Три уровня речевого развития при ОНР

35. Основные направления логопедической работы при онр у детей дошкольного возраста.

Работа
над устранением онр начинается с
обследования детей.

1.ориентировачный(беседа
с реб, выявл общий ур-нь раз-я реб-ка,
предст его об окр, знакомство логопеда
с анамн. Данными по ребенку)

2.
диагностический ( обследуется строение
артикуляц аппарата реб-ка, состояние
его мыслит деят-ти, состояние общей и
мелкой моторики, а так-же предъявл
задания для исслед-я звукопроизношения,
слоговой структуры, состояния словаря,
граммат строя речи, состояние связной
речи и сост фонематических процессов.

3.по
результатам ставится логопед заключение.
Выстраивается план занятий с реб-м

Три уровня речевого развития при ОНР

4.Динамическое
наблюдение.

Классификация речевых нарушений (таблица)

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация делает глубокий анализ осложнений в речевой сфере, показывая проблему с разных сторон. Тем самым она рисует полную картину этого недуга, что позволяет выбрать наилучший путь помощи.

Клинико-педагогическая

Психолого-педагогическая

Сбой фона речи (оформления внешне)

Нарушены средства общения

  • Афония, дисфония − неимение, или недостаток голоса из-за аномальных изменений в голосовом аппарате.
  • Брадилалия − ненормально медленная скорость речи.
  • Тахилалия − ненормально ускоренная скорость речи.
  • Заикание − сбой правильной скорости и размеренности речи из-за судорог мышц в голосовом аппарате.
  • Дислалия − искажение, замена или перестановка отдельных звуков (слух и артикуляционный аппарат в норме).
  • Ринолалия − искажено как звучание самого голоса, так и оттенок звуков по причине дефективности речевого аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) − это неправильное произношение и восприятие звуков у детей с интеллектом в норме и аналогичным слухом.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) − это сложнейшие расстройства в системе речи, когда нарушаются все ее компоненты.

Дефекты построения языковых средств и их значение

Сложности коммуникации

  • Алалия − неимение навыков говорения (в результате органического поражения речевых зон коры головного мозга).
  • Афазия − невозможность общения из-за потери речи полной или частичной, чему способствовали локальные органические поражения коры полушария головного мозга.
  • Дисграфия, аграфия − невозможность овладения письмом надлежащим образом.
  • Дислексия, алексия – невозможность овладения навыками чтения в полной мере.
  • Заикание − усложненное функционирование речевой  коммуникации, невзирая на правильно сформированные средства общения.
  • Мелодико-интонационные расстройства (дисфония, афония, ринофония).
  • Анормальное чтение или письмо рассматриваются как неотъемлемые части ФФНР и ОНР.

Р. Е. Левина со своими коллегами выработала единый педагогический подход, позволивший увидеть процесс неправильного развития ребенка, учитывая определенные показатели. Педагог систематизировала системные речевые нарушения и обосновала новый метод организации системы корректировочной работы по их преодолению у дошкольников.

Кроме разграничения по клиническим проявлениям это заболевание дифференцируется по степени выраженности и делится на уровни.

1. ОНР 1 степени — это отсутствие связной речи;

2. ОНР 2 степени — начало фразовой речи, ответы на вопросы;

3. ОНР 3 степени — формирование связной речи;

4. ОНР 4 степени — связная речь с недочетами в произношении и грамматике.

ОНР — это всегда поздние, в 3-4 года, первые слова и бессвязная речь, а также, как следствие, невнимательность, плохая память, незаинтересованность в познании нового и даже нарушенная координация движений.

Речь дошкольников с ОНР выглядит по-разному — это зависит от степени недуга.

Чтобы успешно провести коррекцию дефектов и обрести способность говорить внятно и грамотно, необходимо определить уровни речевого развития.

29. Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии.

Моторная
афазия возникает при поражении
речедвиг.центра (брока). Больной либо
совсем не может говорить,либо у него
сохран. незначит. речевые возможности.
Слышит,понимает ее, но не имеет возможности
речь воспроизводить. Иногда у него
получ. обрывки слов(могут сохр.опорные
слова- да,нет,вот, не надо).

при этом
спонтанная речь невозможна так как
наруш.пусковой механизм речи. У детей
очень часто при афазии почти полностью
распадается навыки чтения и письма,при
этом чтение наруш. больше,чем письмо.
Больной оч.тяжело переживает свой
дефект,понимают его. Коррекция этого
дефекта комплексная,согласов.с лечащим
врачом/невропатолог. Лечение длит.,в
течение многих месяцев.

1.моторная.2.сенсорная

Восприятие
речи. 1.Восприятие речи сохранно на
перцептивном уровне. 2.Грубо нарушено

Понимание
речи. 1.Понимание речи соответствует
возрасту, возможно без опоры на зрительное
восприятие артикуляции. 2.Понимание
речи нарушено, может незначительно
улучшатся при зрительном восприятии
артикуляции говорящего

Слуховое
внимание. 1.Сохранно. 2.Нарушено

Эхолалия.
1.Отсутствует. 2.Присутствует

Повторение
услышанного. 1.Затрудняются повторить
слово, фразу. 2.Повторяют, не понимания
смысла проговоренного слова

Характеристика детей с ОНР

Коммуникация.
1.Отмечается стремление к языковой
коммуникации (невербальной и вербальной).
2.Нежелание (и невозможность) вступать
в общение

Мимико-жестикуляторная
речь. 1.Активное использование жестов,
выразительная мимика. 2.Отсутствие
жестов и амимичность или невыразительность
мимики

Наличие
компенсаторных средств. 1.Как компенсаторные
средства выступают мелодика,
звукоподражания, «звуковые жесты».
2.Отсутствие компенсаторных средств

Динамика
улучшения речи. 1.Отмечается динамика
в овладении речью при ее спонтанном и
направленном формировании. 2.Крайне
низкий темп при направленном формировании
речи.

Характеристика уровней ОНР

Так выглядит речевая функция по уровням.

1 уровень ОНР

Для первого уровня характерны:

  • активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
  • из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
  • выговаривание невнятное и искаженное;
  • звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
  • смысл фраз малопонятен;
  • многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
  • активная жестикуляция и мимика.

2 уровень ОНР

Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:

  • построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
  • произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
  • ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
  • малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
  • увеличение активного и пассивного словаря;
  • улучшение произношения.

3 уровень ОНР

Характеристики третьего уровня:

  • активное построение фраз и несложных предложений;
  • лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
  • первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
  • звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
  • грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
  • замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).

4 уровень ОНР

Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:

  • обширный словарь;
  • сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
  • распознавание звуков недостаточно отчетливое;
  • негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
  • наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
  • грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
  • трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.

Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.

Обычно все пациенты с общим недоразвитием речи всегда имеют сбой в артикуляционной и слуховой системе. Также в их лексическом арсенале насчитывается небольшое количество слов.

Первый уровень. Слов практически нет. Пассивный словарный запас очень маленький. Нет разумения смысла большинства слов. В обиходе либо лепетные слова, либо слоги звукоподражательного характера, предложения из одного слова, используемые ситуативно (применяются жесты и мимика). Чаще наследуются одни звукосочетания, состоящие из 1-2 слогов.

Второй уровень. Первые попытки связной речи. Хотя еще присутствуют лепет и жесты, появляются хотя и искаженные, но уже постоянные слова, находящиеся в общем употреблении. Словарь все еще беден. Переставляются слоги. Появляются простые предложения, имеющие в наличии 2-3 слова. Звуки получаются дефективными, часто смешанными и заменяют друг друга.

Третий уровень. Дети активно пользуются развернутой речью, но, в основном, употребляют простые конструкции. Объем словаря заметно наполняется: используются почти все части речи. Звукопроизношение и фонематические процессы все еще не вписываются в норму, но нарушений уже меньше.

Четвертый уровень (по Филичевой). Характерны незначительные недочеты в фонетике, лексике и грамматике. Все эти нарушения нерезко выражены: искажается строение слогов слов (сложных), нарушается совместная работа органов речи и процесс приема и преобразования звуковой информации, изменение и образование слов. Обнаружить этот уровень речевого недоразвития можно только при тщательном обследовании ребенка логопедом.

41. Нарушение письменной речи.Виды и их характеристики.


алексия


дислексия: семантическая, тактильная,
грамматическая, мнестическая, оптическая,
фонематическая


аграфия

-дисграфия:
артикуляторно-акустическая, фонематическая
( акустическая), грамматическая,
оптическая, дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза


дизорфография

Алексия
– невозможность процесса чтения

Дислексия
– частичное специфическое нарушение
процесса чтения, обусловленное
несформированностью высших психический
функций, проявляющихся в повторяющихся
ошибках стойкого характера и устраняемого
только в результате логопедического
воздействия.

Большинство
авторов указывает на влияние социальных
и биологических факторов на возникновение
нарушения чтения.

К
биологическим факторам относят какие-либо
повреждения коры головного мозга

Дети с ОНР нуждаются в логопедической помощи

Социальные
факторы: соматическая ослабленность
ребёнка, неправильное речевое окружение,
педагогическая запущенность и тд.

Дислексия
вызывается несформированностью
психических функций которые отвечают
за процесс чтения ( зрительный анализ
и синтез, пространственные представления,
фонематический анализ и синтез,
недоразвитие лексико-грамматического
строя речи)

Семантическая
дислексия – механическое чтение.

Проявляется
в нарушении понимания прочитанного
текста при правильном техническом
чтении, иногда проявляется в послеслоговом
чтении, когда ребёнок прочитав слово
по слогам не понимает его значение, не
может показать слово на картинке.

Аграмматическая
дислексия – обусловлена недоразвитием
грамматического строя речи, морфологических
и синтаксических обобщений, т е ребёнок
читает текст, неправильно согласовывает
слова в словосочетания и предложениях,
неправильно употребляет родовые
окончания и пр предложные конструкции.

Нап:
«из-под листьех», « в тапочкаф», «ветер
промчалась», «такой машина».

Мнестическая
дислексия – проявляется в трудностях
усвоения букв и их недеференцированных
заменах.

Заболевания, при которых диагностируется ОНР

Это
обусловлено нарушением связи между
звуком и буквы и нер-ем реч памяти.

Дети
не могут воспринимать подряд 3-5 звуков
или слов, а при повторении нар-ют их
последю, не запоминают, сокращают, т е
нарушена ассоциация между зрит оборазом
буквы и звукопроизносит образом.

Оптическая
дислексия – проявляется в трудностиусвоения
и смешения 2х сходных графически букв,
отл лишь отдельными элементами (р-ф,
н-п, э-с), т е ребёнок при чтении испытывает
трудности в узнавании букв, путает их
со сходными графически. Это обусловлено
недостат сформированность. Зрительного
гнозиса.

Фонематическая
дислексия- обусловлена недоразвитием
ф-ий фонематического анализа и синтеза.

1. Нарушение
чтения обусловлено недоразвитием
восприятия фонем, при чтении фонемы
сходные акустически, а артикуляторно
смешиваются. (б-к, с-ш, д-т; видит д читает
т)

2. Обусл
недоразвитием ф-ий слитного чтения,
проявл в побуквенном чтении и в искажении.
Нап: лопата-палата, утка-дудка,побежала-убежала.

Виды ОНР

Тактильная
дислексия – (у лиц с нар зрения) набл у
слабослышащих детей, читают с помощью
азбуки Брайлера.

Агрофия
– невозможн осуществелния процесса
письма

Дизорфрофия
– невозможность усвоения арфограф.
Правил

Дисграфия
– частичное специфическое нарушение
процесса письма, обусловленное
несформированностью впф ) или нарушением
их) проявл в стойких повторяющихся
ошибках при письме и устраняемое только
в результате логопедического воздействия

Письмо
представляет собй сложную форму реч
деят-ти чел-ка, этот процесс многоуровневый
и в нем принимают участие различные
анализаторы

(тактильный,рече-слуховой,рече=двигательный,зрительный,обще-двигательный)

Артикуляторно-акуст
дисгр- Ребёнок пишет так, как произносит,
т. Е . деф произношения переносится на
письмо, т е у реб-ка несформир правельно
кинестетич обр и звучание.

Фонематическая
дисгр – проявл в заменах букв соотв
фонетически близкими звуками ( нап: з-с,
ч-т) а так-же в замене мягких согл твердыми
(любит-лубит)

Аграмматическая
дисгр – проявл в нарушении морфологических
и грам. Связей между словами.

Оптическая
дисгр – обусловлена недоразвитием зрит
гнозиса, простр и предст и выр-ся в
искажении сходных букв на письме (З-Е)

50. Характеристика нарушений речи при задержке психического развития.

Речь
детей с задержкой психического развития
удовлетворяет потребности повседневного
общения и не имеет грубых нарушений
лексики и грамматического строя, но им
трудно грамотно выражать свои мысли,
речь их отличается бессвязностью,
отсутствием логики, ясности, выразительности.
Речь таких детей отличается бедностью
словаря и грамматических конструкций,
у них недостаточно развит фонематический
слух. А ведь ещё К.Д.

Ушинский писал:
“Хороший, ясный выговор, такой, чтобы
каждый из звуков был слышен, и чуткое
ухо в различении этих звуков – вот
главное основание правописания”. Из
чего следует, что для грамотного письма
необходимы, по крайней мере, два условия:
правильное, бездефектное произношение
всех звуков и способность различать их
на слух.

Лечение ОНР

Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.

В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас. И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти.

Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.

Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.

При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.

Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний.

Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.

Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.

В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.

Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения.

4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.

Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма.

Обучение детей с различной степенью ОНР успешно осуществляется в специальных учебных заведениях для школьников и дошколят. Конечно, начинать лечение заболевания следует как можно раньше, с 3-4 лет.

ОНР 1 степени

Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.

12. Онтогенез речевого развития.

Речь
– форма общения людей, опосредованная
языком, особый вид Деятельности.

В
первый год жизни наблюдаются предпосылки
речевого развития. 1-е полугодие –
звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие
– лепет. В это время ребенком приобретается
пассивный словарь. Ребенок понимает
отдельные слова, обращенные к нему.

1
год. Появляются отдельные слова
(автономная детская речь). Она не понятна
для окружающих, многозначна, ситуативна,
аграмматична.

1
– 3 года. Активный и пассивный словари
растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500
слов. Ребенок начинает говорить
предложениями. К 3-м годам правильно
произносит звуки за исключением сложных.

Что можно сделать еще

Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».

Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.

Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.

15. Механическая дислалия и ее причины.

ОНР 2 степени

Дислалия
– нарушение звукопроизношения при
норм.слухе и сохранной иннервации
артикул.аппарата.

Мех.или
орган.д. – неправильное
звукопроизношение,обусловленное
орган.дефектами периферического
артикул.аппарата. Возникает в любом
возрасте вследствие ранения или травмы.

1.укороченная
подъязычная связка (признак – невозможность
поднятия языка, раздвоенный кончик
языка). Звуки р, ш, ж.

2.неправильное
строение челюсти (аномалия прикуса) –
прогнатия,верхняя челюсть сильно
выдается вперед, в результате чего
передние зубы не смыкаются с нижними.

3.прогения
– дефектное строение челюсти,при
кот.нижняя челюсть сильно выдается
вперед.

4.открытый
прикус – верхняя и нижняя челюсть при
смыкании образует промежуток. Открытый
боковой (двусторонний,односторонний),открытый
передний.

5.неправильное
строение зубов. Зубы слишком мелкие и
частые,либо большие и редкие, отсутствие
зубов, зуб на зуб.

6.дефекты
строения неба. Небо очень высокое
(“готическое”), уплощенное небо,
низкое.

7.аномалия
строения губ – толстые (мясистые), узкие
тонкие.

8.аномалии
в строении языка. При большом языке –
макроглоссия, маленький – микроглоссия.
Все эти причины могут нарушать
звукопроизношение.

16. Функциональная дислалия и ее причины.

Функциональная
дислалия.


дефектное воспроизведение фонем родного
языка при отсутствии органических
нарушений строений артикуляционного
аппарата.

Возникает
в детс.возрасте в процессе усвоения
родного языка.

социальные,
биологические (соматическая ослабленность),
недостаточная несформированность
фонематического слуха, недостаточная
подвижность органов артикуляции.

При
незначительном снижении органов слуха,
при интеллектуальной недочстаточности.

При
функциональной дислалиинет органических
нарушений цнс.

Нарушение
звукопроизношения квалифицируется как
фонологические (фонематические),
обусловленные недостаточной
несформированностью фонематического
восприятия. К ним относятся замена и
смешения звуков.

…и
как фонематические – искажение звуков.
причина – нарушена произносительная
сторона речи.

1.
аккустико-фонематическая (недостаточнная
несформированность фонематического
слуха. Ребенок неправильно различает
на слух фонемы родного языка и неправильно
их произносит. Напр.: “Словл на “ф”?
– “фапоги”)

ОНР 3 степени


артикуляционная база ещё несформирована,
звук заменяется на более простой (рыба
– лыба)


при отборе фонемы принимается неправильное
решение (бывают замены и смешивания
звуков)

3.
артикуляторно-фонетическая (фонемы
реализуются в непривычных формах. Напр.:
“р” горловое (искажение))

По
количеству нарушеннных звуков дислалия
быв.: простая (до 4 зв.) и сложная (более
4 зв.)


мономорфная (нарушена только одна группа
звуков. Напр., только шипящие)


полиморфная.

18. Развитие слухового и фонематического восприятия у детей с нарушением речи.

Развитие
слухового и фонематического восприятия

ОНР 4 степени

1.
различение неречевых звуков (звук
льющейся воды, рвущейся бумаги – бытовые
шумы. Потом без зрительного контроля
логопед демонстрирует этот звук)

Звучащие
игрушки (удка, бубен, погремушка)

2.
Различие речевых звуков.

Гласные
звуки в потоке речи “а,о,у,э,и” со
звучанием и артикуляцией.

Согласные
звуки. Акцет длается на звуки, которые
ребенок должен правтльно произнести
(“Хлопни в ладоши, если услышишь
звук…”). Может произносить изолировано,
в словах, в предложениях.


повторить за логопдом цепочки слогов
или слов


показать или выбрать картинку с заданным
звуком


подобрать слово на заданный звук


определить место звука в слове


определить количество и последовательность
звуков в слове


также включать задания на выработку
целенаправленной воздушной струи (на
подготовительном этапе) (Подуть на
листочек, на подвешеннай на ниточке
предмет).

19. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Речь
ребёнка формируется под влиянием
взрослых и в огромной степени зависит
от достаточной речевой практики,
нормального речевого окружения и от
воспитания и обучения, которые начинаются
с первых дней его жизни.

Проявления ОНР у дошкольников

Отставание
в развитии тонкой моторики рук у
дошкольников препятствует овладению
ими навыков самообслуживания, затрудняет
манипуляцию различными мелкими
предметами, сдерживает развитие некоторых
видов игровой деятельности. У младших
школьников несовершенство мелкой
моторики затрудняет овладение письмом
и рядом других учебных и трудовых
навыков.

Начинать
работу по развитию мелкой моторики
нужно с самого раннего возраста. Уже
грудному младенцу можно массировать
пальчики (пальчиковая гимнастика),
воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга. В
раннем и младшем дошкольном возрасте
нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом,
не забывать о развитии элементарных
навыков самообслуживания: застегивать
и расстегивать пуговицы, завязывать
шнурки и т. д.

И,
конечно, в старшем дошкольном возрасте
работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать
важной частью подготовки к школе, в
частности, к письму. Более подробно о
приемах подготовки руки к письму у
дошкольника читайте в разделе “Развивающие
методики. Письмо”

Почему
так важно для детей развитие тонкой
моторики рук? Дело в том, что в головном
мозге человека центры, отвечающие за
речь и движения пальцев рук расположены
очень близко. Стимулируя тонкую моторику
и активизируя тем самым соответствующие
отделы мозга, мы активизируем и соседние
зоны, отвечающие за речь.

Задача
педагогов и детских психологов – донести
до родителей значение игр на развитие
мелкой моторики. Родители должны понять:
чтобы заинтересовать ребенка и помочь
ему овладеть новой информацией, нужно
превратить обучение в игру, не отступать,
если задания покажутся трудными, не
забывать хвалить ребенка. Предлагаем
вашему вниманию игры на развитие мелкой
моторики, которыми можно заниматься
как в детском саду, так и дома.

Упражнения
для развития тактильной чувствительности
и сложнокоординированных движений
пальцев и кистей рук.

1.
Ребенок опускает кисти рук в сосуд,
заполненный каким-либо однородным
наполнителем (вода, песок, различные
крупы, дробинки, любые мелкие предметы).
5 – 10 минут как бы перемешивает содержимое.
Затем ему предлагается сосуд с другой
фактурой наполнителя. После нескольких
проб ребенок с закрытыми глазами опускает
руку в предложенный сосуд и старается
отгадать его содержимое, не ощупывая
пальцами его отдельные элементы.

2.
Опознание фигур, цифр или букв, “написанных”
на правой и левой руке.

3.
Опознание предмета, буквы, цифры на
ощупь поочередно правой и левой рукой.
Более сложный вариант – ребенок одной
рукой ощупывает предложенный предмет,
а другой рукой (с открытыми глазами) его
зарисовывает.

4.
Лепка из пластилина геометрических
фигур, букв, цифр. Для детей школьного
возраста лепка не только печатных, но
и прописных букв. Затем опознавание
слепленных букв с закрытыми глазами.

5.
Исходное положение – сидя на коленях и
на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони
повернуты вперед. Большой палец
противопоставлен остальным. Одновременно
двумя руками делается по два шлепка
каждым пальцем по большому пальцу,
начиная от второго к пятому и обратно.

6.
“Резиночка”. Для этого упражнения
можно использовать резинку для волос
диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы
вставляются в резинку. Задача состоит
в том, чтобы движениями всех пальцев
передвинуть резинку на 360% сначала в
одну, а затем в другую сторону. Выполняется
сначала одной, потом другой ру6кой.

Причины ОНР

7.
Перекатывание карандаша между пальцами
от большого к мизинцу и обратно поочередно
каждой рукой.

8.
Игра “Разноцветные снежинки”
(возраст – 4 года). Направлена на развитие
мелкой моторики рук, формирование
аккуратности.

9.
“Повтори движение” (вариант игры
Б. П. Никитина “Обезьянки”). Взрослый,
садясь напротив ребенка, делает пальцами
своей руки какую-либо “фигуру”
(какие-то пальцы согнуты, какие-то
выпрямлены – любая комбинация). Ребенок
должен точно в такое же положение
привести пальцы своей руки – повторить
“фигуру”.

Задание здесь усложняется
тем, что ему ее еще необходимо зеркально
отразить (ведь взрослый сидит напротив).
Если данное задание вызывает у ребенка
сложности, то сначала можно потренироваться,
проводя упражнение сидя рядом (а не
напротив ребенка). Так ему будет легче
копировать положение пальцев руки.

10.
Игры с рисованием.

Если
у ребенка плохо развита мелкая моторика
и ему трудно обучаться письму – то можно
поиграть в игры с рисованием. Скажем,
обводить наперегонки квадратики или
кружочки или продвигаться по нарисованному
заранее лабиринту (наиболее интересно,
когда ребенок рисует лабиринт для
родителя, а родитель – для ребенка.

11.
Игры с предметами домашнего обихода.

В
играх с шнурованием также развивается
глазомер, внимание, происходит укрепление
пальцев и всей кисти руки(мелкая
моторика), а это в свою очередь влияет
на формирование головного мозга и
становления речи. А также, что не
маловажно, игры-шнуровки Монтессори
косвенно готовят руку к письму и развивают
усидчивость.

Логопедическая характеристика на ребенка с ОНР

Познают
мир “руками” не только крохотные
малыши – игрушки, которые требуют работы
кисти, пальцев полезны и детям постарше.
Следует помнить, что развитие тонкой
координации движений и ручной умелости
предполагает известную степень зрелости
структур головного мозга, от них зависит
управление движениями руки, поэтому ни
в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

30. Общее недоразвитие речи (онр) у детей дошкольного возраста.


Более позднее начало речи: первые слова
появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;


Речь аграмматична и недостаточно
фонетически офомлена;


Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной,
т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему
речь, не может сам правильно озвучить
свои мысли;


Речь детей с ОНР малопонятна.


Первый уровень речевого развития
характеризуется отсутствием речи (т.н.
“безречевые дети”). Такие дети пользуются
“лепетными” словами, звукоподрожаниями,
сопровождают “высказывания” мимикой
и жестами. Например, “би-би” может
означать самолет, самосвал, пароход.


Второй уровень речевого развития. Кроме
жестов и “лепетных” слов появляются
хотя и искаженные, но достаточно
постоянные общеупотребительные слова.
Например, “лябока” вместо “яблоко”.
Произносительные возможности детей
значительно отстают от возрастной
нормы. Нарушена слоговая структура.
Например, наболее типично сокращение
количества слогов: “тевики” вместо
“снеговики”.


Третий уровень речевого развития
характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами
лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития.
Свободное общение затруднено. Дети
этого уровня вступают в контакты с
окружающими только в присутствии
знакомых (родителей, воспитателей),
вносящих соответствующие пояснения в
их речь.

в
1998 г. т.б. филичева выделила и описала 4
уровень онр. к нему относятся дети с
нередко выраженными остаточными
проявлениями лексико-грам. и
фонетико-фонематическогонарушения
речи,кот. обнаруживается при глубоком
исследовании с помощью специально
подобранных заданий.

Задачи коррекционных мероприятий


В работе с первым уровнем речевого
развития главные задачи: развитие
понимания речи, развитие активной
подражательной деятельности в виде
произношения любых звуковых сочетаний,
развитие внимания и памяти;


Детей на втором уровне развития обучают
умению отвечать на вопросы и самостоятельно
задавать их друг другу. В процессе
диалога закрепляются элементарные
формы речи, доступные детям словосочетания.
Предложения, составленные детьми по
вопросам, объединяются в короткие
рассказы и заучиваются.


Для детей третьего уровня: дальнейшее
совершенствование связной речи,
практическое усвоение лексических и
грамматических средств языка, формирование
правильного произношения, подготовка
к обучению грамоте и овладение элементами
грамоты.

Причинами
общего недоразвития речи (ОНР) являются
различные неблагоприятные воздействия
как во внутриутробном периоде развития
(интоксикации, токсикоз), так и во время
родов (родовая травма, асфиксия), а также
в первые годы жизни ребёнка.

Рассмотренный
выше подход к ОНР можно назвать
педагогическим, поскольку одной из его
целей является формирование
специализированных логопедических
групп при дошкольных учреждениях. При
этом объединяются дети, примерно
соответствующие одному уровню (первому,
второму или третьему) речевого развития
для применения к ним сходных методов
речевой коррекции.

Однако клинически
ОНР проявляется весьма разнообразно,
потому наряду с педагогическим существует
и медицинский подход к ОНР, при котором
нарушения делятся уже не на уровни, а
на так называемые группы (не путать с
группами при дошкольных учреждениях)
в соответствии с неврологическими и
психопатологическими синдромами.


ОНР и задержка речевого развития (ЗРР);


ОНР и олигофрения;


ОНР и задержка психического развития
(ЗПР);


ОНР и задержка речевого развития у детей
с нарушениями слуха (тугоухостью);


ОНР и ранний детский аутизм (РДА).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector