Что такое вербальное и невербальное общение?

Дистанция на языке жестов

Рассмотрим жесты, которые встречаются чаще всего вне зависимости от культуры. 

Рукопожатия

С помощью поворота ладони в разные стороны можно придать жесту властное, покорное или равное значение. Во время властного рукопожатия рука должна захватывать руку другого человека так, чтобы ладонь была развернута вниз. Таким образом, это будет сообщением человеку, что оппонент хочет быть главным в процессе общения с ним.

Некоторым людям привычно ходить с высоко поднятой головой, вздёрнутым подбородком и с заложенными за спину руками. Это показатель уверенности человека в себе и, кроме того, чувства превосходства над другими. Жест, когда руки закладывают за спину и захватывают запястья, означает, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.

Жесты “лжи”

Быстрый темп некоторых жестов и их порядок зависят от возраста человека. Например, когда пятилетний ребёнок говорит неправду своим родителям, то сразу после этого он закроет руками рот. Если неправду скажет подросток, то рука прикрывает рот примерно так же, как и у пятилетнего ребенка, но только пальцами он будет слегка обводить линию губ.

Почёсывание шеи 

Почёсывание шеи означает сомнение и неуверенность человека, который говорит: «Я не уверен, что я с вами соглашусь».

 Руки в замке на груди показывают стремление спрятаться от неблагоприятной ситуации. Скрещивание рук – это универсальный жест, который практически во всех ситуациях означает оборонное или негативное состояние человека.

Наиболее эффективным способом заставить человека разомкнуть руки является предложение взять любой предмет, при взятии которого человек протянет руки вперед. Так он примет более открытое положение, и его состояние может измениться.

Что такое вербальное и невербальное общение?

Но в ситуации, когда человек не только скрещивает руки на груди, но сжимает пальцы в кулак, это знак его враждебности и наступательной позиции. А если кисти скрещенных рук находятся на плечевой части руки, то это сигнализирует о том, что человек сдерживает негативные ощущения.

Скрещивание ног

Закидывание ноги на ногу может обозначать взволнованное состояние, сдержанную или защитную позицию. Когда кладут ногу на ногу с образованием угла, это показывает, что наблюдается соперничество и противоречие. Эта поза популярна у мужчин, которые имеют бойцовский характер. Человек, имеющий быструю реакцию, очень трудно изменяющий свою точку зрения в споре, чаще сидит, положив ногу на ногу и обхватывая ногу руками. Это значит, что перед вами твердый, упрямый человек, который требует к себе особый подход для нахождения общего языка.

Курение

Курение сигареты – это способ, с помощью которого подавляется внутреннее напряжение, которое позволяет тянуть время перед принятием решения. При этом, люди постукивают, помахивают сигаретой, что указывает на то, что человек испытывает напряжение. Если человек часто сбрасывает пепел с конца сигареты, то у него имеется высокое внутреннее напряжение и, возможно, его нужно успокоить. Когда курильщик зажигает сигарету, но сразу же гасит её, ещё не докурив до своей обычной длины, это сигнализирует о его желании закончить разговор.

Таким образом, кратко проанализированные особенности невербальной коммуникации говорят о том, что они занимают важное значение в процессе общения. Вместе с вербальной системой коммуникации с помощью них происходит обмен информацией, которая нужна людям для организации совместной деятельности и других форм взаимодействия.

Немецкий антрополог Карстен Нимиц, исследуя о помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век.

Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз — умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза».

А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, «чтение» которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки — пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки — защитная реакция, известная изоляция «некоторое выжидание. Руки заложены за спину — отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху — жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах — скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении — непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Что такое вербальное и невербальное общение?

Движения рук, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь /например, другую руку/ — мягкий нрав, благодушное настроение.

Напряженно выпрямленный указательный палец — знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ — чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот — наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей — знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены — высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра — потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада — от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то /например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д./ — стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы — важная составляющая обратной связи.

«Бессловесная» обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Ньюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, расстегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии/.

Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта /позиция «подождем-посмотрим»/.

Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция «это замечательно!»/. Наклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель.

Почесывание подбородка /жест «хорошо, давайте подумаем»/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ — это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /»Я смотрю на вас, но не слушаю»/.

Жесты ухаживания, «прихорашивания». У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /»в вашем присутствии я чувствую себя уютно»/, у мужчин — поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Расширьте свое восприятие

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов.

Женские невербальные сигналы симпатии

Невербальные сигналы невозможно полностью взять под контроль, а значит, их очень сложно подделать. Они идут из области бессознательного, и если человек играет, то видны будут несоответствия слов и мимики. Он не сможет полностью расслабиться, что также легко заметить.

Бывает, что собеседник отвечает утвердительно, но на самом деле так не считает. Обратите внимание: его голова бессознательно покачнется, как бы говоря противоположное. Ваша интуиция — отличный помощник в нелегком деле распознавания соответствия между вербальными и невербальными сигналами. Не отмахивайтесь от нее, а наоборот — прислушивайтесь.

Сильный пол отлично владеет своими эмоциями, по крайней мере, лучше, чем женщины, но все же полностью замаскировать их практически невозможно:

  • Расширение зрачков. Не всегда есть возможность взглянуть парню прямо в глаза, но если вы видите, что при взгляде на вас у него расширись зрачки, то можете не сомневаться: вы ему нравитесь.
  • Подергивание бровью. Если вы заметили такой невербальный сигнал при взгляде на вас, то его тоже можно интерпретировать как знак симпатии.
  • Оценивающий взгляд сверху вниз. Парень смотрел вам в глаза, а потом его взгляд спустился вниз? Можете не сомневаться, что вы ему нравитесь. Женщины хорошо знают этот мужской взгляд. Парадокс в том, что когда так делает девушка, то парень не понимает этого знака.
  • Поза мужчины, который испытывает симпатию. При встрече с симпатичной девушкой мужчина начинает непроизвольно прихорашиваться: что-то поправлять, вытирать обувь, разглаживать пиджак. Парень, который хочет понравиться, втягивает живот, пытается принять наиболее выгодную позу, чтобы показать мускулы. Не упустит возможности что-то поднести или передвинуть, чтобы показать свою силу — «поиграть мускулами».

Девушки — создания эмоциональные. Это факт! Количество и качество невербальных сигналов зависит от того, насколько сильно прелестница хочет привлечь внимание мужчины. Давайте разберемся в хитростях и уловках, которые дамы чаще всего используют бессознательно:

  • Голос. Практически все леди при общении с объектом симпатии непроизвольно меняют голос. Обычный темп речи замедляется. Голос становится ниже, может даже появится легкая хрипотца. Это говорит о том, что женщина испытывает сексуальное желание по отношению к мужчине.
  • Стеснение. Когда девушке нравится парень, но она боится быть отвергнутой, то темп ее речи, наоборот, ускоряется. Голос срывается, дрожит, появляются визгливые нотки. В горле может произойти спазм, возможен кашель.
  • Хихиканье. Меняется также смех девушки. даже хорошо воспитанная леди может вдруг начать истерически хихикать, наигранно громко смеяться. Картинка выглядит весьма глупо.

Невербальные сигналы девушки используют для привлечения сильного пола. Жесты, которые чаще всего используют дамы, следующие:

  • касание мочки уха, поправление сережек;
  • наматывание пряди волос на палец;
  • демонстрация запястья;
  • потягивания, которые показывают тонкую талию, обнажают живот или пышный бюст;
  • демонстративное закидывание ноги на ногу.

Более откровенные сексуальные призывы:

  • Проигрывание туфелькой, лучше лодочкой. Девушка снимает ее и покачивает на носке, потом надевает обратно.
  • Манипуляции с предметами цилиндрической формы. Прокручивание между пальцами сигарет, поглаживание запотевшего бокала с шампанским. Эти невербальные сигналы говорят о том, что руки готовы к ласкам. В мужчине такие жесты пробуждают сексуальные фантазии помимо воли.

Чтобы сделать свои жесты приятными, а не агрессивно сексуальными, вспомните, для чего женщине нужны руки. Они качают младенца, поглаживают и успокаивают любимого мужчину, делают ему массаж, снимая усталость. Если держать это в голове, то жесты и движения сами станут плавными, изящными и мягкими. Вы будет выглядеть естественно и открыто.

По таким знакам вы можете распознать, что себеседнику не интересен ваш рассказ или наскучила ваша компания:

  • Если человек находится в сидячем положении, особенно за столом, то он будет подпирать голову рукой. А если его не особо видно (например, студент на задней парте во время лекций), то он может вообще уснуть.
  • Человек, которому не интересно, будет поглядывать на часы, как будто спешит куда-то. Он смотрит не на собеседника, а сквозь него или в другую сторону, пытается чем-то занять свой мозг.
  • Знаком усталости чаще всего бывает зевота. Если человек уже хочет закончить общение и отправиться восвояси, то он начинает сутулиться, наваливать на стенку, облокачиваться на спинку стула.

Визуальный контакт

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые /»вытаращенные»/ глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза — зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления.

Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание /наблюдение/, либо /в сочетании со взглядом сбоку/ коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии.

Взгляд снизу /при склоненной голове/ указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо /при согнутой спине/ на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз /при откинутой голове/ обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким — на чувствительность; острым, точно вырезанным — на интеллектуальность; твердым — на определенность воли.

Ошибки при расшифровке

Невербальные сигналы тела не всегда трактуются правильно, и на то есть причины. Давайте разберем основные ошибки:

  • Игнорируется контекст. Обращайте внимание на сопутствующие ситуации обстоятельства. Например, вы видите девушку, которая опустила вниз грустный взгляд и обняла себя руками. При этом она дрожит. Если эта дама — ваша сотрудница и сидит в офисе, то можно подумать, что она расстроена и в отчаянии. Такие же невербальные сигналы может посылать и женщина на остановке зимой, но при этом она просто сильно замерзла.
  • Акцент только на один жест. К примеру, это может быть пресловутый жест, когда руки скрещены на груди. Все знают, что он означает непринятие, закрытость собеседника, отвержение ваших идей. Это не всегда так. Собеседнику может быть просто удобно так стоять, он устал, прислонился к стенке и удобно сложил руки. К тому же нужно обращать внимание на совокупность невербальных жестов. Если руки скрещены на груди, и при этом у человека хмурый вид, приподнятая бровь и отвернутые от вас ноги, то здесь можно говорить о неприятии.

Умение распознавать невербальные сигналы влюбленностизаложено у женщин самой природой. Это и есть та самая женская интуиция. Она дана слабому полу для того, чтобы понять, что нужно ребенку в период, когда сказать об этом он еще не может сказать. Но используют её милые дамы не только по “прямому” назначению. Впрочем, наделены шестым чувством и мужчины…

Жесты и позы

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль.

Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п./ тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки — жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно схимают одна другую — значит человек попал в «переделку» /например, должен отвечать на вопрос.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест «купол»/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Что такое вербальное и невербальное общение?

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться С СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ /16/.

Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения.

Неподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода /одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д./ свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Что такое вербальное и невербальное общение?

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек /ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони/, с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости.

Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве /»выступает павой»/. Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Невербальные сигналы в общении очень важны. Если они совпадают с вашими словами, то человек будет испытывать к вам доверие на интуитивном уровне. Разбираясь в чужих невербальных знаках, вы сможете “читать” собеседника словно книгу.

Невербальные сигналы в общении помогут обратить на себя внимание противоположного пола. Девушка, которая владеет “языком тела”, имеет больше шансов привлечь понравившегося парня. Кроме того, если леди знакома с таким понятием, как невербальные сигналы симпатии, и умеет их различать, она сможет обезопасить себя от альфонсов, аферистов и пикаперов. С помощью чтения сигналов, которые подает нам тело, можно узнать, что задумал молодой человек, и удостовериться, правда ли он испытывает симпатию.

Впрочем, язык жестов полезен не только в делах амурных. Человек, который делает карьеру, получает шанс лучше взаимодействовать с начальством или обойти своих коллег, если владеет такими знаниями.

Рукопожатия

Летящая походка

— ритмичная — расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих;

Что такое вербальное и невербальное общение?

— равномерная /по типу армейского маршевого шага/ — волевая деятельность или стремление к цели;

— широкие шаги — часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;

— короткие, маленькие шаги — чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;

— ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ — наивно- инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч | в резонанс — в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

— шаркающая, «провисающая» — отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;

— твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» — зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.

— постоянное приподнимание на напряженных носках ног — стремление вверх, ведомое сильной потребностью а чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

— закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ — боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;

— беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;

Способы невербального общения

— ноги замкнуты одна за другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;

— посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора;

— посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня — под сидением стоит полностью. другая — позади нее на носке/ — типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;

По мнению Д. Ньюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову — скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности — дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Представляют интерес данные о типичных лозах во время сна. Поза спящего — ночной язык человека» — так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл /Нью-Йорк, 1978/. Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию.

Если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.

Данкелл образно называет таких людей «бутонами», не желающими «расцвести». По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.

Если спящий просто лежит на боку, свернувшись «калачиком» лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.

Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

На спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.

Что такое вербальное и невербальное общение?

Они принимают мир таким, каков он есть — правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, — уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей.

Некоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах. Другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события. Тот, кто с пит, завернувшись в одеяло — так, что торчит только кончик носа, — и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни.

Красивая походка — это еще один невербальный сигнал для мужчин. Сильный пол привлекает ровная спина, отведенные назад плечи, кошачья грация. Не стоит сильно размахивать руками — это выглядит неуклюже.

По походке можно прочесть характер человека. Это касается не только женщин, но и мужчин. Боязливый человек делает маленькие шажки. Солдатский марш означает склонность к манипуляциям и командованию. О двойственности в характере расскажут угловатые движения. Такой человек пытается защититься, но может внезапно проявить агрессию.

Плохо, когда ноги движутся, а руки безвольно свисают вдоль тела. Это выдает беспомощность, нежелание брать инициативу на себя. На невербальном языке это говорит: «Я слаба, сделайте все за меня». Мужчины не любят таких женщин.

В Фильме «Брак по-итальянски» Софи продемонстрировала потрясающую походку, которая стала хрестоматийной. Красиво ходить ее научил муж-режиссер. Он придумал весьма забавный способ тренировки. Актриса должна была ходить между двумя рядами тумбочек и закрывать их дверцы бедрами. Софи тренировалась, пока хлопанье створок не стало еле слышным.

Голос

— скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

— громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

Невербальное общение

— артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

— высота: фальцет /дословно — «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос — мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос — признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;

— режим и течение речи: ритмичное говорение/ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств;

Интересы наблюдения А.Штангля за особенностями смеха.

Так, смех на -а /ха-ха/ — совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на -е /хе-хе/ — не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Распальцовка, как элемент невербалики

Смех на -и /хи-хи/ — одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на -о /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

Смех на -у /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.

Межличностное пространство

Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе.

  • Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
  • Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
  • Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
  • Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.

Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

Как распознать искренность улыбки

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.

На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?

  • слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
  • ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
  • «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
  • запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
  • «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
  • визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
  • подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
  • скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
  • высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
  • согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
  • скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
  • быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
  • быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
  • более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
  • любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
  • частое моргание глазами

Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете  научиться управлять людьми

Бывают ситуации, когда нужно наверняка узнать, говорит правду визави или лжет. Попробуйте воспользоваться советами, приведенными ниже:

  • Скажите, что не все поняли. Попросите того, кого подозреваете в обмане, повторить все в подробностях. Это серьезная психологическая атака. Врунишка начнет сбиваться и уходить от деталей. Наблюдайте, какие невербальный сигналы посылает его организм.
  • Выслушивайте собеседника внимательно. Проиграйте на лице разные выражения: доброжелательное резко смените на знак недоверия. Собеседник, который лжет, внимательно следить за вашим выражением лица. Если ему известно значение невербальных сигналов или он интуитивно что-то чувствует, то сразу же начнет паниковать и сбиваться.

Любой человек считает улыбку знаком симпатии и хорошего отношения. Она влияет на подсознание в любом случае, хотите вы этого или нет. Поэтому так важно различать настоящее проявление симпатии или поддельную натяную улыбку, при помощи которой от вас хотят чего-либо добиться.

Недобрым знаком является асимметрия. Настоящая улыбка ровная, когда же человек ее “натягивает”, то один уголок рта может быть выше другого. Демонстрация зубов также считается знаком доверия и симпатии. Признаком доброжелательности является то, что собеседник не стесняется смеяться при вас.

Ирония. Иронический смех присущ людям, которые относятся к вам, в общем-то, хорошо, но означает, что в данный момент вы выглядите комично. Улыбка при этом немного искривлена, а один глаз может быть прищурен.

Сарказм – откровенное проявление неуважения и надменности. Человек считает вас ниже себя и откровенно над вами смеется. Признаки сарказма:

  • кривизна улыбки;
  • надменный прищур глаз;
  • недоброжелательность в голосе.

Как понять невербальные сигналы скуки? Особенно это необходимо, если профессия человека связана с постоянными выступлениями на публике. Торговым агентам тоже важно понимать, слушает потенциальный покупатель его речь или просто делает вид. Если оппонент заскучал, то вряд ли сможет скрыть это: язык тела не обманывает.

Как понять, что человек лжет

Невербальные сигналы лжи распознать не так уж сложно, если знать некоторые секреты. Наше подсознание не говорить неправду и с легкостью выдаст лгуна. Будьте внимательны к сигналам, они могут выдать настоящие мысли человека:

  • жесты:
  • взгляд;
  • поза;
  • интонация, тембр голоса.

Хотите узнать, что скрывает сын или дочь-подросток? А может, желаете понять, как на самом деле к вам относится начальник? Задумались, не изменяет ли вам муж? На эти вопросы можно узнать ответы, изучив психологию лжи.

  • Присмотритесь к левой стороне. Эта часть лица может с легкостью выдать вруна. Внимательно взгляните на человека, в искренности которого вы сомневаетесь. Если во время рассказа его левая рука болтается, описывает неясные круги, или он заламывает на ней пальцы — это знак того что собеседник привирает. То же самое может выдать и левая нога. Все дело в том, что левое и правое полушария мозга контролируют и левую и правую стороны тела, только работает это накрест. Значит, правое полушарие, которое отвечает за эмоции и плохо поддается контролю, скорее всего, выдаст неправду, даже заранее отрепетированную.
  • Рот, прикрытый рукой. Если ваш визави хочет приврать, то он может прикрывать рот рукой. Большой палец при этом, как правило, прижат к щеке. Кроме того, собеседник может кашлянуть. Главное — не спутайте этот невербальный знак с настоящей простудой. Если такой сигнал подает человек, который слушает, то это означает недоверие к собеседнику.
  • “Лапша на ушах”. Человек, который устал от собственной лжи, будет прикрывать уши руками или держать их около этой части тела. Этот жест — попытка отгородиться от неправдивого рассказа. Так же сделает человек, который не верит словам своего собеседника.
  • Цедить сквозь зубы. Есть такая пословица: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь». Человек, который обманывает, постарается не сильно открывать “скворечник”, то есть говорить не очень громко и как бы сквозь зубы. Такое поведение может также означать недовольство, раздражение, усталость или огорчение того, кто повествует. Все зависит от контекста и ситуации.
  • Глаза — отражение правдивости слов. Сильный пол не любит смотреть в глаза, если обманывает. Мужчина почесывает веко. Леди может начать поправлять макияж или сделает вид, что что-то попало в глаз. Этот невербальный сигнал свидетельствует также о том, что вы надоели своему визави.
  • Отводить глаза. Представители сильного пола хорошо контролируют свои эмоции, но если обман серьезный, то переносят взгляд на пол. Девушки, как правило, если лгут, смотрят в потолок.
  • Чешется шея. Это один из самых интересных жестов, подмеченных психологами. Человек, который лжет, начинает чесать шею указательным пальцем именно правой руки. При этом он обычно совершает пять движений. Если так делает собеседник, который слушает, то это значит, что он не верит своему оппоненту.
  • Говорить кратко. Даже если человек долго готовился и продумывал ложь, он постарается выдать ее как можно быстрее и без лишних подробностей. Лгуну самому неприятна история, которую он рассказывает, поэтому он постарается поскорее с этим покончить.
  • Пытливый взгляд. Если в обычной беседе у людей нет привычки улавливать реакцию на свои слова, то лгун будет пытливо смотреть в глаза, проверяя, верят ему или нет.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector