Описание типов акцентуации характера

Раздел 3. Психические состояния и индивидуальные особенности человека

Курс
«Психология» является основой полного
и всестороннего усвоения всего комплекса
психологических знаний, получаемых
студентами факультета социальной
работы.

Цель
курса:вооружить
студентов необходимой системой знаний
о психологических явлениях, процессах,
закономерностях, позволяющих:

  • анализировать
    содержание, процессы и результаты
    социальной работы:

  • освоить методы
    развития и социализации личности в
    сфере социальной защиты:

  • развивать
    профессиональное самосознание, духовные
    и нравственные основы личности
    социального
    работника.

  • Познакомить
    студентов с основными направлениями
    развития научного психологического
    знания
    о человеке, его душе, сознании,
    неосознаваемых и познавательных
    процессах.

  • Научить
    студентов распознавать основные
    психические состояния, свойства и
    индивидуальные особенности человека,
    а также психологическую сущность
    процессов социализации личности.

  • Научить
    студентов использовать в практической
    деятельности знания о психологических
    явлениях,
    которые возникают, развиваются и
    функционируют в процессе общения и
    взаимодействия врача и пациента,
    повседневных взаимоотношений людей.

  • Познакомить
    студентов с психологическими особенностями
    решения медицинских профессиональных
    задач, связанных с развитием личности
    в сфере здравоохранения, помочь
    увидеть психологические пути активизации
    деятельности людей и сохранении своего
    здоровья.

  • Подготовить
    студентов к освоению профессиональных
    способов описания социально-психологических
    ситуаций, выявление психологического
    содержания, методов и форм организации
    профессиональной медицинской работы.

Изучение
курса логически и структурно связано
с социологией, философией, политологией,
а также с основной специальной дисциплиной
– социальной работой.

Получаемые
студентами знания по социологии
обеспечивают
понимание фактов. механизмов
и закономерностей психики, функционирования
и развития человека в социальных
общностях и профессиональных группах,
особенностей их взаимодействия. Изучение
философии
дает
возможность более глубоко методологически
и теоретически осмыслить
сущность и происхождение психики и
сознания людей и их проявления в
общественной
жизни.

Получаемые
знания по истории,
теории и практике социальной работы
обеспечивают
понимание закономерностей развития и
проявления особенностей психики человека
в группе, в обществе в условиях
повседневного общения и в процессе
профессиональной
деятельности, участия в общественной
жизни. В то же время, усваемые в ходе
курса психологические знания, помогают
понять социальную работу как деятельное
и,, связанную
с изучением и преобразованием социума
и личности человека. Студенты в ходе
изучения
психологии учатся основам психологического
анализа содержания, процессов и
результатов
социальной работы.

Раздел 1.
Введение в общую психологию.

Раздел 2. Познавательные
процессы

Раздел 3. Психические
состояния и индивидуальные особенности
человека

Раздел 4. Социальные
явления и процессы

Описание типов акцентуации характера

2.1. Объем дисциплины
и виды учебной работы

Факультет

Семестр

Кол-во
часов

Лекции

Семинарские
занятия

СРС

Экзамен

Социальной
работы и клинической психологии

III,
IV

270

48

72

150

IV
семестр

Всего

270

48

72

150

2.2. Наименование
тем, их содержание, объем в часах
лекционных занятий

Раздел первый –
ВВЕДЕНИЕ
В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. История
становления психологической науки

Житейская
и научная психология. Основные
этапы в истории становления психологии.
Психология
– наука о душе. Природа души. Душа как
особая сущность. Взаимоотношения
души и тела. Современные взгляды на
природу души.

Описание типов акцентуации характера

Психология
– наука о сознании. Факты сознания.
Общественно-исторические основы сознания
человека. Задачи психологии сознания.
Структура сознания. Состояние и содержание
сознания. Свойства сознания. Элементы
сознания. Язык и сознание. Возможность
раздвоения
сознания. Самонаблюдение и самосознание.
Сознание и неосознаваемое психическое.
Проблема бессознательного.

Психология
– наука о поведении. Факты поведения.
Бихевиоризм и его отношение к сознанию.
Требования объективного метода. Задачи
бихевиоризма. Основная единица поведения.
Развитие бихевиоризма. Заслуги и
недостатки бихевиоризма.

Психология
– наука о закономерностях, механизмах
и свойствах психики. Основные
понятия темы: психология,
предмет и объект психологии: душа,
сознание, интро-.
экстро- и моноспекция; бессознательное,
подсознательное; поведение, объективный
метод.
бихевиоризм, стимул-реакция:
психика. деятельность;
психоанализ; гешгальттпсихология.
советская психология.

Что же такое характер? Психология под этим понятием предусматривает совокупность наиболее свойственных человеку черт, которые так или иначе формируют его отношение к окружающему миру и определяют его жизнедеятельность и все действие. Особенности индивидуального характера такие:

  • он влияет на образ жизни и деятельность человека;
  • помогает сформировать межличностные отношения с другими;
  • формирует поведение человека, которое присуще только ему.

Андрей Лично предложил заменить существующий до этого термин «акцентуации личности» на «акцентуацию характера». Он мотивировал решение тем, что все особенности личности человека нельзя объединить под понятием акцентуации. Ведь личность, по его мнению, – это широкое понятия, которое включает в себя такие вещи, как:

  • мировоззрение человека;
  • образованность;
  • особенности воспитания;
  • реакция на события.

А вот характером психиатр называет внешние проявления человека на те или иные события, связывает его с нервной системой и относит к узким характеристикам поведенческих особенностей.

Описание типов акцентуации характера

Согласно Личко, особенности характера являются временными его изменениями, которые могут в процессе роста и развития развиваться или исчезать, некоторые могут перерастать в психопатии. Акцентуация развивается в связи с такими факторами:

  • выраженность;
  • вид акцентуации;
  • социальное окружение человека.

И Личко, и Леогард считали, что акцентуации – это вид деформации характера, когда его отдельные составляющие приобретают сильную выраженность. Благодаря этому повышается чувствительность к тем или иным видам влияния, в некоторых случаях затрудняется адаптация к определенным условиям. Однако способность к адаптации преимущественно сохраняется, а вот с рядом влияний акцентуированные люди могут справляться проще других.

Теории акцентуации личностей

Первая теория акцентуаций характера была разработана Карлом Леогардом, она стала невероятно полезной и максимально соответствовала определению характера человека. Но ее применение было ограничено тем, что ответы на вопросы могли дать только взрослые люди. Поскольку ребенок или подросток в силу отсутствия у себя необходимого опыта на них ответить не может, определить акцентуацию у них крайне тяжело.

Проблему начал решать отечественный психиатр Андрей Личко. Он смог модифицировать тест Леогарда на определение характера человека независимо от его возраста. Кроме того, Личко несколько переработал характеристики типов акцентуаций, некоторые из них переименовал и ввел несколько новых типов.

Личко считал, что очень важно изучать акцентуации характера у подростков, поскольку они формируются еще в детстве и в этом возрасте проявляют себя особенно ярко. Характеристики тех или иных акцентуаций специалист расширил за счет тех или иных проявлений в детском и подростковом возрасте, а также того, как они меняются с возрастом. Этому психиатр посвятил такие свои труды, как:

  • «Подростковая наркология»;
  • «Подростковая психиатрия»;
  • «Психопатии и акцентуации характера у подростков».

В психологической науке еще не досконально изучили проблемы, связанные с развитием или динамикой акцентуаций характера. Андрей Личко внес наиболее существенный вклад в изучение этой проблемы и отметил такие феномены развития акцентуаций:

  • они формируются и заостряются в той или иной мере в пубертатном возрасте, затем они сглаживаются или компенсируются, явные акцентуации могут изменяться и становится скрытыми;
  • на фоне скрытых акцентуаций черты конкретного типа характера раскрываются при психотравмирующих обстоятельствах;
  • при той или иной акцентуации могут появляться определенные нарушения или нарушения в виде неврозов, острой эффективной реакции или девиантным поведением;
  • тот или иной их вид может трансформироваться под воздействием окружающей среды или механизмами, которые были заложены конституцией человека;
  • формируется приобретенная психопатия.

Типы акцентуации характера по Личко

Характеристика типов акцентуации характера по Личко раскрывает типы поведения подростков.

Описание типов акцентуации характера

Акцентуации, выражающиеся в подростковом возрасте, формируют характер и в дальнейшем могут немного изменяться, но всё-таки самые яркие черты определенного типа акцентуации остаются в личности на всю жизнь.

Гипертимный тип акцентуации характера выражается в высокой общительности личности, ее подвижности, самостоятельности, позитивном настроении, которое может резко измениться гневом или злостью, если человек становится недовольным поведением других, или своим поведением. В стрессовых ситуациях такие личности могут долго сохранять жизнерадостность и оптимизм. Часто такие люди заводят знакомства, из-за которых попадают в плохие компании, что в их случае может привести к асоциальному поведению.

Циклоидный тип акцентуации характера характеризуется цикличностью настроения. Гипертимная фаза чередуется с депрессивной. В пребывании гипертимной фазы человек не переносит однообразие и монотонность, кропотливую работу. Он заводит новые неразборчивые знакомства. На смену этому приходит депрессивная фаза, появляется апатия, раздражительность, обостряется восприимчивость. Под влиянием таких депрессивных ощущений человек может очутиться под угрозой суицида.

Лабильный тип акцентуации характера проявляется в быстрой переменчивости настроения и всего эмоционального состояния. Даже когда отсутствуют явные причины для большой радости или сильной печали, человек переключается между этими сильными эмоциями, меняя все свое состояние. Такие переживания очень глубоки, человек может утратить работоспособность.

Астеноневротический тип акцентуации характера выражается в склонности личности к ипохондрии. Такой человек часто раздражителен, постоянно жалуется на свое состояние, быстро утомляется. Раздражение может быть настолько сильным, что они могут без причины на кого-то накричать, а потом раскаиваться в этом. Их самооценка зависит от настроения и наплыва ипохондрии. Если самочувствие хорошее – тогда и человек чувствует себя более уверенным в себе.

Сенситивный тип акцентуации характера выражается в высокой тревожности, пугливости, замкнутости. Сенситивные личности тяжело устанавливают новые контакты, но с теми людьми, которых знают хорошо, они ведут себя весело и непринужденно. Часто из-за их переживания чувства неполноценности, у них проявляется гиперкомпенсация. Например, если ранее человек был слишком стеснителен, то повзрослев, он начинает вести себя слишком раскрепощено.

Описание типов акцентуации характера

Психастенический тип акцентуации характера проявляется в склонности человека к навязчивым состояниям, в детстве они подвержены различным страхам и фобиям. Характеризуются тревожной мнительностью, возникающей на фоне неопределенности и неуверенности в своем будущем. Склонны к самоанализу. Их все время сопровождают какие-то ритуалы, однотипные навязчивые движения, благодаря этому они чувствуют себя намного спокойнее.

Шизоидный тип акцентуации характера проявляется в противоречивости чувств, мыслей и эмоций. У шизоида сочетаются: замкнутость и болтливость, холодность и чувствительность, бездеятельность и целеустремленность, антипатия и привязанность и так далее. Самые яркие черты этого типа – невысокая потребность общения и избегание окружающих.

Эпилептоидный тип акцентуации характера проявляется в дисфории – злобно-гневливом состоянии. В таком состоянии агрессия, раздражительность и злоба человека накапливается и спустя некоторое время выплескивается наружу продолжительными вспышками гнева. Эпилептоидному типу акцентуации свойственна инертность в различных аспектах жизнедеятельности – эмоциональной сфере, движениях, жизненных ценностях и правилах.

Истероидный тип акцентуации характера характеризуется повышенным эгоцентризмом, жаждой любви, всеобщего признания и внимания. Их поведение демонстративное и наигранное, в целях получения внимания. Для них лучше будет, если их будут ненавидеть или негативно к ним относиться, чем если бы к ним относились равнодушно или нейтрально.

Неустойчивый тип акцентуации характера проявляется в невозможности соблюдать социально-приемлемые формы поведения. С детства у них наблюдается нежелание учиться, им тяжело сконцентрироваться на учении, выполнять задания или слушаться старших. Становясь более старшими, неустойчивые личности начинают испытывать трудности в установлении отношений, особенно отмечаются затруднения в романтических отношениях. Им сложно устанавливать глубокие эмоциональные связи. Они живут настоящим, одним днем без планов на будущее и каких-либо желаний или стремлений.

Конформный тип акцентуации характера выражается в стремлении смешаться с другими, не отличаться. Они с легкостью, не раздумывая, принимают чужую точку зрения, руководствуются общими целями, подстраивают свои желания под желания других, не думая о личных потребностях. Очень быстро привязываются к близкому окружению и стараются не отличаться от других, если есть общие хобби, интересы или идеи, они также их сразу подхватывают. В своей профессиональной жизни они безынициативны, стараются делать свою работу, не проявляя активность.

Кроме описанных типов акцентуации характера Личко дополнительно выделяет смешанные акцентуации, поскольку акцентуация в чистом виде наблюдается не так часто. Отдельные акцентуации, которые самые выразительные соединяются между собой, а другие не могут быть одновременно свойственны одному человеку.

Тестирование содержит 143 вопроса. Все они в большей мере ориентированы на детскую возрастную группу. Применяется оно для определения ярко выраженных деформаций психоэмоционального состояния и позволяет оперативно начать коррекцию негативных мыслей для предупреждения более серьезных психологических проблем.

Кому подойдёт тест

Опросник позволяет выявить тип и степень выраженности у взрослых и детей. Исследования более эффективны для последних, так как в силу возрастных изменений, колебаний физических и моральных устоев, акцентуационные психотипы проявляются намного чаще и более ярко видны.

Сильно выраженные черты могут перерастать в более серьезные проблемы – психопатию или хронические неврозы, вызывать алкоголизм, неправомерное поведение, антисоциальные поступки. Зная эти негативные особенности вашего ребенка, вы сможете вовремя предпринять меры по их устранению или хотя бы не допустить их дальнейшего развития и прогрессирования.

Не все акцентуации негативны. Некоторые из них могут оказаться вашим талантом и сильной стороной. Важно вовремя их заметить и направить в правильное русло. Такие данные вы сможете применить в профессиональной и личной деятельности для быстрого достижения целей, успеха и адаптации в обществе.

В основе классификаций особенностей характера согласно Андрею Личко лежит подростковая акцентуация. Все свои исследования ученый направлял на подробное изучение особенностей проявлений характера в таком возрасте, а также причин, которые приводят к развитию психопатий в этом периоде. По мнению ученого, у подростков патологические черты характера начинают проявляться максимально ярко и находят свое отражение во всех сферах их жизни:

  • в общении с родителями;
  • в дружеских отношениях с ровесниками;
  • в межличностных контактах с незнакомыми людьми.

Таким образом можно безошибочно определить подростка с гипертимным типом поведения, который буквально разрывается от выбрасываемой энергии, с истероидным типом, который старается привлечь максимум внимания к себе или шизоидным, который, в отличие от предыдущего, старается отгородить себя от внешнего мира.

В пубертатном возрасте, по мнению ученого, черты характера отличаются относительной стабильностью, но есть и некоторые нюансы:

  • почти все типы в подростковом возрасте заостряются, этот возраст – наиболее критичный для появления психопатий;
  • все виды психопатий начинают формироваться в том или ином возрасте. Так, шизоидный формируется практически с рождения, психостеника можно определить уже с 7 лет, а вот ребенка с гипертимным типом акцентуации определяют уже в старшем школьном возрасте. Циклоидный тип определяется уже с 16-17 лет, а сенситивный – уже с 20 лет и старше;
  • присутствуют закономерности развития разных типов у подростков, так, гипертимный тип может смениться циклоидным под воздействием социального или биологического фактора.

Личко и другие специалисты считают, что данный термин как нельзя кстати применим к подросткам, поскольку именно в этом возрасте они проявляются максимально ярко. А вот к моменту завершения пубертатного возраста они начинают сглаживаться или компенсироваться, некоторые переходят из явной формы в острую.

Нельзя забывать и том, что у подростков с явными акцентуациями находятся в группе риска, поскольку под воздействием травмирующих или негативных факторов их черты перерастаю в психопатию и так или иначе сказываться на поведении в виде делинквентности, девиации или суицидальных порывов.

Акцентуации характера и степени их выраженности

Психиатр отмечал две степени проявления акцентуированных характерных черт человека – явную и скрытую.

Явная степень – это состояние, когда акцентуированные черты характера человека обладают отличной выраженностью и могут проявляться в течение всей жизни. При этом подобные черты преимущественно хорошо компенсируются даже при отсутствии психической травмы. У подростков при этом иногда наблюдается дезадаптация.

А вот при скрытой степени чаще всего проявляются после той или иной психической травмы или при той или иной стрессовой ситуации. Акцентуированные черты преимущественно не нарушают адаптацию, однако иногда наблюдается краткосрочная дезадаптация.

1.5. Формы организации обучения и виды контроля

Программа обучения
по дисциплине «Психология» для студентов
факультета социальной работы и клинической
психологии включает в себя теоретическую
(лекционный курс) и практическую
подготовку (практические занятия).
Обучение проводится в течение двух
семестров и включает в себя 48 лекций
(20 часов в III
семестре, 28 часов в IV семестре), 72 часа
аудиторной практической подготовки
(III
и IV семестр) и 150 часов внеаудиторной
самостоятельной работы (всего 270 часов).

заполнение дневника психологического
наблюдения (подготовка студентом под
руководством преподавателя индивидуального
задания, подбор психодиагностических
методик, проведение исследования,
обсуждения выполненной работы); подготовка
студентом протокола психодиагностической
процедуры (психологического портрета
собственной студенческой группы с
указанием этапа ее развития); подготовка
реферата по одной из проблем психологии.
Итоговый контроль осуществляется в
форме экзамена по окончанию курса (IV
семестр).

Тема 3. Происхождение и развитие психики

Компания ребят с разными характерами

Психика
как свойство живой материи. Эволюция
как условие существования жизни. Понятие
отражения. Формы и уровни отражения.
Активный характер отражения в живой
природе.

Происхождение
психики. Эволюция психики животных.
Инстинкт, научение, “коммуникация”,
“интеллектуальное” поведение
животных.

Мозг
и психика. Функциональная организация
человеческого мозга. Высшая нервная
деятельность
и ее законы. Первая и вторая сигнальные
системы.

Общественно-историческая
природа психики человека. Основные
психические процессы.

Проблема
созревания и развития. Развитие психики
человека в филогенезе и онтогенезе.
Условия и движущие силы психического
развития. Проблема биологического и
социального в развитии.
Развитие как присвоение культурно-исторического
опыта. Роль деятельности в психическом
развитии. Обучение и развитие.

Основные
понятия темы: психика,
отражение, раздражимость, чувствительность:
зоопсихология, инстинкт, навык,
интеллектуальное поведение: филогенез,
онтогенез, высшая нервная деятельность:
доминанта, динамический стереотип,
высшие психические функции: условия
и движущие силы психического развития:
«присвоение опыта», культурно-историческая
концепция, высшие психические функции,
«зона ближайшею развития».

Классификация

Акцентуации характера по Андрею Личко основаны на классификации личности по Леонгарду и психопатий по Ганнушкину. Рассматриваемая классификация представлена следующими типами:

  • циклоидный;
  • гипертимный;
  • лабильный;
  • сенситивный (чувствительный);
  • астеноневротический;
  • шизоидный (интровертивный);
  • эпилептоидный (инертно-импульсивный);
  • неустойчивый;
  • конформный;
  • истероидный (демонстративный);
  • психастенический (тревожно-мнительный).

Существует также и смешанный тип, сочетающий в себе черты разных других типов акцентуаций.

При гипертимном типе человек склонен к хорошему настроению, иногда он вспыльчив или раздражителен, отличается повышенной активностью, энергичностью и высокой работоспособностью, имеет хорошее здоровье.

Акцентуация характера

Сенситивный тип акцентуации – это высокий уровень ответственности и чувствительности, самооценка нестабильна, человек робкий, пугливый и впечатлительный.

При циклоидном типе характера наблюдается частая смена настроений, депрессия и раздражение могут резко смениться спокойствием и приподнятым настроением.

Повышенная, даже тревожная мнительность характерна для людей с психастеническим типом характера, он педантичен, рассудителен и нерешительный.

Лабильный тип отличается повышенным изменением настроения человека даже по незначительным причинам, он имеет повышенную аффективность, нуждается в эмпатии и общении, инфантилен и хрупок в плане эмоций.

Человек, относящийся к астеноневротическому типу, нередко раздражителен, капризен, быстро утомляется, имеет низкую концентрацию внимания, зачастую мнителен, имеет высокий уровень притязания и физически слаб.

Люди с шизоидным типом личности редко проявляют эмпатию и эмоции, они замкнуты и интровертированы.

Люди конформного типа способны хорошо приспосабливаться к нормам поведения, характерным для той или иной социальной группы, они консервативны, шаблонны и банальны в рассуждениях.

Представители истероидного типа отличаются повышенной эмоциональностью, требуют к себе максимум внимания и имеют нестабильную самооценку. А те, кто относится к неустойчивому типу, имеют слабую волю и не могут дать отпор негативным воздействиям извне.

При эпилептоидном типе сочетаются импульсивные и инертные проявления, такие как подозрительность, раздражительность, враждебность, конфликтность, кропотливость, целеустремленность и аккуратность.

Несмотря на то что Андрей Личко разрабатывал свои акцентуации характера исходя из поведения подростков, его классификацию часто используют для определения типов характера у взрослых.

Психологам очень часто гораздо легче общаться с пациентами, зная их ключевые черты характера. Подобные классификации помогают определить ключевые модели поведения человека и понять его лучше.

Портрет Карла Леонгарда

Карл Леонгард

По методу Личко за основу берется типология психопатий.

  1. Гипертимный. Хорошие тактики, при этом у них трудности со стратегией. С легкостью адаптируются к новым условиям. Способны улучшить свое положение. Однако, не могут обдумывать возможные последствия своих действий, нередко сталкиваются с тем, что ошибаются в выборе друзей. Такие индивиды общительны, постоянно в хорошем настроении.
  2. Циклоидный. Характерна повышенная раздражительность, апатичное настроение. Таким людям трудно переживать любые неприятности, они остро реагируют на замечания и критику. Настроение может быстро сменяться с приподнятого на угнетенное.
  3. Сенситивный. Такой человек чувствителен к любым событием, как к радостным, так и к трагичным. Имеет место боязнь общения с незнакомцами. Рядом с ними он может вести себя замкнуто, стыдливо. Не исключено развитие комплекса неполноценности. У таких индивидов могут наблюдаться проблемы адаптации в новом коллективе. Характерно сильное чувство ответственности.
  4. Шизоидный. Такие люди больше любят находиться в одиночестве, они демонстрируют свое равнодушие. Таким личностям сложно ощутить то, что чувствует другой человек, сочувствие им не свойственно. Также данные индивиды не любят показывать свои эмоции.
  5. Истероидный. Такие люди нуждаются во внимании со стороны, для них характерен эгоцентризм. Присутствует потребность в том, чтоб их выделяли среди остальных людей, обращали на них внимание, восхищались. Такие люди неспособны быть неформальными лидерами или зарабатывать авторитет среди ровесников.
  6. Конформный. Характерно отсутствие инициативности, своего мнения. Такие индивиды находятся под влиянием авторитетов, подчиняются группам. Для них характерно желание соответствовать большинству, быть «таким, как все».
  7. Психастенический тип. Данные индивиды склонны к самоанализу, занимаются размышлениями. Как правило, такие личности высокоинтеллектуальные, может присутствовать самоуверенность. В ситуации, когда необходима внимательность, могут решиться на импульсивные поступки. Не исключено возникновение обсессий, необходимых для преодоления повышенной тревожности. Иногда развивается пристрастие к наркотическим веществам, к алкоголю. В отношении с другими людьми ведут себя деспотично, мелочно.
  8. Паранойяльный. Данный тип в основном проявляется после тридцати лет. Является продолжением шизоидной или эпилептоидной акцентуации. Присутствует завышенная самооценка, мысли о своей исключительности.
  9. Неустойчивый. Проявляется повышенной тягой к безделью, развлечениям, интересы отсутствуют, также нет целей в жизни, человека не беспокоит его будущее. Характерно фраза «плыву по течению».
  10. Эмоционально — лабильный. Присутствуют частые перепады настроения, поведение непредсказуемо. Перепады могут быть обусловлены даже незначительными мелочами. Считаются хорошими эмпатами, чувствуют других людей.
  11. Эпилептоидный. Характерна жесткость, желание заполучить власть над другими. Такой человек всегда стремится занимать лидерские позиции. Такие люди многого достигают в профессиональной деятельности. Начальник с данным типом будет устанавливать жесткий режим в своем коллективе.

Леонгард выделял основные и дополнительные черты характера. Основные являлись стержнем личности, которые были ответственными за психическое состояние здоровья человека. Всего он выделял три группы.

Акцентуации, которые относятся к темпераменту, образовались на основе черт.

  1. Эмотивный. Добрый человек, сострадателен к близким, всегда исполнителен, у него обострено чувство долга. Однако, присутствует стеснительность, некая трусость, повышенная плаксивость.
  2. Аффективно-экзальтированный. Такая особа влюбчива, общительна, проявляет повышенное внимание к близким, альтруист. Присутствует склонность к паническим настроениям, не исключены перепады настроения.
  3. Аффективно — лабильный. Такая личность ранима, способна оказать сопереживание, присутствуют высокие принципы морали. Не исключены циклические смены настроения, определяющие отношение данного индивида к другим людям. Такая личность не терпит равнодушия к себе, не допускает одиночества, не воспринимает грубость.
  4. Тревожный. Достаточно дружелюбный человек, самокритично к себе относится, всегда исполнителен. Часто находится в сниженном настроении, имеет возможность отстаивать собственные интересы. Важно, чтоб его кто-то поддерживал.
  5. Дистимический. Такие люди добросовестны, не многословны. Высоко ценят своих друзей. Однако, данные индивиды весьма замкнуты, у них имеется предрасположенность к пессимизму, пассивности.
  6. Гипертимный. Такой человек оптимист, он общителен, активен, любит трудиться, остается устойчивым к стрессу. Все дела доводит до конца. Данный индивид не допустит контроля своих действий, не любит одиночества.

Акцентуации, которые относятся к характеру в качестве социального образования.

  1. Возбудимый. Перепады настроения, не исключены вспышки гнева. Когда состояние спокойное, такой человек будет проявлять себя добросовестно, указывать на свою заботливость. Если его захлестывает гнев, перестает себя контролировать.
  2. Застревающий. Такой человек всегда ответственный, устойчив перед стрессами, вынослив. Он обидчивый, подозрительно относится к незнакомцам. Характерна повышенная ревность, занудство.
  3. Педантичный. Данная личность всегда строго следует правилам, добросовестная. Однако, может присутствовать занудство.
  4. Демонстративный. Человек артистичный, является харизматичной личностью. Стремится быть лидером. Присутствует тщеславие, склонность к эгоизму.

Типы, которые относятся ко всей личности.

  1. Экстравертированный. Такой человек дружелюбен, не будет претендовать на роль лидера. Достаточно болтлив, ведет себя легкомысленно, легко оказывается под чужим влиянием. Не исключены импульсивные поступки.
  2. Интровертированный. Такая личность ведет себя принципиально. Человек сдержанный, сконцентрирован на своем внутреннем мире. Имеет место развитая фантазия. Как правило, данные индивиды отстаивают свое мнение, не допускают чужого вмешательства в их личную жизнь.

Тема 4: Психологическая характеристика деятельности

Понятие
деятельности. Психологическая структура
и содержание деятельности человека.
Внутренняя
деятельность, внешняя деятельность, их
взаимосвязь. Интериоризация и
экстериоризация.
Деятельность и психические процессы.

Операционно-технические
аспекты деятельности: действия и цели,
операции, психофизиологические функции.
Неосознаваемые механизмы сознательных
действий.

Потребностно-мотивационные
аспекты деятельности. Базовые потребности
и мотивы человека.
Функции мотивов. Классификация мотивов.
Иерархия мотивов. Осознанная и неосознанная
мотивация. Патологические изменения
мотивации.

Основные
виды деятельности. Игра. Учение. Труд.
Освоение деятельности. Умения, навыки,
привычки.

Основные
понятия темы: деятельность,
субъект, активность, внутренняя
деятельность, интериоризация.
экстериоризация: структура деятельности.
действие. операция, психофизиологические
функции: потребность, базовые потребности,
цель, мотив, классификация
мотивов, иерархия, соподчинение мотивов,
мотивация; содержание деятельности,
игра, учение, труд, умение, навык, привычка.

ВОПРОСЫ
К СЕМИНАРУ:

  1. Психология
    как предмет. Основные отрасли психологии

  2. Понятие о душе,
    психике и психической деятельности.

  3. Роль
    психологии в деятельности социального
    работника.

  4. Соотношение
    житейской и научной психологии.

Демокрит, Платон,
Аристотель – биография и философские
размышления о душе.

Значение
психологических знаний для социального
работника.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введение в
    психологии. Учебник для студентов ВУЗов
    / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. –
    М.: “Академия”, 1995. 496с.

  2. Гипенрейтер
    Ю.Б. Введение в психологию. – М., 2006.

  3. Дружинин
    В.Н. Общая психология. – СПб.: ПИТЕР, 2006.

  4. Еникеев М.И. Общая
    и социальная психология. – М.: Изд-во

НОРМА,2002.

  1. Маклаков
    А.Г. Общая психология. – СПб.:Питер,
    2006.

  1. Глубинная
    психология.

  2. Бихевиоризм.

  3. Гештальт
    – психология.

  4. Трансперсональная
    психология.

  5. Когнитивная
    психология.

  6. Генетическая
    психология.

  7. Гуманистическая
    психология.

  8. Отечественная
    психологическая школа.

Основоположник
отечественной психологии В.М, Бехтерев.

Найти
в учебной литературе все направления
в психологии. Выбрать ученых, внёсших
вклад в данное направление. Составить
таблицу

Направление
в психологии

ФИО
ученых

плюсы
данного направления

минусы
данного направления

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гипенрейтер
    Ю.Б. Введение в психологию. – М.,2006.

  2. Петровский
    А.В., Ярошевский М.Г. История и теория
    психоло­гии. — Ростов-на-Дону: Феникс,
    1996. — 416 с.

  3. Хьелл
    Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб.:Питер,
    2006. – 608 с.

ТЕМА:
Методология
психологического исследования

  1. Методы
    психологического исследования.

  2. Взаимосвязь
    методологии, методов и методик
    психологического исследования.

  3. Объективные
    методы исследования.

  4. Виды
    наблюдения. Достоинства и недостатки
    наблюдения.

  5. Суть
    экспериментального исследования.
    Достоинства и недостатки метода
    эксперимента.

  6. Сравнительный
    анализ наблюдения и эксперимента.

Методы
научной психологии.

Методы
практической психологии.

Метод
наблюдения и самонаблюдения в психологии.

Психологические
тесты и их особенности.

Методы
исследования в психологии.

Методы
психологии

Краткая
характеристика

Достоинства
данного метода

Недостатки
данного метода

РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дружинин
    В.Н. Общая психология. – СПб.: Изд-во
    ПИТЕР, 2006.

  2. Маклаков
    А.Г. Общая психология. – СПб.: Изд-во
    ПИТЕР, 2006.

  3. Немов
    Р.С. Психология: в 3-х книгах. Кн. 1. Общие
    основы психологии. –М.: ВЛАДОС, 2005.

  4. Першина
    Л.А. Общая психология. – М.: Академический
    проет,2004.

ТЕМА:
Происхождение
и развитие психики и сознания

  1. Определение
    понятия «психика»

  2. Структура
    психики в традициях отечественной
    психологии

  3. Основные
    различия психики животных от психики
    человека.

  4. Основные
    особенности интеллектуального поведения
    животных.

  5. Развитие
    высших психических функций.

  6. Сознательное
    отражение действительности.

  7. Общие
    проблемы происхождения психики человека.

Психика и сознание:
о соотношении феноменов и понятий.

Проблема определения
природной или социальной обусловленности
психики и поведения человека.

Виды акцентуаций характера по Андрею Личко

Загадки сознания.

Структура сознания
по А.Н.Леонтьеву и В.П.Зинченко.

  1. Дружинин
    В.Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006.

  2. Лурия
    А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.:
    Питер, 2007. – 320 с.

  3. Маклаков
    А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер,
    2006.

ТЕМА:
Происхождение
и развитие психики и сознания

  1. Сознание
    как высший уровень психического
    отражения и высший уровень саморегуляции.

  2. Самосознание.
    Понятие.

  3. Функции
    самосознания.

  4. Структура
    самосознания. Уровни самосознания.

  5. Этапы развития
    самосознания.

  6. Критерии
    нарушения предметного сознания

Проблема
бессознательного в психологии.

Познавательная
и активно-творческая стороны сознания.

Теория акцентуаций характера по Андрею Личко

Развитие
сознания ребёнка (взрослого).

Уровни
и свойства сознания.

Изменённые
состояния сознания. Сон и его стадии.

Искусственно
вызванные состояния сознания.

Интуиция
как форма надсознательного явления.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гипенрейтер
    Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций.
    – М., 2006. – 336 с.

  2. Годфруа
    Ж. Что такое психология: в 2 томах. / ред.
    Анкелова А.Г. – М.:Мир, 1996. – 370 с.

  3. Лурия
    А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.:
    Питер, 2007. – 320 с.

  4. Немов
    Р.С. Психология: в 3-х книгах. Кн. 1. Общие
    основы психологии. –М.: центр ВЛАДОС,
    1998.

ТЕМА:
Психологическая
характеристика деятельности ВОПРОСЫ
К СЕМИНАРУ:

  1. Деятельность.
    Междисциплинарный подход к деятельности.

  2. Соотношение
    внешней и внутренней деятельности.

  3. Освоение
    деятельности.

  4. Основные
    виды деятельности и их характеристика
    (труд, игра, учение)

  5. Умения,
    навыки, привычки и их особенности.

Типология акцентуаций характеров по Андрею Личко

Психологический
анализ привычек людей.

Труд художника,
учёного, изобретателя.

Умения, навыки,
привычки и их особенности.

Проанализируйте
научную литературу, составьте таблицу
по теме: «Основные виды деятельности и
их характеристика».

  1. Дружинин
    В.Н. Общая психология. – СПб.: Изд-во
    ПИТЕР, 2006.

  2. Маклаков
    А.Г. Общая психология. – СПб.: Изд-во
    ПИТЕР, 2006.

  3. Петровский
    А.В. Введение в психологию.- М.: АкадемиЯ,
    2005.

  4. Рубинштейн
    С.Л. Основы общей психологии: В 2 томах.-
    Т.1- СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

ТЕМА:
Ощущение.

  1. Ощущения.

  2. Основные
    свойства ощущений (качество, интенсивность,
    длительность, пространственная
    локализация раздражителей)

  3. Общие
    закономерности ощущений (чувствительность,
    пороги ощущений, адаптация, сенсибилизация,
    синестезия)

  4. Компенсация
    ощущений.

Шеррингтон
Чарльз Скотт – основные научные открытия.

Степени выраженности акцентуации

Роль
и виды чувствительности (ощущения) у
человека.

  1. Гиппенрейтер
    Ю.Б. Психология ощущений и восприятий.
    – М., 2002

  2. Лурия
    А.Р. Ощущение и восприятие.- СПб.: Питер,
    2005. – 320 с.

  3. Марцинковская
    Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся
    психологов мира. – Воронеж,1996. – 320 с.

  4. Шиффман
    Х. Ощущение и восприятие. – С-Пб.:Питер,
    2003.

ТЕМА:
Восприятие.

  1. Восприятие
    и его психологические свойства.

  2. Особенности
    восприятия времени в зависимости от
    содержания деятельности.

  3. Перцептивные
    действия в процессе восприятия.

  4. Условия
    адекватного восприятия мира.

  5. Иллюзии
    восприятия.

Законы
и загадки зрительного восприятия.

Развитие
восприятия у детей.

  1. Башаева
    Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма,
    цвет, звук. – Ярославль,1998.

  2. Гиппенрейтер
    Ю.Б. Психология ощущений и восприятий.
    – М., 2002

  3. Лурия
    А.Р. Ощущение и восприятие.- СПб.:Питер,
    2005

  4. Марцинковская
    Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся
    психологов мира. – Воронеж,1996. – 320 с.

  5. Шиффман
    Х. Ощущение и восприятие. – С-Пб.:Питер,
    2003.

ТЕМА:
Память.

  1. Память,
    определение, понятие, виды.

  2. Характеристика
    процессов памяти.

  3. Индивидуальные
    различия в процессах памяти.

  4. Закономерности
    памяти.

  5. Рациональные
    приёмы запоминания

Изучить
научную литературу, составить таблицу
по теме: «Характеристики и закономерности
памяти».

ТЕМЫ
РЕФЕРАТОВ

Взаимосвязь
и взаимодействие различных видов памяти
у человека.

Динамический график акцентуаций Андрея Личко

Рекомендации
по улучшению памяти.

Индивидуальные
особенности памяти и способности
человека.

Расстройства
памяти.

Рациональные
приёмы запоминания.

Советы
по подготовке к экзамену.

  1. Дружинин
    В.Н. Общая психология. – СПб.: Изд-во
    ПИТЕР, 2006.

  2. Лапп
    Д. Искусство помнить и забывать. –
    СПб.:Питер,1995

  3. Лапп
    Д Улучшаем память в любом возрасте. М.:
    Мир, 1993

  4. Маклаков
    А.Г. Общая психология. – СПб.: Изд-во
    ПИТЕР, 2006.

ТЕМА:
Мышление.

  1. Общая
    характеристика мышления. Виды мышления.

  2. Классификация
    типов мышления.

  3. Мышление
    речь.

  4. Мышление
    и чувственное познание.

  5. Мышление
    как решение задач.

Психология
творческого мышления.

Проблемы
и пути развития творческого мышления.

Диагностика
умственного развития.

Сравнительная
характеристика теоретического и
эмпирического мышления

  1. Гипенрейтер
    Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций.
    – М., 2006. – 336 с.

  2. Годфруа
    Ж. Что такое психология: в 2 томах. / ред.
    Анкелова А.Г. – М.:Мир, 1996. – 370 с.

  3. Лурия
    А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.:
    Питер, 2007. – 320 с.

  4. Марцинковская
    Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся
    психологов мира. – Воронеж,1996. – 320 с.

  5. Немов
    Р.С. Психология: в 3-х книгах. Кн. 1. Общие
    основы психологии. –М.: центр ВЛАДОС,
    1998.

ТЕМА:
Воображение.

  1. Воображение,
    психологическая характеристика.

  2. Индивидуальные
    особенности воображения.

  3. Роль
    фантазии в деятельности личности.

  4. Психологические
    приёмы создания образов воображения.

Воображение
и индивидуальное творчество.

Воображение
и художественное творчество.

Использование
воображения в социально-психотерапевтических
целях.

  1. Гипенрейтер
    Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций.
    – М., 2006. – 336 с.

  2. Годфруа
    Ж. Что такое психология: в 2 томах. / ред.
    Анкелова А.Г. – М.: Мир, 1996. – 370 с.

  3. Лурия
    А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.:
    Питер, 2007. – 320 с.

  4. Марцинковская
    Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся
    психологов мира. – Воронеж,1996. – 320 с.

  5. Немов
    Р.С. Психология: в 3-х книгах. Кн. 1. Общие
    основы психологии. –М.: центр ВЛАДОС,
    1998.

Тема 6. Ощущение и восприятие

Понятие
ощущения. Ощущение как простейшая форма
психического отражения. Виды ощущений.
Ощущение и перцептивная деятельность.
Функции ощущения в познании. Взаимодействие
ощущений. Чувствительность. Пороги
ощущений.

Основные типы акцентуаций характера по Андрею Личко

Понятие
восприятия. Восприятие как система
перцептивных действий. Функции восприятия
в познании. Зависимость восприятия от
прошлого опыта и характера деятельности.
Предметность, целостность, структурность,
константность, осмысленность восприятия.
Апперцепция. Роль моторных компонентов
в восприятии.

Развития
ощущений и восприятия в онтогенезе.
Способы тренировки и развития восприятия.

Основные
понятия темы: ощущение,
восприятие, перцептивная деятельность,
качество,
продолжительность, интенсивность
ощущений, чувствительность, адаптация,
сенсибилизация, синестезия, предметность,
целостность, структурность, константность,
осмысленность
восприятия, апперцепция, иллюзии
восприятия, восприятие пространства и
времени, наблюдение.

Тема 7. Память

Понятие
памяти. Память как отражение прошлого
опыта. Механизмы памяти. Виды памяти.
Индивидуальные особенности и типы
памяти.

Мнемические
процессы. Запоминание и действие,
кратковременное и долговременное
запоминание.
Оперативное запоминание. Непроизвольное
и произвольное запоминание. Смысловое
и механическое запоминание. Заучивание
и приемы его организации. Воспроизведение
и узнавание. Непроизвольное и произвольное
воспроизведение.

Развитие памяти
в онтогенезе. Способы тренировки и
развития памяти.

Основные
понятия темы: представление,
память, мнемические процессы, запоминание-
заучивание, указание, припоминание,
сохранение, воспроизведение, реминисценция,
ретроактивное и проактивное торможение,
эффект края.

Тема 9. Воображение

Понятие
воображения. Воображение как специфический
вид деятельности. Возникновение
образов воображения.

Виды
и функции воображения. Мечта как особый
вид воображения. Этапы творческого
воображения.
Фантазия и ложь.

Аналитико-синтетический
характер процесса воображения. Способы
синтезирования, обеспечивающие
возникновение образов.

Развитие воображения
в онтогенезе. Способы активизации и
развития воображения.

Гипертимный тип личности

Основные
понятия темы: воображение,
опережающее отражение, воссоздающее
воображение,
творческое воображение, интуиция,
агглютинация, гиперболизация, заострение.
схематизация,
акцентирование, фантазия, мечта.

Тема 10. Внимание

Понятие
внимания. Внимание как избирательная
направленность и сосредоточенность
психической
деятельности. Функции внимания.
Ориентировочная деятельность и внимание.

Основные
виды внимания: непроизвольное,
произвольное, послепроизвольное.
Сравнительная
характеристика видов внимания.

Основные
свойства внимания: концентрированность,
интенсивность, распределяемость,
устойчивость,
переключаемость. избирательность,
объём.

Внешние и внутренние
факторы, определяющие внимание. Установка
и внимание.

Развитие внимания
в онтогенезе.

Циклоидный тип личности

Нарушение внимания.

Способы тренировки
и развития внимания.

Основные
понятия темы: внимание,
доминанта, произвольное,
непроизвольное, послепроизвольное
внимание, устойчивость, распределение,
переключение, объем и концентрация
внимания, рассеянность.

Тема 13. Способности

Понятие
способностей. Способности как
индивидуальные особенности личности,
обеспечивающие
успех в деятельности и легкость овладения
ею. Структура способностей.

Общие
и специальные способности. Творческие
способности. Талант. Задатки и способности.
Проблема наследования способностей.
Развитие способностей у детей.

Формирование
способностей. Роль интересов и склонностей
в формировании способностей.
Трудолюбие как фактор развития
способностей. Способности и задача
трудоустройства.
Психодиагностика способностей.

Основные
понятия темы: способности,
задатки, склонности, талант, трудолюбие,
интерес,
гениальность, одаренность, френология.

Тема 14. Темперамент

Лабильный тип личности

Понятие
темперамента. Темперамент как совокупность
индивидуальных особенностей личности,
характеризующих динамическую и
эмоциональную сторону се деятельности
и поведения.

Физиологические
основы темперамента. Тип высшей нервной
деятельности и темперамент. Типы
темперамента и их психологическая
характеристика. Современные подходы
к характеристике типов темперамента.

Устойчивость
и постоянство темпераментов в процессе
развития личности. Проблемы изменчивости
темперамента в онтогенезе. Изучение
свойств темперамента.

Основные
понятия темы: темперамент,
тип
ВИД. сила, уравновешенность, подвижность
нервных процессов, сангвиник, холерик,
меланхолик, флегматик, динамичность,
лабильность, реактивность, активность,
пластичность, ригидность, экстраверсия,
интроверсия. эмоциональная
возбудимость, индивидуальный стиль
деятельности.

Тема 17. Психология больших социальных групп.

Группы
и их классификация. Виды групп.
Психологическая характеристика малой
группы.
Типология групп по уровню их развития.

Структура
малой группы. Групповые процессы.
Групповые явления. Единство целей и его
влияние на поведение людей в малой
группе. Групповые ожидания. Групповое
действие.

Шизоидный тип личности

Групповые
устремления. Уровни разнородности-однородности
людей в малой группе. Авторитет
в малой группе. Групповые мнения.
Групповые настроения. Социально-психологический
климат (атмосфера) в малой группе.
Групповые традиции.

Специфика
формирования и развития малой группы.
Характеристика основных панов образования
и развития малой группы.

Основные
понятия темы: группа,
малая группа; виды групп: первичные и
вторичные, формальные и неформальные,
открытые и закрытые, большие и малые,
условные и реальные, официальные группы;
коллектив, просоциальная ассоциация,
диффузная группы, асоциальная ассоциация,
корпорация; членства и реферативные
группы;

Психологическая
характеристика большой группы. Типология
больших групп.

Понятия
класса. Психология класса и психология
личности. Социально-психологическая
характеристика представителей различных
классов.

Понятия
этноса. Национальное своеобразие
различных этнических общностей.
Функционирование
и проявление этнопсихологических
феноменов.

Понятие
религиозного сознания. Религиозные
потребности, мотивы, установки и
ценностные ориентации в большой группе.
Социально-психологическая характеристика
различных
групп верующих.

Эпилептоидный тип личности

Понятие
политического сознания. Влияние
политических явлений и процессов на
сознание,
поведение и поступки человека. Личность
в системе властных отношений. Группа
(общность)
как объект властных отношений.
Социально-психологическая характеристика
различных
категорий людей, участвующих в политической
деятельности.

Толпа.
Психологическая характеристика толпы.
Классификация толп. Особенности
управления
поведением людей в толпе.

Основные
понятия темы: класс,
этнос, религиозное сознание, политическое
сознание:
классовая психология, этнопсихология,
религиозная психология, политическая
психология,
толпа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector