Олигофрения у детей симптомы и признаки

Причины развития

На основании от того, установлены ли этиологические факторы, вызвавшие олигофрению, или нет, заболевание описывают как умственную отсталость:

  • недифференцированную (причины не известны);
  • дифференцированную (этиологически определенные варианты).

Касательно времени развития заболевания, то умственную отсталость разделяют на варианты:

  • наследственные (хромосомные, генетические);
  • пренатальные (вызванные повреждениемголовного мозга в эмбриональный или фетальный периоды);
  • приобретенные (развитие обусловлено неблагоприятными воздействиями в младенческом или раннем детском возрасте).

Описаны отдельные виды дифференцированной олигофрении.

Микроцефалия. Заболевание характеризуется недоразвитием черепно-мозговой коробки. При горизонтальном замере размер черепа не превышает 50 см. Масса мозгового вещества – не более 400 г. Фиксируется существенное недоразвитие больших полушарий головного мозга. При микроцефалии степень умственной отсталости достигает уровня идиотии. Причины – неблагоприятный период беременности: гепатит А, сахарный диабет, туберкулез, токсоплазменная инфекция, химиотерапия.

Токсоплазменная. Паразитарное заболевания. Переносчики токсоплазменной инфекции – кошачьи, собаки, семейство зайцевых, грызуны. Для плода, в случае если мать заразилась токсоплазмозом во время беременности, паразит представляет серьезную опасность.Умственная отсталость при врожденной токсоплазменной инфекции достигает тяжелой степени (идиотии). Симптомы проявляются в первые месяцы жизни инфицированного младенца.

Фенилпировиноградная. Вызвана нарушенным обменом фениламина и одновременной выработкой огромных объемовфенилпировидной кислоты. Фенилпировиноградная олигофрения также сопровождается нарушением обмена витаминов группы В.

Олигофрения у детей симптомы и признаки

Синдром Дауна. Болезнь характеризуется наличием 47 хромосом (при норме – 46 хромосом). Ученые не могут объяснить, чем вызвана такая хромосомная патология. Внешний вид таких больных очень специфичен. Голова имеет шаровидную форму. Глаза широкие, часто скошенные. Не верхнем веке заметна характерная складка. Нос короткий и уплощенный.

Пилвиаднная. Заболевание обусловлено выраженной нехваткой витамина А в первые три месяца беременности. В дополнение к когнитивному дефициту у больного определяется ихтиоз и появляются эпилептиформные припадки.

Рубеолярная эмбриопатия. Патология, которая развивается, если беременная перенесла краснуху. В этом случае олигофрения проявляется в глубокой степени. Психический дефект дополняют патологиив виде катаракты, врожденных пороков сердца.

Резус-конфликтная. Возникает при наличии у матери и будущего ребенка разных резус-факторов (положительного у беременной и отрицательного у плода). Болезнь сопровождается параличом, парезом, гиперкинезом.

Резидуальная. Самая распространенная форма умственной отсталости. Интеллектуальное развитие приостанавливается, если ребенок в первые годы жизни перенес тяжелое инфекционное заболевание или черепно-мозговую травму. Степень выраженности умственной отсталости варьируется.

Нарушение определяется врачами как полиэтиологическое состояние. На деле это означает, что в развитии участвует целая группа факторов разного рода. Как показывает практика, также об этом свидетельствуют и профильные исследования: далеко не всегда нарушение формируется во внутриутробном периоде. Примерно в 35% случаев становление происходит в первые несколько месяцев жизни, уже после рождения.

При наличии болезни хотя бы у одного родственника по восходящей линии вероятность того, что расстройство проявится у будущих поколений выше в разы.

  • Генетические, хромосомные заболевания

От синдрома Дауна и синдрома Ретта до куда более редких отклонений.

  • Влияние ионизирующего излучения на мать

Повышенный радиационный фон в месте проживания не всегда однозначно заметен. Как правило, в таких местах интенсивность ионизирующего излучения проявляется распространенностью раковых заболеваний, уродств физического плана. Олигофрению тоже можно считать информативным показателем, при замерах в областях с повышенной рождаемостью умственно отсталых детей, почти всегда обнаруживаются скачки показателя.

К таковым, например, относятся. Киев, Киевская область на Украине, Брянск, Свердловская, Ивановская области в России и т. д. Сказать со стопроцентной вероятностью, родится ли ребенок здоровым или психически неполноценным невозможно, речь о статистических данных, рисках, которые могут актуализироваться или нет.

  • Курение, особенно длительное

Опасен не только и не столько сам никотин. Куда более угрожающими выглядят соединения кадмия, мышьяка, свинца, метан, угарный газ. Этот «коктейль» из смертельно опасных соединений поступает к ребенку через плацентарный барьер. Продукты жизнедеятельности провоцируют нарушение развития центральной нервной системы уже с момент закладки волокон. Отказ от вредной привычки может стать хорошим подспорьем, но при склонности к срывам лучше решать вопрос с наркологом в частном порядке.

Этанол влияет идентичным образом. Метаболиты спирта обладают выраженной токсической активностью в отношении центральной нервной системы. Страдает не только мать, но и плод. При длительном потреблении спиртного в высоких концентрациях вероятность рождения здорового ребенка не превышает 25-27%, в лучшем случае.

Требуется избавление от пагубной зависимости. Также нужно учитывать тот факт, что организм женщины по причине медленного кровотока в печени и общей ферментативной недостаточности по сравнению с мужским организмом, недостаточно быстро расщепляет и выводит этанол, потому вероятность негативных последствий в разы выше.

Алиментарный фактор встречается часто. Однако не всегда причина олигофрении в подобных случаях понятна однозначно. Речь идет о скудном питании в период беременности, недостаточном количестве витаминов всех групп. Встречается не только при сознательном отказе от определенной пищи, но и на фоне патологий, исключающих нормальное всасывание полезных веществ. В последнем случае страдать будет и сама мать, и это станет хорошо заметно по внешним признакам.

Провоцируют выброс гормонов коры надпочечников, нейромедиаторов. При длительном существовании измененного фона не известно, как такое явление скажется на состоянии здоровья еще не родившегося человека. Вероятность олигофрении сравнительно невелика. Во всяком случае, не выше, чем риски становления прочих нарушений.

  • Перенесенные инфекционные болезни

стафилококки и стрептококки. Реже прочие. Возможно негативное влияние грибков. Как правило, все эти обитатели присутствуют в организме матери в том или ином количестве еще до наступления гестации. Решить вопрос с укреплением иммунитета, чтобы они не активизировались во время вынашивания, нужно еще на этапе планирования зачатия.

Что касается приобретенных факторов. Причины развития олигофрении могут быть такими:

  • Недоношенность. Олигофрения формируется у детей, родившихся существенно раньше срока. Почему так? Причина в невозможности автономной работы организма в условиях агрессивной внешней среды. Таких пациентов помещают в искусственную среду, но эффект таких мероприятий минимален. Центральная нервная система не успевает до конца развиться.
  • Травма головы. В том числе родовая. Особенно в раннем возрасте, когда мозг недостаточно защищен. В некоторых случаях с подобной проблемой встречаются лица старшего возраста, независимо от прожитых лет. Гематома, кровоизлияние с отмиранием нервных тканей, в том числе инсульт, все эти состояния способны спровоцировать дефицит интеллектуальной активности, когнитивные, мнестические дисфункции. Вплоть до впадения в детство, полной деградации личности во всех сферах.
  • Перенесенные инфекции. Уже после появления на свет. Последствия не столь катастрофические, но их развитие вполне возможно. Особенно, если имела место нейроинфекция: менингит, энцефалит.
  • Педагогическая запущенность. Встречается у детей из неблагополучных семей. С родителями, потребляющими спиртное или наркотики. Вернуть страдающего в состояние нормы возможно только в первые несколько лет от начала расстройства. Затем есть возможность частичной коррекции, насколько полной — зависит от ситуации.

О вопросе дифференцирования диагнозов «олигофрения», «деменция» и «умственная отсталость»

Терминологическая путаница в понятиях «олигофрения», «деменция», «умственная отсталость» приводит к сложностям однозначного определения диагноза в некоторых случаях. Так, к примеру, на фоне рассеянного склероза развиваются проблемы с интеллектуальной деятельностью. Особенно на поздних стадиях. Считать ли подобный дефект олигофренией?

То же самое с деменцией: Альцгеймера, шизофренического типа, сенильной, паркинсонической и прочими. Отличие олигофрении и деменции проводится по: клинической картине (на фоне деменции нарастает и углубляется дефект), происхождению (патогенез олигофрении врожденный или приобретенный в ранние годы под влиянием общего недоразвития головного мозга).

Вопрос сложный, нужна помощь врача и дифференциальная диагностика патологического процесса.

Симптомы олигофрении

Также признаками олигофрении у детей являются: неумение держать голову, вставать, сидеть.

К общим симптомам заболевания, характерным и для взрослых, и для детей, относят:

  • отставание в умственном развитии;
  • отставание в физическом развитии;
  • нарушения речи;
  • проблемы, связанные с абстрактным мышлением (пациенты не могут сказать, как называются одним словом «яблоко», «груша», «банан», не могут пояснить, что такое «любовь», «дружба», «гнев» и пр.);
  • проблемы в узнавании людей и вещей (при тяжелых степенях олигофрены не могут узнать даже своих родных);
  • сложности при выполнении бытовой работы, при овладении разными видами деятельности (письмо, чтение, счет), при самообслуживание (одеться, поесть, умыться, причесаться);
  • склонность к подчиняемости другим людям, повышенная внушаемость;
  • эмоциональные нарушения в виде вспышек злости, агрессии, раздражительности.

То, насколько сильно выражены у больного те или иные симптомы, зависит от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Недифференцированные виды умственной отсталости – результат поражения головного мозга в эмбриональном периоде или на этапе развития плода. При этом проводимые исследования не позволяют точно установить причину патологий в развитии центральной нервной системы. Вышеуказанные степени олигофрении (дебильность, имбецильность, идиотия) являются вариантами умственной отсталости. Они проявляются хоть и однотипными симптомами, но имеют различную интенсивность выражения.

Такой вариант является самой легкой формой олигофрении, свидетельствующей о незначительном недоразвитии психической сферы. С анатомической точки зрения лица с дебильностью не отличаются от других либо имеют незначительные симптомы физического недоразвития.

Больные характеризуются предметно-описательным типом мышления. Однако их способность к абстрагированию значительно нарушена или вовсе отсутствует. Они не в состоянии сопоставить и освятить все детали ситуации, поэтому их описание затрагивает лишь внешне очевидные аспекты происходящего. Пациентам тяжело установить причинно-следственные и логические связи между понятиями.

При дебильности сохранена способность к механическому запоминанию информации. Однако для того, чтобы запомнить требуемые сведения, человеку требуется очень много времени. При этом заученная информация хранится в памяти непрочно и недолго.

При дебильности часто фиксируются разнообразные речевые расстройства. Ребенок сильно отстает в развитии речи. Он произносит звуки искаженно. Характерно неправильное грамматическое согласование конструкций в предложениях. Хотя больной может знать и понимать большое количество слов, его высказывания довольно однообразны. Он не может пересказать своими словами прочитанную, услышанную или увиденную информацию.

Большинство лиц с легкой формой умственной отсталости не справляются с требованиями общеобразовательной программы. Их обучение возможно при использовании специальных методик преподавания, базирующихся на наглядном обучении. При этом усвоение материала проходит в замедленном темпе. Длительное обучение дает возможность больным освоить профессиональные навыки и заниматься некоторыми видами трудовой деятельности.

Несмотря на ограниченную продуктивность мышления, отдельные пациенты с дебильностью имеют некие таланты. Как правило, их одаренность сосредоточена на одной сфере. Например, они могут обладать феноменальной механической памятью, при этом не понимать сути запоминаемых сведений. Некоторые больные могут проводить сложнейшие математические вычисления, при этом не способны использовать арифметические способности на практике. Другие умственно отсталые лица обладают уникальным музыкальным слухом или становятся гениальными художниками.

Эмоционально-волевая сфера, как правило, претерпевает несущественных изменений. Переживания больных неглубокие и непостоянные. Их эмоции зависят от текущего момента. Характерен негативизм – немотивированный отказ подчиниться разумным требованиям.

Типичная черта больных – неспособность сохранить независимость мнения и суждений. Они являются легко внушаемыми людьми и быстро попадают под влияние других особ. Такая особенность волевой сферы приводит к тому, что лица с дебильностью часто становятся орудием мошенников. Подчиняясь указаниям других людей, пациенты могут стать ворами, убийцами, поджигателями. При этом преступления совершаются на уровне автоматизма: больные не способны рассматривать и учитывать последствия.

Из-за отсутствия собственного мнения, они без колебаний перенимают точку зрения других людей. В дальнейшем они стойко придерживаются усвоенной извне позиции. Больные быстро, без критической оценки, запоминают различные правила и цитаты. Не понимая их смысла, они их часто шаблонно используют, поучая других людей.

Поскольку их волевые и эмоциональные качества не отличаются прочностью и постоянностью, им сложно подавлять влечения и сохранять самообладание. Нередко у больных наблюдается возврат к примитивным формам поведения, чаще всего в аспекте усиленного полового влечения, что сопровождается распущенными сексуальными действиями.

В привычной среде такие особы нередко остаются адекватными и самостоятельными. Они способны к самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства. Однако в незнакомой обстановке им требуется помощь и поддержка других.

Среди лиц, страдающих дебильностью, можно выделить несколько личностных портретов. Это диаметрально противоположные типы: возбудимый и заторможенный, злобно-упрямый и добродушно-ласковый, агрессивный и приветливый. Лица с дебильностью отличаются нецеленаправленными, хаотичными, импульсивными действиями.

Дети, страдающие данной формой олигофрении, значительно отстают в физическом развитии от своих сверстников. Невооруженным взглядом заметны внешние физиологические дефекты: неправильная форма головы, недоразвитые руки или ноги, изъяны на лице. У некоторых больных диагностируются неврологические знаки – частичное или полное отсутствие движений в конечностях.

При данной форме умственной отсталости наблюдается выраженное нарушение познавательной сферы. Для больных имбецильностью представляется возможным сформировать некое представление об объекте или ситуации. Однако образовать определенное стойкое образование – понятие – становится сложным или вовсе невозможным.

При имбецильности люди способны усвоить некоторый примитивный набор навыков, необходимых для самообслуживания. Они могут самостоятельно кушать и пить, одеваться, выполнять гигиенические процедуры. Путем подражания и длительного повторения им удается усвоить последовательность действий, необходимых для поддержания жилища в чистоте и порядке. Они могут также выполнять аналогичные задания, проведение которых проходит по такому-же алгоритму.

Пациенты с умеренной стадией умственной отсталости понимают простые фразы, однако сложные речевые конструкции для них трудны. Как правило, больные имеют небольшой словарный запас (чаще всего – до 200 слов). Высказывания таких людей состоят из простых и чрезвычайно коротких предложений. Такие фразы состоят из существительного и глагола, очень редко дополнены простым прилагательным. Пациентов с имбецильностью можно научить читать отдельные слова и короткие предложения.

Касательно способностей к усвоению учебного материала, больным дается с огромным трудом, или вовсе невозможно получение знаний. Занятия по специальной программе позволяют обучить их основам счета. Однако ознакомить их с более сложными математическими вычислениями или другими научными дисциплинами невозможно.

Они не могут адекватно реагировать на изменение условий. Они себя чувствуют комфортно только в хорошо знакомой ситуации. Даже малейшее отклонение от плана, внесение корректировок в алгоритм действий является для них непреодолимой преградой. При изменении ситуации им требуется помощь и руководство окружающих.

Лица с умеренной формой умственной отсталости, как и при дебильности, являются легко внушаемыми людьми. У больных имбецильностью отсутствует самостоятельность суждений. Они очень привязаны к близким людям. На похвалу или порицания реагируют адекватно.

Круг интересов таких больных узок и примитивен. Их действия, в-основном, направлены на удовлетворение естественных физиологических потребностей. Очень часто у них наблюдается аномальное пищевое поведение. Они отличаются прожорливостью и ненасытностью. Едят они очень небрежно. Касательно полового инстинкта, у большинства лиц влечение к противоположному полу снижено. Лишь у некоторых пациентов отмечается усиление сексуальной активности. Однако все больные склонны к беспорядочным половым связям.

Характеристики двигательной активности при данной форме олигофрении вписываются в две основные группы. Одна группа – это очень подвижные, энергичные, активные, непоседливые больные. В другой группе – пассивные, апатичные, инертные, безразличные люди. В зависимости от черт характера, страдающих имбецильностью можно также разделить на две группы. В первую входят дружелюбные, покладистые, добродушные, общительные лица. Во второй – враждебно настроенные, агрессивные, злобные, упрямые персоны.

Симптомы идиотии

Является генетически обусловленным заболеванием. Пациенты с глубокой степенью умственной отсталости имеют выраженные телесные дефекты. Исследования выявляют грубые нарушения в строении головного мозга. Осмотр диагностирует разнообразные и многочисленные неврологические симптомы, в частности склонность к эпилептическим припадкам.

Какие формы заболевания существуют: классификация

Формы олигофрении традиционно подразделяют по степени тяжести на три типа:

  1. Олигофрения в степени дебильности. Сопровождается минимальным дефектом, пациенты мало, чем отличаются от здоровых, однако при интеллектуальной деятельности симптоматика почти всегда становится очевидной.
  2. Олигофрения в степени имбецильности. Средняя по выраженности. Больные способны к самообслуживанию, но отсутствуют базовые способности, присущие здоровому: чтение, письмо, грамотная речь, способность к абстрактному мышлению и прочие. Такие страдающие вполне могут обслуживать себя, но рабочая занятость представляется почти невозможной.
  3. Идиотия. Самая тяжелая степень олигофрении. Если легкая олигофрения накладывает отпечаток на личность, но не создает больших проблем в жизни, эта разновидность ставит крест на самостоятельной деятельности. Больной нуждается в постоянном уходе. При склонности к постепенному прогрессированию отклонения, подобная форма чаще встречается у взрослых: вполне возможно постепенное развития нарушения в течение ряда лет.

Подобная классификация по степени тяжести не применяется в рамках кодирования по МКБ, поскольку наименования стадий считается оскорбительным. Согласно устоявшемуся методу подразделения, выделяют 4 формы патологического процесса:

  1. Легкая.
  2. Средняя.
  3. Тяжелая.
  4. Крайне тяжелая.

Отличия в коэффициенте интеллекта. От 70 при легкой форме до менее чем 20 на фоне глубокого дефекта. Стадии оцениваются в ходе первичной диагностики, хотя есть некоторые проблемы с таковой, особенно в ранние годы.

Есть и более пространные классификации. Они учитывают патогенетические особенности расстройства. С учетом превалирующего механизма развития и клинической картины, выделяют такие формы олигофрении по Певзнер:

  1. Неосложненная.
  2. С нарушением процессов торможения и возбуждения нервной системы.
  3. С поведенческими отклонениями.
  4. С недоразвитием лобных долей.

Несмотря на относительную старость метода классификации, он все еще активно применяется в практике.

Более подробно разработан вопрос о происхождении болезни в классификации по Сухаревой:

  1. Эндогенный тип. Связан с недоразвитием по органическим причинам. Сюда относят синдром Дауна, микроцефалию, всевозможные заболевания биохимического плана, например, фенилпировиноградная олигофрения с повышением концентрации кетонов в крови и их деструктивным влиянием на головной мозг.
  2. Ранний тип, при котором организм ребенка подвергается негативному воздействию при рождении или в ранний период жизни. Асфиксия, травма во время родов и прочие варианты.
  3. Внутриутробная форма. Соответственно, встречается при поражении эмбриона или плода во время нахождения в утробе. В основном имеет токсическое или инфекционное происхождение.

Есть и другие уточняющие способы подразделения патологического процесса.

Симптоматика, клиническая картина

  • Проблемы с абстрактным мышлением

Пациент не может делать логические выводы, устанавливать связи между понятиями, явлениями, не способен проводить аналогии, понимать метафоры, мышление конкретное, уплощенное, скудное в плане широты. Внешние признаки — это скудность интересов, неспособность к обобщениям, выстраиванию причинно-следственных связей. Нарушение хорошо видно при проведении специальных тестов.

Возможно резкое прекращение мыслительной активности, пусть и недостаточной для решения конкретной задачи или ответа на вопрос. Через несколько секунд все возвращается в норму. Но вернуться к последней мыслительной операции страдающий уже не может, что типично для умственной отсталости.

Как правило, страдающие хорошо запоминают простые однозначные факты: цифры, имена. Но не способны усвоить большой или даже незначительный объем информации по контексту, чтобы потом пересказать суть пусть и своими словами, но без искажения смысла. На фоне дебильности такая проблема замечается в меньшей степени.

  • Проблемы с переключением внимания, его концентрацией

Возникают отклонения адекватной концентрации, сосредоточения на конкретной задаче. Это приводит к низкой продуктивности и без того слабого мышления. У пациентов с невыраженными формами олигофрении симптом заметен не так сильно.

Малый словарный запас, скудный лексический строй, невозможность нешаблонного построения высказываний. Склонность к повторению одного и того же, зацикленность на мыслях, застревание. Все эти типичные черты нарушения.

Пациент не способен адекватно выразить свои эмоции, потому как спектр переживаний в один и тот же момент не столь широк, как у здоровых. В запущенных случаях аффект еще беднее. Ограничивается парой стереотипных реакций на внешние раздражители.

  • Отсутствие целеполагания, недостаточность волевой сферы

Волевые усилия возможны спонтанно, после всплеска эмоции. Рациональная составляющая мышления ослаблена или полностью отсутствует. Инициатива невозможна, потому больные инертны. Легко попадают под чужое влияния. Имеют сниженную критику к услышанному, увиденному, легко поддаются на провокации, пропагандистские лозунги. При сохранной дееспособности становятся жертвами мошенников.

  • Склонность к социальной изоляции

По причине особенностей психики, быстро нарастает аутизация, уход в себя, общее отсутствие интересов и воли к жизни. Не всегда человека можно «вытащить» из этого инертного, безвольного и апатичного состояния. На фоне легких степеней расстройства проблема более актуальна, потому как в силу сохранности интеллекта по большей части, страдающий вполне осознает собственные проблемы, неполноценность ума.

  • Неуместные эмоциональные реакции

Олигофрения у детей симптомы и признаки

В результате отсутствия эмпатии, понимания эмоций других и практически полного отсутствия навыков коммуникации.

  • Общие проблемы с обучаемостью

Пациентов трудно научить читать, писать, выполнять базовые арифметические действия. В самых легких случаях процесс обучения более долгий, чем у здоровых людей. В запущенных — научить чему-либо невозможно в принципе.

Названные проявления встречаются при всех формах, так или иначе.

Первичным дефектом при олигофрении является интеллектуальный дефицит, прочие явления наслаиваются на основное отклонение. Стадии определяют глубину нарушения. Так, если при дебильности речь скудная, но правильная и понятная, то при идиотии способность говорить отсутствует вообще. В лучшем случае мычание, нечленораздельные звуки.

У детей выставить диагноз намного труднее. Потому как нет объективных признаков, которые указали бы на проблему. Подозрения у врачей могут возникнуть примерно к 3-4 месяцам жизни ребенка. Он не склонен к эмоциональным контактам, не реагирует на обращенную речь, мало улыбается, раздражителен. Плохо узнает предметы, вроде ложки.

Диагностика отклонения

Диагностика сложностей не представляет. Задача по выявлению патологии ложится на плечи психиатра. Также в дальнейшем может потребоваться участие невролога, дефектолога, логопеда. В первую очередь нужно установить, не является ли дефект следствием органических дефектов: воспалительного процесса, опухоли, кисты.

Показаны:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • допплерография сосудов головного мозга.

Если данных за структурные изменения подобного рода нет, проводят базовое психопатологическое исследование:

  1. Устный опрос, с целью установить круг интересов, общую эрудированность, способность логически мыслить, делать выводы, выстраивать нить повествования, грамотно вести диалог. У детей такая методика невозможна, потому практикуется наблюдение за поведенческими реакциями на стимулы (улыбка, прикосновение и прочие).
  2. Тесты. Специальные исследования в рамках опросников и тестов для определения интеллектуального коэффициента. В некоторых случаях дает ложную информацию, тем более такой старый метод, как исследований IQ по Айзенку. Требуется применение группы методик. Тесты по Вандерлику, Равену.
  3. Оценка способностей читать, писать, считать. Пересказывать и анализировать текст, образно мыслить, понимать метафоры.
  4. Проверка памяти на основе визуального материала: специальных карточек. Также есть возможность параллельно проверить способности к вербализации увиденного, связному рассказу. Предлагается на основе карточек с визуальным описанием некоторых ситуаций составить историю, затем рассказать ее связно и понятно.

По понятным причинам, у больного будут нарушены практически все критерии здоровой психики: от поведения до памяти, способности к обобщению. Осложненная олигофрения, тяжелые и запущенные формы таковой ставят крест на возможности установить контакт. Однако проблем с постановкой диагноза нет.

Методы лечения

Возможно ли полное восстановление?

Полное восстановление обычно невозможно. Не считая форм, сопряженных с образованием избытка кетонов. Ключевая задача лечения — адаптация пациента в социуме. Насколько это возможно.

К какому врачу обратиться?

Над восстановлением пациента работает целая группа специалистов. Невролог, психиатр, педиатр, дефектолог, логопед. Препараты применяются в качестве вспомогательной меры.

Назначаются ноотропные средства для ускорения обмена веществ в головном мозге, цереброваскулярные. Чтобы восстановить кровоток, витаминно-минеральные комплексы. По необходимости также транквилизаторы (встречаются случаи повышенной агрессивности), нейролептики краткими курсами.

В остальном же лечение олигофрении предполагает помощь в понимании эмоций людей, выражении своих мыслей насколько это возможно. Проводится индивидуальная работа с психотерапевтом, групповые занятия.

Большая роль отводится работе с родителями и ближайшими родственниками. Нужно обеспечить нормальный микроклимат дома для улучшения прогнозов. При неадекватной реакции на пациента, ребенок, подросток или взрослый замкнутся еще больше.

Хорошим подспорьем в деле терапии выступают современные методы, направленные на выражение эмоционального состояния, снятие стресса. Сюда относит пет-терапию (общение с животными: лошадьми, собаками, кошками), арт-терапию (художественное самовыражение, обычно речь идет об изобразительных методах, рисовании).

Прогнозы

Олигофрения у детей симптомы и признаки

При дебильности или легком дефекте есть возможность полноценно жить в обществе. Работать, учиться. Некоторые ограничения есть, но они практически не отражаются на повседневной жизни.

Имбецильность предполагает существенное ограничение повседневной активности. Трудовая деятельность практически неосуществима. Разве что рутинные повторяющиеся действия, не требующие осмысления и глубокого понимания. Человек с таким диагнозом считается инвалидом.

Идиотия исключает какую-либо деятельность вообще. Жизнь проходит в форме вегетативного существования с незначительными отклонениями от такового. Речи нет, мышления как такового тоже. Реакции стереотипные. Пациенты похожи на младенцев своим поведением. Идиотия не поддается коррекции в принципе, требуется постоянный уход, иначе шансов выжить у такого страдающего нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector