный. Учеными также зафиксировано, что мальчики немного позже начинают говорить, чем девочки. Однако и процент задержек в развитии речи у мальчиков выше.

Если ребенок в трехлетнем возрасте отлично понимает взрослого, выполняет его просьбы, и у него нет задержек в психическом развитии, то паниковать не стоит.

Если же ребенок не разговаривает совсем или очень мало после трех лет, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалисту.

Методы лечения задержки развития речи:

  • Медикаментозный.
  • Занятия со специалистами.

Если во время обследования специалистами, например, детским неврологом, ребенку будет поставлен диагноз, связанный с поражением головного мозга, то, как правило, назначается медикаментозное лечение. Оно идет параллельно с занятиями у логопеда, массажиста, детского психолога, если этого требует ситуация.

Мальчик страдает задержкой речевого развития

Родителям не стоит паниковать, так как задержка речи и речевого развития у ребенка лечится. Этим занимается ряд специалистов:

  • Логопед.
  • Дефектолог.
  • Невролог.
  • Сурдолог.
  • Психолог.

Причины возникновения ЗРР

Причины задержки речевого развития могут иметь разные истоки. Заболевание может быть спровоцировано как биологическими, так и психологическими предпосылками. К первому типу относятся следующее:

  • тугоухость;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • гипоксии;
  • родовые удушения;
  • травмы, полученные при родовой деятельности;
  • преждевременное рождение;
  • переношенность;
  • недоразвитость мышц рта, лица;
  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • осложнения после введения активных вакцин;
  • гипотрофия.

Наиболее часто состояние связано с родовыми проблемами, перенесенными воспалительными заболеваниями (преимущественно теми, которые затрагивают мозговые оболочки). В отдельных случаях задержка речи у ребенка может быть наследственной: если один из родителей смог заговорить только в позднем возрасте, генетически несвоевременно развиться речь может и у ребенка.

Физиологические предпосылки развития болезни являются первичными, так как связаны с физическим состоянием детей.

Социальные причины охватывают психологическую сферу ребенка. На становление речи может повлиять семья (возникает недостаток речевого взаимодействия), появление психосоматического синдрома – «госпитализма», недостаточность педагогических мер и невостребованность общения в социальной среде, где находится ребенок – часто причиной последнего состояния становится гиперопека. Как правило, социальные причины носят вторичный характер.

Но как показывает практика однозначно установить причину появления задержки речевого развития бывает крайне сложно.

Возрастные нормы

 1 год

 2 года

3 года

  • Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
  • Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
  • Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
  • Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
  • Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
  • Игры на развитие слухового восприятия
  • Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного звукопроизношения
  • Тренировка осознанного моторного планирования.

Отставание в речевом развитии

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи.

По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками.

С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

В каком случае можно считать, что кроха освоил речь? Об этом свидетельствуют понимание того, что было сказано и умение говорить и формировать все свои мысли в словесной форме.

На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

Возраст ребенка Речевые навыки
2 месяца Время появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют — например, улыбаться или радоваться, видя родителей.
3-6 месяцев Начало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать.
6-9 месяцев К звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии.
9-10 месяцев Формируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания.
12-14 месяцев Осмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов.
1,5-2 года Быстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы.
3 года Усвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи.

В норме трехлетний ребенок отлично умеет выражать свои мысли родителям, для окружающих же его речь может быть немного невнятной

Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию.

Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду.

Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.

Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается.

По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.

Темповая ЗРР

В случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:

  • болезнь;
  • ослабленный организм;
  • неправильное воспитание;
  • ограниченность в общении.

Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально.

Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название «языковой взрыв».

Наиболее часто такой переход случается в летнее время — именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений.

Обилие эмоций в летний период может стать толчком для так называемого «языкового взрыва» — резкого скачка в развитии речи ребенка.

Алалия

Название алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха.

В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты.

Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:

  • ограниченность набора слов;
  • экспрессивная речь и ее систематическое расстройство;
  • некорректное произношение звуков;
  • трудности в усвоении грамматических правил родного языка.

Самой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка.

Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом.

К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:

  • отсутствие ответной улыбки или поворачивания головы при обращении к крохе;
  • избирательное и кратковременное внимание;
  • нежелание контактировать с близкими людьми, в том числе и с мамой;
  • моторная неловкость;
  • однообразные игры в одиночестве.

Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства.

Развитие речи у слабослышащих детей проходит сложнее, чем у их сверстников без нарушений работы органов восприятия

В этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

Иногда встречается совмещенная патология. Наличие 2 или более дефектов отрицательно влияет на приобретение разговорных навыков. Такие отклонения способствуют взаимному усилению.

Лечение ЗРР

Задержка речевого развития у детей требует комплексного подхода, при этом начинать его следует на ранних сроках. В терапии принимают участие родители и такие специалисты, как невролог, логопед, психолог и рефлексотерапевт.

В ситуации, когда отставание незначительно, своевременное лечение будет эффективным и даст прекрасный результат, иначе растет вероятность того, что крохе придется посещать специализированную школу и у него будут сложности в нормальном общении с одногодками.

Существует три главных направления в лечении задержки речевого развития:

  1. Микротоковая рефлексотерапия. Суть метода заключается в том, что сверхмалые электрические импульсы воздействуют на биологически активные и нейрорефлекторные зоны мозга. После такого воздействия восстанавливается работа ЦНС в тех районах, где наблюдались нарушения. С помощью специального аппарата импульсы оказывают свое действие на отделы мозга, ответственные за речь, ее понимание, воспроизведение и словарный запас. Есть данные, доказывающие эффективность рефлексотерапии микротоками при гидроцефалии. Ее применение разрешается уже с полугодовалого возраста.
  2. Занятия с дефектологом и логопедом. Основная цель, которую преследует дефектолог — развитие памяти, мелкой моторики и мышления у малыша. В отличие от логопедов, начинающих работу с малышами, достигшими 4-5 лет, дефектологи начинают работать уже и с 2-летками. В задачах у логопеда стоит обучение ребенка корректно артикулировать, составлять предложения и тексты. Кроме этого, эффективным средством является специальный массаж и гимнастика — они стимулируют функционирование лицевых и шейных мышц, отвечающих за мимику и способность жевать. За счет этого произношение звуков и звукосочетаний становится для ребенка менее затруднительным.
  3. Терапия с использованием лекарств. Медикаментозные препараты для лечения задержки речевого развития назначаются неврологом или невропатологом. Сначала необходимо определить, с какой именно патологией ЦНС имеет дело ребенок — для этого существуют компьютерная томография и ЭЭГ, после чего составляется схема лечения выявленных отклонений и их последствий. Ноотропные препараты, к которым чаще всего прибегают неврологи — Актовегин, Кортексин, Пирацетам, Энцефабол, Нейромультивит и другие . Стоит понимать, что иногда можно справиться с проблемой задержки речи и без психотропных препаратов.

Проявления болезни

Проявлениями задержки речевого развития могут стать следующие симптомы:

  • неправильное протекание периода, предшествующего развитию оформленной речевой коммуникации (недостаточность произнесения гулящих звуков, лепета, однотипность звуков или полное их отсутствие);
  • отсутствие реагирование на произношение звуков или речи в годовалом возрасте;
  • в 1,5 года – недостаточность повторения звуков за другими людьми, малая активность при эхолалии, неуспешность подражания;
  • неспособность у детей в 2 годика к повторению действий за другими людьми или выполнения простых заданий;
  • неспособность произнесения цельных слов в 2-летнем возрасте;
  • в 3 года – невозможность формирования ребенком простых фраз или предложений, соединения слов между собой (задержка экспрессивной речи);
  • абсолютное отсутствие речи любого качества и объема в 3 года (за исключением повторения ранее запомненных фраз);
  • использование в большей степени мимики и жестов в коммуникации для отражения реальности эмоционального состояния ребенка.

Проявление любого из симптомов может свидетельствовать о наличии заболевания. Задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленного вмешательства врачей.

Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.

  • Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами
  • Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
  • Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).
  • Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями
  • Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
  • Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку
  • Не ограничивайте природную двигательную активность
  • Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
  • Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
  • Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
  • Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
  • Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
  • Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.
  • Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
  • Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.
  • Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.
  • Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.
  • Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

В следующей статье я расскажу о конкретных упражнениях для речевого развития, которые можно использовать на занятиях с малышами в детском центре.

Диагностика задержки речевого развития

Неразговорчивость может отражать характер ребенка, однако, излишняя пассивность и нежелание участвовать в ролевых играх в возрасте 3-х лет должны послужить поводом для обращения к специалисту. Основные признаки ЗРР – это нежелание ребенка разговаривать при отсутствии патологии со стороны органов и систем, в том числе, при сформированных связках и артикуляционном аппарате.

Методы определения нарушения отличаются в зависимости от возраста:

  • Период до формирования речи (2-8 мес.): обращают внимание на аномалии бормотания, кривляния без звуков, однозвучные возгласы.
  • С 4-х месяцев патологией считается, если ребенок не выражает эмоций на события (во время игры, при уходе мамы).
  • С полугода дети в норме уже различают перемены интонаций, повторяют за взрослыми некоторые слова. При произношении его имени даже шепотом, они реагируют. Могут показать на картинке животное.
  • В 12 месяцев при ЗРР малыш не реагирует на звуки.
  • В 18 месяцев он все еще не справляется с произношением простых слов, но повторяет за другими, при этом темп речи снижен.
  • У 2-х летнего ребенка словарный запас порядка 50-100 фраз. Его речь уже состоит из простых предложений, он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы (может принести игрушку, показать картинку).
  • При наличии патологии у трехлетних детей их с трудом понимают даже родные, такова степень нарушений произношения.

Диагноз темповая задержка речи не ставится только на основании этих признаков. Необходимо получить комплексную оценку состояния здоровья ребенка у разных специалистов.

При постановке ЗРР обязательно проводят дифференциальную диагностику с другими патологическими отклонениями речи. Постановка диагноза возможна только после выявления причины и характера нарушений. Среди заболеваний, сопровождающихся задержкой речевого развития, детский аутизм. Первые симптомы возникают в возрасте 2,5-3 лет. Ребенок может повторять фразы, говорить о себе, как о третьем лице. Отмечается также манерность, превышение или снижение порога чувствительности.

Малыш с синдромом Дауна отличается от здоровых детей внешне и имеет врожденные заболевания сердца, в результате умственной отсталости речь формируется медленно. Детский церебральный паралич (ДЦП) также приводит к задержке речевого развития. Чтобы исключить органические заболевания, пациента осматривают узкие специалисты (генетик, сурдолог).

При подозрении на развитие задержки речевого развития требуется проконсультироваться с несколькими специалистами для установления точной причины отклонения и назначения адекватного лечения.

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

Требуется консультация логопеда, педиатра, психолога, психиатра и отоларинголога, причем самым первым врачом станет педиатр, так как он может оценить общее состояние ребенка и дать направление к нужному специалисту.

Неврологический осмотр с проведением нужных исследований состояния головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий) требуется для определения наличия патологий в головном мозге.

Отоларинголог исключает присутствие ушных заболеваний (глухоты и хронического отита), а также аденоидов.

Расширенное обследование нарушения проводит логопед. На первом этапе собирается анамнез болезни, а также заключений предыдущих специалистов о наличии или отсутствии сопутствующих отклонений. Определяется текущее состояние речевого аппарата, особенности коммуникации ребенка, состояние слуховых и зрительных реакций.

При исследовании речи детей до года, как правило, рассматривается поведение как в естественной среде, так и искусственно созданной. Анализируются доречевые реакции и голосовые проявления малыша.

В более позднем возрасте, если в речи есть слова, фиксируется момент, в который они были произнесены, проверяется обширность активного и пассивного словарного запаса, общее речевое поведение ребенка, присутствие фраз или предложений.

Для диагностики психологического и речевого развития психологи детского профиля и логопеды используют Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкала раннего речевого развития.

Задержку речевого развития нужно отделить от общих отклонений (аутизма, олигофрении, мутизма) и общего недоразвития речи любого из уровней.

Коррекция состояния задержки речевого развития

Способ лечения задержки речевого развития зависит от того, какими причинами были вызваны отклонения в протекании развития. Если задержка развития речи у ребенка носит социальный или психологический характер, нужно организовать ребенку среду, подходящую для гармоничного развития коммуникационных навыков.

Должна проводиться стимуляция речи ребенка, грамотный подбор необходимого словарного запаса и материала, демонстрирование модели правильного ведения разговора, проговаривание всех действий и окружающих предметов.

Если у ребенка наблюдаются патологии мозга, спровоцировавшие задержку речи, лечение должно проводиться совместно с детским неврологом с учитыванием его рекомендаций. Обычно назначается курс ноотропов, транскраниальная микрополяризация, массаж, терапия магнитами, электрорефлексотерапия.

Магнитотерапия и электрорефлексотерапия являются процедурами, направленными на восстановление правильной работы мозговых центров, ответственных за воспроизведение речи, слух, дикцию, активность речи, интеллектуальные способности в целом и речевой запас. У данных процедур есть противопоказания, поэтому нужно их учитывать при подборе лечения.

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

Эффективен логопедический массаж, при котором врач-логопед стимулирует определенные точки языка, губ, щек и ушных мочек. В отдельных ситуациях дополнительно могут быть назначены авторские массажные методики – Новиковой, Приходько, Дьяковой, Краузе.

Аналогично действуют логопедические упражнения – обычно их используют, когда лечится задержка речевого развития у детей 3 лет. Направлено такое лечение на улучшение моторики языка, подвижность мышц лица и губ. Наиболее распространено звукоподражание, скороговорки, гимнастики для лицевых мышц.

При выполнении упражнений важна регулярность. В качестве альтернативного лечения используются методики дельфинотерии и иппотерапии.

Обычно одновременно с применением домашней и медицинской терапии состояния требуется регулярное проведение занятий с врачом-логопедом. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога, специализирующегося в развитии речи у ребенка, а также навыков правильной коммуникации и процессов познания.

Ввиду того, что речевые функции неразрывно связаны со слухом и зрением, уделяется внимание процедурам, влияющим на прогресс познавательного процесса через данные анализаторы. Так, наиболее распространены:

  • лечебные дидактические игры (специальные игры, упражнения, логопедическое лото);
  • деятельность по созданию рисунков, вылепленных изделий, аппликаций;
  • процедуры, направленные на улучшение слуховой и зрительной внимательности;
  • расширению активного и пассивного словарного запаса;
  • улучшение навыков связного выражения мыслей.

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

Терапия направлена на устранение основной причины, которой спровоцирована задержка речевого развития. Лечение нарушения подбирается индивидуально в каждом случае и может содержать специальные методики.

Профилактические меры и прогноз течения заболевания

Задержка речи у детей хорошо поддается коррекции. Важно вовремя начать лечение, так как в более молодом возрасте оно является максимально эффективным – при проведении интенсивной терапии в детстве дети с отклонениями могут уже к 5-6 лет достигнуть должного уровня, даже если раньше у них наблюдалась задержка речевого развития.

Максимальная эффективность терапии достигается при комплексном подходе к лечению: нужно соблюдать все рекомендации врачей, в компетенции которых находится конкретный вид отклонения.

Также важна среда, в которой развивается ребенок: помимо лечебных мероприятий нужно создать подходящую для развития коммуникации обстановку.

Профилактикой появления состояния, связанного с таким заболеванием, как задержка речевого развития у ребенка, являются следующие мероприятия:

  • создание условий, необходимых для гармоничного протекания беременности;
  • сокращение риска получения ребенком удушения при родах и родовых травм;
  • обеспечение нормального протекания постнатального развития;
  • создание нормальных семейных условий для развития речевой коммуникации;
  • предоставление детям развивающих игр, игрушек;
  • обеспечение нормального, актуального, адекватного возрасту ребенка информационного потока.

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

Для контроля состояния ребенка при задержке речевого развития (как текущего, так и вылеченного) необходимо регулярное посещение логопеда в профилактических целях. Даже если состояние не имеет признаков ЗРР, желательно посещать врача для оценки текущего развития.

Возможные последствия

Если лечение начато своевременно (в год или раньше), обычно негативных последствий для ребенка не бывает. Но задержка речевого развития у детей 3 лет требует быстрого лечения, так как при отсутствии должной терапии отклонение может стать причиной следующих последствий:

  • интеллектуальное и психологическое запаздывание в прогрессе по сравнению с детьми аналогичного возраста;
  • при отсутствии должной терапии – постепенное усиление этого различия;
  • ошибки в построении речи, упрощенность фраз, мышления;
  • трудности при последующем образовательном и познавательном процессе, особенно во время учебы в школе.

Во избежание данных состояний важно следить за прогрессом речевого аппарата ребенка с рождения.

Задержки речевого развития у детей хорошо поддается лечению: при своевременной терапии ребенок может достаточно быстро догнать своих сверстников по уровню возможностей речевой коммуникации. Важно точно установить истоки проблемы, так как задержка развития речи у детей может быть спровоцирована не только психологическими с социальными причинами, но и биологическими как признак более серьезного заболевания. Что делать в каждом конкретном случае, вам лучшего всего подскажет врач-специалист.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector