Межполушарноя асимметрия мозга

О левосторонней асимметрии

«Левши» составляют значительный процент населения многих стран. По данным за 1988 г., 25 млн американцев являются левшами. В Бразилии они составляют 10% всего населения. Сейчас отмечается тенденция к увеличению числа левшей в человеческой популяции. В связи с этим все чаще возникают инициативы по созданию субкультуры для левшей, которая бы облегчала их жизнь в «правом» мире.

Как показывает анализ специальной литературы, существует три точки зрения при оценке психофизических особенностей леворуких и праворуких индивидов. Согласно одной из них, левши отличаются более низкими показателями психического развития. Слово «правый» имеет англосаксонский источник, означающий «правильный», «честный»,- «прямой»; слово «левый» — злой, «нечестный», «лживый».

Отмечаются отрицательные качества у левшей: более низкий уровень интеллекта, неуверенность, меньшая способность к обучению, большая склонность к наркотикам и преступлениям.

Согласно второй точке зрения, левши не отличаются от правшей по основным показателям высших психических функций. Исследования, проведенные на больших выборках, показали отсутствие каких-либо достоверных отличий у леворуких и праворуких школьников по успеваемости. Однако аргументы подвергаются сомнению на том основании, что они проводились в обычных условиях, а специфика левшей, по другим данным, проявляется, главным образом, в необычных ситуациях, например, в стрессовых.

Каковы же особенности психических свойств левшей? Каковы особенности строения их мозга? Как развивались эти особенности в процессе эволюции и как они развиваются в процессе онтогенеза у человека? Какова роль наследственности и среды в формировании межполушарной асимметрии? Эти вопросы будут рассмотрены в последующих разделах.

Современные представления о межполушарной асимметрии

Термин «межполушарная асимметрия» применяется как разделение функций мозговых процессов (восприятие, анализ, продуцирование информации) между левой и правой половинами мозга. Исследования говорят и об анатомической разнице в размерах и морфологии половин этого органа.

В 1836 году М. Дакс обнародовал наблюдения над пациентами с частичным поражением в левой области. В частности, у таких больных было нарушение речи (афазия) — симптом, которого не было у людей с повреждением головного мозга в аналогичной (зеркальной) зоне правого части.

Наблюдения позволили сделать вывод о латерации — распределении психических процессов между левым и правым полушариями.

Условно каждая половина «отвечает» за свой спектр мыслительных процессов: левая — за логику, расчет, правая — за образное мышление, интуицию.

Для исследования мозговой латерации применялось:

  1. Наблюдение на больными с поражением участков мозга вследствие травмы, опухоли, паразитарной кисты.
  2. Рассечение мозолистого тела, служащего проводником между частями мозга.
  3. Специфические исследования с измерением электрических импульсов того или иного участка мозга при решении определенной задачи.

Было установлено, что полушарие контролирует сенсорику противоположной части тела: правое — левую сторону, левое — правую. Так, действием правой руки управляет левое, и наоборот.

Данный факт позволяет проводить психологические тесты, позволяющие определять долю участия каждого полушария (доминантность) у конкретного индивидуума. Так, у 90% людей доминантным является левое, так как большинство людей правши. Для более объективной картины применяются тесты:

  1. Сенсорные — предлагается совершить действие, например, развязать узел или сложить руки на груди. Во время исполнения испытуемый увереннее манипулирует правой рукой.
  2. Зрительные — тест определяет ведущий глаз.
  3. Слуховые — испытание для определения восприятия звуков.

Совокупность результатов такого исследования позволяет отнести индивидуума к одной из пяти групп:

  • правши;
  • праворукие;
  • левши;
  • леворукие;
  • амбидекстры.

У последних доминантность — свойство межполушарной симметрии — отсутствует. Такие люди одинаково владеют обеими руками, однако этот феномен встречается редко.

Признаки морфологической асимметрии мозга в области речедвигательной коры появляются очень рано. Различия правого и левого полушарий заметны уже у 5-месячного плода. Так, по нашим данным, в области нижней лобной извилины в большинстве исследованных случаев восходящая ветвь сильвиевой борозды сначала появляется в правом полушарии.

Межполушарноя асимметрия мозга

Начиная с 7 месяцев плодного периода и до 2 лет жизни, по многим показателям правое полушарие оказывается более «продвинутым», по сравнению с левым. Возраст 2-5 лет является переломным, и доминирующим становится левое полушарие.

Подобная направленность асимметрии отмечена также сотрудниками Института мозга РАМН (работы И.Н. Боголеповой и сотр.) в отношении структурно-количественных соотношений цитоархитектоники полей 44 и 45. Показано, что по объему структур, плотности нейронов, ширине коры, по глиоперинейрональному индексу и др.

Приведенные данные соответствуют наблюдениям психологов о раннем проявлении функциональной асимметрии мозга. Она увеличивается в процессе онтогенеза человека и снижается к старости.

Одна из психологических гипотез рассматривает мозг ребенка до двух лет как бы функционально расщепленным из-за незрелости мозолистого тела. При манипулировании предметами у такого ребенка формирование энграмм происходит в каждом из полушарий, независимо. В дальнейшем, вследствие преимущественного использования правой руки, доминирующая роль переходит к левому полушарию.

После двух лет начинает функционировать мозолистое тело, и доминирование левого полушария усиливается. Функция пространственного анализа, которая первоначально была локализована билатерально, оказывается вытесненной в правое полушарие. Приблизительно до четырех лет правое полушарие «владеет языком» столь же успешно, как и левое.

четко представленная нижняя лобная борозда, обособляющая нижнюю лобную извилину от средней: восходящая и горизонтальные ветви сильвиевой борозды, отходящие вначале от общего стволика и разделяющие нижнюю лобную извилину на триангулярную, оперкулярную и орбитальную. В дальнейшем развитие этого комплекса идет в направлении опережения темпов роста триангулярной извилины, которая как бы «раздвигает» оперкулярную и орбитальную извилины, врастая между ними.

Описанный комплекс выражен в нижней лобной извилине именно левого полушария у большинства (67-70%) исследованных экземпляров мозга взрослого человека (праворукие индивиды). Эти данные показывают, что, наряду с отмеченными в литературе признаками (доминирование в левом полушарии planum temporale, особенности строения сильвиевой борозды), у «правшей» развивается также целый комплекс структурно-количественных особенностей в левой нижней лобной извилине.

Раннее появление признаков «левополушарного» комплекса в онтогенезе мозга свидетельствует о значительной роли генетического фактора в развитии доминирования правой руки (правшества). Вместе с тем, его наиболее интенсивное формирование, сопровождающееся погружением островка в результате «наплыва» на него триангулярной, оперкулярной и орбитальной извилин, занимает период от 2-х до 6 лет.

Приведенные морфологические данные соответствуют концепции о роли генетического и средового фактора в доминировании правой руки (а следовательно, левого полушария), которое рассматривается ниже.

В формировании морфофункциональной межполушарной асимметрии мозга играют роль три основных фактора: наследственность, среда (здесь — система воспитания) и патология. Отмечается связь с экологией. Так, среди населения Севера — эскимосов, чукчей, коряков и др. — чаще встречается правополушарный фенотип (чаще встречаются леворукие люди).

Вероятно, это связано с их максимальной адаптированностью к условиям жизни. Давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование правой руки, у них слабее, чем в средней полосе России. Возможно, это связано с меньшей приобщенностью к научно-техническому прогрессу и большей их близостью к природе.

Замечена параллель между степенью давления социальной среды в направлении доминирования правой руки и процентом леворуких людей в популяции. Так, в Китае процент леворуких сравнительно невелик (3,5%). Давление среды сравнительно сильнее в США, леворукие составляют 11,5%. Давление среды ослаблено.

Межполушарноя асимметрия мозга

Из многих генетических гипотез о наследовании левшества и правшества наибольший интерес представляет гипотеза Аннет. Большинство людей имеет ген правшества («фактор правостороннего сдвига» — rs ). Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией речи. При отсутствии его и наличии рецессивного ал л ел я rs,» человек может стать как правшой, так и левшой, в зависимости от обстоятельств, например, в зависимости от условий эмбрионального развития.

В человеческой популяции, вероятно, существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена «правого сдвига» и его рецессивного аллеля. Влияние гена сказывается не только в предпочтении одной из рук, но и в других видах асимметрий (нога, ухо, глаз), однако, наиболее объективной внешней оценкой латерализации является оценка ведущей руки.

Ген «правого сдвига» приводит к развитию асимметрии. В раннем онтогенезе он, с одной стороны, тормозит развитие plenum temporale в правом полушарии, а с другой — развитие и левой заднетеменной области. Благодаря этому, левая височная область получает преимущества в процессах фонетической обработки, а правая заднетеменная — в процессах пространственного зрения.

Гомозиготы по гену rs отличаются особенно сильным «правым сдвигом». У них будет резко выражено доминирование правой руки и ослаблена активность левой, а также несколько заторможена функция правого полушария в отношении оценки пространственных соотношений. В целом, ген rs отрицательно сказывается на способностях пространственных оценок.

Гомозиготы по ренцессивному гену rs-, напротив, отличаются заторможенностью центра речи левого полушария и образуют группу риска в плане развития речи, особенно фонологического аспекта.

Наибольшими преимуществами обладают гетерозиготы по гену rs , так как у них нет такой резкой слабости левой руки и правополушарных пространственных способностей.

О строении мозга «правшей» и «левшей»

Само открытие морфофункциональной асимметрии мозга было сделано в клинике. В 1960 г. французский невропатолог П. Брока установил, что при кровоизлияниях в области нижней лобной извилины, причем, у большинства больных — в левом полушарии, больной теряет способность произносить слова. Так был открыт речедвигательный центр (центр Брока).

Проблема «праворукости» — «леворукости» давно изучается психологами, но морфологические исследования, ставящие своей целью исследовать структурно-функциональные основы этого феномена, практически начались только в последние годы. Это объясняется многими причинами, в частности, исключительно высокой индивидуальной вариабельностью строения мозга и большими методическими трудностями изучения межполушарной асимметрии.

Значительные трудности связаны также с установлением самих морфофункциональных корреляций в таких сферах, как психика человека.

Тем не менее в литературе имеются сведения о некоторых особенностях строения мозга у левшей и правшей. Так, показано, что в 70% случаев длина так называемой planum temporale (часть зоне Вернике) больше в левом полушарии, чем в правом. Это соответствует процентному соотношению «правшей» в случайной выборке людей. Известно, что асимметрия размеров височной плоскости увеличивается с возрастом.

Значительную ценность представляет изучение асимметрии на живом человеке с помощью методов ангиографии и компьютерной аксиальной томографии. Они позволяют сопоставлять непосредственно морфологическую асимметрию с функциональной (например, с данными о преобладании активности одной из рук). Эти исследования показали, что мозг праворуких обладает большей анатомической асимметрией, чем леворуких.

Ангиографические исследования (изучение кровеносных сосудов) показывают, что в большинстве случаев средняя мозговая артерия, проходящая вдоль сильвиевой борозды, в правом полушарии имеет более крутой подъем и поднимается выше, чем в левом. Метод компьютерной аксиальной томографии позволяет изучать структуры мозга в любом сечении.

По данным работ Института мозга, у лиц, обладающих музыкальными и художественными способностями, левое полушарие доминирует по выраженной апикализации (множественное ветвление апикальных, т. е. верхушечных дендритов) нейронов слоя III, по горизонтальной исчерчен-ности слоев IV и V, радиарности слоев VI и VII.

Наши данные по изучению сосудистого русла специфически человеческих областей коры показали, что в речевых зонах в 75% случаев левое полушарие доминирует по объемной плотности сосудов.

По комплексной характеристике структурно-количественных признаков полушария, в том числе, нижней лобной извилины, можно выделить три варианта особенностей и строения, достаточно четко различающиеся между собой.

Для большинства (70-80%) исследованных экземпляров мозга характерны: 1) левостороннее доминирование по дуговой длине полушария; 2) триангулярная извилина максимально сложного типа с левосторонней доминантой сложности; причем, ее вершина упирается непосредственно в сильвиеву борозду, в которой расположена средняя мозговая артерия;

Для второй группы (6-8%) характерны: 1) правостороннее доминирование по дуговой длине полушария; 2) триангулярная извилина отличается недостаточно сложным строением (2-го или 3-го типа сложности), ее вершина не достигает сильвиевой борозды; 3) восходящая и горизонтальная ветви образуют острый угол и отходят от общего стволика, идущего от сильвиевой борозды; 4) межполушарная асимметрия в рисунке борозд не выражена.

Третья группа (22% экземпляров) сочетает в себе признаки первых двух.

Так как выделенные группы в своем численном соотношении соответствуют данным о количественных пропорциях леворуких и правору-ких в случайной выборке людей, а также на основании того, что многие изучаемые критерии имеют выраженную функциональную значимость, можно сопоставить эти группы с фенотипами: первая группа — «правши», вторая — «левши», третья — амбидекстры (одинаковое владение обеими руками).

Краткая история изучения проблемы

  • В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
  • 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведёт к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
  • В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
  • 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Брока исследовал больного с грубым нарушением речи — пациент понимал, но ничего не говорил (моторная афазия). У наблюдаемого была разрушена в левом полушарии моторная зона, отвечающая за речь. Брока посчитал, что открыл центр речи.
  • 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария: «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона».
  • 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазиисенсорную афазию. Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

Объяснения причин возникновения

Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г.[6] Согласно этой теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела[7][8][9].

Этология считает возникновение и развитие межполушарной асимметрии следствием естественного отбора: она была обнаружена у дельфинов и птиц (от попугая до канарейки)[источник не указан 1617 дней], и весьма вероятно, что её возникновение было связано с речевой деятельностью и групповым взаимодействием[10]. Но, как отмечает В. Дольник, «границу между разумом и неразумом» на основе асимметрии полушарий провести не удалось[11].

Связь асимметрии мозга с полом

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т. п.

Организация речи

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

  1. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;
  2. формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

90% взрослого населения имеет локализацию речевых функций в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности, но имеют дефицит синтаксических способностей.[12]

Люди с повреждённым правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т. п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей, страдающих заиканием, косоглазием, дислексией, неврозами[какими?], недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков.[источник не указан 448 дней] Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга.

Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований.

При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин по сравнению с женщинами[13][14].

речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления — во всех возрастных группах выше уровень у женщин[13][14][16][17][18]. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности.

У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом[15]. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей[19]. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

В настоящее время[когда?] подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга чётче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий[20]. В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям.

Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма»[14]. Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет[21].

Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента[22].

Другие — что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого[15]. Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет ещё самих функций, а только их зачатки.

мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что могло привести к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин могли быть обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требовало словесного общения[20]. Эта гипотеза опровергается основным законом генетики количественных признаков — черты, находящиеся под влиянием естественного отбора, наследуют оба пола.

Существующие трактовки связывают половой диморфизм по асимметрии мозга в основном с чисто человеческими или социальными факторами. Однако имеются данные, свидетельствующие о том, что не только асимметрия мозга, но и половой диморфизм по ней распространены среди животных. Например, есть сообщения о большей степени асимметрии мозга у самцов по сравнению с самками у крыс, кошек, китообразных[1][2].

Становление морфофункииональной асимметрии мозга в антропогенезе

На основании анализа древнепалеолитических изображений, можно достаточно уверенно предполагать, что палеолитический человек был скорее всего амбидектром; возможно также, что в те времена процент леворуких людей был выше, чем праворуких. Среди наших современников высокий процент леворуких найден .у австралийских аборигенов, а также у эскимосов-охотников.

Известна достаточно четкая связь между речевой и моторной асимметрией (латерализацией). Левое полушарие является доминантным в отношении речи именно у правшей. Некоторые исследователи высказывают мнение о том, что центр движения языка оказался преимущественно в левом полушарии не потому, что оно постепенно, в процессе эволюции, становилось все более связанным с символикой, а потому, что двигательный центр речи оказался связанным с локализованным рядом центром движения руки и пальцев кисти.

Полагают, что преимущественно левополушарная локализация центра речи возникла в процессе эволюции, благодаря смене центров управления системы общения. На начальных этапах процесса гоминизации система общения была жестовой. На этой стадии в области средней лобной извилины (преимущественно, левого полушария) имелся центр управления движениями правой руки.

Впоследствии для общения стали использоваться голосовая мускулатура и мышцы языка. А так как область управления этими мышцами находится в мозге по соседству с центрами руки (также преимущественно в левом полушарии), именно левое полушарие стало доминантным в управлении речью, как устной, так и письменной.

Примечания

  1. 12Бианки В. Л. (1985) Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 295 с
  2. 12Walker S.F. (1980) Lateralization of Functions in the Vertebrate Brain. Brit. J. Psychol. 71 P. 329—367.
  3. Nielsen, Jared A., Brandon A. Zielinski, Michael A. Ferguson, Janet E. Lainhart, and Jeffrey S. Anderson. «An Evaluation of the Left-Brain vs. Right-Brain Hypothesis with Resting State Functional Connectivity Magnetic Resonance Imaging.» PLOS ONE, 14 Aug. 2013. Web. 30 Aug. 2013.
  4. Westen et al. 2006 Psychology: Australian and New Zealand edition. John Wiley p.107
  5. Аршавский В.Межполушарная асимметрия большого мозга человека и некоторые проблемы педагогики (неопр.) (недоступная ссылка). SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS (2007). Дата обращения 7 июня 2015.Архивировано 1 июля 2015 года.
  6. Геодакян В. А. (1993) Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43 вып. 3. С. 543—561.
  7. Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324 № 6. С. 1323—1326.
  8. Геодакян В. А., Геодакян К. В. (1997) Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356 № 6. С. 1-5.
  9. Геодакян В. А. (2003) Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. Москва, 1 с. 170—201.
  10. Виктор Дольник, «Непослушное дитя биосферы»
  11. Там же, глава «Путешествие в мир предков».
  12. Gazzaniga, M. S., {amp}amp; Hutsler, J. J. Hemispheric specialization. In R. A. Wilson {amp}amp; F C. Keil (Eds.), The MIT encyclopedia of the cognitive sciences (pp. 369-372). Cambridge, MA: MIT Press. 1999
  13. 12McGlone J. (1978) Sex Difference in Functional Brain Asymmetry. Cortex. 14 P. 122—128.
  14. 1234McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215—263.
  15. 123Спрингер С., Дейч Г. (1983) Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 256 с
  16. Buffery A., Gray J. (1972) Sex differences in the development of spatial and linguistic skills. Gender differences, their ontogeny and significance / Ed. C. Ounsted L Edinburg, P. 123—158.
  17. Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.
  18. Maccoby E., Jacklin C. (1974) The Psychology of Sex Difference. Stanford.
  19. Wada J. A., Clark R., Hamm A. (1975) Cerebral hemisphere asymmetry in humans. Arch. Neurol. 32 P. 239—246.
  20. 12Levy J. (1978) Lateral differences in the human brain in cognition and behavioral control. Cerebral correlates of conscious experience. № 1.
  21. Witelson S. F. (1976) Sex and the single hemisphere. Science. 193 P. 425—427.
  22. Lenneberg E. Н. (1967) Biological foundations of language. N. Y. Wiley.
  23. Waber D. (1976) Sex differences in cognition: a function of maturation rate. Science. 192 P. 572—573.
  24. Clint, Edward K.; Sober, Elliott, Garland, Jr., Theodore, Rhodes, Justin S. Male Superiority in Spatial Navigation: Adaptation or Side Effect? (англ.) // The Quarterly Review of Biology (англ.) : journal. — University of Chicago Press (англ.), 2012. — December (vol. 87). — P. 290—313. — DOI:10.1086/668168.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector