Методы арт-терапии. Использование арт-терапии для взрослых и детей. Программа арт-терапии, упражнения, техники. Арт-терапии для взрослых и детей

Возрастные особенности

Основная особенность арттерапии и одновременно ее отличие от других методик – это использование метафоры, то есть перенос свойства одного предмета на другой. Краткая суть арттерапевтической метафоры в том, что пациент особым способом (например, рисованием или лепкой) создает образ, аналогичный своей проблеме, и работает с ним.

Другая особенность – кроме традиционных изобразительных средств, для метафоры используются разновидности пантомимы, танцы, маскарад, сказки.

К сведению. В артпсихологии считается, что излечение искусством опирается на бессознательное (отсутствие контроля над информацией со стороны сознания). Информация сохраняется в виде образов и метафор со своей эмоциональной окраской. Чтобы решить психологическую проблему, достаточно найти в бессознательном подходящий образ, создать метафору и вывести ее на уровень осознания. Далее проработать негативные эмоции и вызвать инсайт, то есть озарение.

Лечение арттерапией опирается на образы бессознательного

Лечение арттерапией опирается на образы бессознательного

Для дошкольников

Арт-терапия активно используется воспитателями и психологами в детском саду для всестороннего творческого развития каждого ребёнка и снятия социальных и психоэмоциональных барьеров при их наличии. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как они сами ещё напоминают чистый лист бумаги или пластилин, из которого можно слепить что угодно. Одни из самых эффективных направлений — сказкотерапия, глинотерапия и рисование.

Арт-терапия позволяет детям дошкольного возраста:

  • самореализоваться;
  • определиться с ведущим типом деятельности;
  • научиться выплёскивать свои эмоции;
  • работать в коллективе;
  • обнаруживать свои психологические проблемы;
  • подготовиться к школе.

Кроме того, с самого раннего возраста арт-терапия используется для детей с задержкой психического развития. У них наблюдаются нарушения практически всех сторон психической деятельности: памяти, речи, мышления, моторики, внимания, эмоций. Порой для них единственным способом выразить себя являются рисунки, поделки и танцы. Да, они далеки от шедевров, но именно такая самореализация помогает им хоть как-то социализироваться.

Методы арт-терапии. Использование арт-терапии для взрослых и детей. Программа арт-терапии, упражнения, техники. Арт-терапии для взрослых и детей

Коррекция методами арт-терапии поведенческих и эмоциональных аспектов продолжается и в начальной школе. Если ребёнок не усваивает школьную программу или не может найти контакт со сверстниками и учителями, обычные беседы с психологом не всегда дают результаты. В таких случаях предлагается использовать в работе с детьми этого возраста специфические методики:

  • «Мандала» (через цвета);
  • кляксы;
  • рисунки семьи, несуществующих животных, проективный рисунок человека;
  • метод незаконченных предложений;
  • сочинение сказок;
  • игра в школьном театре.

Арт-терапия помогает младшим школьникам быстрее адаптироваться к учебному процессу, снять напряжение и освободиться от страхов.

Для подростков

Арт-терапевтические методы активно используются в социальной работе с трудными подростками. Их девиантное поведение — не что иное, как нереализованный творческий потенциал, который в своё время не был направлен в нужное русло. Сделать это никогда не поздно, даже в пубертатный период. Часто посещение занятий и курсов у арт-терапевта помогает девушкам и юношам не только справиться с собственными комплексами, но и самоопределиться в жизни.

Для взрослых

Арт-терапия в отношении взрослых используется:

  • как метод коррекции эмоциональных состояний (освобождение от затяжной грусти, обиды, гнева, страха, стыда);
  • в качестве вспомогательной терапии психических расстройств (психозов и пограничных состояний);
  • для освобождения от зависимостей: патологических (аддикций), химических (алкоголизма и наркомании), нехимических (от Интернета, азартных игр).

Арт-терапия помогает взрослым обрести нового себя, прибрести уверенность, повысить самооценку, наладить межличностные отношения. После окончания курса люди становятся успешными в работе (наблюдается карьерный рост), создают новые или восстанавливают старые семьи, становятся социально активными.

Особое значение приобретает коррекция арт-терапией состояния женщин во время вынашивания ребёнка. Практически каждая испытывает страх перед неизведанным (родится ли малыш здоровым, как пройдут роды) и сомнения, сможет ли она стать хорошей матерью. Выход всем негативным эмоциям можно найти в рисовании, псаммотерапии, лепке, а попутно обсудить их со специалистом. Для этого организуются групповые занятия для беременных.

Также эффективными признаны арт-терапевтические курсы для женщин, которых бросил муж и которые пережили насилие в семье. Самореализация через творчество позволяет им снова обрести потерянный смысл в жизни, устранить проблемы с социальной адаптацией, повысить самооценку.

Для пожилых людей

Активно оказывается помощь и пожилым людям, имеющим физические, психические или социальные проблемы. Это касается и умирающих больных, которые знают о смертельном диагнозе и готовятся отойти в мир иной. Такие программы внедряются в терапевтические курсы в домах престарелых, больницах и хосписах.

Из истории

Методы арт-терапии. Использование арт-терапии для взрослых и детей. Программа арт-терапии, упражнения, техники. Арт-терапии для взрослых и детей

В начале XX века австрийский психолог, психоаналитик, невролог, психиатр Зигмунд Фрейд и швейцарский психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг независимо друг от друга пришли к выводу о том, что в любом конечном продукте творчества человека отражены не столько его жизненные принципы и взгляды, сколько его внутренний мир, переживания, эмоции и чувства. Фрейд писал о том, что это чуть ли не единственный выход того самого бессознательного, которое управляет личностью.

Основываясь на теоретическом материале двух мэтров, в 1938 году британский художник, писатель, педагог Эдриан Кит Грэм Хилл впервые испытал данную методику на практике. С помощью картин он лечил душу и тело пациентов туберкулёзного диспансера и получил на выходе отличные результаты. И термин «арт-терапия» ввёл именно он.

На основе его опыта в 40-е гг. XX века методика была успешно опробована на детях, которых удалось вывезти из фашистских концлагерей.

В 1969 году в США была учреждена Американская арт-терапевтическая ассоциация, которая на сегодняшний день признана самой крупной и ведущей в этой области. Для сравнения: в России подобная ассоциация была создана лишь в 1997 году (её название звучит как «Национальная Ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики»).

Сейчас данное направление невероятно развито и применяется не только для коррекции психоэмоционального состояния человека, но и для лечения различных психических заболеваний.

Теоретические основы

Методы арт-терапии. Использование арт-терапии для взрослых и детей. Программа арт-терапии, упражнения, техники. Арт-терапии для взрослых и детей

Арт психология признает, что изначально коррекция искусством опиралась на психоаналитические теории известных ученых: З. Фрейда и К. Г. Юнга. По их мнению, законченный результат творчества (рисунок, скульптура, инсталляция) выдает неосознаваемые психические состояния личности. Поэтому арт психологические концепции могут определяться с позиций психоанализа.

Бытует мнение, что сама методика и ее название придуманы художником Адрианом Хиллом. Он учил рисованию больных туберкулезом и обратил внимание, что занятия изобразительным искусством отвлекают их от переживаний, тем самым оказывая целительное воздействие. В частности, пациент освобождался от признаков психического расстройства и тревоги посредством рисунка.

Тогда же арт терапевтические методики стали использоваться в образовании, так как педагоги заметили, чем больше ребенок занимается художественным творчеством, тем заметнее становится прогресс в его когнитивном и эмоциональном развитии.

Арт-терапия, понятие и задачи

Методы арт-терапии, основанные на игре и творчестве, признаны во всем мире одними из самых эффективных и, при этом, увлекательных видов психологической помощи. Благодаря интерактивным и «живым» занятиям, в короткие сроки удается улучшить настроение, общее психоэмоциональное состояние, снять напряжение и скованность, помочь избавиться от страхов, агрессии, тревог, депрессии и апатии, поднять жизненный тонус и самооценку.

1. Частица «арт» в слове «арт-терапия» переводится как «искусство», что дословно обозначает «лечение искусством», т.е. применение терапевтических методик посредством искусства или творчества.

2. Данный вид терапии особенно актуален для психологической коррекции психоэмоционального состояния человека.

3. Главной задачей арт-терапии в психологии считается достижение максимальной гармонии психического состояния личности при помощи самовыражения или самопознания. Искусство, в разных своих вариациях, позволяет выразить и «разложить по полочкам» внутренние чувства и эмоции, переживания и тревоги.

4. Многие, на первый взгляд успешные и самодостаточные, люди на самом деле не удовлетворены своей жизнью и остро нуждаются в самопознании и самовыражении. Осуществить одну из фундаментальных потребностей человека – в самоактуализации, т.е. развитии личностных возможностей, также поможет «волшебная» арт-терапия.

5. Лечебная терапия посредством искусства позволяет психологам и психотерапевтам в работе с пациентом добиться следующих результатов:

  • дать выход негативным эмоциям или «застрявшим» чувствам;
  • существенно облегчить комплексное психотерапевтическое лечение;
  • осуществить развернутую психодиагностику состояния человека;
  • проработать сдерживаемые или подавляемые чувства и мысли;
  • установить доверительные отношения с пациентом (клиентом);
  • развить творческие способности;
  • повысить самооценку, личностный рост;
  • осуществить самопознание и самовыражение;
  • научить контролировать поведение и эмоции;
  • разобрать причины эмоциональных расстройств или трудностей.

6. Методика арт-терапии основывается на утверждении, что внутреннее состояние человека неосознанно отражается в зрительных образах, а значит и в его рисунках, скульптурах, поделках, инсталляциях, коллажах и других творческих процессах.

7. Творческая терапия — приятный и веселый процесс, с успехом используется для лечения пациентов разных возрастов. Великолепные результаты психологическая коррекция имеет как у детей, так и у взрослых. Методику широко применяют при работе с подростками, беременными женщинами, тяжелобольными людьми и стариками.

8. Техники арт-терапии уместны при психологическом консультировании, терапевтическом лечении и в процессе реабилитации (психического или физического характера).

9. В настоящее время существует очень много разнообразных психологических центров, тренерских курсов, онлайн — интенсивов, позволяющих обучить базовой технике арт-терапии. Также интересны авторские программы по арт-терапии с использованием нестандартных средств и методов (например, эбру-терапия или мандалотерапия).

Основная цель арт-терапии — помочь человеку выразить себя посредством творчества, что обеспечит ему душевное равновесие и гармонию внутреннего мира. В ходе работы с каждой отдельной личностью также решаются различные задачи, исходя из конкретной ситуации.

Основные функции, которая выполняет арт-терапия:

  • установить доверительный контакт с пациентом (согласно статистике, на приёме у психолога или психотерапевта только 75% могут полностью раскрыть себя в беседе, а у арт-терапевта — 98%);
  • дать выход негативным чувствам и эмоциям, чтобы они не скапливались и не отравляли жизнь человека;
  • проанализировать их (откуда появились, почему не могли найти выхода до этого, насколько разрушительную работу они успели провести);
  • помочь пациенту в развитии саморефлексии, чтобы негатив больше не возвращался и не скапливался внутри;
  • научить его концентрироваться на собственных чувствах и эмоциях, а не загонять их внутрь и не бояться их;
  • раскрыть и развить творческие способности;
  • повысить самооценку;
  • облегчить основной курс психотерапевтического лечения или психологической коррекции (арт-терапия — всего лишь вспомогательный метод);
  • обеспечить специалистов материалами для психодиагностики (рисунки — один из самых популярных её инструментов).

Чтобы арт-терапия на все 100% выполняла возложенные на неё задачи, ей занимаются профессиональные специалисты, прошедшие особые курсы.

Техники, методы, принципы

Не каждый человек может или хочет рассказать о волнующих его проблемах, тогда на помощь специалистам приходят неосознанные процессы. Образы, символы, цвета помогают понять и изучить глубинные бессознательные процессы, истинные переживания и страхи.

  • Арт-терапия не имеет противопоказаний, подходит для всех возрастов и категорий. Подобное лечение проводится абсолютно добровольно, не вызывая сопротивления и негативного отношения.
  • В творческом процессе неважно качество или художественная ценность создаваемого арт-объекта, главное – сосредоточиться на задании и полностью погрузиться в сам процесс.
  • Анализ проведенной работы должен осуществлять, в первую очередь, автор, пытаясь самостоятельно разобраться и понять суть проблемной ситуации. Специалист психолог или психотерапевт лишь направляет и координирует творческий процесс и последующий анализ.
  • Достоинствами терапии является широкий выбор видов и методов, используемых специалистами.
  • На арт-занятиях, в процессе сублимации, человек, по сути, преобразует негативный вид энергии (страх, раздражение, агрессия) в положительное творческое самовыражение.
  • Во время работы, даже без коррекционных и дополнительных занятий, само собой (бессознательно) происходит трансформация первоначальной проблемы и наступает положительный терапевтический эффект.
  • В процессе арт-деятельности человек расслабляется, снимает напряжение и зажатость, нервная система успокаивается.

Показаниями к лечебной терапии может стать любое отклонение психоэмоционального или психического состояния человека. К наиболее распространенным относятся:

  • Стресс, депрессия, подавленное настроение.
  • Импульсивность и эмоциональная неустойчивость.
  • Страхи, фобии.
  • Заниженная самооценка, негативная «Я-концепция».
  • Повышенная тревожность.
  • Психологическая неудовлетворенность собой или какими-либо отношениями.
  • Беспричинная раздражительность и конфликтность.
  • Замкнутость и психическое напряжение.
  • Психологическая травма.
  • Нарушение коммуникативных качеств.
  • Возрастные кризисы.
  • Задержка психического или речевого развития.

Проведение занятий предполагает максимальную концентрацию на чувствах, эмоциях и телесных ощущениях. При этом, художественные или другие навыки  абсолютно неважны для проведения арт-упражнений.

Творчество в лечении является и ведущим методом, и выполняет вспомогательную функцию. Поэтому современная арт терапия рассматривается на основе двух ведущих концепций:

  1. Искусство через завуалированную метафору помогает воссоздавать психотравмирующую ситуацию и искать ее разрешение через трансформацию самой личности. Пример, творчество – эффективное средство для работы со страхом, возникающим из-за внутриличностного конфликта.
  2. При знакомстве с комплексом готовых художественных произведений (картин, скульптур, фотографий) идет обучение пациента умению познавать собственный внутренний мир и отслеживать свои ощущения.

С точки зрения классической арт-терапии, для лечения искусством достаточно тех его видов, которые присутствовали изначально: живопись, графика, лепка. Однако современная практика использует гораздо больше видов терапевтической методики: фотографию, библиотерапию, маски, сказки, музыкотерапию, их число постоянно растет.

Становится популярным комплексное средство – арт синтезтерапия, как сочетание живописи, стихов, драматургии, риторики и пластики.

Изотерапия

Из всех видов наиболее известна изотерапия, то есть коррекция рисованием. Ее широко применяют в работе с дошкольниками для изучения их психоэмоционального состояния. Среди дошкольных психологов и педагогов доу популярны рисуночные тесты: «Нарисуй свою семью», «Несуществующее животное», «Мои страхи», которые дают возможность взрослым выявить детские проблемы, а детям – вникнуть в собственные чувства и переживания.

Изотерапия эффективна при работе с психологическими проблемами людей всех возрастов

Изотерапия эффективна при работе с психологическими проблемами людей всех возрастов

Изотерапия для взрослых пациентов применяется при выявлении и коррекции психосоматических нарушений, трудностей в семейном и социальном общении. Арт терапевты обычно используют как классические (обычное рисование), так и современные технологии:

  • Изображение на мокрой бумаге;
  • Рисование на прозрачном стекле – монотипии;
  • Раздувание краски на бумагу через трубочку;
  • Коллаж – наклеивание разных по фактуре и цвету материалов: газет, глянцевых журналов, природных материалов.

Фототерапия

Излечение фототерапией – доступное современное средство. Арт терапевты включают в работу и готовые фотографии, и оригинальные авторские снимки. Основное содержание приема – в создании, восприятии и обсуждении с пациентом метафоры через фотографический образ. Такой вид арт терапии приветствуется в подростковой среде, так как соответствует их интересам к различным гаджетам.

Музыкотерапия

Музыкотерапия представлена системой музыкальных произведений, эффективно влияющих на поддержание психического здоровья человека. Это достаточно сложный вид арт терапии, так как требуется строгий подбор произведений, помогающих пациенту входить в определенный образ для самопознания. Музыкотерапия проводится индивидуально и в группах. Групповая – даже предпочтительнее, так как дает возможность влиять на самочувствие путем обсуждения музыкального произведения с разных позиций.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – универсальный вид арт терапии, с успехом применяющийся в работе и с детьми, и со взрослыми. Он незаменим в педагогике не только как средство воспитания моральных качеств, но и для коррекции психологических отклонений. Если выявляется какая-либо проблема, арт терапевт обсуждает с ребенком подходящий сказочный сюжет или побуждает импровизировать. Чаще всего в доу сказкотерапию проводят в группе, чтобы можно было обсудить общие возрастные проблемы со всеми детьми.

Сказкотерапия помогает выявлять и корректировать психологические проблемы у детей и взрослых

Сказкотерапия помогает выявлять и корректировать психологические проблемы у детей и взрослых

На данный момент известно много техник и упражнений, которые доказали свою эффективность в работе со взрослыми и детьми подросткового возраста. Вот пример некоторых из них:

  • В упражнении «Аватара» цель – создание условий для самопознания, так как человек часто совершает ошибки, не понимая себя, своих желаний, сильных и слабых сторон. Нужно найти образ, максимально отражающий внутренний мир личности, и нарисовать его. На первых порах рисунок может быть схематичным, главное, чтобы он отражал внутреннее состояние.
  • Задание на прорисовку «Образа цели» полезно для подросткового возраста и молодежи, так как позволяет обозначить цель своей жизни и скорректировать жизненные ориентиры. Не нужно опасаться неумения рисовать, можно просто черкать, постепенно каракули складываются в осмысленный рисунок.
  • Интересное упражнение «Жизнь как дорога» помогает пересмотреть и скорректировать жизненные ориентиры человека. Пациента побуждают рисовать дорогу жизни, так, как он себе представляет, с рытвинами и ухабами, прямой или извилистой, отразить места, через которые она проходит. Затем арт психолог предлагает подумать над рисунком и ответить самому себе, доволен ли дорогой, по которой идет, есть ли смысл свернуть. При желании можно изменить рисунок, добавив элементы будущего.

Для ребенка творчество полезно тем, что в нем можно выразить те свои переживания, которые трудно высказать словами. Арт терапевту достаточно увидеть цвет, характер линий, изображение фигур, чтобы понять настроение малыша, заглянуть в его внутренний мир, определить наличие страха и тревоги. При помощи творчества можно скорректировать некоторые проблемы, улучшить самочувствие малыша. Примерные упражнения, которые можно предложить детям:

  • В упражнении «Цветок» надо закрыть глаза и представить самый красивый цветок, который известен малышу. Затем задаются вопросы о внешнем виде цветка, где он растет. Такая метафора предполагает раскрытие внутреннего мира ребенка.
  • Упражнение «Мое настроение» помогает изучить внутреннее состояние маленького пациента. Арт психолог предлагает ему закрыть глаза, правильно дышать, чтобы сосредоточиться на внутренних ощущениях, затем нарисовать свое настроение. При обсуждении выясняется, нравится ли ребенку его нарисованный образ, что он вызывает: покой, веселье или тревогу, страх. Это даст возможность скорректировать проблему ребенка.
Эмоциональные переживания ребенка легко отследить по его рисункам

Эмоциональные переживания ребенка легко отследить по его рисункам

Делая вывод об уникальности лечения искусством, можно говорить, что арт терапия – это одно из лучших психотерапевтических средств, которое ненавязчиво побуждает личность к выявлению и решению сложных задач, показывает разные варианты выхода из проблемы. Главная его польза в том, что раскрываются творческие способности человека, помогающие пережить трудные периоды жизни.

Принципы

Принцип субъектности: каждый пациент рассматривается не как пассивный реципиент, а как личность со своими взглядами, интересами и проблемами.

Принцип активности: его вовлечение в разные формы творческого самораскрытия.

Принцип партнёрства: арт-терапевт при создании творческого задания может корректировать его по желанию пациента.

Наглядно-чувственный принцип: использование аудиальных, визуальных, кинестетических средств самовыражения.

Принцип обратной связи: обсуждение созданного арт-объекта и самого процесса творчества.

В каждом ответвлении арт-терапии имеется множество собственных техник. В рисунке свои, в лепке свои. Однако в своей основе все они опираются на общеуниверсальные.

  1. Техника аватара — изобразить собственный внутренний мир. Задача — самопознание, увидеть себя со стороны.
  2. Образ цели — показать одну большую цель в жизни, которая перекрывает собой остальные мелкие задачи. Задача — увидеть смысл своего существования.
  3. Техника жизненного пути — продемонстрировать собственную жизнь как дорогу. Задача — понять, правильно ли был выбран путь.
  4. Техника свободы — не ставится никакая цель, пациент самостоятельно выбирает тему рисунка, скульптуры, постановки. Задача — выявить приоритеты.

Методы

Активное использование методов арт-терапии в психоэмоциональной коррекции зависит от выбранного направления. К ним относятся:

  • рисование;
  • лепка, ваяние;
  • оригами;
  • резка по дереву и камню;
  • писательство и сочинительство;
  • пение, игра на музыкальных инструментах, создание собственной музыки;
  • танцы;
  • сценки, театральные постановки, чтение по ролям;
  • фотография.

Показания

  • Проблемы развития эмоциональной сферы;
  • стрессовое или депрессивное состояния;
  • повышенная тревожность, панические атаки, фобии;
  • цереброастения (синдром хронической усталости постоянно плохое настроение);
  • эмоционально неустойчивое расстройство личности;
  • чрезмерная импульсивность психических и эмоциональных реакций;
  • травма отвержения;
  • состояние полного одиночества и социальной изоляции;
  • межличностные конфликты, семейные проблемы;
  • неудовлетворенность собой и своей жизнью;
  • патологическая ревность, склонность к маниакальному поведению;
  • жертвы манипуляций;
  • отсутствие саморефлексии, негативная «Я-концепция», заниженная самооценка.

На практике же список показаний не исчерпывается только этими проблемами. Он активно расширяется за счёт психических заболеваний.

Цели и преимущества

Арт-терапевты объясняют, почему их привлекает данный метод психологической помощи:

  • Методика может быть назначена практически всем пациентам, независимо от их возраста и состояния, даже беременным женщинам такое лечение не противопоказано.
  • Можно найти приемлемый подход ко многим психологическим проблемам, методика эффективна даже при агрессивности, гневе, тревоге.
  • Привлекают простота, безопасность методики, она не вызывает дискомфорта в общении пациента с арт терапевтом.
  • Оптимизируется процесс психотерапии, когда с помощью образа пациенту легче выразить внутренние конфликты и неосознанные переживания.
  • Невербальные способы активизируют проявление тех чувств, которые индивид привык подавлять.
Уникальные особенности арттерапии используются во многих направлениях отечественной психотерапии

Уникальные особенности арттерапии используются во многих направлениях отечественной психотерапии

Вывод арт психологов по преимуществам метода: пациенты могут работать с собственным подсознанием не только во время сеанса, но и самостоятельно. Своей естественной формой проявления эмоциональных состояний арт терапия легко превращается в хобби.

К сведению. Сегодня технологии лечения искусством хорошо разработаны, противопоказания не выявлены. Они признаны многими направлениями отечественной психотерапии и одобрены международной практикой. Главная цель арт терапевта – это предоставить пациенту возможность понять через творчество свой внутренний мир.

Базовые техники и упражнения арт-терапии

Принципы

Максимальную пользу арт-терапия приносит на занятиях со специалистом. Но при наличии не таких глубинных психоэмоциональных проблем некоторые упражнения и техники можно организовать самостоятельно.

Методы арт-терапии. Использование арт-терапии для взрослых и детей. Программа арт-терапии, упражнения, техники. Арт-терапии для взрослых и детей

Упражнения, методики и направления для детей:

  1. Купите ребёнку раскраски и отслеживайте цветовую гамму: тёмные оттенки свидетельствуют о наличии проблем.
  2. Рисование на произвольную тему выявит, что ребёнка волнует на данный момент.
  3. Пусть сочиняет сказки: они покажут, правильно ли он расставляет приоритеты между добром и злом.
  4. Танцы помогут примириться с собственным несовершенным телом и стать более уверенным в себе.
  5. Глинотерапия также поможет отслеживать настроение и появление каких-то проблем.

Упражнения для тренинга взрослых:

  1. Коррекция психоэмоционального состояния: нарисовать собственные эмоции, свою семью, свои проблемы, открытку, которую никогда не отправите, горы (радостные события) и долины (травмирующие ситуации).
  2. Релаксация: рисовать под любимую музыку, танцевать, сделать зентагль (коллаж из маленьких забавных рисунков).
  3. Обретение счастья: нарисовать счастье, создать выставку фотографий прекрасного, сшить мягкую игрушку, создать что-то креативное для дома.
  4. Освобождение от потерь и травм: создать мини-диораму из травмирующего события, вести творческий дневник, вылепить нечто эфемерное как символ боли и уничтожить его.

Арт-терапия — нетрадиционное, но перспективное направление в психологии и психотерапии. Как считают многие специалисты, именно за ним будущее данных наук.

Сказкотерапия

Искусство, как известно, многогранно, а значит и видов лечебной терапии существует очень много. Такое многообразие творческих процессов позволяет специалисту подобрать наиболее удачный, увлекательный и приемлемый для конкретной личности метод терапии.

Перечислим наиболее популярные и продуктивные виды творческого лечения:

  • Рисование, разукрашивание.

Рисунки – наиболее древний и часто используемый вид арт-терапии. Рисунок на заданную тему позволяет отследить эмоции, определить символы сознания и возможные психические нарушения. Изо терапия помогает выявить внутренние блоки или страхи, снять напряжение.

В последнее время особой популярностью в арт-терапии пользуются раскраски для детей и взрослых «Антистресс». Разукрашивая мелкие детали, человек успокаивается, сосредотачивается, снимает нервное напряжение.

Библиотерапия – психокоррекционная методика воздействия на личность при помощи специально подобранной литературы.

Методы арт-терапии. Использование арт-терапии для взрослых и детей. Программа арт-терапии, упражнения, техники. Арт-терапии для взрослых и детей

Сказкотерапия специализируется на полете фантазии и сочинении сказок.

  • Пение, танцы и музыкотерапия.

Благотворное влияние музыки на человека известно издавна. В арт-терапии применяются различные методы воздействия музыкой, в том числе пение, танцы и игра на музыкальном инструменте. Использование музыкальной арт-терапии помогает справиться со многими психосоматическими расстройствами. Данный вид терапии особенно популярен в воспитательно-педагогической практике.

  • Драмматерапия, пантомима, анимация и мульттерапия.

Вид символического самовыражения посредством театрально-драматических средств. Позволяет снизить психические расстройства, сгладить социально-психологические проблемы и комплексы.

Мульттерапия или создание мультфильмов – эффективный метод при работе с детьми.

Применяется в семейной терапии или при работе с детьми для коррекции поведения, посредством театральных кукольных постановок.

Используется неструктурированный материал для символического самовыражения и самопознания. Применяется для психоанализа, эффективно снимает психическое напряжение. Методика учит не бояться делать ошибки, исправлять их и корректировать.

  • Коллажирование и скрапбукинг.

Коллаж – объединение (наклеивание) разнородных элементов. При работе над готовыми коллажами анализируются и обсуждаются диагностические критерии и возможности для дальнейшей терапевтической работы.  Анализ созданного коллажа включает размеры элементов, их расположение, выявление «доминантов», выбор цвета, сюжетность и упорядоченность.

  • Игротерапия, работа с пластичными материалами.

В основе игротерапии лежит применение ролевой игры в качестве интенсивной методики воздействия на личностное развитие.

Работа с пластичным материалом (глина, пластилин, тесто, воск), тактильное воздействие благотворно влияет на нервную систему, учит концентрироваться, дает выход негативной энергии.

Объединяет сразу семь видов искусства в одну методику. Позволяет раскрыть творческие способности, освободить эмоции, погрузиться в глубинный процесс самопознания и самовыражения.

Часто используется в дополнение к другим видам арт-терапии, в основном, связанным  с рисованием. Выбор определенной цветовой гаммы, количественное соотношение цвета на рисунке (и другие параметры) дают возможность психологам определить и проанализировать имеющиеся проблемы.

  • Фототерапия (применение фотографий).

Методы арт-терапии. Использование арт-терапии для взрослых и детей. Программа арт-терапии, упражнения, техники. Арт-терапии для взрослых и детей

Для занятий используются собственные фотографии или другие, специально подобранные, снимки. Работа проводится как с отдельными фото, так и в качестве материала для подготовки инсталляций или коллажей.

  • Видеотерапия, кинотерапия.

Применяется просмотр специально подобранных видеоматериалов, их обсуждение и анализ.

Данный метод психологической работы основан на проецировании глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски.

Арт-терапия при помощи изображенного мандала – рисунка в круге, обладающего (по восточным верованиям) магическими свойствами. Работа с индивидуальной мандалой позволяет одновременно анализировать и корректировать психическое состояние человека.

  • Вязание, шитье, плетение и другое рукоделие.

Как известно, любое рукоделие успокаивает и учит сосредотачиваться, созидает и помогает стать уверенней в себе. Для многих рукоделие – излюбленное занятие, повышающее настроение и радующее полученным результатом.

Именно в творческом процессе, забывая все условности и формальности, человек проявляет свое истинное «Я».

Согласно видам увлекательного терапевтического процесса, используются соответствующие средства.

  • Простые карандаши, ручки, бумага, ластик.

Самые распространенные и излюбленные средства проведения терапии, особенно у детей. Используются для рисования и записей. Ластик поможет исправить или подкорректировать некоторые моменты на рисунке, но опытный психолог обязательно обратит внимание на подобные правки.

  • Цветные карандаши, фломастеры, краски, мелки, маркеры.

Выбор цвета очень важен для диагностики эмоционального состояния рисующего и его отношения к предмету рисования. Как известно, слишком мрачные, черные рисунки характеризуют подавленность, негативизм или тяжелые переживания.

  • Пластилин, тесто для лепки, глина.

Через мелкую моторику, работая с лепящимися материалами, человеку удается лучше сосредоточиться, успокоиться и поразмышлять. Подобное средство арт-терапии позволяет рвать, мять и растягивать пластичный материал и, вместе с этим, выпускать напряжение и подавленные чувства. Преимущество работы  с пластилином заключается в возможности проведения эксперимента: изменения фигурок, их перестановка и игра с ними.

  • Музыкальные инструменты, аудио и видеотехника.

Данные средства являются неотъемлемой частью большинства арт-терапевтических занятий. Спокойная, расслабляющая музыка настраивает человека на нужный «лад», успокаивает и способствует лучшему раскрытию творческого потенциала.

  • Костюмы, элементы одежды, маски.

Незаменимые средства для театрализованных занятий, маскотерапии и т.д., позволяющие максимально «вжиться в роль» или «примерять маску».

  • Журналы, газеты, фотографии.

Используются при создании тематических коллажей, скрапбукинга, для занятий фототерапии.

Рассмотрим конкретные упражнения, используемые в процессе арт-терапевтических занятий.

Задача: представить себя другим участникам без использования слов. Иллюстрация может ассоциироваться с портретом, образом жизни, интересами и хобби, мироощущением, ценностями и т.д. Упражнение используется на первом этапе – знакомстве с группой.

Задача: символически изобразить на листе бумаги свое психоэмоциональное состояние или то, что тревожит. Упражнение используется как для знакомства, так и для последующей диагностики проблем человека.

Задача: работая в паре, участники рассказывают друг другу о себе (интересы, планы и др.). Затем каждый схематически изображает информацию о партнере на рисунке, после чего презентует ее группе. Происходит обсуждение, вносятся дополнения. Упражнение используется на первом этапе – знакомстве с группой.

Задача: посмотреть на партнера и изобразить его на рисунке (приветствуется абстракция, метафора), опираясь на первые впечатления. Происходит обсуждение, вносятся дополнения.

Задача: используя предоставленные технические средства (клей, фото, рисунки, журналы, газеты и др.) сделать коллаж на заданную тему. Тематика может быть разнообразной («Мужчина и женщина», «Мои планы», «Я», «От прошлого в будущее» и т.д.). Упражнение используется как для знакомства, так и для последующей диагностики и анализа проблем человека.

Задача: тактильная работа с пластичным материалом для выражения переживаний и передачи эмоционального состояния в данный момент. Заданием по работе с глиной или пластилином может быть изготовление скульптур, фигурок, отпечатков предметов, слепков, масок, амулетов, оберегов и др.

Методы арт-терапии. Использование арт-терапии для взрослых и детей. Программа арт-терапии, упражнения, техники. Арт-терапии для взрослых и детей

Задача: из пластичного материала (пластилин, тесто, воск) необходимо вылепить свою проблему (образно). После этого психолог предлагает «поговорить» с этим «жизненным препятствием», высказав все накипевшее и наболевшее и изменить его, если нужно.

  • Взаимодействие с бумагой.

Задача: при помощи бумаги и технических средств (клей, скотч, ножницы и т.д.) необходимо создать объемную композицию на заданную тему. Вариациями к занятию могут быть рисунки на мятой или мокрой бумаге, индивидуальная работа, групповые дополнения и др. Упражнение используется для глубокого самопознания, выражения эмоций и страхов.

Задача: используя разнообразные цвета экспериментировать с изображениями согласно заданной теме. Заданиями могут быть рисунки по «настроению», «самочувствию», «восприятию мира» и др.

Задача: Свободно вести карандаш по бумаге, без определенной цели и замысла, нарисовать каракули. Вариантами интерпретаций задания может быть последующее обсуждение рисунка, индивидуальные ассоциации, сочинение рассказа на основе каракулей и т.д. В рамках подобных упражнений используют техники отпечатка нарисованных красками каракулей, раздувание краски на листе бумаги, чернильные пятна и кляксы.

Арт-терапия для разных возрастов

Естественно, методика и подходы психологии искусства к детям и взрослым отличаются. Взрослые, как правило, заранее мотивированы к изменению ситуации, готовы обсуждать свои проблемы, умеют выразить чувства и переживания, анализируют свою деятельность вместе с психологом. Единственная трудность арт-терапии для взрослых – преодолеть сопротивление к нестандартной методологии терапевтических средств. Не каждый взрослый может снова «стать ребенком»: рисовать, клеить, лепить, петь, показывать пантомимы и т.д.

Дети, напротив, активно и быстро вовлекаются в знакомую им творческую обстановку. Они по своей природе любят играть и творить. Главное – увлечь их процессом, установить дружеские отношения.

Техники работы могут меняться или варьироваться в зависимости от категории участников, их возрастного ценза, определенного запроса или проблемной ситуации.

Упражнения для детей проходят в свободном формате, без сложных обсуждений и трактовок. Главное для детской арт-терапии – увлекательность процесса и получение удовольствия от работы.

Часто подобные методики используется для детей с функциональными ограничениями (гипердинамический синдром, расстройства аутичного спектра, задержка речевого и психического развития).

  • Во время интерактивных занятий ребенок раскрывает свои творческие способности, потенциал, становится уверенней и коммуникабельней.
  • Арт-терапия будет полезна и увлекательна даже для самых маленьких — для дошкольников. Занятия помогают развить умения в том или ином виде деятельности, научить взаимодействовать в коллективе, справиться со страхами, тревогами и излишней стеснительностью. Подобная творческая деятельность помогает выражать себя и свои чувства произвольно, без «кальки».
  • После выполнения работы психолог помогает ребенку решить «увиденную» проблему. Например, после задания «Нарисовать свой страх» важно озвучить то, чего боится ребенок и «победить зло». Как правило, дети сами (или при помощи психолога) придумывают, что можно сделать. Если это страшный черный паук, можно нарисовать цветочки на каждой его лапке и превратить в забавного «создателя цветочной паутины». А если это огромная собака с острыми зубами – дорисовать ей фиолетовые крылышки и «отправить в космос». Монстра, который каждый день прячется под кроватью можно преобразить, нарисовав его розовым и пушистым «смешариком», — теперь он будет охранять, а не пугать малыша.
  • Посредством арт-терапии в работе с детьми удается, играя и фантазируя, преобразовать внутренние страхи ребенка, проиграть и пережить сложную ситуацию. Такие интересные, веселые «проделки» помогают детям избавиться от фобий, учат делать их «нестрашными». Главное условие качественной арт-терапии – никакой агрессии и зла, превращения должны быть добрыми и веселыми.
  • Краски, песок, пластилин для детей остаются наиболее притягательными материалами.

Сложный подростковый период часто требует корректного вмешательства и сглаживания острого возрастного кризиса. В таких случаях техника арт-терапии становится наиболее уместной и незаменимой. Уставшие от постоянных замечаний и нравоучений, «повзрослевшие дети» с удовольствием вовлекаются в творческий процесс.

  • Подросткам с повышенным уровнем агрессивности или нервозности рекомендуют смешивать и комбинировать разные виды арт-техник. Так, рисование помогает успокоить нервную систему, а инсцинирование и актерская игра – адаптироваться и наладить взаимоотношения с окружающими, выстраивая в дальнейшем позитивную модель поведения.
  • Положительные результаты в арт терапии подростков демонстрирует техника по изменению первоначального рисунка. Для этого готовое изображение по заданной теме предлагается изменить, дополнить и улучшить. Такая свобода выбора и возможность что-то поменять помогает повысить самооценку, поверить в свои силы и начать работать над имеющимися проблемами.
  • Работая с агрессией, тревогой и неприятием себя, специалисты часто применяют телесно-ориентированную терапию, направленную на принятия образа собственного «Я», формирование телесных границ и интеграцию, снятия напряжения. Хорошие результаты также дает работа с пластичным материалом, который можно мять, рвать и видоизменять.
  • Коррекция арт-терапией дает возможность подростку проиграть, пережить и осознать проблемную ситуацию. После этого, справиться с какими-то либо отклонениями и нарушениями становится намного легче.

Многие взрослые недоверчиво относятся к подобному терапевтическому лечению и психологическим занятиям, считая их просто смешным «валянием дурака». Но, опыт работы многих специалистов в этой области демонстрирует высокие позитивные результаты изменения психического состояния участников программ по арт терапии.

  • Сказкотерапия, как это ни парадоксально, идеально подходит при работе со взрослыми и пожилыми людьми. Фантазируя, придумывая сюжет и развитие действий, человек неосознанно «подключает» свою линию жизни, проблемы или неудачи. Работая вместе с психологом, удается подкорректировать придуманную сказку, сделать ее позитивней, а главного героя успешней.
  • Работая над собой, участник арт-методик получает удовольствие от творчества, вдохновляется на свершение новых «подвигов», трансформирует свою жизнь в новом, позитивном ключе. Все занятия проходят легко, приятно и на позитивном настрое.
  • Современные взрослые люди все чаще прибегают к помощи психологов с целью увеличить успешность и продуктивность своей жизни, научиться самореализовываться и управлять своим настроением, изменить жизнь к лучшему, наладить личные отношения.

Таким образом, можно сказать, что глобальной миссией арт-терапии является изменение внутреннего состояния человека, улучшение психического здоровья и создание полной душевной гармонии и эмоционального комфорта.

Разнообразие методик, видов и средств арт-терапии позволяют преодолевать последствия стресса, облегчить лечение психических и невротических расстройств, выявлять  и корректировать психологические и личностные проблемы.

С полной уверенностью можно назвать арт-терапию  — самой увлекательной и интересной психологией!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал
Adblock detector