Дислексия – что это за болезнь? Симптомы, причины и методы лечения дислекции

Социальные факторы

Впервые такое понятие, как дислексия, было использовано в 1887 году офтальмологом из Германии Р. Берлином. Именного с того времени можно найти множество интересных фактов о детях, которые совершенно не поддавались грамоте. На протяжении многих лет специалисты считали, что вся суть проблемы скрывается в плохом зрении.

Достаточно часто вместе с дислекцией у взрослых развиваются и другие расстройства психического характера. Чаще обычного возникает алалия – недоразвитая речь при условии, что слух вполне нормальный, афазия – пропадает уже ранее сформированная речь в связи со множеством факторов, дизартрия – происходит нарушение в подвижности тех органов, которые отвечают за речь.

Если проблему нашли на ранней стадии развития, то шансы скорректировать нарушение достаточно высоки. Но иногда можно столкнуться с тем, что уже взрослый человек обращается за помощью к врачам. Самым сложным процессом считается способность головного мозга человека различать между собой буквы и звуки, затем связывать в слова буквы, слова – в предложения.

Зарубежные специалисты придерживаются теории, что причина дислексии и дисграфии у детей – наследственный фактор.

В анамнезе человека исследователи выявляют минимальную мозговую дисфункцию, вызванную воздействием патологических биологических факторов. Внутриутробное повреждение головного мозга чаще всего носит гипоксический характер (порок сердца у мамы или плода (церебральная ишемия у ребенка), аномальное развитие пуповины, отслойка плаценты и др.).

После рождения выделяют следующие причины дислексии:

  • черепно-мозговая травма (подробнее про симптомы и помощь при сотрясении мозга у детей читайте здесь);
  • нейроинфекции и другие инфекционные заболевания (ветрянка, краснуха и другие).

Чаще всего болезни проявляется у детей с задержкой психического развития, детским церебральным параличом, умственной отсталостью и речевыми нарушениями.

Некоторые исследования связывают причины и виды дислексии:

  • дислексия травмы – причина в травме головного мозга;
  • первичная – ребенок не может читать до 4 класса, испытывает трудности в письменной и устной речи (является наследственной, чаще встречается у мальчиков);
  • вторичная – нарушение гормонального развития в раннем возрасте (в том числе во время внутриутробного развития).

Помимо биологических причин, на процесс освоения навыком чтения оказывают влияние социальные факторы: педагогическая запущенность, дефицит общения, неблагополучная социальная обстановка, обучение в раннем возрасте, слишком быстрый темп обучения.

А вы знали, что данное заболевание диагностировано у мировых звезд и знаменитостей: Кира Найтли, Альберт Энштейн, Том Круз, Мэрилин Монро. И это далеко не полный список.

  • неблагоприятное окружение;
  • дефицит речевого общения;
  • высокий темп обучения;
  • билингвизм;
  • педагогическая запущенность;
  • плохое формирование устной речи ОНР или ФФН.

Большинство исследователей и ученых считают, что парциальное расстройство напрямую связано с нарушением в области левого полушария головного мозга. Именно эта часть отвечает за моторику (зона Брока) и восприятие речи (зона Вернике), а также нарушения, связанные с областями головного мозга через дугообразный пучок.

Проблемы с распознаванием слов возникают в результате дефектов или дисфункций правого полушария головного мозга, средней затылочной части и области угловой извилины. Неспособность к освоению правил формирования слов расценивается как часть парциального расстройства.

Чаще всего у юных пациентов с такой проблемой появляются сложности при выявлении рода, корня, определении слова или при расставлении знаков препинания.

Профилактика и упражнения

Выявить признаки патологии позволяет грамотное обследование. Специалист проводит тест на дислексию,  проверяет слух и способность слышать звуки. Выясняется, какая из сенсорных систем больного работает лучше.

Дислексия – что это за болезнь? Симптомы, причины и методы лечения дислекции

Центры лечения дислексии практикуют занятия по исправлению подобных отклонений и используют передовые методики и современные развивающие программы.

Над устранением проблемы работают психиатры, психологи и логопеды. Способ терапии зависит от формы и стадии патологии. Важно развить у ребенка функциональные навыки чтения, используя необходимые виды обучения распознавания звуков.

Логопед обычно проводит упражнения в форме игры.

Пациенту предлагается выполнить несколько заданий:

  • отыскать конкретную букву в тексте;
  • обвести буквы по контуру;
  • вырезать алфавитный символ из бумаги;
  • озвучить сочетания букв;
  • правильно назвать ударение в слове;
  • добавить недостающие символы алфавита.

Логопед при этом учитывает проявления расстройства, характер нарушения, механизм дислексии. У взрослых пациентов способы коррекции предполагают углубленные методики, хотя принцип их не отличается от занятий с маленькими детьми.

Лечение заболевания по методу Дейвиса является одним из самых эффективных. Создатель Центра коррекции чтения придумал уникальную программу, которая направлена на обучение дислексиков тому, как грамотно применять имеющееся расстройство. Рональд Дейвис, страдающий аутизмом, на своем опыте доказал эффективность метода и считает дислексию даром.

Основными элементами программы являются:

  1. Оценка состояния. Оценивается степень затруднения восприятия и выявляется область, которая волнует ребенка больше остальных. Пациент учится выстраивать модели, основанные на его опыте, изучает окружающую действительность.
  2. Переключение. Основным симптомом расстройства является дезориентация. На этом этапе больной учится отключать ее для получения точных образов.
  3. Расслабленность и проверка. Пациент создает с помощью воображения чувство расслабления, визуализирует образы.
  4. Координация. Больной избавляется от проблем с моторной координацией благодаря специальным тренировкам.
  5. Освоение символов. Чтобы дислексик усвоил ту или иную букву, ему нужно самостоятельно воссоздать символ в трех измерениях и сопоставить его с аналогом на листе. Для этого подойдет пластилин.
  6. Правильная настройка. Устранить дезориентацию можно с помощью «умственного глаза», который пациент должен зафиксировать в нужном положении.
  7. Последовательность в чтении. Ребенок обучается чтению слева направо, говорит, что означает то или иное слово.

В качестве профилактики советуют проходить обследование у специалиста на признаки дислексии. Следует учить ребенка воспринимать прочитанный текст на слух с ранних лет.

Родители должны научить малыша читать в игровой форме и с помощью обучающих материалов. Чем скорее будут обнаружены первые признаки расстройства, тем эффективнее станет лечение.

Обучение письменной речи — это самый сложный период школьного обучения. Число школьников, допускающих множественные специфические ошибки, постоянно увеличивается. Часто эти ошибки связываются взрослыми с рассеянностью.

Специальная работа по преодолению дислексии строится на выполнении специальных упражнений, нацеленных на становление всех речевых сторон. Помимо этого, упражнения воздействуют на развитие мелкой моторики, психических процессов, а также нормализуют эмоционально-волевую сферу. Они формируют зачатки для верного становления письменной речи, повышают уровень общего развития, обогащают словарь, совершенствуют языковое чутьё.

Упражнения тренируют фонематический слух, восприятие, память. Они формируют умение вычленять заданную фонему из слова, определять их количество в словах, навык подбора слов с заданным числом фонем.

Дифференцировать оппозиционные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные звуки. Различение осуществляются по такому алгоритму: послушать, произнести, различить, записать. На этапе проговаривания слогов нужно подключить кинестетический анализатор, например: на звонкие фонемы поднимать руку, а на глухие опускать.

Определять звонкость звуков. После усвоения различия в артикуляции звонких и глухих фонем, готовятся таблички с их условным обозначением. На одной нужно нарисовать треугольник, на другой нарисовать кружок. ребёнку предлагается послушать слова, определить, на какой звук они начинаются, поднять подходящую карточку. После устной отработки слова записываются или в два столбика, или только с глухими согласными, или только со звонкими согласными.

Назвать слово, отличающееся от других. Различение на слух близких по акустическим параметрам фонем, точное повторение всех слов с ними.

Игры с мячом. Они нацелены на формирование фонематических процессов, общей и мелкой моторики, на пространственную ориентировку, регуляцию целенаправленных движений, совершенствование меткости, ловкости. Благодаря им активизируются внимание, нормализуется поведенческая сфера:

  1. «Мне известно много слов». Ребёнку нужно произнести несколько слов на определённую тему или начинающихся с конкретного звука, при проговаривании каждого слова можно использовать мяч, стучать им об пол при произнесении.
  2. «Всезнайка». Взрослый задаёт вопрос, передавая мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопрос развёрнутой фразой. Все слова в ответе начинаются с одного определённого звука.
  3. «Счетовод». Взрослый говорит слово, кидает мяч. Ребёнку нужно поймать мяч, посчитать число звуков в слове и сказать слово, содержащее аналогичное число фонем, бросив мяч обратно.

Упражнения, развивающие артикуляционную чёткость, дыхание, голос влияют на успешность усвоения школьного материала. Они строятся на проговаривании скороговорок, ритмических текстов, стихотворений, подразумевают точное повторение услышанного, позволяют прочувствовать речевой ритм и темп.

Дислексия – что это за болезнь? Симптомы, причины и методы лечения дислекции

Недостаточная активность артикуляторных органов, точность выполнения заданных укладов, нарушенное дыхание приводят к трудностям обучения. Работа по развитию речевого аппарата содержит упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики. Выработка верного выдоха оптимизирует работу кровеносной системы, благоприятно влияет на работу всего организма.

https://www.youtube.com/watch?v=vise3j080EA

Плавное дыхание позволяет расслабиться и сконцентрировать внимание. Дыхательный ритм — единственный из ритмов тела, который человек способен осознанно контролировать и активно регулировать. Дыхательные упражнения можно выполнять на любом этапе занятия. К ним относятся игра на духовых музыкальных инструментах, пускание мыльных пузырей, имитирование естественных процессов: сосания, зевания, кашля.

Отдельное место в развитии артикуляторных органов принадлежит работе над скороговорками. Она решает множество задач: совершенствование фонематических процессов, уточнение артикуляционного уклада фонем, отработку артикуляционной чёткости, длительного, правильного выдоха, развитие памяти, ликвидацию боязни проговаривания сложных слов, обеспечение положительного психологического настроя. Она позволяет уловить речевой ритм, темп, содействует повышению скорости как устной, так и письменной речи.

Для развивающей работы над зрительными процессами хорошо подходит выполнение корректурных проб. Они необходимы для коррекции зрительного внимания, восприятия, создания визуального образа буквы.

  • «Муха». В центре квадрата, разбитого на ячейки, изображается муха. Взрослый диктует пути её перемещения, например, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз и т. д. Вначале ребёнок передвигает пальцем по клеткам, затем мысленно представляет её передвижение. На завершающем этапе ребёнок с закрытыми глазами должен представить путь и сказать, в какой клетке нужно остановиться.
  • «Вверх ногами». Лист с напечатанным текстом разворачивается на несколько градусов. Ребёнок должен прочитать текст не поворачивая головы.
  • «Узнай с полубуквы». Верхняя либо нижняя половина строки прикрывается белым листом бумаги или заклеивается часть строки, ребёнок должен прочитать предложение. Эта проба формирует визуальный образ букв, умение быстро прочитывать одно или одновременно несколько слов.
  • «Хромой текст». ребёнку предлагается прочитать предложения, которые напечатаны двумя шрифтами. Объяснить смысл их. Отметить специфику написания. Прочитать, что изображено печатным шрифтом, а что курсивом. Списать слова, напечатанные одинаковым шрифтом. Прочитать получившееся предложение.

Профилактикой необходимо заниматься с дошкольниками по следующей программе:

  • развивают зрительно-пространственные функции;
  • дают задания на улучшение памяти, внимания;
  • преодолевают нарушения звукопроизношения;
  • формируют лексико-грамматический строй;
  • разрабатывают мелкую моторику рук.

Особенно популярна коррекция дислексии у младший школьников с помощью системы Дейвиса, который сам страдал этой болезнью). Она проводится в несколько этапов.

  1. Ребенка помещают в зону комфорта.
  2. Развивают координацию (право-лево, верх-низ) с помощью резинового мяча.
  3. Лепка. Из пластилина лепят цифры и буквы, учатся различать слоги.
  4. Чтение. Сначала ребенок переводит взгляд слева направо и узнает буквы, закрепляет эту способность. Затем учится понимать смысл отдельного предложения и всего текста.

Согласно отзывам родителей, благодаря этой методике повышается успеваемость обучения, улучшается почерк.

Очень важно вовремя заметить детей с нарушениями речи и проводить с ними логопедические занятия.

Наиболее популярна у младший школьников коррекция дислексии с помощью системы Дейвиса

  • Фонематическая. Уточняют артикуляцию: перед зеркалом показывают, как правильно нужно открыть рот и поставить язык, чтобы произнести тот или иной звук. Далее сопоставляются различные смешиваемые звуки при произношении и прослушивании.
  • Аграмматическая. Составляются сначала небольшие, затем длинные предложения, учатся менять слова в зависимости от рода, числа и падежа.
  • Мнестическая. Используются предметы, похожие на букву.
  • Оптическая. Необходимо найти определенную букву среди рисунка, которую нужно дорисовать, составляются буквы и цифры из пластилина и счетных палочек.
  • Семантическая. Ребенка обучают понимать значения слов, смысл прочитанного.

Причины развития дислексии

На сегодняшний день ученные выделяют всего несколько причин развития такой проблемы, как дислексия. К основным относят:

  • Наследственная предрасположенность человека.
  • Во время перинатального периода могут повлиять разнообразные инфекционные заболевания, которыми переболела мать (герпес или краснуха).
  • Интоксикация алкогольного или медикаментозного характера.
  • Анемия во время вынашивания ребенка.
  • Затяжные роды, асфиксия младенца.
  • Плодоизгоняющие манипуляции, которые привели к незначительному повреждению головного мозга.
  • Непосредственно после рождения на неправильное развитие головного мозга могут повлиять черепно-мозговые травмы, слишком тяжелые для ребенка инфекции (грипп, полиомиелит, корь).
  • Если с ребенком после рождения мало общаются вербально, недостаточно занимаются или, наоборот, нагрузка на мозг слишком высокая и не соответствует возрасту, то мозг начинает развиваться неправильно.

Дислексия имеет тенденцию повторяться в семьях, и ученые определили гены, которые могут быть ответственны за различные виды дислексии.

Исследователи также обнаружили конкретные мозговые различия, связанные с дислексией. Анализ изображений мозга показывает, что болезнь дислексия является результатом некоторых структурных различий в мозге , особенно в левом полушарии.

Мозг людей с дислексией показывает очень низкую активность в областях, ответственных за связь письменной формы слов с их фонетическими компонентами. Таким образом, чтобы читать, школьник с дислексией должен разработать альтернативные неврологические пути, связанные с более широким использованием в передним отделе мозга под названием зона Брока, что традиционно ассоциируется с другими аспектами обработки языка и речи.

Дислексия – что это за болезнь? Симптомы, причины и методы лечения дислекции

В большинстве случаев дислексия у ребенка не обнаруживается до тех пор, пока он не начнет учиться в школе или не пойдет в детский сад, где начнет учить буквы. Обследование может понадобиться детям, которые поздно начали разговаривать и не «догоняют» ровесников по окончанию первой степени обучения, которые не читают так, как от них этого ожидают, исходя из умственных способностей.

Основанием для проведения диагностики могут послужить проблемы с фонологическим процессингом.

Дети, у которых подозревается дислексия, обязательно должны пройти тест на умение читать, степень развития речи, слуха, познавательных способностей и психологическое обследование для подбора наиболее подходящей для ребенка программы обучения. Обычно педагогами или родителями обнаруживается дислексия, диагностика и обследование могут проводиться по их запросу.

Проведя оценку на понимание прочитанного текста, врач сможет определить, как ребенок анализирует и распознает слова, как владеет речью, понимает ли слушаемую речь.

Благодаря тесту на выговаривание слов и восприятие текста на слух логопед сможет определить уровень разговорной речи, обнаружить сбои в восприятии звуков. В процессе диагностики врач также оценивает активную и пассивную речь, познавательные способности.

В процессе обследования логопед выявит психологические моменты, которые способны усугубить расстройство. В некоторых случаях может понадобиться семейный анамнез. Он необходим для того чтобы выявить, были ли у родственников ребенка психические нарушения и если да, то какие.

Кроме того, врач должен провести тест на зрение и слух. При подозрении на неврологические нарушения может понадобиться консультация невропатолога.

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. ДЦП.
  5. Асоциальный образ жизни.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Формы психического расстройства

Специалисты различают несколько типов расстройств при чтении и письме. Они могут встречаться по отдельности или сочетаться вместе. Существует следующая классификация дислексии:

  • собственно дислексия — трудности в свободном чтении, часто в сочетании с проблемами с письмом;
  • гипердисклексия — неспособность читать и понимать прочитанное, несмотря на хорошее мастерство техники чтения;
  • диспортография — трудности с освоением правильной орфографии (отсутствие грамотности на письме);
  • дисграфия — проблемы с каллиграфией, так называемый «уродливый почерк», трудный для чтения;
  • дискалькулия — трудности с освоением математики и устным счетом;

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия – что это за болезнь? Симптомы, причины и методы лечения дислекции

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки. Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Условно специалисты делят все шесть форм заболевания на две группы. К одной группе относят отклонения, которые связаны непосредственно с недостаточным развитием функций речи. Они могут быть такими: фонематическая, аграмматическая, семантическая.

Ко второй группе относят те формы, что связаны непосредственно с нарушениями психического характера: оптическая, мнестическая, тактильная.

Что такое дислексия? Определение. Диагностика дислексии

Диагностировать дислексию не просто, потому что проблемы с чтением могут испытывать самые разные дети по разным причинам: слабое умственное развитие, педагогическая запущенность, плохой слух и зрение ребенка, не позволяющее ему видеть буквы, работать с текстом и т.п. Дислексию отличает повторяемость ошибок, их идентичность и стойкость, то есть даже после тренировок (когда еще не проводится коррекционная работа) проблемы остаются.

Дислексия – что это за болезнь? Симптомы, причины и методы лечения дислекции

Дислексия не является психическим заболеванием и диагностируется несколькими специалистами путем проведения различных тестов, включающих тестирование здоровья ребенка (слух, зрение), уровень интеллекта (нет ли умственной отсталости), техники чтения и понимания текста, способности полноценной речи.

В западных странах ребенка с подозрением на дислексию или дисграфию могут отправить к школьному психологу, неврологу или обычному педиатру. В России большинство специалистов не обучено работать с такими проблемами, но и у нас можно найти психологов, нейропсихологов и нейрофизиологов, которые занимаются этим вопросом.

«Лучше выявлять симптомы заранее. Хорошо, если еще перед школой ребенок пройдет диагностику у нейропсихолога. Расстройства обучения предсказуемы. Если мы в 6 лет обследуем человека, то сможем спрогнозировать его проблемы в школе», — считает Ирина Пасечник.

В общих словах, дислексия — это нарушение способности к чтению, т.е. специфическое расстройство чтения.

Если мы обратимся к руководствам по диагностике, используемым специалистами, то увидим, что специфической диагностической категории для дислексии не существует.

Среди расстройств, связанных с нарушениями нейроразвития, представляющими собой группу диагностируемых в детстве заболеваний, есть общая категория, называемая «расстройства обучения», в которой дислексия определяется как трудности со чтением, письмом или математическими вычислениями.

Другое широко используемое специалистами руководство — Международная классификация болезней (МКБ-10) — также относит дислексию к специфическим расстройствам чтения. Однако в отличие от DSM-5, включает только дислексию, появляющуюся в процессе развития или «эволюционнную дислексию«, исключая понятие приобретённой дислексии (классификацию видов дислексии мы рассмотрим далее).

Что такое дислексия или расстройство чтения: виды, причины, признаки, лечение

При проблемах и трудностях с чтением проверьте себя и своих близких на риск присутствия дислексии с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit («КогниФит») на дислексию. Начните тест прямо сейчас!

Таким образом, можно сказать, что дислексия представляет собой расстройство, при котором производительность при чтении ниже ожидаемой с учётом потенциала ребёнка, его способностей, возраста, интеллекта вне зависимости от периода его обучения в школе.

Под производительностью в чтении мы понимаем как декодирование и скорость чтения, так и интонацию и понимание слов.

Следовательно, для того, чтобы была диагностирована дислексия, должны быть выполнены следующие условия:

  1. Отсутствие умственной отсталости, которая может быть причиной низкой производительности при чтении.
  2. Проблемы со чтением должны наблюдаться не менее чем в течение двух лет (в сравнении с ровесниками).
  3. Выбранный метод обучения подходит человеку и стимулирует его также учиться дома.
  4. Отсутствие психических проблем, а также нарушений зрения и слуха, которые могут быть причиной трудностей со чтением.
  5. И, наконец, подобные трудности возникают только и исключительно при чтении и заданиях, связанных со чтением.

Дислексия с когнитивной точки зрения: Данная теория рассматривает дислексию с позиции обработки получаемой информации. Говоря упрощённо, чтение представляет собой процесс, состоящий из ряда субпроцессов: внимания, памяти, восприятия, рассуждения или осмысливания. В каждом из этих субпроцессов задействованы определённые когнитивные ресурсы.

Дислексия с поведенческой точки зрения: Данная теория считает дислексию поведенческой проблемой, объясняя все возникающие при чтении проблемы неэффективностью выбранного метода обучения.

Дислексия с неврологической, образовательной и психологической точки зрения: Чтение определяется как совокупность различных процессов, направленных на понимание и осознание прочитанного. Таким образом, дислексия рассматривается как нарушение понимания, распознавания и различения звуков, букв и слогов и их интеграции, т.е. нарушение фонематического слуха и восприятия.

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах.

Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии.  Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Первая группа

Фонематическую форму удается заметить еще в достаточно раннем возрасте, когда ребенок учится читать. Основными характеристиками являются замена, смешение или же пропуски букв в словах и слов в предложении. Ребенок может неосознанно менять местами слоги или звуки.

В случае семантической формы взрослый человек не понимает значение тех слов, фраз или текста, которые он прочитал. Спустя некоторое время начинает снова читать по слогам.

При наличии аграмматической формы, взрослый постоянно путает окончания, времена глаголов, неправильно образовывает числа местоимений.

Мнестическая форма встречается особенно часто. В большинстве случаев проявления мнестической дислексии становятся заметными у детей во время обучения чтению. В таком возрасте подобное явление принято считать нормой. Если ребенок и дальше, вплоть до взрослого возраста, не будет понимать буквы, то можно говорить о наличии психического нарушения. Главной характеристикой отклонения считается нарушение в ассоциации между зрительной формой буквы и тем, как она произносится.

Дислексия – что это за болезнь? Симптомы, причины и методы лечения дислекции

В случае оптической формы взрослый человек может читать слева направо, заменять буквы, которые практически одинаково пишутся, соскальзывать со строки непосредственно во время чтения.

Тактильная дислексия чаще всего встречается у людей, которые плохо видят. Они могут пропускать слова, искажать смысл того, что они прочитали, заменять буквы, которые между собой графически похожи.

Классификация дислексии

В зависимости от нарушенных механизмов, предлагается следующая классификация дислексии.

  1. Оптическая дислексия – детям трудно воспринять графическое изображение, воспроизвести зрительный ряд. Поэтому они тяжело усваивают буквы: путают их, не могут различить, нарушен зрительный синтез и анализ.
  2. Фонематическая дислексия возникает в результате неразвитости смыслоразличительной, слухопроизносительной функций и фонематического анализа. При этом путаются звуки, дети читают по буквам, пропускают согласные, переставляют звуки и слоги.
  3. Аграмматическая – чаще бывает у детей с нарушениями речи. Они изменяют окончания местоимений и падежные, плохо соотносят прилагательные и существительные (по роду, падежу, числу), изменяют формы и времена глаголов.
  4. Семантическая дислексия – не понимание содержания и смысла текста, но чтение правильное. При этом может читать по слогам (но не объединяет в слова), полными словами (воспринимает каждое слово по отдельности, но не вместе с другими) или объединяя эти два варианта.
  5. Мнестическая дислексия – связана с нарушением слухоречевой памяти, трудно соотнести зрительный образ буквы и звук, плохое запоминание букв.
  6. Тактильная – появляется у слепых, которые читают не с помощью зрения, а посредством тактильных ощущений. Заболевание происходит по тому же механизму, что и у зрячих людей (нарушения движений пальцев как нарушений движений глаз).

Согласно классификации дислексии по её происхождению существуют следующие её виды:

  • Приобретённая дислексия или алексия: является следствием перенесённой травмы или поражения мозга человека, у которого до этого не наблюдалось проблем с чтением.
  • Эволюционная дислексия или дислексия развития: характерна для людей, у которых проблемы выявлены в самом начале обучения чтению.  В данном случае речь идёт, как правило, о детской дислексии.

Также существуют различные классификации дислексии в зависимости от подхода, который принимается во внимание.

В настоящее время широко распространена классификация, разработанная исследователем Максом Колтхартом и его соратниками. Она базируется на когнитивной модели, которая различает два маршрута или пути от восприятия графического изображения слова до понимания его значения.

Первый — фонологический маршрут, по которому чтение осуществляется через преобразование графических знаков (букв) в звуки, а от них — к значению слова. Сначала распознаётся каждая буква по отдельности, затем слоги, фонемы, и затем уже слова — и так во всех языках.

Как правило, таким образом читаются незнакомые читателю слова либо псевдослова, представляющие собой набор букв, образующих несуществующее в языке слово.

Второй путь, называемый визуальный или лексический, это маршрут, по которому читатель напрямую связывает слово с его значением. Другими словами, графическое изображение слова напрямую активирует его лексическое представление. В данном случае распознавание слова заключается в соотнесении его написания с орфографической информацией, хранящейся в нашей семантической памяти, в нашем персональном «словаре».

Дислексия – что это за болезнь? Симптомы, причины и методы лечения дислекции

Именно так мы читаем знакомые нам слова, которые мы способны распознать визуально.

Как правило, процесс чтения происходит по одному из этих путей в зависимости от того, какой из них эффективнее в каждом конкретном случае. Люди, не испытывающие проблем со чтением, корректно пользуются обоими «маршрутами». Когда один из них нарушен — возникает дислексия.

Исходя из этой модели, различают следующие виды дислексии:

  • Фонологическая дислексия: нарушен фонологический маршрут. Люди, страдающие данным видом дислексии, используют при чтении визуальный или лексический путь. Типичными ошибками, с одной стороны, является неспособность прочитать незнакомые слова и псевдослова. С другой — возникают трудности с лексикализацией, т.е. превращением элемента языка или псевдослова в отдельное слово со значением. Например, если написано «комбютер», они прочитают «компьютер». Кроме того, такие люди путают визуально схожие слова. Например, могут прочитать «абонент» вместо «абонемент», «пост» вместо «рост» и т.д.
  • Поверхностная дислексия:  нарушен лексический или визуальный маршрут, человек использует фонологический путь при чтении. Ошибки заключаются, в первую очередь, в трудностях с распознаванием слова целиком. Такие люди будут пытаться подобрать правильное произношение слова. Они путают слова-омофоны, например, «бал» и «балл», «предать» и «придать» и т.п., а также пропускают, заменяют или добавляют буквы при чтении.
  • Глубокая дислексия: проблемы возникают в обоих маршрутах. При чтении люди с глубокой дислексией будут прежде всего руководствоваться смыслом, поэтому лучше всего они будут понимать слова, читая в тишине. Сложнее всего им даются абстрактные понятия или глаголы, такие люди сталкиваются с семантической паралексией или парадислексией, при которой человек путает схожие по значению слова, например, «машина» и «мотоцикл». Кроме того, существуют проблемы, характерные для других видов дислексии.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Считается, что в 80% случаев диагностированные проблемы обучаемости связаны с дислексией. Приблизительно от 2 до 10% школьников страдают этим расстройством.

Как правило, это расстройство не диагностируется до 7-летнего возраста, несмотря на то, что первые признаки могут проявляться в дошкольном возрасте и особенно — в начальной школе, когда детей начинают учить чтению. Что совершенно очевидно, в случае дислексии важно вовремя обнаружить проблему, её ранняя диагностика, чтобы как можно скорее начать применять коррекцию и лечение.

В ряде случаев дислексия может быть связана с другими специфическими расстройствами обучаемости, такими, как нарушение письма (дисграфия) или неспособность к счёту и арифметике (дискалькулия).

Что такое дислексия или расстройство чтения: виды, причины, признаки, лечение

Нейропсихологический тест CogniFit («КогниФит») на дискалькулию. Проверьте себя и своих близких на риск присутствия расстройства, связанного с неспособностью к математическим вычислениям и обучению математике

Для детей с дислексией характерны проблемы,  связанные с развитием языка и речи. Одним из первых симптомов может стать трудность с чтением алфавита, распознаванием и чтением букв, подбором самых простых рифм. В дальнейшем могут проявляться проблемы с пропуском, заменой, добавлением букв, лексикализацией при чтении.

Обычно дети с дислексией не любят и не хотят читать, во время чтения невнимательны и импульсивны. Такой ребёнок воспринимает чтение как что-то неприятное и будет всячески его избегать. А это, в свою очередь, затруднит обучение и сделает этот процесс более долгим по сравнению с обучением сверстников и одноклассников.

disleksiya-u-mladshih-shkolnikov-korrektsiya-uprazhneniya

Поскольку дислексия доставляет ребёнку значительный дискомфорт, как правило, это отражается на его социальных отношениях в школе. Кроме того, возможная школьная неуспеваемость может привести к проблемам с адаптацией, пропуску занятий, эмоциональным проблемам (появляющимся ещё в раннем возрасте) и проблемам поведения (при переходе из начальной школы, в подростковом возрасте).

Бывает ли дислексия у взрослых? Если эволюционная дислексия или дислексия развития не была распознана, и не было проведено необходимое лечение в детском возрасте, то такие же симптомы могут проявляться и у взрослого человека. Также вполне вероятно, что у взрослого дислексика будут проблемы с орфографией при письме.

Иногда взрослым людям, страдающим эволюционной дислексией, проще вспомнить лицо человека, чем его имя. Таким людям сложно запоминать информацию или вспомнить в нужный момент какое-то слово или имя. Дислексией страдают или страдали в детстве многие знаменитости, поэтому её часто называют «болезнью гениев».

Приобретённая дислексия — напомним, что она является следствием поражения мозга — характерна для взрослых людей.

Что такое дислексия или расстройство чтения: виды, причины, признаки, лечение

Проверьте себя и своих близких с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit («КогниФит») на фибромиалгию. Фибромиалгия — заболевание, для которого характерны хронические боли в мышцах и суставах. Узнайте, есть ли риск присутствия данного расстройства

Подробная симптоматика состояния

Невозможно не признать, что в России существует огромная проблема с диагностикой дислексии. Такое заключения врач-дефектолог (психоневролог) ставит только в 10-11 лет. До этого момента неумение читать считается вариантом нормы. Но чем раньше начата коррекционная работа с дислексиком – тем лучше! Мировой опыт говорит, что лучше всего стартовать в шесть и даже пять лет! И тут уж все в руках родителей…

  • Ребенок поздно начал говорить.

  • Ребенок не может определить, с какой буквы начинается его имя, имена мамы и папы.

  • Ребенок с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью).

  • Ребенок с трудом распознает рифмы.

Разумеется, все это не значит, что ваш ребенок обязательно будет испытывать трудности с чтением. Все дети развиваются в своем темпе, и бегло читать только в 8 лет начинает приблизительно 30% детей! Однако, есть признаки, которые, безусловно, должны насторожить родителей первоклассников.

  • Ребенок читает только первую букву или две, а продолжение слова «додумывает». У детей постарше это легко определить, предложив им для чтения список бессмысленных слов.

  • Переставляет буквы при чтении и на письме.

  • Не видит границы слов: читает и пишет приставки отдельно, а предлоги и союзы – слитно с соседними словами.

  • Пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.

  • Не различает цифры, хотя легко решает простейшие примеры в уме.

Неспецифические признаки:

  • часто жалуется на головную боль при чтении;

  • при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом;

  • неорганизован, есть сложности с восприятием времени.

Прежде всего – выполнять все рекомендации невропатолога и логопеда. Мы же, в свою очередь, посоветуем несколько простых игровых упражнений, которые пойдут на пользу развитию ребенка.

Дислексия – что это за болезнь? Симптомы, причины и методы лечения дислекции

«Первый звук»

Назовите простое слово и предложите ребенку определить первый, второй, последний звук.

«Ловец слов»

Вы перечисляете несвязаные слова, а ребенок подает сигнал каждый раз, когда слышит оговоренное заранее слово.

«Начинается на…»

Почему возникает дислексия у взрослых: как корректировать это состояние?

Придумать как можно больше слов, начинающихся или заканчивающихся на определенную букву.

«Сколько звуков»

Попросите ребенка посчитать звуки в простых словах, где нет мягких гласных, удвоений и других сложностей, которые могут сбить его с толку: нос, рот, рука, корова…

«Цепочка слов»

Хорошо известная игра, где нужно превратить одно слово в другое (например, муху в слона), меняя буквы по одной.

Почему возникает дислексия у взрослых

«Словесное лото»

Из карточек с половинками слов нужно составлять целые.

«На первый-второй рассчитайся!»

Предложите ребенку читать в тексте каждое второе, третье, пятое слово.

«Узнай предмет»

На картинке ребенок должен узнать предмет по контуру.

«Найди десять отличий»

Одним из основных признаков дислексии у взрослых, является спутанность мыслей

Необходимо найти отличия на двух похожих рисунках – такие задания часто встречаются в детских журналах.

«Верное слово»

Среди нескольких вариантов написания слов (в которых вы намеренно допустили ошибки) найти правильный.

Если у вашего ребенка проблемы с чтением – не ругайте его, не позволяйте ни ему, ни окружающим усомниться в его уме и способностях. Он не глуп, не ленив, не хочет вас разозлить. Он просто особенный!

1.05.2018

Подготовила Анна Первушина

  Дети с особенностями здоровья

У некоторых дислексиков возникают сложность при чтение

Общими для совершенно всех взрослых дислексиков будут такие характеристики, как трудности в написании слов, они могут очень быстро обрабатывать словесную информацию. Вне зависимости от формы дислексии у взрослого человека, вместе с психическим отклонением всегда будет развиваться когнитивная слабость.

Можно сказать, что человек обладает дислексией, если он:

  • Неправильно понимает значение слов.
  • Не может связать между собой предложения.
  • Имеет минимальный словарный запас.
  • Неправильно произносит звуки, буквы или же пропускает их непосредственно во время чтения.
  • Трудно понимает мимику окружающих людей.
  • Во время чтения появляется головная боль, сильная усталость или даже плаксивость.
  • Возникают серьезные проблемы с каллиграфией.
  • Присутствует путаница в последовательности определения (не может точно сказать, какой год или день, время суток и прочее).
  • Сильная рассеянность, очень плохая память.
  • Во время чтения слова больше угадывает, чем читает.
  • Не запоминает или не понимает тот текст, который только что был прочитан.
  • Очень медленно читает, чаще по слогам.
  • Во время написания простого текста или же его списывания допускает огромное количество ошибок.
  • Плохо запоминает имена, что не позволяет полноценно работать.
  • Такие люди очень раздражительны и эмоциональны – могут возникать приступы необоснованной плаксивости, реже агрессии.
  • Человек плохо ориентируется в пространстве, может нарушаться координация движений.
  • Присутствует сильно выраженное чувство справедливости.
  • Такие люди носят только цифровые часы.
  • Могут необычно держать ручку во время написания текста.
  • Из-за того что на слух сказанное воспринимается неправильно, искажает произношение услышанных слов.

Все эти симптомы дислексии у взрослых не могут проявиться одновременно у одного человека. Чаще всего присутствует только часть из них, поэтому обычные люди не будут особо замечать каких-либо отклонений.

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Диагностика дислексии у взрослых

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Симптоматика дислексии у взрослого человека

Без поправки возраст, общий и наиболее распространенный признак при дислексии – затрудненное правописаниеПо проявлениям выделяют 2 формы дислексии: литеральную (трудности в усвоении отдельных букв) и вербальную (трудности при прочтении слов). Для каждого возраста существуют свои особенности, рассмотрим их.

Малыш поздно начинает говорить, ему трудно учить и произносить слова, из-за чего могут возникнуть проблемы в отношениях со сверстниками. Словесная память плохая (не может вспомнить, какие уже выучил). Базовые навыки письма и чтения даются с трудом, путает расположение букв и слов. Не может определить, где верх-низ, право-лево.

Тяжело распознает слова, заменяет их другими, схожими по смыслу и звучанию. Во время письма переворачивает или переставляет при чтении буквы и слова, путается в арифметических знаках. Младший школьник плохо осваивает новые навыки, запоминает факты.

У детей с диагнозом «дислексия» наблюдается пониженная самооценка и депрессия

Это отражается на поведении и личности ученика: он становится неловким и импульсивным, нарушается координация движений, самооценка снижается, появляется депрессия.

По сравнению со сверстниками читает медленно, мало и плохо. Категорически отказывается читать вслух и писать на доске, слова пишет и произносит неправильно. Память плохая, почерк разобрать невозможно. Отношения со сверстниками не ладятся.

Навык письма развит плохо, читает медленно, при этом делает много ошибок. Слова произносит с ошибками. Старшему школьнику тяжело дается восприятие, пересказ, изложение и обобщение, как следствие – плохая память. Работает медленно, плохо адаптируется к новым условиям.

Человек в этом возрасте плохо воспринимает письменную и звуковую информацию. Навыки письма не развиты или совсем отсутствуют. Путает последовательность слов и чисел. Человек рассеянный, невнимательный, не умеет планировать и организовывать свое время.

Болезнь дислексия означает, что люди имеют проблемы при чтении, написании и произношении слов.

Низкая успеваемость. Может быть, рано или п

оздно, ребенок с дислексией начинает говорить; появляются яркие обороты речи, но не читать, ни писать на уровне класса он не в состоянии; может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

Двигательные нарушения. Как ребенок, так и взрослый с дислексией, могут обладать плохим почерком; имеют плохую координацию; отстают в командных видах спорта; имеют трудности с моторно-ориентированными задачами; путают право и лево, а также над и под; учатся лучше через практический опыт.

Слабые языковые и навыки чтения. Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении; не читает для удовольствия; путает, переставляет местами, добавляет, заменяет, или разворачивает буквы, цифры, слова как при чтении, так и при письме; имеет недостатки в фонетике; испытывает трудности с тем, чтобы передать мысли словами; может заикаться.

Слабые математические навыки. Школьник с дислексией имеет трудности в учебе, сложности с оценкой времени; можно сделать арифметические действия, но не записать или прочитать их; имеет проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может успевать хорошо в геометрии; имеет плохую память для последовательностей; считает используя интуицию или изображения, а не слова и числа.

Поведенческие проблемы. Поведение ребенка с дислексией может быть беспорядочным или разрушительным в классе; легко расстраивается когда речь идет о школе, чтении, письме, математике; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени или эмоционального стресса.

Зрение. Больной дислексией может жаловаться на проблемы со зрением, которые не появляются в ходе стандартных осмотров; может не воспринимать глубину и иметь недостатки периферического зрения.

Наиболее характерная вещь, которая касается людей с дислексией, это их несоответствие навыков и умения, которые могут меняться изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра.

Проявления заболевания разнятся в зависимости от формы расстройства.

Есть несколько общих симптомов, которые помогают обнаружить проблемы психики:

  • боль в голове при чтении;
  • усталость (особенно во время чтения);
  • проблемы с письмом;
  • рассеянность;
  • невнимательность;
  • чтение с поочередным закрыванием глаз;
  • нежелание обучаться;
  • потирание век;
  • приближение источника чтения к глазам.

Процесс чтения сопровождается следующими признаками:

  • пропуск букв и слов;
  • запинки в озвучивании текста;
  • несоответствие результатов чтения возрасту ребенка;
  • непонимание текста.

Иногда пациент испытывает трудности с координацией в пространстве, его движения могут неуклюжими или замедленными.

При подозрении на дислексию родители должны обеспечить своему малышу профессиональную помощь. Если он не получит поддержки, то может перестать учиться и поверит в свою бесполезность.

Программист из Америки создал

сайт

, который помогает понять, как видят текст люди с дислексией. Буквы на странице прыгают в разных направлениях, вызывая неприятное ощущение в голове.

kak-vidyat-pri-disleksii

Точно также видят символы больные, когда пытаются читать в интернете новости, почту или обычную книгу. Этот сайт дает глубже понять проблему людей с когнитивным расстройством, влияющим на чтение и письмо.

Низкая успеваемость.  Может быть, рано или поздно, ребенок с дислексией начинает говорить; появляются яркие обороты речи, но не читать, ни писать на уровне класса он не в состоянии; может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

Слабые языковые и навыки чтения. Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении; не читает для удовольствия; путает, переставляет местами, добавляет, заменяет, или разворачивает буквы, цифры, слова как при чтении, так и при письме; имеет недостатки в фонетике; испытывает трудности с тем, чтобы передать мысли словами; может заикаться.

Поведенческие проблемы. Поведение ребенка с дислексией  может быть беспорядочным или разрушительным в классе; легко расстраивается когда речь идет о школе, чтении, письме,  математике; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени или эмоционального стресса.

Лечение и коррекция

Лечение дислексии у взрослых

Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.

Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.

Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и  методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям.

Прежде чем приступать к лечению, необходимо провести специальную диагностику дислексии, которую проводит психолог. С ребенком проводится тестирование, смотрят, как он читает, какие совершает ошибки, насколько понимает прочитанное. Результаты сравниваются с возрастной нормой. Также проверяют слух, как ребенок воспроизводит речь, воспринимает информацию.

Логопед изучает уровень сформированности устной речи, историю развития. Кроме того, обследуется состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторки. Оценивается звукопроизношение, связанность речи и другие показатели. Тест на дислексию включает списывание, письмо на слух.

По результатам специалист дает соответствующее заключение. Он может направить больного на консультацию к неврологу и офтальмологу.

В младшем возрасте исследование проводится в игровой форме. Родителям и учителям не рекомендуется присутствовать при диагностическом исследовании, чтобы не смущать школьника.

Хотя есть много теорий относительно того, как успешно лечить дислексию, вылечить ее до конца невозможно. В любом случае, лечение проводится под наблюдением специалистов. Корректируются трудности, возникающие в процессе обучения, пациента помогают обучить коммуникативным навыкам.

Коррекция дислексии и дисграфии подразумевает:

  • изменение звукопроизношения;
  • усвоение грамматических норм языка и систем словообразования и словопроизношения;
  • развитие слухоречевой памяти, зрительно–пространственных представлений и др.

Отмечаются случаи, когда уровень интеллекта в норме или выше среднего, а читает хуже всех. Обычно у таких детей наблюдаются проблемы с бинокулярным зрением (это не снижение остроты зрения). В результате ребенок либо испытывает дискомфорт после чтения, либо начинает путать слова и не может их идентифицировать. Необходимо пройти полное обследование у офтальмолога, который проверит бинокулярное зрение, назначит ношение специальных очков и тренировку зрения.

Среди школьников очень часто встречается дисфонезия (слуховая дислексия), тогда ребенка учат выделять слова как целое, вводят фонетический курс, это способствует улучшению навыкам чтения.

При дисэйдезии ребенок не распознает слова как единое целое. Темп чтения становится медленным, так как приходится расшифровывать каждое слово. С помощью мультисенсорной методики можно помочь некоторым детям.

Лечение дислексии требует корректировки учебного процесса. Используется прямое обучение (специальные фонетические техники) и непрямое (особая программа, при которой дети учатся читать).

Теперь, когда ответ на вопрос «дислексия что это?» уже понятен, целесообразно рассказать о методиках лечения этого заболевания. Как правило, лечение дислексии зависит от формы ее протекания.

  • При фонематической форме дислексии делается уклон на восстановление нормального процесса звукопроизношения, а также на понимание звуко-буквенных и звуко-слоговых связей и соответствий.
  • Специальные логопедические упражнения при семантической форме дислексии направлены на расширение словарного запаса ребенка и на изучение норм грамматических категорий языка.
  • Аграмматическая дислексия корректируется при помощи обучения правильным грамматическим соответствиям и положению слова в грамматической системе языка.
  • Упражнения при мнестической форме заболевания нацелены на развитие функций слухоречевой и речезрительной памяти.
  • При оптической дислексии у детей необходимо работать над визуальным изображением букв и их соответствием звукам.

Особую методику коррекции дислексии предлагает Рональд Д. Дейвис, который сам является примером эффективности разработанной программы. Так как главным отличием дислексика от обычного человека является его дезориентация, которая и вызывает известные сложности с чтением и письмом, — необходимо устранить дезориентацию.

Для этого Дейвис вводит такие понятия, как «выключение дезориентации» и «точка ориентации». Установление последней при помощи специальных упражнений позволяет дислексику воспринимать окружающую действительность так же, как остальные люди.

Еще одной особенностью методики Дейвиса является материализация образов. Дислексику предлагается моделировать из пластилина или других материалов то, что вызывает у него трудности (буквы, слова, ситуации и т.д.), что позволяет установить точную связь между реальным объектом и его ментальной проекцией в сознании дислексика.

Коррекция дислексии по Дейвису – это не столько курс лечения, сколько программа по обучению управлением собственным даром. Дейвис учит таких же дислексиков, как и он, правильно пользоваться своими преимуществами так, чтобы не ощущать воздействие недостатков.

Дислексию не зря называют спутницей гениальности, ведь среди дислексиков множество всемирно известных ученых и артистов разного рода творчества. Однако раннее начало посещений логопеда для коррекции дара поможет ребенку избежать проблем в обучении и общении со сверстниками, а также правильно распорядиться своими задатками гения.

Как лечится и корректируется дислексия

Самым популярным вариантом коррекции дислексии у взрослых считаются занятия с логопедом. В зависимости от присутствующей формы дислексии у человека, будут отличаться и занятия.

Также используется терапия медикаментозного типа, которая заключается в приеме витаминов из группы В, омега-3 жирных кислот. Если вместе с признаками дислексии у взрослых присутствуют еще какие-то заболевания, то назначаются более серьезные медикаменты.

Иногда для лечения могут использовать иппотерапию или дельфинотерапию. Специалистами было доказано, что когда человек общается с этими животными, у него заметно поднимается настроение, он становится более спокойным и оптимистичным. Также отличным вариантом станет дыхательная или же двигательная гимнастика. Врачи рекомендуют посещать занятия по плаванию или гимнастике. Хорошо сказываются регулярные курсы массажа.

Важную роль в лечении дисграфии и дислексии у взрослых играет социальная адаптация. С помощью современных гаджетов можно запомнить нужную информацию и при необходимости проверить правильность написанного текста.

Если вы задумались о том, как исправить дислексию у взрослых, то вы должны знать о невероятно эффективной методике, разработанной Рональдом Дейвисом. Он предлагает в некоторой степени «перезапустить» мозг и посмотреть на мир другими глазами, начать заполнять пробелы в памяти, чтобы избавиться от рассеянности или дезориентации.

Дислексия: когда обращаться к врачам

Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.

Социальная адаптация взрослого, который болен дислексией

Необходимое обследование проводит логопед. В первую очередь он оценит уровень общего развития речи:

  • наличие проблем со звукопроизношением;
  • способность к фонематическому восприятию;
  • уровень развития связной речи;
  • сформированность звукослогового анализа, понимания грамматического строя речи.

Кроме того, логопед проанализирует функционирование высшей психической деятельности. Оценит развитие памяти, уровень внимания, мышления, наличия сопутствующих состояний, влияющих на формирование чтения.

Для исключения проблем со зрением ребенку может быть показана консультация офтальмолога.

Возможно также будет рекомендовано проведение медицинского обследования у невролога или психоневролога с оценкой функциональной работы мозга (ЭЭГ, МРТ).

Профилактика и упражнения

Чтобы не прибегать к диагностике дислексии, необходимо провести профилактику этого нарушения. Главным условием профилактики считается максимально раннее выявление проблемы. Нужно стараться снизить заболеваемость, следить, чтобы ребенок не травмировался. Кроме того, еще во время беременности женщина должна внимательно выполнять все рекомендации врача и следить за своим здоровьем. Если проблема будет обнаружена, лечение можно начинать только после занятий с психологом.

Если вовремя обратить внимание на признаки дислексии, то к более зрелому возрасту можно скорректировать ее проявления, и взрослый ничем не будет отличаться от других людей.

  • скороговорок;
  • проговаривания отдельных звуков;
  • артикуляционной гимнастики;
  • многократного чтения текста.

Для лечения у детей дислексии в сложных случаях рекомендуется воспользоваться услугами специалистов, которые предлагают специализированные центры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector