Легкие когнитивные нарушения или расстройства у детей

Проявления нарушений когнитивных функций у детей и способы лечения расстройства

Когнитивные нарушения у детей создают проблемы с учебой и дальнейшей социализацией, поэтому нуждаются в коррекции. Проявляются в расстройстве восприятия и воспроизведения информации. Приводят к этому различные заболевания центральной нервной системы, инфекции, тяжелые роды.

Основными причинами нарушения когнитивных функций являются органические поражения головного мозга разной степени тяжести. Факторы, приводящие к формированию проблем с познавательными способностями:

  1. Внутриутробные инфекции.
  2. Родовые, черепно-мозговые травмы.
  3. Табакокурение и употребление алкоголя матерью во время беременности.
  4. Перенесенные нейроинфекции: менингит, энцефалит.
  5. Нарушения родового процесса.
  6. Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов, неправильное питание.
  7. Органические патологии – гидроцефалия.

Внутриутробные инфекции, такие как хламидиоз, герпес, краснуха, могут вызвать нарушения развития нервной ткани. Наличие подобных возбудителей у матерей часто приводит к неполноценному формированию головного мозга младенца.

Гонококковый, менингококковый, стафилококковый менингит, вирусный энцефалит приводят к отеку и гибели нервных клеток, что в дальнейшем сказывается на умственном развитии.

Легкие когнитивные нарушения или расстройства у детей

Травмы головы, в том числе родовые, являются причиной множества нарушений: эпилептического синдрома, детского церебрального паралича. При этом закономерно возникает расстройство познавательных функций.

Дефицит витаминов В при беременности и после рождения может крайне негативно сказаться на формирование головного мозга и нейронных связей в нем. Алкоголизм у вынашивающей плод женщины ведет к дефициту питательных веществ, а также непосредственному токсическому действию на нервные клетки.

Гипоксия во время родов – частая причина когнитивных расстройств у детей, а также детского церебрального паралича, эпилептического синдрома.

Выявление расстройства когнитивных функций – непростая задача. Необходим осмотр невропатолога (новорожденных, грудных детей) для исследования рефлексов и мышечного тонуса, беседа с педагогами.

Чтобы обнаружить тяжелые нарушения формирования головного мозга, следует провести основательную диагностику при помощи методов:

  1. Эхоэнцефалографии или нейросонографии у новорожденных.
  2. Электроэнцефалографии.
  3. РЭГ.
  4. Ультразвукового исследования сосудов – допплерографии.
  5. Миометрии.

При грубых расстройствах когнитивных способностей требуется терпеливая коррекция для дальнейшей социализации детей в специализированных учреждениях.

Если имеются органические поражения головного мозга, такие как гидроцефалия, необходимо хирургическое лечение. Для этого имплантируют гибкую трубку, соединяющую желудочки мозга с брюшной полостью.

Это способствует выведению излишка жидкости и улучшению ликвородинамики.

При легкой или средней степени снижения когнитивных функций прогноз заболевания зависит от того, насколько тщательно и регулярно производится коррекционная работа.

Легкие когнитивные нарушения или расстройства у детей

Назначают следующее лечение:

  1. Антигипоксические препараты (Мексидол, Реамберин, Милдронат).
  2. Ангиопротекторы: Актовегин, Солкосерил.
  3. Витамины: тиамин, метилкобаламин, фолиевая кислота, пиридоксин.
  4. Ноотропные препараты: Ноопепт, Пирацетам, Пантогам, Глицин.
  5. Санаторно-курортное лечение.

Полезно прочитать, что такое дислексия: симптомы, причины, диагностика и лечение.

Родителям на заметку! Моторная алалия у детей: причины патологии, основные симптомы и эффективное лечение.

Информация о том, что такое пограничная умственная отсталость: симптомы и лечение.

При двигательной гиперактивности следует ограничить употребление возбуждающих веществ – кофеинсодержащих напитков, специй с глутаматом натрия. С СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) потребность в физической активности увеличивается. Спортивные секции, кружки по интересам станут полезным времяпрепровождением, направят энергию в конструктивное русло.

Заключение

Нарушение познавательных функций – комплексная проблема, которая требует медикаментозного лечения, а также педагогической коррекции. Иногда требуется оперативное вмешательство. Прогноз зависит от тяжести органического поражения головного мозга и степени умственных отклонений.

(45,00 из 5)Загрузка…

Как неприятно отмечать у себя или близких людей ухудшение способности запоминать информацию, появление быстрой утомляемости, снижение интеллекта.

Такие расстройства в работе головного мозга в медицине получили название «когнитивные нарушения». Однако не следует отчаиваться. Большое значение для людей с таким заболеванием играет адекватная терапия.

Современная медицина способна обеспечить должное лечение и добиться стабильной ремиссии.

Когнитивные функции – это восприятие, сообразительность, способность знакомиться с новой информацией и запоминать ее, внимание, речь, ориентация в пространстве и времени, двигательные навыки.

Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций.

Единичные случаи забывчивости – это еще не повод переживать, но если человек начинает регулярно забывать события, имена или названия предметов, то это может указывать на нарушения в деятельности мозга, тогда пациенту требуется помощь невролога.

Деятельность лобных долей мозга связана с восприятием запахов и звуков, с эмоциональным окрашиванием окружающего мира, она отвечает за опыт и запоминание.

Основное понятие и определение

Если заболевание затрагивает теменные доли мозга, то пациент теряет возможность целенаправленно выполнять действия, он не различает, где право, где лево, не может писать или читать.

Затылочные доли отвечают за способность видеть цветные картинки, анализировать, узнавать лица, предметы. Изменения в области мозжечка характеризуются неадекватным поведением и нарушением речи.

Что такое когнитивное расстройство и как оно проявляется на внешнем плане? Это сильная утомляемость во время умственной деятельности, невозможность запоминать новую информацию, растерянность, затруднения с концентрацией внимания, проблемы при выполнении целенаправленных действий.

Нередко пациенту сложно понимать чужую речь или самому подбирать слова для передачи мыслей. Интересен тот факт, что это обратимый процесс. При сильных умственных нагрузках симптомы прогрессируют, а после хорошего отдыха исчезают. Однако есть необходимость посетить невролога и терапевта, которые проведут необходимые инструментальные исследования, назначат сдачу анализов.

При ухудшении работы нескольких процессов, выходящих за рамки нормы возраста пациента, но не достигающих степени деменции, можно говорить об умеренном нарушении. По данным медицинской статистики, подобные симптомы могут встречаться у 20% людей возраста от 60 лет.

Depositphotos_44400491_s.jpg

Однако у большей части этих пациентов в последующие пять лет наступает деменция.

У 30% людей наблюдается медленное прогрессирование болезни, но если за короткий промежуток времени случается расстройство сразу нескольких когнитивных функций, то необходима срочная консультация специалиста.

Тяжелая форма

Распространенность деменции наблюдается у пожилых пациентов, а провоцируется она, как правило, болезнью Альцгеймера. БА – это болезнь мозга, связанная с отмиранием ацетилхолинергических нейронов.

Ее первыми признаками становятся утрата памяти, постоянная забывчивость жизненных событий.

На следующей стадии прогрессирования патологических изменений начинается дезориентировка в пространстве, человек теряет способность выражать свои мысли, говорит бред, в быту становится беспомощен и может нуждаться в помощи близких.

Нередко выраженные нарушения когнитивных функций провоцирует сосудистая мозговая недостаточность, тогда память на жизненные события может оставаться хорошей, но страдает интеллект.

Пациенты перестают различать и видеть схожесть между понятиями, их мышление замедляется, появляется трудность в концентрации внимания. Кроме этого, у человека наблюдается повышение мышечного тонуса, меняется походка.

Первый симптом когнитивного нарушения – забывчивость

При таких признаках назначается нейропсихологическое обследование.

Причины

Нарушения делят на два вида: функциональные и органические. Функциональные расстройства провоцируются эмоциональным перенапряжением, стрессами, перегрузками. Они характерны для любого возраста и при устранении причин, как правило, проходят самостоятельно. Однако бывают случаи, когда врач решает применить медикаментозную терапию.

Органические нарушения провоцируются изменениями в головном мозге под воздействием какого-либо заболевания. Как правило, они наблюдаются в пожилом возрасте и отличаются устойчивым характером. Современная медицина предлагает продуктивные способы решения такой проблемы, позволяющие получить хороший результат. Можно назвать следующие причины нарушений:

  • Недостаточность кровоснабжения клеток мозга. Сюда относят такие заболевания, как сердечно-сосудистая патология, инсульт, гипертония. Человек должен следить за своим артериальным давлением, поддерживать оптимальный уровень сахара и холестерина.
  • Возрастная атрофия головного мозга или прогрессирующая болезнь Альцгеймера. В этом случае симптоматика болезни нарастает постепенно, в течение многих лет. Адекватное лечение поможет улучшить состояние пациента, стабилизировать симптомы на долгий срок.
  • Проблемы обмена веществ.
  • Алкоголизм и отравления.
  • Сердечно-сосудистая недостаточность.

У детей

Практика детской невралгии показывает, что когнитивный дефицит появляется вследствие заболеваний, затрагивающих нервную систему маленького пациента.

Это может быть, например, родовая травма или внутриутробная инфекция, врожденные обменные нарушения в нервной системе ребенка.

Понятие и определение

В широком смысле когнитивные нарушения представляют собой отклонения в функциях головного мозга человека, отвечающих за познавание, понимание, восприятие и осознание определенной информации, полученной из окружающей среды.

В некоторых случаях такие расстройства наблюдаются при наличии серьезных заболеваний неврологической этиологии.

Когнитивные нарушения могут быть связаны со следующими функциями головного мозга:

  • регуляция произвольной деятельности;
  • все виды памяти;
  • гнозис (отнесение предметов к определенной категории);
  • восприятие информации;
  • концентрация внимания;
  • интеллект;
  • речевая активность;
  • праксис (способность применять знания на практике);
  • психомоторная функция.

Виды нарушений по степени сложности

Ухудшение работоспособности головного мозга вызывают не только травмы и менингит. Инсульт вызывает проблемы с когнитивным состоянием, что может стать причиной деменции. Риск пережить инсульт обусловлен наличием следующих недугов:

  • Гипертония (особенно, если ее продолжительность свыше 5 лет);
  • Атеросклеротические болезни;
  • Сердечные заболевания;
  • Диабет (в силу поражения нервных клеток);
  • Бессимптомный микроинсульт.
Люди привыкли поправлять здоровье дома

Люди привыкли поправлять здоровье дома

Обратите внимание! Микроинсульт – это тромб, попавший в небольшой кровеносный сосуд в мозгу. Он не вызывает резких приступов, человек не утратит двигательную или речевую способность. Может, онемеет щека, но индивид не придаст этому значения.

Современные люди редко обращаются к врачам, предпочитая воспользоваться интернет поиском, назначив себе самолечение. Позже и вовсе «привыкают» к различным симптомам, на которые следовало бы обратить внимание. В итоге риск появления когнитивных расстройств увеличивается в разы, проявляясь в виде депрессии, астении, хронической усталости.

Легкое когнитивное расстройство (ЛКР) не является очевидным, поскольку протекает незаметно для окружающих. Более того, ЛКР не диагностируется, т. к. анализируемые показатели находятся в допустимых пределах, если и отклоняются, то незначительно. Индивид сам обращает внимание на то, что его поведение, реакция и мыслительные процессы снижены.

Качество деятельности личности остается прежним, но затрачивается больше времени на ее выполнение. То же касается мыслительных процессов. Если обычно человек довольно быстро вспоминает нужную информацию, то при наличии ЛКР этот процесс замедляется. Нередко наблюдается забывчивость, затрудняется концентрация внимания на одном деле либо сложнее становится переключаться между несколькими задачами.

Если такое наблюдается с возрастом, то это считается естественным. Однако, если индивид все чаще замечает за собой подобное поведение, значит, процесс протекает слишком быстро. Современная диагностика выявит первопричину ЛКР, а именно связь с патологиями или нездоровым образом жизни (стресс, физическое и нервное перенапряжение).

Список искажений

Когнитивные искажения представляют собой систематические ошибки в мышлении, возникающие при определенных ситуациях. Шаблонные отклонения или паттерны являются примером сложившегося на эволюционном уровне, ментального поведения.

Искажения такого типа могут возникать по причине необходимости адаптации к определенной ситуации или отсутствия конкретных навыков мышления.

Тяжелые когнитивные расстройства возникают из-за разных заболеваний

Устранение данной проблемы является отдельным направлением в психотерапии и основным объектом в когнитивной психотерапии. Всего зафиксировано свыше 120 когнитивных искажений, разделенных на несколько групп.

Искажения, имеющие связь с принятием решений и поведением в определенных ситуациях:

  • иррациональное усиление (привязанность к направлению, выбранному ранее);
  • амплификация (при составлении плана достижения цели вкладывается чрезмерное количество усилий);
  • подчинение авторитету (человек не способен руководствоваться собственным мнением и подчиняется конкретному лицу, которое считает авторитетом);
  • непринятие потери (расстройство от потери превышает радость от находки одного и того же предмета);
  • и пр.

Искажения, основой которых являются стереотипы:

  • эффект чрезмерной уверенности (человек в значительной степени переоценивает свои возможности и умения);
  • иллюзия кластеризации (наличие тенденции видеть схемы-образы там, где они отсутствуют);
  • каскад доступной информации (искажение представляет собой коллективную веру в факты, которые были озвучены многократно);
  • эффект телескопа (неправильная ориентация во времени, недавние события воспринимаются как далекие и наоборот);
  • иллюзорная корреляция (наличие ошибочной веры во взаимосвязь каких-либо событий или действий, которых нет на самом деле);
  • и пр.

Искажения, обусловленные социальной средой:

  • Список искажений мышленияэффект ореола (при восприятии человека ключевую роль играет один факт, например, привлекательная внешность связывается с идеальным характером);
  • искажение в пользу своей группы (человек прислушивается к мнению только тех, кого считает членом определенной группы);
  • искажение гомогенной оценки людей из другой группы (члены своей группы обладают более внушительным набором способностей и навыков, чем представители других групп);
  • иллюзия прозрачности (искажение в переоценке понимания другими людьми и завышение собственной способности понимать их);
  • и пр.

Искажения, причиной которых является нарушение памяти:

  • криптомнезия (в широком смысле искажение представляет собой ложное приписывание собственного авторства);
  • ретроспективное искажение (прошлые события фильтруются через реальность, ложное навязывание предсказуемости определенным ситуациям);
  • благодетель (человек возлагает на себя ответственность за благоприятные исходы событий и отрицает свое причастие, если итог стал отрицательным);
  • кажущееся постоянство (у человека откладывается в памяти определенные позиции окружающих людей, но при том он не допускает вероятности их изменения);
  • эгоцентрическое искажение (преувеличение прошлых результатов, события выглядят ярче, чем были на самом деле);
  • и пр.

Когнитивное искажение – это иррациональное мышление человека, систематические ошибки суждений. Возникают из-за стойких убеждений и веры индивида во что-либо, упрямства и неумения уступить и признать ошибку. Этим охотно пользуются маркетологи и экстрасенсы:

  • Человеку свойственно подражать окружающим, такова его природа. Если большинство покупает некий товар или верит в то, что черная кошка несет беды, индивид с когнитивным искажением примет эти факты на веру.
  • Также срабатывает эффект «якоря» – ассоциации, связанной с некоторым явлением.
  • Эффект ореола, когда некое мнение начинает поочередно охватывать всех вокруг, например, одобрительный отзыв о ком-то телевизионной звезды, к которому прислушаются десятки, сотни людей.

Диагностика когнитивных нарушений

Диагностика когнитивных нарушений проводится с помощью простых тестов. Например, «Мини-Ког», суть которого в том, чтобы запомнить три слова, сказанные врачом, нарисовать циферблат, где стрелки будут указывать точное время, а затем назвать пресловутые три слова. Если пациент не сможет нарисовать циферблат или не вспомнит хотя бы одно слово, необходимо обращаться к специалисту, поскольку нарушение начало развитие.

Другое задание – Монреальская шкала когнитивной оценки, подразумевает ответить на ряд вопросов. Желательно делать это в спокойной обстановке, чтобы человек не нервничал и не чувствовал себя некомфортно. Вопросы следующего характера:

  1. Индивиду показывают картинку с животными и просят назвать каждого;
  2. Назвать ему цифры вразброс, чтобы он повторил, а затем назвал их в обратном порядке;
  3. За минуту нужно назвать максимальное количество слов на одну букву алфавита (например, П);
  4. Задать несколько простых арифметических задачек, например, сколько будет 100-3;
  5. Найти общее между двумя мало похожими предметами, например, это могут быть часы и линейка.

Когнитивный дефицит или недостаточность

В дальнейшем диагностика проводится в медицинских учреждениях в более серьезной атмосфере и с инструментарием.

Особенности развития у детей

К развитию когнитивных нарушений у детей в большинстве случаев приводит критичная нехватка витаминов в организме (при отсутствии врожденных заболеваний головного мозга).

Спровоцировать отклонения могут также последствия инфекционных заболеваний или отсутствия контроля рациона питания.

Риск нарушения когнитивных функций может возникнуть в период внутриутробного развития (самым распространенным фактором является гипоксия плода, приводящая к кислородному голоданию организма).

Особенности когнитивных нарушений у детей:

  1. Нарушение когнитивных функций головного мозга у детей может стать причиной дезадаптации ребенка в обществе (в детском саду, школе и пр.).
  2. Подобные нарушения является причиной отклонений в формировании речи, и спровоцировать снижение концентрации внимания.
  3. Эмоциональные нарушения могут стать причиной развития отклонений в навыках учебы и восприятия необходимой информации.

Причины возникновения

Одной из самых частых причин возникновения когнитивных нарушений считаются сосудистые заболевания головного мозга.

Список искажений и ошибок

Возникнуть риск развития отклонений может в результате геморрагического его поражения, мультиинфарктного состояния, церебральной ишемии хронического типа или инфаркта стратегической локализации.

Определенные функции головного мозга начинают работать с нарушениями или полностью утрачивают себя.

Дополнительно спровоцировать когнитивные отклонения могут многочисленные факторы, касающиеся негативного воздействия внешней среды или прогрессирования конкретных патологий.

Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие факторы:

  • прогрессирование опухолей головного мозга;
  • серьезные отклонения в системе метаболизма;
  • нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и пр.);
  • недостаточность кровоснабжения головного мозга;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • ликвородинамические нарушения;
  • алкоголизм и наркомания (в запущенных стадиях развития);
  • нейроинфекции и заболевания демиелинизирующего типа;
  • результат серьезных гормональных сбоев;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • последствия инфекционных заболеваний;
  • результат патологий, связанных с сосудами;
  • возрастные изменения организма.

Коррекция ошибок мышления

Чтобы не поддаваться на чужие уловки, необходимо отстраняться от метального шума, позволив себе проанализировать ситуацию самостоятельно.

Иногда очень важно изолироваться от социального шума

Иногда очень важно изолироваться от социального шума

Для того чтобы чужое мнение не беспокоило человека, чтобы избежать социального давления, эмоциональных причин, следует обратиться к специалисту. Сначала он выявит наличие данных недугов, их уровень. Затем проработает их и научит адекватному восприятию информации. Психолог подберет наиболее удобные по времени и действиям варианты тренировки когнитивных функций и при необходимости пропишет лекарственные препараты, например, всем знакомый глицин.

Классификация и виды

Особенности развития нарушений у детей

В медицинской практике когнитивные нарушения подразделяют на три основные группы — легкая, умеренная и тяжелая степень.

В первом случае нарушения будут незначительными (может наблюдаться ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решение каких-либо задач).

Умеренная форма сопровождается ухудшением сразу нескольких когнитивных функций.

В тяжелой стадии возникают серьезные проблемы с восприятием окружающего мира (у пациента наблюдается большинство характерных симптомов когнитивных расстройств).

Классификация синдрома в зависимости от этиологии:

  • органические нарушения (патологические процессы приобретают необратимую форму);
  • функциональные отклонения (нарушения носят временный характер);
  • нейрокогнитивные нарушения (свойственны для органических психических расстройств).

Профилактика

Чтение, арифметические задачки в уме, а не с калькулятором – все это ежедневные тренировки памяти. Кроме этого, нужно заниматься мелкой моторикой: это вязание, игра на музыкальном инструменте, оригами. Помогают иностранные языки, которые хорошо тренируют мозг, так же, как и стихи наизусть. Привычные многим кроссворды, шашки, судоку и прочие интеллектуальные игры на логику – это большой шаг в отсрочивании когнитивных расстройств.

Изменения в работе мозга ребенка, взрослого и людей подросткового и пожилого возраста отрицательно отражаются на всех сферах жизни индивида. Страдает повседневная жизнь, социальная, учебная и профессиональная деятельность. Если индивид замечает за собой излишнюю рассеянность, не будет лишним проверить свои умственные способности.

Симптомы

Симптоматика когнитивных нарушений отличается разнообразием и включает в себя многочисленные признаки отклонений в работе определенных функций головного мозга.

Причины возникновения и факторы риска

Интенсивность проявлений зависит от степени их поражения и наличия сопутствующих заболеваний. Первые симптомы могут напоминать специфические черты характера человека, но с течением времени они будут становиться ярко выраженными неврологическими отклонениями.

Симптомами когнитивных нарушений являются следующие факторы:

  • Симптомы и признакибред (ложные умозаключения, имеющие устойчивый характер);
  • нарушения пищевого поведения;
  • зрительные или слуховые галлюцинации;
  • уменьшение активности мыслительного процесса;
  • дневная сонливость в сочетании с ночной активностью;
  • признаки апатии;
  • ухудшение памяти;
  • двигательная активность, не имеющая цели;
  • нарушение ориентации в месте, где человек находится впервые;
  • снижение концентрации внимания;
  • утрата чувства тактичности;
  • чрезмерная раздражительность и агрессивность.

Проявления нарушений когнитивных функций у детей и способы лечения расстройства

Лечением когнитивных нарушений занимается врач невропатолог. На основании данных, полученных при обследовании пациента, терапия назначается в индивидуальном порядке.

Ключевую роль играет причина возникновения патологических состояний.

Терапия может включать в себя прием специальных медикаментов, занятия с психологами или логопедами, посещение процедур оздоровления организма.

В комплекс терапии могут входить следующие варианты лечения:

  • ноотропные препараты (Энцефабол, Пирацетам);
  • витаминно-минеральные комплексы (Глицин);
  • средства с нейропротекторными свойствами (Милдронат, Церебролизин);
  • препараты против деменций (Донепезил, Мемантин);
  • Методы лечения и препаратымедикаменты против гиперхолестеринемии (Симвастатин, Торвакард);
  • психотерапевтические процедуры (назначаются в индивидуальном порядке);
  • соблюдение безхолестериновой диеты.

Классификация и виды патологии

Когнитивные нарушения имеют тенденцию к постепенному прогрессированию. Если вовремя не начать их лечение, то последствия кардинально изменят качество жизни пациента.

При осложнениях такие люди полностью дезадаптированы и не могут выполнять элементарные бытовые действия самостоятельно. Если возник риск возникновения таких нарушений, необходимо в кратчайшие сроки обратиться к невропатологу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector