Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарный стиль общения

Педагоги
с авторитарным стилем общения, напротив,
проявляют ярко выраженные установки,
избирательность по отношению к детям,
они значительно чаще используют запреты
и ограничения в отношении детей,
злоупотребляют отрицательными оценками;
строгость и наказание — основные
педагогические средства.

Авторитарный
воспитатель ожидает только послушания;
его отличает большое количество
воспитательных воздействий при их
однообразии. Общение педагога с
авторитарными тенденциями ведет к
конфликтности, недоброжелательности
в отношениях детей, создавая тем самым
неблагоприятные условия для воспитания
дошкольников.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Авторитарность педагога
часто является следствием недостаточного
уровня психологической культуры, с
одной стороны, и стремлением ускорить
темп развития детей вопреки их
индивидуальным особенностям – с другой.
Причем, педагоги прибегают к авторитарным
приемам из самых благих побуждений: они
убеждены в том, что, ломая детей и
добиваясь от них максимальных результатов
здесь и сейчас, скорее можно достигнуть
желаемых целей.

Ярко выраженный
авторитарный стиль ставит педагога в
позицию отчуждения от воспитанников,
каждый ребенок испытывает состояние
незащищенности и тревоги, напряжение
и неуверенность в себе. Это происходит
потому, что такие педагоги, недооценивая
развитие у детей таких качеств, как
инициативность и самостоятельность,
преувеличивают такие их качества, как
недисциплинированность, лень и
безответственность.

Для
либерального воспитателя характерны
безынициативность, безответственность,
непоследовательность в принимаемых
решениях и действиях, нерешительность
в трудных ситуациях. Такой педагог
«забывает» о своих прежних требованиях
и через определенное время способен
предъявить полностью противоположные,
им же самим ранее данным требованиям.

Склонен пускать дело на самотек,
переоценивать возможности детей. Не
проверяет выполнение своих требований.
Оценка детей либеральным воспитателем
зависит от настроения: в хорошем
настроении преобладают положительные
оценки, в плохом — негативные. Все это
может привести к падению авторитета
педагога в глазах детей.

Стиль
педагогического общения как одна из
характеристик человека не является
врожденным (предопределенным биологически)
качеством, а формируется и воспитывается
в процессе практики на основе глубокого
осознания педагогом основных законов
развития и формирования системы
человеческих отношений.

Однако к
формированию того или иного стиля
общения предрасполагают определенные
личностные характеристи­ки. Так,
например, люди самоуверенные, самолюбивые,
неуравновешенные и агрессивные склонны
к авторитарному стилю. К демократическому
стилю предрасполагают такие черты
личности, как адекватная самооценка,
уравновешенность, доброжелательность,
чуткость и внимательность к людям.

Исследования
показали, что после ушедшего
педагога-«автократа» в группу не
рекомендуется назначать «либерала», а
после «либерала» — «автократа» —
возможно. «Демократа» можно назначить
после любого предшественника.

№ 77
Модели педагогического общения

 модель
«Сократа», коли педагог, захоплюючись
методом дискусії, постійно провокує
їх виникнення в аудиторії;

 модель
«керівника групової дискусії», коли
викладач докладає активних зусиль
для погамування суперечок між
учасниками навчально-виховного процесу,
спонукає їх до досягнення згоди й
організації співробітництва;

 модель
«майстра», коли педагог є для
вихованців взірцем гідної особистості,
поведінку якої вони прагнуть наслідувати;

 модель
«генерала», коли викладач будує свої
стосунки з іншими учасниками
навчально-виховного процесу на основі
певних наказів, котрі вони мають
бездумно виконувати;

 модель
«менеджера», коли педагог виявляє
себе як ефективний організатор, здатний
організувати колективну діяльність,
водночас використовуючи індивідуальний
підхід до кожного учасника, заохочуючи
до його самостійності та ініціативності;

 модель
«тренера», коли викладач, орієнтуючись
на запланований кінцевий результат,
надихає інших партнерів спілкування
на його досягнення;

 модель
«гіда», коли педагог вирізняється
широкою ерудованістю, йому притаманна
лаконічність, витримка й точність [19].

 диктаторська
модель («Монблан») – педагог,
підносячись над аудиторією, немовби
гірська вершина, не враховує інтереси
та потреби її учасників, роль спілкування
зводить до трансляції інформації;

 неконтактна
модель («Китайська стіна») – викладач
постійно демонструє зневагу, зверхнє
ставлення до тих, кого він навчає;

 модель
диференційованої уваги («Локатор»)
– педагог під час комунікативного
процесу зосереджує свою увагу на
частині аудиторії, виділеній за певною
ознакою, водночас ігноруючи решту її
учасників;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

 модель
негнучкого реагування («Робот») –
послідовність дій викладача має за
основу певний алгоритм, що не враховує
специфіки наявної комунікативної
ситуації. Це може викликати необхідність
внесення певних змін у процес спілкування;

Авторитарный стиль педагогического общения

 авторитарна
модель («Я сам») – педагог нав’язує
учасникам аудиторії свої рішення,
ігноруючи їх пропозиції та беручи на
себе роль головної фігури комунікативного
акту;


гіперрефлективна
(«Гамлет») – викладач виражає постійний
сумнів в адекватності сприйняття власної
персони та своїх слів з боку інших
учасників спілкування;

 гіпорефлективна
модель («Тетерук») – педагог,
перебільшуючи значення власних слів,
не реагує на зауваження чи запитання
молодих людей, ігнорує їхні інтереси
й потреби.

Вивчення
викладачем специфічних ознак
перелічених вище моделей педагогічного
спілкування дає змогу правильно
ідентифікувати власну модель спілкування.
У свою чергу, це дозволяє йому
адекватно оцінити сильні та слабкі
сторони своєї комунікативної поведінки.
Зрозуміло, що комунікативно ефективний
педагог має створювати таку модель
спілкування, яка допомагає будувати
конструктивний діалог зі студентами
чи учнями, враховуючи їхні власні
цілі і потреби, а також результативно
досягати поставлених навчальних і
виховних цілей, гнучко реагуючи на
будь-які зміни в комунікативній ситуації.

№ 78
Составляющие повышения уровня культуры
речи

Речевая
культура личности индивидуальна. Она
зависит от эрудиции в области речевой
культуры общества и представляет собой
умение пользоваться этой эрудицией.
Речевая культура личности заимствует
часть речевой культуры общества, но
вместе с тем она шире речевой культуры
общества. Правильное пользование языком
предполагает собственное чувство стиля,
верный и достаточно развитый вкус.

Речевая
культура общества есть отбор, собирание
и хранение лучших образцов речевой
деятельности, образование литературной
классики и следование нормам литературного
языка. 
Наконец-то
общество осознало, в каком плачевном
состоянии находится речевая культура.
Даже появилось такое понятие – «экология
речевой среды», т. е.

то, что
нуждается в защите, спасении,
очищении. Слишком
много можно назвать факторов «загрязнения»
речи современного человека: 

обилие слов-паразитов, слова эти довольно
стереотипны – так сказать, значит, ну,
вот, как бы; 

засорение речи жаргонизмами. Речь
современных людей – это речь
жаргонизированная.

Жаргон перестал
быть речевой характеристикой молодежи
(студентов,
школьников). Жаргонизмы
превращаются в модные словечки в речи
журналистов, политиков, бизнесменов,
разного рода «звезд». Сегодня жаргонное
слово чувствует себя свободно
там, где, казалось бы ему не должно быть
места – в парламентской речи, в
выступлениях государственных чиновников,
в официальном общении.

Жаргонизированный
тип речевой культуры является сегодня
одним из самых влиятельных 
и
экспансивных; 

просторечные слова и выражения; 

нарушения литературных норм произношения,
словоупотребления, построения фраз; 

засорение языка иностранными словами.
 

употребление ненормативной лексики
стало почти нормальным явлением, нецензурные
слова проникли даже в СМИ;


катастрофическое сужение объема
словарного запаса «среднего человека»; 

обеднение выразительных средств
языка. 
Какие
существуют средства и методы повышения
речевой культуры? 
1.
Приобретение новых знаний, накопление
сведений из различных областей науки
и техники, получение информации из
периодической печати, передач радио и
телевидения, чтение научной,
публицистической, художественной
литературы. 
2.

Расширение лингвистического кругозора,
знаний о языке. 
3.
Обогащение словарного запаса. 
4.
Развитие речевого слуха. Следует слушать,
как говорят, как произносят слова, как
употребляют слова, т. е. обращать внимание
не только на содержание речи, но
и на форму преподнесения материала,
языковое мастерство, ораторские
приемы. 
5.
Практика говорения (ведение беседы,
переговоров, выступление в массовой аудитории,
участие в дискуссиях и т. п.). 
6.
Овладение техникой речи

№ 79
Стили общения

https://www.youtube.com/watch?v=userNeadekWhat

Индивидуальность
человека в отношениях с другими людьми
определяет его стиль общения, под которым
принято понимать систему принципов,
норм, методов, приемов взаимодействия
и поведения индивида. Наиболее ярко
стиль общения проявляется в деловой и
профессиональной сфере, в отношениях
между деловыми партнерами или между
руководителем и подчиненным. Именно
поэтому проблема стиля лучше исследована
в сфере лидерства – руководства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector