Нейропсихолог детский – кто такой и что лечит: нейропсихология для детей

Патологии, изучаемые наукой

Разберем основные патологии, которые входя в сферу деятельности нейропсихологии.

Нарушения особенно часто встречаются в сенсорной и двигательной сфере. Известно, что на формирование индивида, причем как в интеллектуальном плане, так и в психическом, непосредственное влияние оказывают структуры мозга, которые называют подкорковыми.

Ели у ребенка присутствует патология подкорковых образований, то он будет крайне быстро ощущать усталость при любой деятельности.

Кроме того, ему будет сложно сохранять внимание и концентрироваться на чем-либо, он постоянно будет отвлекаться.

Также могут быть проблемы с запоминанием какой-либо информации. Довольно часто присутствует нарушение тонуса мышц (он слишком высокий или же, наоборот, сильно снижен).

Детская нейропсихология проводит исследования и коррекционную деятельность таких нарушений, как:

  • проблемы с пониманием, усвоением и последующим воспроизведении информации;
  • отставание в освоении материала школьной программы;
  • явные сложности в освоении письма, чтения и счета;
  • повышенная активность или, наоборот, вялость;
  • повышенная тревожность и нервозность;
  • неустойчивость в эмоциях, резкие скачки настроения;
  • тики и заикания;
  • слишком низкий либо высокий мышечный тонус;
  • плохое или недостаточное развитие моторики;
  • плохая координация движений, ребенок постоянно спотыкается и падает.

Огромное воздействие на формирование личности в психоэмоциональном и интеллектуальном плане оказывают подкорковые структуры головного мозга, что доказано современными исследованиями нейропсихологии. Подкорковые образования – это первый функциональный блок головного мозга, обеспечивающего энергетику психической активности. Именно в двигательной сфере, а также в сенсорной, особенно заметны нарушения и патологии психических процессов.

Если у малыша есть функциональная недостаточность подкорковых образований, то такой ребенок будет очень быстро уставать от любого вида деятельности. Малыш почти ничего не запоминает, быстро забывает, не может надолго сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. У крохи наблюдается и нарушение мышечного тонуса.

Детская нейропсихология исследует и корректирует следующие нарушения:

  • Проблемы поведения ребенка. Трудности с усвоением учебного материала свидетельствуют о возрастном отставании малыша от сверстников.
  • Тревожность, страхи.
  • Заикание, тики.
  • Эмоциональная неустойчивость поведения.
  • Органический аутизм.
  • Гиперактивность.

Нейропсихолог детский - кто такой и что лечит: нейропсихология для детей

Обычно родители с такими проблемами сначала обращаются к педиатрам, которые и направляют малышей на консультации к психоневрологам. Только специалист в нейропсихологии способен точно поставить диагноз, разработать и осуществить коррекционные методы нейропсихологии.

Родителям стоит обратить внимание на тревожащие их явления в развитии подрастающего поколения, немедленно обратиться за помощью к специалисту, если у вашего чада существуют:

  • Моторная неловкость – кроха плохо координирует свои движения, постоянно падает, спотыкается.
  • Недоразвитие моторики. Тонус мышц может быть повышенным или пониженным.
  • Ребенок испытывает трудности в изучении счета, письме, навыки чтения даются с большим трудом.
  • Гиперактивность или вялость в поведении малыша.

Первым делом необходимо провести правильную психодиагностику малыша, имеющего проблемы психического развития. Именно на основании диагностики специалист примет решение о том, какие мероприятия по коррекции патологии психического развития необходимо применять.

Обследование детей у нейропсихологов, как правило, проводится с 5 летнего возраста. До 5 лет психологи проводят наблюдение по соответствию возрастных особенностей детей. Но недостаток специализированных знаний нейропсихологии не позволяет психологам и педиатрам правильно диагностировать причины нарушения психического развития у малышей.

Обычно при поражении ВПФ нарушаются такие психические и когнитивные процессы, как речь, восприятие, мышление, активное внимание, виды мнестической деятельности. Иногда изменения касаются личности ребенка, страдают его эмоции. Особенно ярко могут проявляться нарушения головного мозга в двигательной и сенсорной сфере.

Как связаны мозг и рука

Треть площади двигательной коры головного мозга принадлежит проекции кисти руки, которая, в свою очередь, находится рядом с речевой зоной. Именно эти два факта: размер проекции кисти руки и её непосредственная близость к речевой зоне — дали учёным основание полагать, что развитие кисти руки приводит к формированию и развитию речевых навыков. Но как этот факт поможет писать грамотно?

Чтобы запомнить словарное слово, произносим его по слогам, одновременно отбиваем ритм пальцами правой руки по ладони левой руки. Благодаря отбиваемому ритму возникает ощущение, что голос звучит в голове, и восприятие, понимание, запоминание усиливаются.

МО-РО-ЖЕ-НО-Е

А теперь проговорите, отбивая ритм. Чувствуете разницу? Дети с удовольствием берут этот приём для запоминания и проверки написания слов.

Детская нейропсихология - что это такое: понятие

Часто встречается такая несогласованность: мозг работает быстрее, чем рука, что приводит к ошибкам, недописыванию слов или перестановкам букв, слогов. По этой причине почерк становится неразборчивым либо, наоборот, письмо очень медленное, хотя и аккуратное.

Всё дело в слабой межполушарной связи, низком уровне самоконтроля и произвольности движений из-за задержки развития лобных долей коры головного мозга. Данную особенность вполне можно корректировать в домашних условиях. Для этого можно ежедневно выполнять следующие задания.

  1. Пожалуйста. Показываем различные жесты, а ребёнок должен их повторить, когда слышит волшебное слово “пожалуйста”. Постепенно увеличивайте темп демонстрации жестов.
  2. Все наоборот. Хлопаем в ладоши. Когда вы хлопнете 1 раз, ребёнок должен хлопнуть 2 раза. И наоборот: когда вы хлопаете 2 раза, он хлопает 1 раз. Варианты: стучим рукой по столу или деревянными ложками, топаем ногой и др. Упражнение улучшает динамику психических процессов, учит быстро переключаться с одного задания на другое.
  3. Руки, ноги, голова. Называем части тела, а ребёнок должен их показать. Но нужно быть очень внимательным, так как следует показать часть тела, названную ранее. Например, вы говорите “руки”, ребёнок ничего не показывает. Затем вы произносите “голова”, он показывает руки. Вы называете “ноги”, он дотрагивается до головы.
  4. Колечки. Соединяем большой палец левой руки с другими пальцами в колечки по очереди, начиная с указательного пальца. Большой палец правой руки соединяем с другими пальцами, начиная с мизинца. Делаем одновременно двумя руками. Тренируем концентрацию и переключение внимания, а также контроль и порядок выполнения серии движений.
  5. Игры нашего детства. Помогут также игры, знакомые всем с детства: “Съедобное — несъедобное”, “Воробьи — вороны”, “Да и нет не говори, чёрное с белым не бери”.
  6. Гулливер и лилипуты. Предлагаем ребёнку переписать слова, начиная с самой большой или самой маленькой буквы, и далее по убыванию или по возрастанию.

От самой маленькой буквы до самой большой.

От самой большой буквы до самой маленькой.

Нейропсихологические синдромы

Знание о том, какие симптомы соответствуют нейропсихологическим синдромам, поможет родителям вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Дисгенетический синдром рассматривает дисфункции подкорковых, а также стволовых образований. Обычно делят детишек по типам нарушения на стволовых и подкорковых детей.

Нейропсихолог детский - кто такой и что лечит: нейропсихология для детей

Стволовых детей, у которых были затронуты не только подкорка, но и ствол, характеризует сбой в работе эндокринной системы организма. У этих малышей диагностируется диатез, понижен иммунитет. Очень часто наблюдаются проблемы со сном. У малышей нередко диагностируются энурез, а также энкопрез.

Развитие такого ребенка с самого рождения проходит дисгармонично. Наблюдается нарушение мелкой, крупной моторики. Ребятня испытывает трудности, обучаясь разговаривать. Обучение происходит в коррекционных школах и воспитательных классах. Психология изучает данный клинический случай, к сожалению, он практически не поддается никакой форме коррекции

Подкорковые малыши не так пострадали в интеллектуальном плане. Подкорка достаточно быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, которые компенсируют указанные нарушения. Подкорковые дети говорят очень много и чисто, у них нет трудностей при произношении сложных слов.

У подкорковых малышей сбой корректируются за счет создания лобных долей. Маленький человечек подключает лобный контроль, что позволяет ему компенсировать недостатки психического развития. У них часто бывают головные боли, характерна быстрая утомляемость.

Нарушена крупная моторика, что характеризуется неуклюжестью в движениях, у крохи слабый вестибулярный аппарат. Низкая работоспособность, неумение сосредотачиваться на одном предмете или действии. Очень плохая память. Внимание постоянно рассеяно. Характерен неразборчивый почерк. Коррекционная деятельность дает хорошие результаты.

Нейропсихологический синдром — это устойчивое сочетание сразу нескольких нарушений высших психических функций, которые возникают при локальных поражениях мозговых структур.

Рассмотрим основные из них.

Дисгенетический

Он включает в себя нарушения в подкорковых и стволовых образованиях, исходя из этого и выделяют:

    Дисгенетический синдром
  1. Стволовые нарушения. Как правило, наблюдаются различные проблемы в функционировании эндокринной системы организма, пониженный иммунитет. У детей диагностируют диатез, энурез и энкопрез. Довольно часто бывают проблемы со сном. С самого рождения у малыша наблюдается дисгармоничное развитие: нарушения моторики, трудности с обучением речи.
  2. Подкорковые нарушения. В данном случае интеллектуальное развитие проходит несколько лучше. Дети с такой патологией очень хорошо разговаривают, не испытывают затруднений со сложными словами. Но у них довольно часто встречаются головные боли. Ребенок имеет неуклюжие движения, часто спотыкается, ударяется о что-то, роняет предметы.

    Такие малыши быстро устают от деятельности любого вида, отличаются низкой работоспособностью.

    Им сложно концентрироваться на одном действии или предмете, внимание постоянно перескакивает. Они рассеянны и забывчивы. Часто у таких детей также бывает очень неразборчивый почерк.

Упражнения для развития лобных долей коры головного мозга

МО-РО-ЖЕ-НО-Е

  1. Одной рукой пишем своё имя, другой — слово “молодец”.
  2. Рисуем человечка одной рукой — из кружочков, другой — из прямоугольников.
  3. Раскрашиваем картинку двумя руками. Причём правую часть картинки раскрашиваем левой рукой, а левую часть картинки — правой.
  4. Обводим картинку по контуру сразу двумя руками.

Считается, что от 0 до 3 лет развитие ребёнка происходит очень интенсивно.

Все начинается с младенческого периода, когда малыш умеет только кушать, спать и радоваться при виде взрослого. Потом он превращается в самостоятельного любознательного малыша, который имеет в арсенале достаточное количество умений и навыков. Это время очень счастливое для него и памятное для его родителей.

В возрасте от 3 до 7 лет для ребенка открывается мир людей, предметное общение уходит на второстепенный план. Малыш во всем подражает взрослым, все его действия и поступки мотивированы и имеют цель. Повышается интерес к окружающему, развиваются формы активного взаимодействия со сверстниками, закладываются личностные черты, формируются морально-нравственные свойства, приобретаются такие качества, как уважение, сотрудничество, умение отстаивать свое мнение.

Растяжки – это система специальных упражнений, при выполнении которых в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов), зажимов. Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.

Оптимизация и стабилизация тонуса являются одними из самых важных задач коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса может стать как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на его общем развитии.

Осознание ребенком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Многие упражнения выполняются в трёх пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение (упражнения лежа) .ребенок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).

Этот комплекс помогает научить ребенка чувствовать, перераспределять напряжение и уметь его снимать. Также это является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.

Нейропсихологические синдромы

Дисгенетический

Детский нейропсихолог осуществляет деятельность, направленную на поведение и психические процессы ребенка, и основанную на знаниях о закономерностях развития и особенностях функционирования нервной системы в детском возрасте.

Он работает с детьми в возрасте от 3 до 12 лет (в этом возрасте функции мозга лучше всего поддаются корректировке), у которых встречаются следующие нарушения:

  • проблемы с усвоением школьной программы и выполнением учебных заданий (неаккуратный почерк, частые ошибки, отставание от сверстников);
  • неустойчивость эмоционального состояния (резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость);
  • нежелание учиться, заниматься (отсутствует мотивация к обучению);
  • задержка в речевом развитии или какие-либо нарушения речи;
  • неопрятность, несамостоятельность;
  • неловкость и неуверенность в движениях;
  • медлительность и быстрая утомляемость;
  • неусидчивость, слишком высокая двигательная активность;
  • трудности с концентрацией, легкая отвлекаемость, неумение сосредотачиваться на чем-либо.

Задача детского нейропсихолога заключается в осуществление полноценной диагностики (с помощью специально разработанных упражнений и тестов), выявлении нарушений и отклонений, разработки лечения и коррекционной деятельности.

Периоды возрастного развития детей

К детскому нейропсихологу можно отвести ребенка, если ему уже исполнилось 3 года. Но самым продуктивным для нейропсихологических занятий возрастом считается период от 5 до 12 лет.

Это объясняется тем, что в данном промежутке мозг уже сформирован достаточно, чтобы ребенок мог осваивать и развивать навыки и умения.

При этом он все еще имеет высокую пластичность, чтобы без особых затруднений перестроиться за довольно короткий промежуток времени.

Как проводится диагностика?

Нейропсихологическая диагностика осуществляется в светлом просторном кабинете, где нет посторонних людей или отвлекающих факторов и специалист остается с ребенком один на один.

При этом обстановка должна быть спокойной и доброжелательной: ребенок должен чувствовать себя комфортно.

Нейропсихолог общается с ребенком короткими фразами, простым языком. Это нужно для того, чтобы малыш лучше понимал, что от него хотят.

Диагностика проводится в игровой форме, в виде тестов и упражнений. Длительность ее проведения составляет:

  • не более 30 минут для детей дошкольного возраста;
  • 40-50 минут для учащихся в начальной школе;
  • 1-1,5 часа для детей 10-12 лет.

Нейропсихологическая диагностика включает в себя исследования:

  • двигательных функций;
  • письма, счета и чтения;
  • способности узнавать предметы с помощью органов чувств;
  • уровня интеллектуального развития;
  • памяти;
  • речевых функций;
  • межполушарной асимметрии (праворукость и леворукость).

В чем заключается лечение?

В нейропсихологии лечение не подразумевает прием медицинских препаратов. Вместо них используют нейрокоррекцию. Она состоит из двух компонентов:

  • двигательный (упражнения и деятельность, напоминающие лечебную физкультуру);
  • когнитивный (задания на интеллект — упражнения напоминают работу с дефектологом или логопедом).

Благодаря включению в нейрокоррекцию и двигательных, и когнитивных упражнений, коррекционная деятельность носит комплексный характер, так как работа происходит сразу со всеми сферами.

Нейропсихолог детский - кто такой и что лечит: нейропсихология для детей

Задания направлены на то, чтобы перестроить деятельность мозга ребенка так, чтобы у него улучшились моторные навыки и работа памяти, стало меньше ошибок в учебе, развилась внимательность и усидчивость.

Это достигается за счет того, что получают активное развитие те участки мозга, которые получили недостаточное развития.

Часто наблюдается и появление функций, ранее отсутствующих и не проявляющих себя совсем.

Но для того, чтобы нейрокоррекционная деятельность приносила такие результаты, специалист должен обладать достаточными знаниями для составления правильной программы и подбора правильных заданий.

Таким образом, детская нейропсихология способна скорректировать развитие ребенка, направить его психоэмоциональное и интеллектуальное развитие на верный курс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector