Слово КОГНИТИВНЫЙ – Что такое КОГНИТИВНЫЙ?

Как развиваются когнитивные функции ребёнка

Сегодня достаточно много известно об интеллекте как познавательной способности человека, но единой теории не существует. Ясно одно – измерить интеллект невозможно, зато можно протестировать и улучшить каждую из когнитивных сфер по отдельности. Более того, улучшение одной способности оказывает позитивное влияние на остальные.

Как развить память?

Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:

  • Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
  • Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
  • Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.

Концентрируйтесь. Внимание и память взаимосвязаны. Для запоминания нужна благоприятная обстановка, иначе полученная информация просто не дойдет до нужных отделов памяти. Поэтому выключите громкую музыку, телевизор, телефон и сосредоточьтесь на учебнике. Иначе никакая стратегия эффективного запоминания не поможет.

Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы. Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.

Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.

Пройти тест на тип личности

Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.

Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает. Поэтому начинайте тренировать концентрацию на обыденных делах – сосредоточьтесь на вкусе блюда во время еды или на работе одной мышцы во время тренировки.

Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты. На работе постарайтесь организовать удобное рабочее пространство, попросите коллег не беспокоить с вопросами некоторое время.

Не ждите собственного вдохновения. Творчество доступно всем и каждому, а чтобы начать творить не нужно быть гением. В мире не существует ничего полностью оригинального, так что в начале творческого пути смело копируйте чужие шедевры, коллекционировать идеи. Искра вдохновения придет с опытом, поэтому следуйте за своими интересами и смело раскрывайте творческое «Я».

Заведите мобильный дневник вдохновения. На протяжении дня нас посещают множество мыслей. Некоторые оставляют равнодушными, но некоторые цепляют. К сожалению, когда мы пытаемся что-то вспомнить, особенно ценные идеи оказываются потерянными навсегда. Поэтому заведите небольшой блокнот формата А5 и конспектируйте в него интересные мысли на протяжении дня.

Ищите новые впечатления. Новые впечатления дают новые эмоции. Эмоции раскрывают внутренние ресурсы. Чтобы получить новые впечатления не обязательно отправляться в экзотическую страну или прыгать с парашютом. Можно остановиться на менее радикальных способах. Поэтому радуйте себя новыми рецептами, начните рисовать или играть на музыкальном инструменте, задекорируйте квартиру или поучаствуйте в праздничном мероприятии.

Когнитивные (познавательные) функции – это сложные функции главного органа центральной нервной системы – головного мозга. С помощью них человек не только познает окружающий мир, но и активно с ним взаимодействует.

Когнитивные функции подразделяются на 6 познавательных способностей:

  • мышление;
  • речь;
  • внимание;
  • память;
  • гнозис (ориентация в пространстве, а также узнавание времени и места);
  • праксис (целенаправленная двигательная активность).

Благодаря познавательным функциям, формируется личность человека, а также определяются его способности к образованию, работе и другим сферам жизни.

Находясь в обществе, человек развивается и формируется как личность. Он начинает воспринимать собственную персону как индивидуальное «Я». Постепенно развивается самосознание, выстраиваются социально-нравственные устои.

Познавательное развитие человека

Познавательное развитие человека

Обратите внимание! Благодаря когнитивным функциям, индивид получает представление о своей внешности, значимости в обществе, делает выводы о способностях. Образ «Я» постепенно наполняется.

Психологи и психиатры выделяют 4 основных взаимодействующих компонента познавательных способностей человека. С каждым из них тесно связана определенная когнитивная функция.

Связь когнитивных функций и основных компонентов

Взаимодействующие компоненты Связь с когнитивными функциями
Восприятие информации Осуществляется за счет вкуса, обоняния, тактильного гнозиса, слухового и зрительного аппарата.
Обработка и анализ полученных сведений Задействованы «исполнительные» функции, к которым относятся обобщение, произвольное внимание, обнаружение различий и сходств, установка ассоциативных связей, построение логических связей и выводов. Интеллект и мышление помогают адаптироваться в окружающем мире, спокойно реагировать на постоянно меняющуюся обстановку, осуществлять корректировку своего поведения в зависимости от сложившихся ситуаций.
Запоминание и последующее хранение проанализированной информации Компонент неразрывно связан с памятью и способностью к обучению.
Обмен сведениями, планирование, а также последующее осуществление задуманных действий Задействованы «экспрессивные функции», к которым относятся праксис и речь.

Развитие когнитивных функций у человека происходит на протяжении всей жизни. Все, чем ребенок занимается в течение первых лет после рождения, является фундаментом для последующего формирования познавательных способностей:

  1. Благодаря любопытным вопросам «почему?», постепенно развивается мышление малыша. Самый пик поиска ответов приходится на возраст 3-5 лет.
  2. Игровая деятельность формирует у малышей внимание, а также способность к построению межличностных коммуникаций. У младших дошкольников активно развивается непроизвольный интерес к привлекательным предметам, людям или событиям, старшие – могут сосредоточенно наблюдать за чем угодно.
  3. К 6-7 годам формируются произвольное запоминание и припоминание. Ребенок может воспроизвести названные предметы, объединить их по значению.
  4. В детском возрасте у малышей развивается воображение. Первое формирование происходит в игре или творчестве.
  5. Чем больше опыта накапливается у ребенка, тем активнее происходит развитие восприятия малыша.
  6. Постепенно у детей накапливается словарный запас. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать собственное произношение. К 3-5 годам малыш в состоянии усвоить «взрослые» слова.

Согласно детской психологии, формирование всех базовых навыков восприятия происходит 6-7 годам.

Стадии когнитивного развития ребенка

Стадии когнитивного развития ребенка

Когда ребенок идет в школу, он уже умеет говорить, у него есть способности к обучению. В образовательном учреждении у него развиваются:

  • словесно-логическое мышление;
  • вербальная и образная память;
  • письменная речь.

Развитие аналитических функций осуществляется к 12-15-летнему возрасту. Их совершенствование происходит на протяжении всей жизни.

Активное развитие мозга осуществляется до 21 года. С возрастом снижаются возможности подвижного интеллекта. Человеку становится сложно мыслить логически и решать новые задачи.

Важно! Содержательный интеллект, который отвечает за использование накопленного опыта, наоборот, стремительно растет.

Умственные способности человека с возрастом практически не снижаются, но когнитивная обработка информации происходит медленнее, и становится труднее запоминать необходимую информацию.

Согласно статистике, от 3 до 20% пожилых людей старше 65 лет сталкиваются с тяжелыми когнитивными нарушениями в виде деменции.

Появившиеся когнитивные проблемы нарушают привычный ритм жизни. Пожилому человеку становится трудно принимать участие в социальной, профессиональной и бытовой деятельности. Некоторые бабушки и дедушки могут частично утратить самостоятельность и независимость.

Признаки деменции у пожилых людей

Признаки деменции у пожилых людей

Совет. Если у пожилого человека наблюдается развитие когнитивных проблем, в первую очередь, что нужно сделать, – это обратиться к врачу.

Основные причины возникновения когнитивного диссонанса

Если говорить о когнитивном диссонансе простыми словами, то данное явление можно описать как конфликт, который возникает внутри человека. Каждый из нас на то или иное происходящее в нашей жизни событие накладывает определенный шаблон в виде ранее созданной модели поведения или установки. Мы делаем это на подсознательном уровне для того чтобы создать более удобные и комфортные условия для повседневного существования.

Какие эмоции вы испытаете, если увидите, что нищий мужчина в порванной одежде, которому вы несколько минут назад дали двадцать рублей, садится за руль роскошного внедорожника? Как вы будете себя чувствовать, если узнаете, что ваш тихий, дружелюбный, всегда уравновешенный знакомый ударил свою жену? У вас произойдет срыв или слом установленного ранее шаблона и вы, погрузившись в близкое к шоку или ступору состояние, начнете испытывать психологический дискомфорт (диссонанс).

Когнитивный диссонанс по умолчанию вызывает у любого человека дискомфортные ощущения, поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый из нас, погрузившись в данное состояние, стремится как можно быстрее выйти из него. Одна категория людей предпочитает использовать игнорирование, другая категория старается разрешить конфликтную ситуацию, третья категория просто не замечает происходящего вокруг, а четвертая категория старается всеми возможными способами избежать погружения в состояние когнитивного диссонанса.

Основная проблема, вызываемая состоянием когнитивного диссонанса, заключается в том, что испытывающий внутренний дискомфорт человек не занимается поиском истины, а пытается формально привести мотивы и знания к общему знаменателю. Именно поэтому многие люди, стремясь избавиться от внутренних противоречий, используют то первое пришедшее в голову оправдание, которое более или менее подходит в той или иной сложившейся ситуации.

Леон Фестингер: когнитивный диссонанс
Леон Фестингер

В 1957 году американский психолог и эксперт в сфере психологии регуляции мышления Леон Фестингер, взяв за основу теорию структурного баланса Хайдера и теорию поля Левина, сформулировал теорию когнитивного диссонанса. Толчком к созданию теории послужили распространившиеся после землетрясения в одном из американских штатов слухи.

До Леона Фестингера практически никто из ученых не занимался исследованием мотивационного процесса и его когнитивных составляющих на серьезном уровне. Он же сумел доказать, что любая личность стремится сделать свое восприятие реального мира связным и упорядоченным.

Каждый человек хочет не только познать внутреннюю гармонию, но и сохранить её. Все взгляды и установки, которые присущи тому или иному человеку, объединяются в систему, все элементы которой согласуются между собой. Практически аналогичное согласие существует и между тем, во что человек верит, и тем, как он поступает.

Фестингер сформулировал две гипотезы своей теории. В первой гипотезе речь идет о том, что человек, испытывающий когнитивный диссонанс, будет делать все возможное, чтобы понизить уровень несоответствия между конфликтующими установками. Так как индивид не хочет испытывать психический дискомфорт, то он стремится как можно быстрее сделать так, чтобы между конфликтующими установками возникло соответствие (консонанс).

Вторая гипотеза звучит следующим образом: «Человек, испытывающий когнитивный диссонанс, не только стремится установить соответствие между конфликтующими установками, но и в будущем начнет активно избегать той информации и тех жизненных ситуаций, которые могут вызывать такое состояние или повышать его уровень».

Теорию когнитивного диссонанса можно по праву назвать мотивационной теорией. Когнитивный диссонанс как состояние существенно влияет на поведение личности. Набор определенных убеждений, ценностей, верований, идей и прочих когниций, который присущ каждому человеку, влияет не только на его действия и поступки, но и на жизненную позицию и внутреннюю философию.

Когниции бывают двух видов: те, которые определяют внутренний мир человека и его представления о самом себе и те, которые определяют отношения человека к внешнему миру и окружающей его реальности.

Некоторые специалисты утверждают, что когниции – это всего лишь набор неких фактов. Но теория когнитивного диссонанса доказывает, что данное утверждение не соответствует истине. Когниции – это те факторы мотивационного характера, которые определяют поведение индивида и в повседневной жизни, и в экстремальных или нестандартных жизненных ситуациях.

Теория когнитивного диссонанса состоит из двух элементов: интеллекта и аффекта. Интеллект – это совокупность определенных знаний и убеждений, а аффект – это реакция на раздражители и возбудители. В те моменты, когда личность начинает ощущать внутренние противоречия между этими элементами или перестает находить связь между ними, она погружается в состояние когнитивного диссонанса.

Данный процесс имеет определенную связь с приобретенным опытом или событиями из прошлого. Поступив определенным образом или совершив некое действие, человек может через некоторое время не только начать испытывать угрызения совести или раскаиваться в своем поступке, но и искать себе оправдание.

Теория, созданная Леоном Фестингером, подтверждается проведенными на томографе экспериментами, исследованиями и тестами активности головного мозга. Во время проведения одного из экспериментов были созданы условия для того чтобы у участника исследования возник простейший когнитивный диссонанс. Испытуемому несколько раз показали листок бумаги красного цвета, но вслух назвали совсем другой цвет. В это же время активность его головного мозга сканировали на томографе.

Результаты эксперимента подтвердили тот факт, что при возникновении когнитивного диссонанса активизируется отвечающая за переключение внимания, выявление ошибок и несоответствий, мониторинг конфликтных ситуаций и контроль определенных видов деятельности цингулярная кора головного мозга.

Когда условия усложнили и участнику эксперимента начали давать более противоречивые и сложные задания, то ученым удалось доказать, что чем меньше доброволец находит оправданий своим действиям, тем больше возбуждается цингулярная кора его головного мозга и тем больше напряжения он начинает испытывать.

Существует множество причин возникновения когнитивного диссонанса. Рассмотрим самые популярные и распространенные из них.

Человек может погрузиться в состояние когнитивного диссонанса тогда, когда возникает несоответствие понятий и идей, которые при принятии определенных решений оказывают на него сильное влияние. Это первая и самая распространенная причина возникновения внутреннего конфликта.

Вторая причина — это расхождение, возникающее между жизненными убеждениями индивида и общепринятыми нормами, которыми руководствуется общество или же люди определенного круга.

Третья причина – это дух противоречия. Возникает данное явление тогда, когда человек не хочет подчиняться общепринятым этическим и культурным нормам. Ситуация может накалиться в том случае, если эти нормы не соответствуют законодательству.

Четвертая причина – это несоответствие, которое возникает тогда, когда полученная в результате определенного жизненного опыта информация противоречит новым жизненным ситуациям или условиям.

Николай – тихий и послушный мальчик младшего школьного возраста, для которого любое слово папы или мамы – закон и истина в последней инстанции. Коля прекрасно понимает, что хорошие дети слушают своих родителей и никогда не ставят под сомнение их авторитет.

Поэтому нет ничего странного в том, что мальчик испытал когнитивный диссонанс, когда папа сначала сказал ему, что переходить дорогу на красный свет светофора категорически нельзя, иначе можно попасть под машину и получить серьезные травмы, а через несколько дней вместе с сыном перебежал дорогу на красный свет, так как он очень спешил и не стал ждать, когда загорится зеленый свет.

Слово КОГНИТИВНЫЙ - Что такое КОГНИТИВНЫЙ?

В таком же состоянии психологического дискомфорта мальчик оказался и тогда, когда услышал что мама, которая всегда ему твердила, что брать чужое ни в коем случае нельзя, рассказывала папе, что ей удалось тайком пронести через проходную несколько пачек принтерной бумаги.

Дети, в отличие от взрослых, испытывая когнитивный диссонанс, получают ощутимую психологическую травму, которая накладывает отпечаток на всю их оставшуюся жизнь. Ребенок, психика которого еще не окрепла, не может справиться с возникшим несоответствием между тем, что ему сказали родители, и тем, что он увидел собственными глазами.

Надежда никогда не хотела покидать родной город, но встреча с харизматичным иностранцем повлияла на её судьбу самым кардинальным образом. Когда любимый предложил Наде выйти за него замуж и уехать в его родную страну, девушка ни на секунду не задумалась о том, что она – православная христианка, а её будущий муж – правоверный мусульманин.

Поженившись, молодожены через месяц уехали на родину молодого человека. Оказавшись в совершенно другой среде обитания, Надежда, которая раньше никогда не была за границей, испытала сильный когнитивный диссонанс. Отличия в традициях, одежде, национальной кухне, менталитете и поведении стали причиной возникновения психологического дискомфорта.

Чтобы сохранить брак, уменьшить нервное напряжение и выйти из состояния когнитивного диссонанса, женщине пришлось принять диктуемые местными жителями правила игры и изменить представление о её собственных традициях. Надина же подружка, которая оказалась в похожей ситуации, не смогла стать частью социума своего мужа-мусульманина, поэтому развелась с ним и вернулась на родину.

  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector