Невербальные средства общения — Студопедия

Невербальные средства коммуникации

Средства невербального общения подразделяются на 6 групп.

Паралингвистические – ритмико-интонационные стороны речи – громкость голоса, высота, тембр, интенсивность, качество, тональность. Ценным ключом к пониманию чувств собеседника является тон голоса. Например, высоким голосом передается радость или страх, мягким голосом печаль или усталость. Скорость речи также немаловажна, она отражает чувства говорящего, например, люди быстро говорят, если они взволнованы или хотят убедить собеседника, медленная речь свидетельствует об усталости, угнетении.

Оптокинетические средства общения являются значимыми в невербальном общении. Наука, изучающая такие средства общения, называется кинесикой. Кинесика изучает совокупность и закономерность телодвижений человека, применяемых в процессе коммуникации. К телодвижениям относятся:

  1. Жесты – движение тела или части тела, имеющее определенный смысл. Они делятся на следующие группы:

    • общепринятые;
    • эмоциональные;
    • индивидуальные;
    • ритуальные.
  2. Коммуникационный процесс становится ярче и эмоциональнее, каждый жест трактуется по-разному.

  3. Мимика – движения мышц лица, проявляемые при определенных чувствах человека – грусть, радость и т.д. Различают следующие типы мимики:

    • непроизвольная (бытовая);
    • произвольная (сознательная).
  4. Пантомимика – это выразительные движения лица, головы, рук, туловища, сопровождающих речь и эмоции. Пантомимика проявляется спонтанно и не контролируется сознанием.

  5. Взгляд, его направление – средство взаимной регуляции процесса коммуникации.

  6. Моторика.

  7. Покраснение и побледнение кожи.

Невербальные средства общения — Студопедия

Экстралингвистические – особенности произношения, состоящие из:

  • связности речи;
  • темпа речи (разная протяженность произнесения речевых элементов, темп речи меняется в зависимости от ситуации, а также зависит от характера, темперамента и образа жизни собеседника);
  • пауз (делают для того, чтобы предоставить партнеру осмыслить информацию, возможность высказаться. Соблюдение пауз – незаменимое средство ведения разговора, например, молчание может быть красноречивее слов, умение слушать паузу, интерпретировать молчание помогает получить дополнительную информацию в процессе коммуникации);
  • смех (является универсальным средством для снятия стресса, напряжения в общении. Естественный смех демонстрирует радость, одобрение, а искусственный направлен на достижение личных целей) и т.д.

Тактильные (контакты собеседников, производящиеся головой, руками, туловищем. Область прикосновений изучается такесикой. К тактильным средствам относятся:

  • рукопожатия – непременный атрибут любой встречи и прощания, чаще всего используется среди мужчин. Встречаются рукопожатия по способу их совершения, силе и деятельности. Например, потряхивание руки собеседника говорит об искренности партнера, его желании вести беседу;
  • объятия – средство невербального общения, определяющее значение выражаемых человеком чувств. Например, между близкими людьми объятия носят душевный смысл;
  • похлопывания являются дружеским жестом;
  • поцелуи применяются как разновидность тактильных жестов. Поцелуи могут быть формальными, традиционными и холодными; это средство является искренним проявлением чувств;
  • касания также являются проявлением чувств;
  • удары являются негативными тактильными средствами, или используются в боевых видах спорта и т.д.

Проксемические (дистанция, взаимоориентация людей в пространстве. Эту область изучает проксемика – это наука об изучении пространственной и временной знаковой системы общения. К ним относятся следующие виды общения:

  • индивидуальное пространство;
  • физическая дистанция;
  • поворот к собеседнику.

В обществе существуют оптимальные зоны различных видов общения. Выделяются такие виды дистанций как:

  1. Интимная – непосредственный контакт (близкий) или расстояние от 20 до 40 см (далекий).
  2. Личная – близкое или дальнее расположение собеседников свидетельствует об их отношениях, возможно, об их чувствах. Человек старается быть на дальнем расстоянии от тех, чье положение выше, и близко с людьми равного статуса. Стремление сохранить дистанцию – признак неуверенности в себе, тревожности. Уверенный, спокойный человек меньше думает о границах.
  3. Социальная – коллеги стремятся использовать близкую дистанцию, дальняя дистанция говорит о деловом взаимодействии (например, продавец – покупатель).
  4. Публичная – расстояние, на котором находятся публичные личности, докладчики и слушатели.

Не менее значимы для дистанции социальный статус, социальный престиж собеседника, экстравертность-интравертность, содержание и объем беседы.

Ольфакторные (естественные и искусственные запахи собеседников, окружающей среды, в которой происходит общение).

Таким образом, невербальное поведение человека связано с его психическим состоянием и служит средством выражения эмоций, чувств, передачи информации и т.д. Невербальная коммуникация раскрывает внутренний мир личности.

Невербальные средства общения — Студопедия

Вербальное и невербальное общение: отличия

Для начала необходимо определить, что такое общение.

Общением называется процесс обмена информацией при помощи вербальных и невербальных средств в целях передачи информации между собеседниками.

При помощи словесной речи и различных невербальных средств происходит процесс передачи и приема информации. Цель процесса коммуникации – установление взаимопонимания, передача информации, мысли, чувства.

Невербальное общение – это общение между собеседниками при помощи жестов, мимики, через прямые, телесные или сенсорные контакты.

Невербальные средства общения — Студопедия

Посредством невербального общения люди получают возможность развиваться психологически еще до того, как он усвоил и научил пользоваться речью. Невербальная коммуникация способствует развитию коммуникативных возможностей человека, при помощи которых человек приобретает способность к межличностным контактам.

Общение — естественная потребность человека наравне с приемом пищи и сном. Из звуковых сигналов, телодвижений, мимики, которые демонстрирует собеседник, человек составляет мнение о его намерениях, настроении. В этих знаках «прочитывается» эмоциональный отклик на те или иные слова и действия.

Таким образом, общение — это взаимодействие людей или созданных ими групп, в процессе которого происходит обмен информацией — коммуникация. Это своеобразный межличностный контакт, в процессе которого один человек узнает что-то об окружающем мире, людях вокруг, их эмоциональном состоянии, чувствах, мыслях.

Рассмотрим, какие виды общения были выработаны людьми. Люди постоянно обмениваются такими знаками, зачастую даже не задумываясь, что о чем-то рассказывают миру. Общение происходит не только посредством выражения мыслей и эмоций в словах. Есть еще невербальная коммуникация. Она не менее содержательная, чем устные или письменные сообщения.

Например, люди с легкостью по изменению позы собеседника или выражению его лица понимают заинтересованность в общении или наоборот, что информация не интересна. Мамы без слов понимают, что новорожденный хорошо себя чувствует, когда он улыбается или с любопытством что-то рассматривает, влюбленные без слов чувствуют настроение друг друга. Так происходит общение между людьми.

Историки и лингвисты утверждают, что первые формы коммуникации в сообществе людей были невербальными. Невербальное общение — это система внеречевых способов передачи информации. К ним относится:

  • выражение лица;
  • взгляд;
  • жесты;
  • изменение позы, телодвижения;
  • мизансцены;
  • интонация.

Эти способы передачи информации свойственны всем представителям животного мира: наклон головы, особый поворот тела, взмах лапой (у человека — рукой), выражение глаз, изменение мимики — сигналы, с помощью которых животные и первобытные люди сообщали о намерениях, защищались или проявляли интерес к кому-то или чему-то.

Многие удивятся, узнав, что в жизни современного общества невербальные средства общения составляют 60% коммуникативного «трафика». Люди больше сообщают друг другу выражением глаз, улыбками или грустью на лице, взмахами рук, изменением положения тела, чем словами.

30% информативности общения припадает на интонирование речи, изменение тембра, высоты и силы голоса, и только 10% составляет вербальная коммуникация.

Поскольку невербальное общение «старше» вербального, к тому же его проявления импульсивны и неконтролируемы, поэтому именно мимика, жесты и позы человека дают больше информации о его душевном состоянии, поведении, намерениях, чем его слова.

Показательный в этом плане американский сериал «Обмани меня». Главный герой фильма доктор Лайтман разработал методику чтения невербальных сообщений, благодаря которой можно распознать, лжет ли собеседник. Часто люди говорят одно, а на самом деле чувствую другое. Они скрывают истинные чувства и переживания.

Чем же отличается невербальное общение от вербального?

Таким образом, вербальное сообщение становится полноценным и более точно выражает переживания собеседника, если дополнено невербальными знаками. Кстати, именно поэтому современная письменная речь часто сопровождается специальным набором символов — смайликами, которые передают эмоциональную составляющую сухого сообщения, выраженного посредством букв.

Невербальные знаки интуитивно понятны и легко «прочитываются» людьми. Вряд ли кто-нибудь спутает скуку на лице собеседника с заинтересованностью, миролюбие, которые демонстрирует положение тела, с агрессией.

Учитесь распознавать и другие невербальные знаки. Они помогут определить, когда люди лгут, когда неискренни, когда чего-то боятся или попросту безразличны. Эти умения помогут понять, когда вами манипулируют дома или на работе.

Развивайте вербальное общение, чтобы красиво и точно излагать мысли. Это признак образованного и культурного человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector