Дети с нарушением интеллекта: виды умственной отсталости

Определение умственной неполноценности

По мере того, как происходят изменения в понимании нарушений интеллекта, обновляются и определения расстройства.  Например, характеристика нарушений интеллекта, представленная ВОЗ, определяет их следующим образом: «Состояние остановленного или неполного психического развития, характеризующееся, в частности, нарушением навыков, проявляющимся на протяжении всего периода развития, затрагивающим все компоненты интеллекта, т.е.

Другое определение говорит о «неспособности достичь соответствующей степени интеллектуального развития (менее 70% от нормы), несмотря на получение соответствующей воспитательной стимуляции».

Американская ассоциация по вопросам умственной отсталости и пороков развития (AAIDD – American Association on Intellectual and Developmental Disabilities) определяет нарушение интеллекта следующим образом: «Умственная отсталость – это сниженные способности, характерные значительными ограничениями интеллектуальных функций и адаптивного поведения, что отражено в концептуальных, социальных, практических адаптивных навыках.

AAIDD излагает 5 предположений для применения предыдущего определения:

  1. Уменьшение текущей функциональности необходимо судить по отношению к окружающей среде и обществу, типичному для возраста и культуры личности.
  2. Учитывает культурное и языковое разнообразие.
  3. Учитывает индивидуальные различия в общении, восприятии, движении, поведении.
  4. У каждого человека, помимо ограничений, учитываются его сильные стороны.
  5. Одновременно с определением поражения человека следует разработать индивидуальную целевую систему поддержки – при ней качество жизни человека с нарушением интеллекта будет улучшено в целом.

Девочка

Из этого определения становится очевидным тот факт, что умственная отсталость является переменной. Она не зависит исключительно от поражения человека, но также учитывает влияние внешней среды. Особое внимание уделяется важности целенаправленной поддержки, основанной на конкретных навыках и потребностях людей с психическими расстройствами.

Классификация ментальных нарушений

Нарушение интеллекта у детей дошкольного возраста может быть вызвано внутренними или внешними причинами, причем оба компонента взаимосвязаны. Внутренние влияния включают нарушения в структуре или функции генетического аппарата. Сюда относятся психические расстройства, вызванные хромосомными аберрациями (синдром Дауна, синдром Тернера), дефектами количества половых хромосом, нарушениями метаболизма, полигенным наследованием.

Внешние причины разделяются в соответствии с периодом, в котором они действуют. От зачатия до рождения принимаются во внимание:

  • биологические факторы (бактерии, вирусы);
  • химические эффекты (алкоголь, наркотики, никотин);
  • физические факторы (рентгеновское излучение, травмы).

Следующая классификация описывает некоторые особенности, общие для людей с определенной степенью нарушений интеллекта. Однако важно подчеркнуть, что из-за индивидуальности каждого человека невозможно подходить к людям с ментальными расстройствами исключительно на основе этих характеристик.

Эти дети способны соблюдать некоторые правила логики, но в их общении отсутствует большинство абстрактных понятий, они используют конкретные обозначения. Преимущественно они достигают полной независимости в личном уходе и практических домашних навыках, даже если их развитие идет медленнее по сравнению со стандартным. Это дает относительно хорошую возможность для их проявления на рынке труда.

Обучение этих детей ограничено механическими условностями. Для фиксирования чего-либо существует потребность в частом повторении. Они могут справляться с обычными привычками, простыми навыками, особенно в области самообслуживания, выполнять простые рабочие задачи, при условии отсутствия необходимости в скорости и точности.

Малыш

Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта представлены способностью понимания только основных контекстов и отношений. Ограничения также очевидны в речевых навыках. Он осваивает несколько ошибочно сочлененных фраз, которые, кроме того, использует неточно. Иногда дети с этой степенью расстройства интеллекта вообще не разговаривают.

Часто речь идет о комбинированном расстройстве. Познавательные способности почти не развиваются, как и артикулированная речь. Люди с такой степенью поражения в наибольшей степени способны различать известные и неизвестные стимулы, реагировать на них с удовольствием или неприязнью.

Определение степени нарушения интеллекта затруднено из-за связанных соматических или сенсорных расстройств, аутизма или тяжелых поведенческих дефектов.

Это обозначение используется в случаях, когда детская умственная недостаточность доказана, однако трудно или невозможно определить ее уровень, следовательно, отнести человека к одной из предыдущих категорий.

Детский аутизм

Детский аутизм входит в число первазивных расстройств развития. Это группа, характеризующаяся качественным нарушением взаимного социального взаимодействия на уровне общения и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

Симптомы:

  • В общении. Ребенок не реагирует на свое имя, не говорит, что хочет, имеет замедленное развитие речи, не отвечает на наставления. Иногда создается впечатление, что малыш глухой. Он не махает рукой на прощание, сказав несколько слов, останавливается. Частота детского аутизма оценивается в 5-10/10000 детей; чаще расстройство регистрируется у мальчиков.
  • В социальном взаимодействии. Отсутствие социального сотрудничества. Ребенок предпочитает играть в одиночку, он очень независим, плохо поддерживает зрительный контакт, не интересуется другими детьми. Создается впечатление, что он живет в своем собственном мире.
  • В поведении. Для ребенка характерны истерики, негатив, неспособность к сотрудничеству. Он может целый день заниматься определенными вещами, ходит на цыпочках, не знает, как играть с игрушками, все складывает в ряд, преувеличенно реагирует на определенные материалы или звуки, делает особые движения.

Показатели детского аутизма:

  • до 12 месяцев не «агукает», не жестикулирует, не машет рукой на прощание;
  • до 16 месяцев не использует слова;
  • до 24 месяцев не использует предложения;
  • потеря любых речевых или социальных способностей в любом возрасте.

Интеллект аутистов

Только очень небольшой процент детей с аутизмом имеет некоторые существенные способности, которые можно определить как «изобретательные». Аутизм в основном связан с психическими расстройствами.

Аутисты в школьном коллективе выглядят как инопланетные гости: показывают поведенческие проблемы, кричат, разрушают вещи, имеют проблемы с адаптацией.

Дети

При нарушении интеллекта у дошкольников важно помочь им понять окружающую среду, максимально облегчить общение с ним. Ребенок нуждается в определенном порядке, чтобы иметь возможность ориентироваться в хаотичном для него мире.

Где искать помощь?

Можно обратиться в детскую психиатрию, неврологию, специальный педагогический центр для расстройств аутистического спектра.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера также относится к первазивным расстройствам развития.  Ребенку трудно общаться, создавать социальные связи, у него имеется недостаток воображения. Дети с этим синдромом могут быть заинтересованы в общественной жизни, но для них проблематично понимание невербальной коммуникации. Они имеют особые интересы (изучение списков, расписания автобусов на память), могут долго говорить о своих интересах, не понимая, что окружению это не интересно, настойчиво доказывают свое мнение.

О синдроме Аспергера сегодня имеется мало данных. Вероятно, он возникает гораздо чаще, чем аутизм. Важно своевременно выявить расстройство, обеспечить ребенку правильную воспитательную и образовательную помощь еще в детстве, чтобы научить его управлять возникающими трудностями. Ребенок с синдромом Аспергера плохо реагирует на изменения, не понимает правил игры.

Умственный интеллект – в норме, у определенного процента детей даже проявляются способности выше средних, но эмоциональный и социальный интеллект находится в значительном дефиците. Люди с синдромом Аспергера испытывают трудности в понимании социальных ситуаций, им тяжело понять чувства других людей, поставить себя на их место.

В большинстве случаев синдром Дауна диагностируется после рождения. Родители испытывают разочарование, и даже шок из-за того, что их малыш «не такой», как они ожидали. Это нетипичная и сложная ситуация. Иногда требуется помощь специалиста в области психологии.

Мальчик

Признаки синдрома Дауна проявляются вскоре после рождения. Для новорожденного с этим расстройством типичны наклонные глаза, между внутренним углом глаз и носом имеется складка. Следующий признак – сплющенный нос, широкий лоб, короткая толстая шея, на которой кожа якобы висящая. Расстройство характеризуется низко расположенными ушами, большим языком, что приводит к дискомфорту человека – он почти постоянно имеет открытый рот, т.к. язык в нем не помещается.

Новорожденные младенцы имеют нарушения мышечного тонуса – мышцы очень слабы, как будто тряпичные. По мере роста, становятся все более заметными другие признаки болезни. Они включают низкий рост, сильное телосложение, короткие пальцы на руках.

Есть много осложнений, связанных с болезнью. Наиболее распространенные – заболевания сердца. В течение короткого времени проявляется нарушение психомоторного развития – ребенок психически или физически не развивается должным образом. Ментальный уровень человека с синдромом Дауна снижен, IQ колеблется  в пределах 30-60 баллов.

Опыт родителей и экспертов показывает, что развитие детей с этим расстройством протекает вполне нормально, но оно намного продолжительнее и медленнее. Каждый прогресс, в сравнении с другими детьми, где все проходит более или менее естественно, является результатом интенсивных упражнений и/или целевого обучения. Поэтому воспитание и обучение ребенка с синдромом Дауна более требовательное; необходимо терпение, индивидуальный подход.

Диагноз в основном касается моторического и речевого развития. Напротив, в эмоциональной и социальной области эти дети часто значительно превосходят своих сверстников. При правильной помощи они осваивают принципы повседневной деятельности, включая:

  • самообслуживание;
  • чтение и письмо;
  • активное участие в семейной жизни;
  • занятия различными видами спорта;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • обучение танцам и множество других навыков.

https://www.youtube.com/watch?v=KqjKuHm7E8

Однако, такой прогресс обычно занимает длительное время, требует больших усилий, работы, постоянного повторения.

Когда идти к врачу?

В случае присутствия в семье человека с синдромом Дауна, в рамках планирования беременности, рекомендуется пройти генетический тест.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector